Диплом развития творческих способностей ребенка в дошкольном возрасте

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА 3
1.1. Понятие «творческие способности», особенности и условия их развития у детей дошкольного возраста 6
1.2. Средства искусства в развитии творческих способностей детей 187

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 244
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации……………………………………………………………………….244
2.2 Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами искусства 30
2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психодиагностика творческого мышления Е. Туник……51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опросник креативности Джонсона в модификации Елены Туник……………………………………………………………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методика изучения индивидуальных особенностей воображения………………………………………………………………………63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Пояснительная записка к программе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами искусства.64

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внимание научного и педагогического сообщества к проблеме качества образования — явление далеко не новое. Для всех заинтересованных и неравнодушных деятелей науки, учителей и методистов именно этот вопрос на уровне минимума или суммы знаний, основ культуры, результатов, достижений, объективных критериев и т.д., был и есть в числе злободневных. Дело не только в том, что результаты педагогического труда, как правило, напрямую связаны и оцениваются, исходя из образовательных, творческих достижений детей самого разного возраста. В данном контексте можно говорить и о неизбывном стремлении, сохраняющейся потребности учителей-новаторов, учителей-исследователей, а в целом, всех прогрессивных педагогов искусства посвящать свою профессиональную жизнь «обучению с увлечением», «сеять разумное, доброе, вечное». И, соответственно, видеть в своих повзрослевших детях и выпускниках все то, чему учили и что собственно «формировали, развивали и достигали».
Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем недостаточно внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач. В практике педагоги большое внимание уделяют коррекции детей с проблемами в обучении, но, как правило, не планируют работу с детьми, проявляющими более высокий уровень способностей. Обычно такие дети не получают должного внимания из-за недостатка времени, загруженности педагога …………………………………………….. ……………………..Цель исследования: изучить возможность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами искусства в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс …………………………………………….. …..
Предмет исследования: влияние …………………………………
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение средств искусства в условиях дошкольной образовательной ………………………………..
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические
…………………………………………
Практическая значимость. В работе представлен опыт педагогической работы по проблеме развития творческой ………………………………………..
Выбор комплекса методов исследования определяется целями и задачами исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский ………………………………………..
Структура работы. Дипломная работа состоит из ……………………………………….

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

1.1. Понятие «творческие способности», особенности и условия их развития у детей дошкольного возраста

Творческая деятельность представляет из себя составную часть продуктивного мышления. Творчеством предполагается эвристический элемент в поиске решений задач, с которыми до этого педагог не сталкивался. Творческую деятельность характеризуют гибкость мышления, способности нахождения новых связей среди объектов, быстрое переключение, проведение аналогий. Беглость мышления составляют условия научных поисков.
Развивать творческие способности считается возможным лишь в соответствующем виде деятельности, обусловленном культурным способом освоения действительности. Многие исследователи согласны с тем, что для возникновений творческих процессов необходимо наличие проблемы, то есть цели и отсутствия известных способов её достижения. Исключением являются маленькие дети, в которых от природы закладываются потребности творить.
Р.С. Немовым, при рассматрении творческих проявлений детей, обращается особое внимание на связи творческого процесса и интереса дошкольника к деятельности, которую он осуществляет. Автором подчёркивается связь интереса к деятельности с открытиями нового, то есть. с творческими процессами.
Педагогами и психологами (А.Н. Лук, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.) указывается на то, что важнейшим условием в развитии творческой способности у дошкольника является личность педагога и его готовность к соответствующей организации образовательных процессов. Отечественной педагогикой и психологией широко рассмотрены процессы развития творческой способности дошкольников.
Исследованиями в сфере физиологии доказано, что мозг детей проходит стадии интенсивного роста и «дозревания» на первых этапах жизни. Увеличение числа клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и быстроты функционирования уже имеющихся структур, так и от того, насколько повышается образование новых. Это время самое благоприятное для начала развития способностей. Но для полного их развития нужна поддержка данного процесса необходимыми стимулами беря за основу оптимальные условия, имеющиеся на момент созревания.
Если созревание мозговых структур и начало деятельности идут вместе, а окружающая обстановка благоприятна, то развитие происходит без проблем. Все же потенциал для развития способностей, достигнув максимума, не остается неизменными. Если этот потенциал не используется, то они постепенно исчезают, а способности деградируют, чем слабее их функционирование, тем быстрее данный процесс происходит. Это угасание – необратимый процесс. Известно, что для различных специальных способностей присуще неодинаковое время их появления в онтогенезе. Раньше всех возникают художественные способности.
В возрасте 4-6 лет активно формируются и развиваются навыки и умения, важные для изучения дошкольником внешней среды, анализа свойств предметов и явлений и воздействию на них для их изменения [35]. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, выступает как подготовительный этап в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих уровень творческих способностей. Аккумуляция фактов и информации о состоянии окружающего мира формирует платформу для формирования представлений и …………………………………………….. ………………………………….

