Для гармоничного развития ребенка в семье необходимо

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
Ольга Русина
Гармонично развитый ребенок — благополучие семьи и детей
Гармонично развитый ребенок — благополучие семьи и детей.
С самых первых дней ребенок смотрит на мир и подражает тому, что видит вокруг себя. Дошкольный период – это время активной социализации, развития гармоничной личности. И основы этого заложены именно в семье. Ведь от того, как будет развиваться дошкольник, зависит его будущее. Все плохое и хорошее, что есть в ребенке, зависит от социума, в котором он находится, то есть, главным образом от семьи. Культом для ребенка являются его родители, а именно, их влияние накладывает отпечаток на всю последующую жизнь – именно в этой среде закладывается гармоничное развитие ребенка. Все плохое, и все хорошее, что есть в ребенке, складывается главным образом из того, что он получает в семье. Ведь в семье работает принцип моделирования. Здесь может иметь место фактор положительного и отрицательного влияния. Ребенок окружен заботой лаской, вниманием, нежностью. Либо чрезмерная опека, жесткие ограничения, или полное отсутствие контроля со стороны родителей. Жесты, мимика, взгляды, эмоциональное состояние с самых первых дней сказывается на ребенке, его состоянии. От контакта и общения с родителями происходит восприятие себя как человека. Недостаток такого контакта оказывает отрицательное воздействие. Ограничение со стороны родителей потребностей ребенка, оказывает отрицательное воздействие на здоровье ребенка. Наиболее правильной позицией родителей должно быть достижение одного эмоционального состояния с ребенком, единых целей нравственных, гуманистических, патриотических. Недостаток эмоционального развития ведет к ограниченным контактом ребенка с социумом, как следствие, жестокость и замкнутость. А если же наоборот, с самого раннего детства был получен только положительный комфорт, то в такой семье ребенок вырастет с четко сформированной жизненной позицией. Он будет целеустремленным и жизнерадостным. В процессе общения в семье четко видны «границы дозволенного», рамки, нормы и правила поведения. Отсюда берет начало дальнейшее поведение. Первый жизненный опыт, первые победы и первые поражения, это результат воздействия семьи. Родителям очень важно учесть, что в данном возрасте каждый шаг и поступок ребенка должен стимулироваться и подкрепляться, в таком случае он будет видеть, что поступает правильно, и получать эмоциональный комфорт от своих действий. И наоборот получать совет и негативное отрицание неправильных поступков.
Главным и немаловажным фактором служит личный пример родителей. Если родители твердят ребенку о невозможности выполнения некоторых поступков, то не совершать их они просто обязаны, что бы их слова не отличались от практики. Очень важным компонентом является отношение к ребенку, как к равному, развивать его сильные стороны. Мотивы поведения, духовное воспитание, является результатом такого отношения. Ведь во многом от того, как будет развита личность ребенка зависит сможет ли он в последующем решать сложные жизненные ситуации.
Очень важно, в первую очередь родителям, в нужный момент увидеть в своем ребенке ту искорку таланта и способностей, которая в нем заложена.
Источник
Сама природа запрограммировала нас относиться к младенцам с особенным трепетом: они вкусно пахнут, выглядят как маленькие ангелочки и такие мягкие на ощупь. Вся семья бесконечно умиляется малышу, а мамы зачастую видят в нем очень хрупкое и абсолютно беспомощное создание. Однако новорожденные уже с первых моментов жизни обладают невероятной силой. Ни один взрослый после своего рождения не встречался в жизни с задачами, по сложности сопоставимыми с теми, что решал этот маленький человек последние 9 месяцев.
К моменту своего рождения малыш уже научился двигать ручками и ножками, прислушиваться к сердцебиению мамы и обзавелся собственными биологическими ритмами. Но после рождения многое поменялось, и теперь он попал в огромный мир и учится существовать как отдельный живой человек. На этом пути родителям очень важно создать условия для его развития и помочь малышу овладеть своим телом и установить самые важные в жизни социальные отношения.
