Динамика развития ребенка выявляются в процессе педагогического мониторинга может носить
Надежда Овечкина
Проведение педагогического мониторинга ДОО
Введение в действие ФГОС ДО, который содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, поставило перед педагогами задачу по освоению новой диагностики, диагностики определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Требования к результатам освоения ООП ДО являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач формирования Программы, анализа профессиональной деятельности педагогов, взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с вышеизложенным мониторингумогут быть подвергнуты:
1. Условия,созданные для реализации ООП ДО:
а) психолого-педагогические условия реализации ООП ДО;
б) условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
в) содержание развивающей предметно-пространственной среды;
г) кадровые условия ООП ДО;
д) материально-технические условия реализации ООП ДО;
е) финансовые условия реализации ООП ДО.
2. Профессиональная деятельность педагогов и специалистов ДОУ.
3. Управленческая деятельность.
В части II, пункте 3.2.3. ФГОС ДО указано,что:
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической деятельности (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалификационной коррекции развития детей.
С учетом всего вышеизложенного, в нашем ДОУ разработана система мониторинга образовательного процесса, включающая комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга.
Система показателей мониторинга образовательного процесса в МБДОУ детском саду №41 комбинированного вида.
1. Качество образования.
2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ, качество организации методической работы.
4. Состояние здоровья воспитанников. Организация образовательного процесса с точки зрения вопросов здоровьесбережения и др.
ПОДРОБНЕЕ:
1.Качество образования:
Для мониторинга качества образования мы применяем систему, разработанную О. А. Сафоновой. Ее система определяет общий вид мониторинга качества образования, который предполагает выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам, сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных, а также принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.
Система мониторинга О. А.Сафоновой представлена в виде трех блоков:
• Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
• Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
• Качество управления.
2. Качество знаний, умений, навыков воспитанников в освоении всех образовательных областей.
Для оценки знаний, умений, навыков детей используется методическое пособие «Мониторинг в детском саду», подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена под редакцией Т. И. Бабаевой,
М. В. Крулехт, З. А. Михайловой. В пособии представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных областей ООП ДО. Кроме данного пособия используются диагностические методики других авторов, а также методики, разработанные педагогами и специалистами ДОУ.
3. Качество профессиональных умений воспитателей и специалистов ДОУ.
• Мониторинг организации методической работы. Организация образовательного процесса,построенного с использованием:
— инновационных педагогических технологий как отдельных инструментов или методик, применяемых в инновационных педагогических технологиях;
— инновационных педагогических технологий как отдельных образовательных дисциплин в образовательном процессе по реализации ООП ДО;
— инновационных технологий как набора действенных методов реализации содержания, определенного ФГОС ДО).
• Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Мониторинг использования педагогами ИКТ.
• Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.
• Отслеживание творческих достижений педагогов.
• Отслеживание творческих достижений воспитанников.
• Мониторинг психологической готовности к школе воспитанников подготовительной группы.
• Реализация педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками (субъект-субъектная позиция).
• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
• Дидактическое обеспечение образовательной деятельности.
• Состояние работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды
(пространственное моделирование предметно-пространственной среды,
временное (тематическое) моделирование, предметное моделирование).
• Отслеживание успеваемости детей-выпускников в школе.
4. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
• кадровый потенциал (профессиональная компетентность педагогов ДОУ);
• материально-техническое обеспечение.
5. Состояние здоровья воспитанников.
• Анализ заболеваемости детей за последние 3 года.
• Состояние работы по формированию у детей здоровьесберегающего сознания
(знания детей о своем организме, пользе занятий физкультурой и спортом, знания о важности соблюдения режима дня, о важности выполнения гигиенических процедур, о правильном питании, об опасных ситуациях в помещении и на улице и др.).
6. Состояние работы по созданию условий, безопасных для жизни и здоровья детей, которая оценивается по содержанию,формам и методам:
• Задачи, содержание и формы работы с сотрудниками ДОУ.
• Содержание, формы и методы работы с детьми.
• Задачи, содержание и формы работы с родителями воспитанников.
Цель мониторинга в ДОУ – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ
ФГОС дошкольного образования.
Задачи мониторинга:
• непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
• осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
• повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
• вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования ДОУ.
Для качественного проведения мониторингав ДОУ создан банк диагностического инструментария:
• материалы для анкетного опроса всех участников образовательного процесса;
• схемы для тематического контроля, включающие таблицы, схемы-бланки для сбора и анализа результатов по всем видам образовательной деятельности;
• диагностические методики для индивидуального обследования детей с целью определения актуальности задач воспитания и обучения каждого ребенка и организации педагогического сопровождения;
• тесты и т. п.
Определены методы педагогического мониторинга:
• изучение продуктов детской деятельности;
• игровые, тестовые задания;
• проведение контрольно-оценочных занятий;
• собеседование с педагогами, родителями и детьми;
• анкетирование и опрос;
• анализ документации;
• наблюдение и др.