Читайте также:  О нормальном речевом развитии ребенка картинки

1.2 Средства искусства в развитии творческих способностей детей

При воспитании и обучении дошкольников художественно-эстетическому развитию придается важнейшее значение. В соответствии с ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие оказывает влияние на развитие предпосылок ценностно-смысловых восприятий и пониманий произведения искусства, эстетическое отношение к окружающей действительности, творческие способности ребенка.
Изобразительное творчество — это одно из древнейшего направления в искусстве. Искусством пробуждается первые яркое и образное представление о Родине, ее культуре, оказывает влияние на воспитание чувств прекрасного, развитие творческих способностей ребенка. Детское изобразительное творчество выступает важнейшим условием в формировании индивидуальных своеобразий личностей уже на первом этапе ее становлений. Народное искусство является средством приобщений дошкольника к российской культуре, ее истории, красотам природы, особенности быта русского народа.
Э.В. Ильенкова считает, что ранним развитием личностей, на истоке первого детского образа, провоцируется зарождение ценнейшей человеческой способности: художественное видение, высшая форма фантазий, интуиция, творческое воображение..
Изобразительной деятельностью детей в старшем дошкольном возрасте отображается их внутренний мир. В изобразительной деятельности детьми выражается все то, чем они окружены в повседневной жизни, их увлечения и ежедневные заботы. В процессе изобразительных занятий у дошкольников происходит развитие как психических, так и специальных способностей: моторики, глазомера, пространственной и цветовой ориентации, овладевание сенсорным эталоном.
Изобразительной деятельностью, существующей организованно в условии дошкольных организаций и семейной среде, играется важнейшая роль в развитии дошкольников.
В большинстве программ по дошкольному образованию ставятся задачи по обучению ребенка декоративному рисованию ведь данным видом рисования включается большой развивающий педагогический потенциал, а именно: развиваются чувства композиций на основании построений узора на различной форме; развивается чувство цвета; формируются умения различать стиль декоративного искусства и умения по использованию и его отдельного элемента в изображениях; способствует овладению технического навыка – рисования кистью либо карандашом.
В процессе декоративного рисования дети познают значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания рисунка, начинают чувствовать и понимать, как меняется орнамент предмета, в зависимости от его назначения и украшающих форм.
Важной задачей в обучении декоративному …………………………………………….. ……………………….

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Читайте также:  Закономерности роста и развития ребенка дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Практическая работа проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №65 «Бусинка» г. Воркуты. В исследовании приняли участие дошкольники в возрасте 5 — 6 лет, в количестве 24 человек.
Работа состояла из трех этапов:
1 этап — констатирующий;
2 этап — формирующий;
3 этап — контрольный.
В качестве методик исследования творческих способностей детей мы использовали следующие (описание методик в прил. 1):
1. Психодиагностика творческого мышления Е. Туник.
Цель: изучение творческого мышления.
2. Опросник креативности Джонсона в модификации Елены Туник.
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) дошкольников.
3. Методика изучения индивидуальной особенности воображения.
Цель — оценка воображения, уровня фиксированности представления, ригидности или гибкости воображения, оригинальности и степени стереотипности воображения.
4. Карта наблюдения.
Помимо описанных выше методик, мы составили карту наблюдения, в которой отмечали характерную особенность именно изобразительной деятельности. Наблюдения проводили на протяжении всего периода эксперимента.
Основными показателями, за которыми мы наблюдали были:
1) умеют хорошо смешивать краски;
2) изображают предметы, сходные с реальными;
3) умеют правильно передавать форму и пропорции, а также окраску предметов;
4) умеют выделять задний и передний план;
5) с легкостью копируют объекты и сюжеты, увиденные вокруг себя;
6) умеют правильно держать карандаш, кисть, применять рациональные способы их использования.
7) смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами.
Приведем описание результатов, полученных на 1 (констатирующем) этапе эксперимента.
В первую очередь мы провели методику, которая направлена на констатацию уровня творческих мышлений исследуемых детей. В результате мы получили средние баллы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Средние баллы по шкалам методики, направленной на изучение творческого мышления Е. Туник на 1 этапе исследования
…………………………………………….. …………………………………..

Результат распределения по уровням представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение детей по уровням сформированности творческого мышления на 1 этапе эксперимента

Из результатов видно, что в группе преобладает средний уровень развития творческого мышления.
Далее в таблице 2 представлен результат, полученный по методике креативности Джонсона, в модификации Е. Туник.
Таблица 2
Средние баллы по методике креативности Джонсона на 1 этапе исследования

…………………………………………….. ………………………Полученный результат свидетельствует о том, что у исследуемых дошкольников …………..

