Динамика развития умственно отсталого ребенка

Динамика развития умственно отсталого ребенка thumbnail

В раннем детском возрасте, психическое недоразвитие выражается главным образом в недостаточности аффективно-волевой сферы и моторики ребенка, искажении и замедлении сроков становления зрительных и слуховых рефлексов, неполноценности «комплекса оживления», более позднем проявлении эмоционального реагирования на окружающее.

У детей первого года жизни недостаточность мышления проявляется на основе недоразвития тех функций, которые отражают нарушенное становление познавательной деятельности.

На 2—3-м году интеллектуальная недостаточность проявляется в особенностях поведения и игровой деятельности. Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не отличаются живостью, пытливостью, интересом к окружающим предметам и явлениям, которые свойственны здоровому ребенку. Игры их характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных требований игры, слабостью контактов с детьми, меньшей эмоциональностью.

Для дошкольного возраста характерны отсутствие побуждений к интеллектуальным формам игровой деятельности и повышенный интерес к подвижным, нецеленаправленным играм. В эмоциональной сфере отмечаются примитивные реакции и недостаточная дифференцированность высших эмоций — проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей.

В школьном возрасте на первый план все больше выступают интеллектуальные расстройства, которые проявляются в разных сферах деятельности и поведении больных, главным образом в учебной деятельности.

В  подростковом возрасте преобладает инфантильность психомоторного и аффективного уровня реагирования с наличием импульсивных, агрессивных и асоциальных поступков.

Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, по мере взросления все более и более отчетливо выявляется недостаточность отвлеченного мышления, слабость предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности.

Также рекомендуем прочитать:

Соматовегетативный  уровень реагирования

Задержка формирования перцептивных реакций (на свет, звук, игрушку, «комплекс оживления» на лицо матери).

Задержка развития статокинетических функций (удержание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба).

Задержка развития навыков самообслуживания.

Задержка развития психомоторных функций.

Недоразвитие речевой функции.

Психомоторный уровень реагирования

Нарушение игровой деятельности с отсутствием инициативы, творчества. Непонимание условий ролевой игры. Игра носит характер подражательных стереотипов.

Задержка формирования интеллектуальной  деятельности при слабой познавательной активности и отсутствии любознательности, пытливости.

При подготовке к школе – затруднения в освоении начальных элементов чтения, счета, письма.

Эмоциональный уровень реагирования

Характерна ретардация возрастных уровней эмоционального реагирования.

Психогенные реакции имеют форму, типичную для младшего возраста.

Долго сохраняется  соматовегетативный уровень нервно-психического реагирования на психогенную ситуацию.

Динамика умственной отсталости определяется развивающимися в ЦНС процессами компенсации и эволюцией возрастного созревания. Динамику олигофрении в целом принято определять как «непрогредиентную» (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или «эволютивную» (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Отклонения от этого течения болезни могут, однако, иногда наблюдаться под влиянием неблагоприятных внутренних и внешних факторов (включая факторы воспитания).

Положительная эволютивная динамика при умственной отсталости связана с естественным ростом и развитием организма, повышением его адаптационных возможностей. Естественно, что такое улучшение ограничено глубинойпсихического недоразвития и выражено тем меньше, чем больше отставание в развитии: благоприятная динамика при идиотии практически невозможна; напротив, при дебильности лечебно-коррекционное воздействие может оказывать на течение болезни большое влияние. O. Connor и J. Tizard (1953) установили, что если такие активные воздействия проводятся, то приблизительно 80% лиц, у которых в детстве диагностировалась дебильность, став взрослыми, почти не отличались по многим показателям от людей с нормальным интеллектом. Проведенные отечественными авторами катамнестические исследования также показали, что многие учащиеся вспомогательных школ, т.е. лица с дебильностью, к концу обучения оказались трудоспособными, овладели определенными прогрессиями и относительно неплохо приспосабливались к жизни. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 77% взрослых с дебильностью являются «систематически трудоспособными».