Развитие человеческого потенциала
Сильвана Монтанаро, врач-психиатр, доктор медицинских наук и первый AMI-тренер в Монтессори-методе 0-3, в своей книге «Понимание человека. Важность первых трёх лет жизни» пишет, что новорожденный «уже обладает всеми задатками для развития гармоничной личности». Это значит, что наша задача создать условия уважения и принятия для полноценного развития этой личности. Давайте разберем 5 необходимых условий развития младенцев.
1. Чаще обнимайте и держите малыша на руках
Младенцам просто необходим физический контакт со взрослым. Инстинкты диктуют новорожденному быть как можно ближе к маме – ближе к комфорту, защите и материнскому молоку.
Биение сердца матери и звук её голоса – это единственные привычные ориентиры жизни, которые есть у новорожденного. Это те звуки, которые позволяют ребенку чувствовать себе в безопасности и комфорте.
Близость матери – это также необходимое условие для установления отношений привязанности, от которых так сильно зависит всё будущее развитие малыша. Как правило, у женщин также возникает инстинктивная потребность всё время видеть своего ребенка, держать на руках и касаться его. Иногда условия жизни, советы родственников и другие события отнимают у матери возможность следовать своим внутренним порывам. Семье важно помнить, что мамино время, проведенное в физическом контакте с младенцем, всегда будет важнее любых домашних хлопот.
Отношения с матерью – это первые отношения ребенка с другими людьми. Пусть малыш и не может рассказать нам что-то словами или жестами, у него всё равно в арсенале есть немало средств общения: движение тела, улыбка, плач. Именно с мамой ребенок впервые учится применять все эти средства, поэтому эти отношения станут моделью общения и с другими людьми.
Младенцам невозможно уделить слишком много внимания! Ребенок инстинктивно тянется к матери с первых секунд рождения, поэтому в первые месяцы его развития очень важно уделять ему необходимое внимание и наладить физический контакт.
2. Позвольте новорожденному спать и кушать в соответствии с внутренним ритмом
Новорожденные уже наделены своим уникальным режимом дня, благодаря котором они сами точно знают, когда и сколько им необходимо есть и спать. Любой жесткий распорядок дня, который так часто бывает в роддоме, не учитывает индивидуальные особенности новорожденного: это является насильственным вмешательством в способность ребенка управлять своими ритмами сна и питания и создаёт трудности с приспособлением к солнечному ритму. Голод и потревоженный сон может приводить к негативным реакциям младенца и осложненным отношениям с родителями.
Дайте малышу возможность прислушиваться к своим внутренним ритмам, старайтесь всегда иметь в доступе тихое место для сна и возможности для кормления. Доверьтесь инстинктам младенца!
3. Соблюдайте порядок действий, ухаживая за младенцем
Дети чувствительны к последовательности, а четкий и привычный порядок действий создаёт им ощущение безопасности на протяжении всего детства.
Ваш младенец естественным образом привыкает к чередованию дня и ночи, а ежедневно повторяемые действия (например, кормление, переодевание и купание) становятся первой системой ориентиров в жизни ребенка. Постоянно повторяющиеся последовательности и места дают возможность ребенку познакомиться со средой и выявить первые закономерности этого мира.
Если вы всегда меняете подгузник в одном и том же месте и совершаете одинаковую последовательность мелких действий, то малыш скоро сможет догадываться, к чему вы клоните, как только вы приступили к процессу. Аналогично, одна и та же колыбельная перед сном станет настолько привычной для малыша, что первых строчек будет хватать, чтобы отправиться в мир снов.
Ежедневно повторяющиеся ритуалы дают малышу ощущение комфорта и безопасности и позволяют начать исследование мира.
4. Дайте ребенку достаточно пространства для обзора и движения
Общеизвестно, что малыши рождаются близорукими, но мало кто знает, что у этого явления есть причина. Их зрение максимально настроено на восприятие материнского лица с близкого расстояния, именно того, на котором обычно находится лицо мамы во время кормления и ухода за ребенком.