Анализ результатов по методике изучения индивидуальной особенности воображения представлен нами в таблице 3, а распределение детей по уровням на рисунке 3.
Таблица 3
Средние баллы по методике индивидуальных особенностей воображения детей на 1 этапе эксперимента………………………………….. ………………………..
В процессе наблюдения за детьми, сложно было не заметить, что полученный результат по данной методике в общем также соотносятся с результатом предыдущих. Те из детей, у которых ……………………………………

2.2 Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами искусства

Изучив и проанализировав методики, методические пособия, таких авторов как: И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также практический опыт работы с детьми, накопленный педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.
Подробно программа приведена в приложении 4. Здесь мы ее представляем кратко.
Цель программы: развить творческие способности старших дошкольников путем применения нетрадиционной техники в художественной деятельности – пластилинографии.
Для достижения данной цели мы сформулировали задачи:
1. Обучить детей новым техникам рисования, самостоятельному ………………………………….
Совместно с воспитателями был разработан перспективный план работы (табл. 4) на два года и выбрана тема для углубления знаний «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».
На каждом занятии перед детьми ставилась новая образовательная задача, закрепление и расширение которой, происходит на последующих занятиях.
Таблица 4
Перспективный план
……………………..
…………………
Так же в таблице 5 приводим учебно-тематический план.
Таблица 5
Учебно-тематический план
……………………………………………..

2.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Читайте также:  Беременность развитие ребенка с фото

Чтобы подтвердить результативность работы, мы провели контрольную диагностику (идентичную на констатирующем этапе).
Прежде всего, нами была проведена методика, которая направлена на изучение творческого мышления дошкольников. Результаты представлены в таблице 7, рисунке 5.
Таблица 7
Средние баллы по шкалам методики, направленной на изучение творческого мышления Е. Туник на 3 этапе эксперимента………………………………….. …………………………………………..
Сравнительный анализ на 1 и 3 этапе эксперимента представлен в таблице 8 и рисунке 6.
Таблица 8
Сравнительный анализ по шкалам методики, направленной на изучение творческого мышления Е. Туник на 1 и 3 этапе исследования
…………………..
………………
Рисунок 6. Сравнительный анализ распределение детей по уровням сформированности творческого мышления на 1 и 3 этапах эксперимента

Качество рисунков детей улучшилось, рисунки стали более насыщенными, появились различные детали, которые позволяют создать целостный сюжет и композицию.
Далее в таблице 9 представим результаты, полученные по методике креативности Джонсона, в модификации Е. Туник.
Таблица 9
Средние баллы по методике креативности Джонсона на 3 этапе эксперимента
…………………………………………….. ……………………..
Рисунок 6. Результаты диагностики уровня сформированности креативности детей на 3 этапе эксперимента

Сравнительные данные по методике креативности на 1 и 3 этапах исследования представлены в таблице 10 и рисунке 7.
Таблица 10
Сравнительные данные средних баллов по методике креативности Джонсона на 1 и 3 этапах исследования
…………………………………………….. ……………
Сравнительные показатели двух этапов представлены в таблице 12 и рисунке 8.
Таблица 12
Сравнительные показатели средних баллов по методике индивидуальных особенностей воображения детей на 1 и 3 этапе эксперимента
…………………………………………….. …………………………..
Рисунок 8. Сравнительные данные уровня индивидуальных особенностей воображения на 1 и 3 этапах эксперимента
Представленные данные показывают, что уровень индивидуальных особенностей воображения у детей улучшился.
Результаты по карте наблюдения на 3 этапе эксперимента представлены нами на рисунке 9.

Рисунок 9. Результаты по карте наблюдения на 3 этапе эксперимента
Сравнительный анализ по карте наблюдения представлен на рисунке 10.

Рисунок 10. Сравнительные показатели по карте наблюдения на 1 и 3 этапах эксперимента

После реализации экспериментальной работы, дошкольники перешли к более сложным методам решения задач. Это говорит ……………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что творческая способность представляет из себя тот уровень творческой одаренности и способности к творчеству, который состоит из относительно устойчивой характеристики личности, являющейся особым качеством личности современного человека, которому необходимо все время расти и развиваться, чтобы быть востребованным в обществе.
Самым благоприятным периодом для развития творческой способности считается дошкольный возра………………………………………… …………………..

………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. — М. 2009. – 187 с.
2. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4–7 лет) : дисс. … канд. психол. наук / Е.В. Алфеева. – М., 2015. – 451 с.
3. Альтшуллер, Г.С., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, Минск: Беларусь, 2015. – 678 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов М.: Смысл, 2007. – 432 с.
5. Бабаева, Ю.Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е.Е.Кравцовой, В.Ф.Спиридонова, Ю.Е.Кравченко. М.: РГГУ, 2016.- 322 с.
6. Бердяев, Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии – М. 2014. – 578 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 2014. – 342 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – М.: ИЦ «Академия», 2011. – 142 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Д.Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М., 2015. – С. 21- 30.
10. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 2010. – 429 с.
11. Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. …………………………………………….. ……….

Источник