Динамика болезни зависит также от уровня развития личности и особенностей эмоционально-волевой сферы больного. Даже в случаях имбецильности при отсутствии выраженных расстройств личности и поведения возможны относительно хорошая компенсация и социальная адаптация. Так, по данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.

У некоторых больных в процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие таких расстройств, как двигательная расторможенность, импульсивность, негативизм, церебрастенические явления, неврологические симптомы.

Отрицательная динамика олигофрении. В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсации или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации  чаще наблюдаются при более тяжелых формах, в частности при грубых аномалиях развития мозга и других органов и систем, при осложненных формах, когда психическое недоразвитие сочетается с психоорганическим синдромом, судорожными припадками и выраженной неврологической симптоматикой. Отрицательной динамике при умственной отсталости способствуют различные дополнительные вредности, приводящие к декомпенсации состояния (сопутствующие заболевания и травмы, психогении, неблагоприятная микросоциальная среда), а также отсутствие лечебно-коррекционных мероприятий. Отрицательная динамика олигофрении может быть связана с декомпенсациейв периоды возрастных кризов, особенно пубертатного.

Читайте также:  Дома творчества в развитии ребенка

Периоды декомпенсации при олигофрении проявляютсяразлично. Выражаются в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшении сна. Чаще всего возникают астенические состояния с адинамией, повышенной истощаемостью психических процессов, раздражительной слабостью, эмоциональной лабильностью и т.п.

Нередки невротические расстройства— тики, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез, страхи, истероформные явления. В эти периоды могут наблюдаться и аффективные расстройства (в виде дисфории, дистимии, эйфории и т.д.) и нарушения поведения типа психопатоподобных реакций. Особенно часто невротические расстройства возникают при ошибочном помещении умственно отсталого ребенка в массовую школу либо при неправильном выборе класса без достаточного учета степени интеллектуальной недостаточности. В таких случаях наступает состояние школьной дезадаптации, теряется интерес к учебе, появляются страх и тревожность, расстройства сна, энурез и пр. У некоторых детей возникают реакции пассивного протеста в виде негативистического поведения, отказа от учебы, уходов из школы.

Иногда декомпенсация выступает в форме ипохондрических расстройств, патологических поведенческих реакций и психопатоподобного поведения (двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, реакция протеста, побеги из дому и бродяжничество, стремление к поджогам и другие патологические влечения).

Иногда существенно снижаются интеллектуальные возможности, что приводит к неправильному выводу о нарастании интеллектуального дефекта, чего в действительности не происходит.

В пубертатном периоде психотравмирующий характер приобретают ситуации, связанные с переживанием собственной неполноценности, невозможностью принимать участие в жизни здоровых подростков, неправильное отношение окружающих к умственно отсталому подростку. В более тяжелых случаях возможно развитие реактивных состояний с субдепрессией, суицидальными мыслями и даже попытками.

У больных могут легко возникать быстро проходящие психотические расстройства после употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях, сопровождающейся высокой температурой и интоксикацией. Неправильные условия воспитания и обучения могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой появления патологических черт характера.

Временное снижение интеллектуальных возможностей в результате декомпенсации состояния следует отличать от реакции псевдодеменции у олигофренов. В первом случае интеллектуальные возможности улучшаются по мере компенсации состояния при устранении или ослаблении влияния неблагоприятных факторов.

Состояния декомпенсации должны дифференцироваться от психопатоподобных нарушений. При правильном подходе и медико-педагогических воздействиях эти нарушения, в том числе и в условиях вспомогательных школ, довольно легко компенсируются.

Источник

Динамика олигофрении обусловлена прежде всего процессами компенсации и репарации, а также эволюцией возрастного созревания (Ковалев, 1979). Такую динамику принято определять как непрогредиентную (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или эволютивную (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Кроме того, на динамику олигофрении влияют состояния декомпенсации, возникающие из-за неблагоприятных внутренних и внешних факторов, а также в результате отсутствия адекватных мер воспитания и реабилитации.