Определены правила проведения педагогической диагностики в ДОУ.
1. Диагностику проводят специалисты:
• воспитатель – педагогическую;
• психолог – психологическую, с разрешения родителей (скрининговую диагностику, углубленную психологическую диагностику, динамическое обследование и т. д.);
• медработник – медицинскую;
• руководитель физвоспитания- физического развития;
• учитель-логопед – коррекционную;
• старший воспитатель – диагностику создаваемого инструментария и профессиональной компетентности педагогов в диагностировании.
2. Диагностика не должна мешать педагогическому процессу.
3. В педагогической диагностике образовательный и воспитательный компоненты определяются по программе (задачи программы формулируются как результат).
3. В зависимости от целей педагогическойдеятельности результаты сравниваются:
а) с результатами контрольной группы,
б) с предшествующими показателями этой же группы;
в) с нормативом (стандартом).
Пример норматива педагогической диагностики:
4. Педагогическая диагностика воспитанников проводится в начале и конце учебного года. Разработанные педагогические диагностики направлены на определение продвижения детей в освоении программы, на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личностного развития ребенка.
5. Результаты педагогических диагностик могут использоваться при проектировании индивидуальных маршрутов развития воспитанников.
6. Некоторые диагностические задания могут выполняться подгруппами детей по 4-6 человек. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, использовать наглядный материал. Беседа не должна превышать более 15 минут.
7. Наблюдение может занимать 1 -3 дня. Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать ответ самому педагогу, но в протоколе отметить невыполнение.
8. Результаты заносятся в таблицы и протоколы. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.
9. Педагоги и специалисты ДОУ могут использовать собственные диагностические материалы, разработанные, например, для оценки результатов работы по программе дополнительно образования.
К примеру, руководитель театральной студии Зуева Л. А. использует адаптированные и свои диагностические методики. Руководитель изобразительной студии Смирнова С. В. и руководитель физического воспитания Зубарева О. А. ежегодно составляют таблицы реализуемых ими видов мониторинга.
Источник
Педагогический мониторинг развития детей дошкольного возраста
Цель мониторинга – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии, согласно заявленным результативным показателям Программы.
Задачи мониторинга:
На основе анализа диагностических данных выявить личностные достижения ребёнка в процессе освоения Программы.
Разработать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными.
Осуществить действенную обратную связь в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.
Основная задача мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная.
Периодичность мониторинга устанавливается календарным учебным графиком МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183» и обеспечивает сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь — октябрь, май, промежуточный – в середине года по необходимости).
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга, является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Объект мониторинга — образовательный процесс.
Предмет мониторинга — составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.
Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:
- изучение состояния образовательной деятельности для получения оперативной информации. Тем самым, обеспечивается корректировка образовательной деятельности в направлении совершенствования.
- своевременное выявление изменений в образовательной деятельности, а также факторов, которые их вызвали.
- предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.
- обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
- получение информации об эффективности педагогических воздействий.
Принципами педагогической диагностики выступают:
- принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его развития, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
- принцип доступности диагностических методик и процедур для применения;
- принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.
Этапы педагогического мониторинга:
- Этап: Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего данному исследованию.
- Этап: Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.
- Этап: Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
- Этап: Принятие решений по регуляции образовательной деятельности.
Организация педагогического мониторинга
В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях детского сада, является включенное наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.
Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.
Педагогический мониторинг проводится во всех возрастных группах 2 раза в год — в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска» по необходимости. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.
Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.
Педагогический мониторинг проводится по 5 образовательным областям, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Процедура педагогического мониторинга.
- й шаг. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.
- й шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. В ходе педагогической диагностики заполняются Карты педагогического мониторинга по образовательным областям, для проведения сравнительного анализа, где воспитатели и специалисты проставляют баллы, которые характеризуют развитие навыков и умений, соответствующих возрастным возможностям детей:
- балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить, (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для заполнения Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.
Значение для Карты индивидуального развития определяется в соответствии со следующей таблицей:
Среднее значение по Карте педагогического мониторинга | Уровень формирования навыков и умений | Краткое обозначение результата | Значение для Карты индивидуального развития |
От 1 до 2,0 | не сформированы, не освоены | Н | 1 |
От 2,1 до 3,7 | находятся в стадии формирования, частично освоены | С | 2 |
От 3.8 до 5,0 | навыки освоены, умения сформированы | В | 3 |
Музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре, педагог-психолог, учителя-дефектологи, учитель-логопед принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Результаты проведённой диагностики специалисты так же заносят в Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника.
Таким образом, для каждого ребенка определяется «зона ближайшего развития».
3-й шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности с группой детей, а так же разрабатываются Индивидуальные образовательные маршруты для детей, имеющих затруднения в освоении Образовательной программы дошкольного образования.
В конце учебного года воспитатели знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с результатами педагогической диагностики, занесёнными в Карту индивидуального развития ребёнка, о чём свидетельствует подпись.
Источник