Очень важно поддерживать и развивать способность новорожденного к концентрации и умение обращать внимание на разные предметы вокруг себя. Для этого, во-первых, старайтесь быть в контакте с ребенком во время любых процедур. Некоторые мамы во время кормления могут читать книгу или смотреть телевизор, чем лишают малыша моментов, когда он может исследовать форму и выражение её лица. Второй немаловажный аспект – это насыщение среды ребенка. Дайте малышу возможность рассматривать предметы в детской, старайтесь не занавешивать кроватку на долгое время.
Жизненной необходимостью для младенца является и движение. Возможность лежать на коленях у мамы или провести какое-то время на ковре позволяет ребенку поупражнять одновременно и мышцы своего тела, и органы чувств. И наоборот, пеленки, неудобная одежда и круглосуточное нахождение в маленьком замкнутом пространстве ограничивают движение малыша, а, следовательно, и его развитие.
Старайтесь не закрывать обзор ребенка на разные предметы в месте, где он проводит много времени. Не ограничивайте движения малыша, подбирайте ему комфортную одежду, следите за тем, чтобы у него было достаточно пространства для движения.
5. Стимулируйте органы чувств малыша
Малыши имеют все органы чувств, которые есть и у взрослых людей. Они восприимчивы к звукам, прикосновениям, температуре, свету, вкусам и запахам. Младенцы вполне могут испытывать скуку, если их органы чувств не получают новых сигналов в течение продолжительного времени. Скука вызывает у ребенка дискомфорт, и он начинает плакать. К сожалению, по непонятной причине взрослые считают, что любой крик ребенка должен быть связан с кормлением, и сразу пытаются накормить малыша или дать ему пустышку. Нетрудно представить, какие последствия могут быть у такого «заедания скуки».
Дети обладают удивительной любознательностью. Они любят вслушиваться в человеческие голоса и музыку, их привлекают предметы разных цветов и форм, они следят за двигающимися предметами, внимательно реагируют на то, как их лицо обдувает легкий ветерок.
Для ребенка с самого рождения очень важна стимуляция органов чувств – это необходимая основа его развития. Достаточно просто не изолировать малыша от внешнего мира: разнообразное питание мамы позволяет менять вкус грудного молока, разговоры родителей и фоновая музыка тренирует слуховое восприятие ребенка, прикосновения развивают тактильное восприятие, а достаточно хороший обзор стимулирует зрение малыша.
Выводы
Каждый младенец к моменту своего рождения уже проделал большую работу: он уже научился двигать своим телом, у него присутствуют все органы чувств, а сам малыш уже обладает большим количеством потребностей, которые могут удовлетворить только родители. Если обобщить, то малышу необходим контакт с внешним миром. Физический контакт с мамой создает самые первые социальные отношения в жизни ребенка и развивает тактильное восприятие малыша, возможность свободно двигаться продолжает это развитие, а насыщенная среда развития учит малыша перерабатывать информацию из разных каналов восприятия. В этом возрасте инстинкты и биологические ритмы играют ключевую роль в развитии, поэтому очень важно подстраиваться под ребенка, чутко реагируя на его потребности.
Заключение
Монтессори педагоги активно занимаются исследованиями младенчества. Они убеждены, что естественное развитие ребенка начинается с выстраивания отношений с мамой и требует плавного и постепенного включения новых мест и людей в жизнь ребенка. Однако буквально к 7-8 месяцу жизни малышу может быть полезна смена обстановки, дополнительное разнообразие видов деятельности и расширение круга знакомств. К тому же к этому возрасту малыш скорее всего уже научился сидеть и ползать, что открывает совершенно новые возможности для исследования окружающего мира. Именно для самых юных исследователей и их родителей созданы занятия для малышей до года в детских Монтессори-клубах «Созвездие». На них педагоги помогают развивать природную активность детей и делятся своими знаниями с родителями. На занятиях мы стимулируем развитие сенсорных систем и мускулатуры детей и подготавливаем малыша к речевой активности.
Узнайте больше о развивающих занятия для детей до года по методу Монтессори, посетив наше бесплатное пробное занятие!
Источник