Положительная эволютивная динамика выражается в постепенном улучшении показателей интеллектуального развития: в замедленном, тем не менее поступательном развитии процессов абстрагирования, обобщения, синтеза, анализа, сравнения и конкретизации, в совершенствовании речи, моторики и общения, в положительных сдвигах в темпе и переключаемости внимания и других психических процессов, в повышении уровня мотивации поведения, в расширении самопознания и познания окружающих людей, повышении самоконтроля, накоплении знаний, опыта, навыков и умений.

У ряда пациентов по мере возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие некоторых патологических проявлений (двигательной расторможенности, импульсивности, аффективной возбудимости, негативизма и др.), нивелируются церебрастенические расстройства, сглаживается неврологическая симптоматика, компенсируются проявления гидроцефалии. К концу обучения во вспомогательной школе многие пациенты с умеренной и особенно легкой умственной отсталостью оказываются способными к выбору и освоению определенной профессии (обычно «ручной») и относительно неплохо приспосабливаются в жизни.

Обучение олигофренов в массовой школе чаще вредит им, чем приносит пользу. Ряд исследователей указывает, что в возрасте после 20–25 лет по показателям социальной адаптации около 80% пациентов с установленной в детстве неглубокой умственной отсталостью мало чем отличались от нормальных людей. Некоторые авторы даже считают, что легкая дебильность не является постоянным, зафиксированным раз и навсегда состоянием и при благоприятных условиях de facto практически полностью ликвидируется (в значительной части таких случаев, несомненно, диагноз умственной отсталости был установлен ошибочно). Адаптация бывает успешной тем более, если пациент является одаренным в том или ином отношении. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.

Отрицательная динамика олигофрении чаще наблюдается при осложненных ее формах. Особенно это касается периодов возрастных кризов, когда возникают состояния декомпенсации. Декомпенсация может возникать и в результате внутренних причин (ликвородинамические, эндокринные и метаболические нарушения, заболевания внутренних органов), а также под влиянием внешних факторов (черепно-мозговая травма, психогении, нарушения питания, гиповитаминоз, интоксикации, нейроинфекции, паразитарные инвазии, гипоксия, сосудистая патология).

Читайте также:  Систематика и статистика нарушений в развитии ребенка

Проявления декомпенсации разнообразны. В относительно легких случаях это нарастание явлений церебрастении: головная боль, головокружение, явления вегетодистонии, колебания настроения, повышенная утомляемость, расстройства внимания, памяти, снижение уровня умственной деятельности. У пациентов с торпидными чертами усиливаются вялость, адинамия, у эретичных пациентов – психомоторная расторможенность. Нередко, особенно при дисгармонически протекающем пубертатном кризе и у умственно отсталых подростков с выраженной церебрально-эндокринной недостаточностью, возникают расстройства влечений (мастурбация, сексуальная расторможенность, нарушения пищевого поведения, сексуальные девиации).

В ряде случаев возникает синдром уходов и бродяжничества с характерными для него нарушениями влечений: неодолимой потребностью к скитаниям, особым удовольствием от езды, ходьбы, сексуальной расторможенностью, агрессивно-садистическими тенденциями, повышенным аппетитом, делинквентностью, употреблением психоактивных веществ.

Под влиянием психогенных факторов, в том числе неадекватного воспитания, у пациентов с неглубокой умственной отсталостью могут возникать невротические расстройства: страхи, тревога, колебания настроения, системные невротические реакции, такие как тики, заикание, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита. Особенно часто невротические расстройства и школьная дезаптация возникают у умственно отсталых детей при обучении в массовой школе, с программой которой они не справляются. В пубертатном возрасте возникают или обостряются переживания собственной неполноценности (с чувством обиды, озлобленности и мести по отношению к окружающих), которые обычно осложняются гиперкомпенсаторным поведением (отгороженностью, агрессией, токсикоманией, псевдологией, воровством и т. п.). В более тяжелых случаях могут возникать реактивные состояния с субдепрессией, суицидальными тенденциями. Неправильные условия воспитания могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой формирования стойких патологических черт характера.

