Диспраксия развития у ребенка лечение

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений. Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают. О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Читайте также:  Методика развития ребенка с дцп

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.
Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка дошкольника по фгос

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Источник

Мало кто знает в нашей стране, что популярный актер, исполнивший роль Гарри Поттера, имеет неизлечимое заболевание – диспраксию. Это нарушение координации движений, которые делаются целенаправленно. 

Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером. Что это такое? Диспраксия – это патология, которая проявляется в детском возрасте. Ребенку достаточно сложно выполнять ежедневные действия, одеваться или даже разговаривать. Согласно МКБ-10 – заболевание отнесено к категории расстройств развития двигательной функции, а в справочнике DSM-IV патология занесена в отдел расстройств развития координации. Проще говоря, ученые под термином «диспраксия» понимают расстройство в работе головного мозга, при котором пациенту тяжело запланировать свои движения. При этом ребенок все понимает, что происходит вокруг, что ему следует сделать, но спланировать и повторить движения ему достаточно сложно. Несмотря на высокий уровень развития медицинской области, данный вид патологии вызывает множество споров, как в части причин ее появления, так и в части лечения. 

Основные проявления 

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам. 

  1. Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь. Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок: 
  2. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией. 
  3. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц. 
  4. Проблемы при удержании ручки или карандаша. 
  5. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. 
  6. Даже научившись писать, делают это очень медленно. 
  7. Проблемы с чтением. 
  8. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней. 
  9. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия. 
  10. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности. 

Симптомы в зависимости от возраста 

Несмотря на слабую изученность проблемы, все же заподозрить патологию можно даже на бытовом уровне. В раннем возрасте (от 0 до 1 года), патология может проявляться в виде нарушения сна и сосательной функции. Малыш может не уметь направить свой взгляд в одну точку, а тем более удержать его. Могут наблюдаться расстройства захватной функции, раздражительность и частый плач. В данном случае диспраксия – это нарушение в двигательном развитии, проявляющееся тем, что малыш с трудом сидит и ползает, практически не проявляет интерес к играм, не выражает свое настроение жестами и словесными сигналами. 

Дошкольный период 

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой: пониженная концентрация внимания; 

повышенная физическая активность; 

проблемы с засыпанием; 

неумение самостоятельно питаться; 

нескоординированная походка. 

В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. 

Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой. 

Школьный возраст 

Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением. 

Почему это происходит? 

Чаще всего заболевание диагностируется у детей с 5 до 11 лет. Есть огромные сложности с постановкой диагноза, так как симптоматика диспраксии пересекается со многими заболеваниями. Относительно реальных причин развития заболевания существует множество гипотез, но единого мнения среди медиков не существует. Одной из определяющих причин развития патологии считается наследственность. Естественно, если хотя бы у одного родителя есть какое-либо заболевание, то ребенок однозначно находится в группе риска. По другой теории, болезнь является генетическим нарушением. Предполагается, что это связано с мутацией гена FOXP2, который играет решающую роль в развитии вербальных навыков. К примеру, подобное нарушение свойственно лицам с диагностированным аутизмом, у которых также наблюдаются проблемы с вербальной функцией. Другие ученые предполагают, что моторная диспраксия и другие виды заболевания могут быть следствием микротравм головного мозга, которые возникают на фоне аноксии плода, то есть появляются в период вынашивания. Тем более, что уже давно замечено, что детки, которые недоношенные или наоборот, переношены, чаще страдают данным видом патологии. Помимо всех этих факторов, установлена взаимосвязь между диспраксией и синдромом Дауна, Аспергера и аутизмом. Болезнь часто возникает на фоне черепно-мозговой травмы и при наличии ряда неврологических проблем. 

Читайте также:  Мадоу детский сад 195 центр развития ребенка

Виды в зависимости от причин 

На сегодняшний день выделяют несколько видов диспраксии, в частности в зависимости от причин возникновения: Первичная. Четко установить в данном случае, почему появилась болезнь практически невозможно, так как она не является следствием какого-либо заболевания или травмы. Вторичная, то есть развитие заболевания связано напрямую с другой патологией. 

Виды в зависимости от типа действия 

По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия. Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом. 

Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач. Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз. Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо. 

Классификация патологии по конкретным двигательным нарушениям 

В данной классификации присутствует: 

Кинетическая диспраксия. Патология характеризуется замедленными движениями, то есть невозможность выполнять практически любые движения в быстром темпе. 

Идеативная. Больной имеет трудности с осмысливанием и дальнейшей реализацией действий. 

Деамбулаторная. Ребенок с таким видом диспраксии неспособен чередовать ходьбу и бег, либо другие предложенные движения. 

Выразительный тип характеризуется практически полным неумением выразить свои эмоции мимикой. Ребенок не соотносит мимику со своим эмоциональным состоянием. 

Конструктивная. Больной не воспринимает окружающий мир адекватно, ни в трехмерном, ни в двухмерном измерении. Одевательная дисфункция, как понятно из названия связана с процессом надевания. Ребенок может путать последовательность процесса надевания, к примеру, сначала обуться, а только потом надеть нижнее белье.

 Как определить? 

 Огромная роль диспраксии в возникновении моторной дисграфии, что в дальнейшем будет только усложнять во взрослом возрасте. В свете этого, очень важно, как можно раньше идентифицировать заболевание, ведь его достаточно просто спутать с другой патологией. Родители могут заподозрить, что появились проблемы дома. К примеру, наблюдая, как одевается и раздевается малыш. Если правильный порядок постоянно нарушается, то лучше обратиться к врачу. Ребенка можно попросить поиграть с головоломкой, где требуется соединить пазы. Также можно заметить, что есть проблемы, если идущего ребенка попросить тут же побежать, но он не может сразу перестроиться. При малейшем подозрении следует обратиться к врачу. Это может быть педиатр, офтальмолог или логопед. 

Лечение вербального типа патологии 

Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки. В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации: «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками. В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.

Диспраксия у взрослого населения 

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента. Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом. Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет. 

Профилактика 

Несмотря на стремительное развитие медицины, никто не придумал профилактические мероприятия и вакцины от диспраксии. Самое главное, при малейшем подозрении на то, что со здоровьем малыша что-то не так, — срочно обратиться к врачу, так как лечение данного вида патологии достаточно длительное. 

Источник