Встречаются, кроме того, эпизодические и рецидивирующие психозы («психозы у олигофренов», «психозы при дебильности», «аморфные психозы» и другие названия). По данным отечественных исследователей, наиболее часто психозы у олигофренов наблюдаются в пубертатном и юношеском возрасте. Предполагается, что их развитие связано с сосудистыми, ликвородинамическими нарушениями, дисгармонически протекающим пубертатным кризом, психогениями, воздействием экзогенно-органических факторов. У девочек психозы обычно совпадают с началом менструаций.

Психотические симптомы отличаются при этом:

  1. рудиментарностью;
  2. однообразием;
  3. эпизодичностью и возникают обычно на фоне выраженных соматовегетативных расстройств, головных болей, нарушений сна, аппетита.

При рецидивирующем течении психотические приступы длятся до 1–6 недель, их разделяют интервалы (до 2–4 недель), со временем приступы становятся более короткими и редкими. В зависимости от симптоматики различают следующие варианты психозов у олигофренов.

  1. Психозы с преобладанием аффективных расстройств. Чаще всего проявляются в форме дисфорических и депрессивных состояний. Дисфории характеризуют тоскливо-злобное настроение, эмоциональная напряженность, тревога, раздражительность, могут быть короткие эпизоды спутанного сознания (большей частью это сумеречное помрачение сознания) с последующей конградной амнезией. Депрессии обычно неглубоки, им свойственны монотонно-сниженное настроение с дисфорическим или дистимическим оттенком, нередко тревога, недифференцированные страхи, боязливость, растерянность. В части случаев неглубокого интеллектуального дефицита выявляются нестойкие идеи отношения, самообвинения, суицидные тенденции, а также сенестопатии, явления ипохондрии.
  2. Психозы с преимущественно психомоторными нарушениями. Чаще возникают у пациентов с выраженным когнитивным дефицитом. Типичны состояния психомоторного возбуждения или ступора, которые могут чередоваться. Возбуждение носит нецеленаправленный, немотивированный характер с импульсивностью, агрессией, аутоагрессией, длится до нескольких дней и завершается вялостью, адинамией. В состоянии ступора повышен мышечный тонус, выявляются каталепсия, пассивный негативизм, отказ от пищи, дисфорически-дистимическое настроение. Ступорозные состояния также непродолжительны.
  3. Бредовые психозы у олигофренов. Встречаются редко. Отмечаются преимущественно фрагментарные чувственные идеи отношения, преследования, ипохондрические бредовые идеи обыденного содержания с элементами бредовой интерпретации текущих событий. Нередки идеи колдовства, одержимости. По выходе из психоза длительное время сохраняется резидуальный бред, отсутствует критическая оценка психотических переживаний.
  4. Галлюцинаторные психозы у олигофренов. Встречаются редко. Обманы восприятия элементарны: акоазмы, фосфены (шум, стук, видения пятен, полос, оклики, видения людей, животных). Особенно часто обманы восприятия возникают при делириозном помрачении сознания. Психозы длятся не более 1,5 месяца, начинаются остро и так же критически завершаются, сменяясь церебрастеническими или психоорганическими проявлениями, могут повторяться.

Вернуться к Содержанию

Источник

Равиля Темирбулатова
Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости

Выступление на тему «Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости» 8 декабря в г. Красноярске в рамках III Краевого педагогического Форума «Ведение ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО: от теории к практике».

Читайте также:  Перечислите факторы психического развития ребенка

Мониторинг коррекционно-развивающей работы учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости

В моей практике я столкнулась с новой категорией детей – это учащиеся с тяжёлой степенью умственной отсталости. Поэтому сначала кратко представлю особенности данной категории детей для того, чтобы вы чётко понимали трудоёмкость работы с ними. У детей с тяжёлым нарушением интеллекта грубо нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, эмоционально-волевая сфера. Для них характерно поверхностное глобальное восприятие, они не анализируют, не сравнивают, не сопоставляют с другими объектами, но обиходные и привычные предметы воспринимать могут и достаточно хорошо. Внимание их трудно привлечь, оно слабоустойчиво, легко отвлекаются. Привлечение внимания возможно с помощью ярких новых предметов или игрушек, но длительное сосредоточение невозможно. Произвольное внимание практически не развито. Логическая и механическая память также не развиты. Бывают случаи гипертрофированной механической памяти, они способны запомнить большой объём материала и воспроизвести его, не осознавая смысла собственных высказываний. Особенно недоразвитие проявляется в особенностях их мышления: перенос полученных знаний и умений, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения жизненных задач, обобщение, понимание причинно-следственных зависимостей – всё это непреодолимые трудности для данной категории детей. Некоторые дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст не в состоянии. Могут овладеть порядковым счётом, но при решении задач с трудом удерживают в памяти условие, не могут установить нужных смысловых связей. Появление речи обычно очень сильно запаздывает, у многих к 6-7 годам. Иногда хорошая механическая память приводит к феномену кажущейся «богатой» речи, но такая речь не осмысливается ребёнком, носит «попугайный» характер. Нарушениям подвержена эмоционально-волевая сфера непосредственными импульсивными реакциями на внешние впечатления, поддаются внушению, бурно проявляют свою радость, часто обижаются, вспыльчивы, с проявлениями агрессии. Но могут быть вялыми, заторможенными, со стереотипными эмоциональными реакциями. Это зависит от типа нервной системы. Способность к общению минимальна: контакт крайне затруднён из-за непонимания обращённой речи, самостоятельно контакт не инициирует, может проявлять негативизм или пассивно подчиняться, интерес к действиям взрослого, как правило, не проявляет, положительно реагирует на ласку и поощрение в форме сладостей, игрушек (Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003г).

Занимаясь, с детьми с тяжёлой степенью умственной отсталости сложно увидеть динамику успеваемости и развития. К решению данной проблемы я решила подойти совместно с узкими специалистами (психолог, логопед, дефектолог, составив мониторинг коррекционно-развивающей работы, который состоит из трёх динамических листов. Мониторинг был составлен для решения проблемы оценивания и прогнозирования коррекционно-развивающей работы узких специалистов.

Я использовала в своей деятельность восемь базовых критериев и модифицировала их для данной категории детей. Разбила их на 3 уровня развития: низкий, средний, высокий. При необходимости критерии можно менять или уменьшить, всё зависит от уровня развития ребёнка. У каждого специалиста свой динамический лист, свои специфические критерии, где уровни и количество их совпадают, и динамические листы друг друга взаимодополняют, так как время обследования ребёнка ограничено его особенностями развития – быстрая утомляемость, расторможенность, неусидчивость. Максимально за первый и второй годы обучения ребёнок должен набрать до 16 баллов. Мониторинг проводится 2-3 раза в течение учебного года в зависимости от темпа развития ребёнка. По окончанию года динамические листы дополняются графиком динамики коррекционно-развивающей работы узких специалистов и прилагается к основным документам сопровождения ребёнка.

Мониторинг оценивания успеваемости и качества выполненной работы в образовательном учреждении всегда будет актуальным, так как в процессе обучения и коррекции мы всегда сравниваем и оцениваем, устанавливаем определённые критерии и уровни развития, ежедневно с этим сталкиваясь. Представленный мною мониторинг через динамические листы узких специалистов помогает:

1. Устанавливать четкие задачи коррекционной работы с учащимся.

2. Выделить сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе.

3. Отслеживать динамику развития ученика и результативность психолого-педагогической работы специалистов.

4. Своевременно фиксировать проблемы учащихся при усвоении коррекционно-развивающей программы и корректировать её.

5. Зрительно увидеть динамику развития, пусть и незначительную.

В начале 2016 года я презентовала разработанный мониторинг оценивания на школьном методическом объединении учителей коррекционной педагогике и в дальнейшем апробировала.

Динамика развития умственно отсталого ребенка

Далее в презентации представлен подробный динамический лист наблюдения педагога-психолога и бланки логопеда, дефектолога, а также график мониторинга за 2015-2016 учебного года по конкретному ребёнку.

Источник