Динамика интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
Павлова С. К. ,
воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.
У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].
Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.
В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].
Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:
• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;
• развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
• развитие любознательности и умственных способностей;
• развитие интеллектуальных умений и навыков;
• формирование простейших способов умственной деятельности.
Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:
• сенсорное воспитание (развитие);
• развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
• становление речи.
• воспитание любознательности, познавательных интересов.
• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.
1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.
2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.
3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].
Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.
Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.
Литература
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: 1977. — 240 с.
3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2001. — 608 с.
4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).
Источник
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Интеллект — это прижизненно формирующаяся система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед человеком проблем и задач без пробных предметных действий.
Наиболее близким по содержанию категории интеллекта является понятие «мышление», оба они отражают связанные между собой свойства психической реальности. Решить проблему «мышление и интеллект» можно, используя категории «процесс» и «система и свойство». Интеллект характеризует структуру и свойства некоторой функциональной психической системы связанных между собой компонентов, а мышление — процесс функционирования психической системы, обеспечивающей адекватное и адаптивное поведение, а также нахождение продуктивного результата при решении проблем. При исследовании мышления выявляются динамические свойства функционирования интеллекта как системы.
Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта и поэтому в литературе представлены противоречивые взгляды на закономерности формирования интеллекта у детей. Полезным может оказаться сопоставление формы интеллекта и стадии становления мышления, которые в психологии изучены лучше. Если принять за истину то, что невербальному интеллекту соответствует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а вербальному — словесное и словесно-логическое, то можно сделать вывод о первом этапе развития интеллекта как становлении невербального интеллекта. Вербальный интеллект формируется позднее в онтогенезе на основе относительно развитых перцептивных способностей и накопленного опыта предметно-практической деятельности в среде.
Различия в уровне развития общего интеллекта и разница в баллах выполнения тестовых заданий — это результат не только обучения и воспитания, но и различий в наследственности испытуемых. В исследованиях последних лет получен неожиданный, но постоянно появляющийся факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Имея в виду эти положения, становится понятным, почему так важен этап становления речи в раннем возрасте. Разная степень успешности освоения речи ребенком, в большой степени зависящая от социальной ситуации развития, определяет формирование высших психических функций. Причем не только по общесистемным механизмам — как целое детерминирует части, но и менее изученным способам — через экспрессию генов в мозговых структурах в ранних возрастах.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие интеллекта, который меняется не только по количественным параметрам, но и качественно. Качественные изменения интеллекта как системы познавательных функций, и средства оптимальной адаптации к меняющейся среде, касаются усложнения структуры и индивидуализации его функционирования.
Интеллект дошкольника даже в возрасте 6,5—7 лет еще не дифференцирован и представляет единую диффузную систему без специализации отдельных компонентов, которые могут у разных детей развиваться с различной скоростью. Вместе с тем, три ведущих компонента в виде вербального, невербального и общего интеллекта присутствуют в ситуациях решения любых познавательных задач, что свидетельствует о структурном обогащении интеллектуальной системы. Причем, наблюдая за деятельностью старших дошкольников в»ситуациях решения нестандартных задач, удается отметить соотношение, общего интеллекта с продуктивным воображением и креативностью. Чем богаче воображение у ребенка, чем лучше он использует память при решении практических задач, тем легче он обучается новым навыкам и осваивает новые формы деятельности. Итак, воображение у старших дошкольников начинает включаться в произвольную интеллектуальную деятельность. При этом отметим ведущую роль обучения ребенка операциям мышления через игру и совместную деятельность со взрослым. Согласно воззрениям Л. С. Выготского, обучение в старшем дошкольном возрасте «ведет» за собой когнитивное развитие, а через развитие высших психических функций оно ускоряет созревание кортикальных формаций, являющихся ключевыми в познавательной деятельности: теменно-височных и лобных отделов коры.
В старшем дошкольном возрасте можно заметить еще одно качественное изменение в когнитивных функциях: благодаря включению ребенка в более богатые социальные отношения за счет его взаимодействий со сверстниками, интенсивно накапливается опыт его самореализации в социальном мире, участия и разрешения внешних конфликтов. Ребенок накапливает, обобщает знания о себе, своем месте среди сверстников, формирует более детальную картину «Я-образа», которая постепенно обогащается когнитивным содержанием. Когнитивный компонент «Я-образа» на границе шести-восьми лет трансформируется в «Я-концепцию». Эти изменения в самосознании ребенка параллельно с положительной динамикой интеллектуальных функций приводят к проявлению социального интеллекта. Работами последних лет показан факт включения в структуру социального интеллекта дошкольника самооценочных и интеллектуальных характеристик. Оказалось, что уровень развития социального интеллекта старших дошкольников определяется степенью адекватности интегральной и парциальных их самооценок. Социальное поведение, строясь на перцептивных способностях распознавать знак и качество эмоционально окрашенных отношений и на способностях организовывать адекватные ответные действия, успешно в случае адекватных самооценок, отражающих широту и богатство социального опыта ребенка. Неадекватная самооценка способствует формированию либо конформного, либо конфликтного поведения в социальной среде. Однако, специфика самооценки не полностью определяет успешность поведения дошкольника в микро- и макросоциуме, так как степень адекватности социальных отношений и реализации личностных задач зависит еще и от уровня развития вербального и общего интеллекта. Вербальный интеллект как важнейший для социального развития определяет качество коммуникативных средств общения и деятельности. Общий — обеспечивает возможности социального обучения по принципу: чем больше развит общий интеллект, тем более эффективно и динамично формируется положительный социальный опыт и достигается высокий социальный статус. Исследования последних лет, выполненные на репрезентативных выборках дошкольников, убедительно показали, что интеллектуальная система в целом, в том числе и социальный интеллект, формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков.
В качестве краткого резюме изложения особенностей становления интеллектуальной системы в старшем дошкольном возрасте, следует указать на связь процесса развития когнитивных функций с социальными факторами и полом ребенка, на незавершенность формирования интеллектуальной системы. Одной из важных особенностей данного этапа развития мышления и накопления знаний является высокая пластичность нервно-психических процессов, определяющих не только качество и уровень развития интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, но и имеющиеся возможности интенсивного когнитивного развития в старших возрастах.
Благодаря выраженной пластичности психических процессов у дошкольников появляется возможность коррекции нарушений в развитии когнитивных функций и ускорения интеллектуального развития. Если созданы психолого-педагогические условия, адекватные возрастным возможностям формирования интеллектуальных функций, то к концу дошкольного детства обнаруженные тендерные отличия в формировании интеллектуальной системы сглаживаются и в психометрических тестах становятся не значимыми. Установлено, что в ситуации последовательного обучения и воспитания в специально организованной психолого-педагогической технологии (В. Г. Каменская, В. И. Клопова, 1998), согласно которой в течение двух-трех лет происходит контролируемое и направленное формирование высших психических функций, мальчики и девочки достигают одинаковых успехов.
Источник
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Интеллект — это прижизненно формирующаяся система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед человеком проблем и задач без пробных предметных действий.
Наиболее близким по содержанию категории интеллекта является понятие «мышление», оба они отражают связанные между собой свойства психической реальности. Решить проблему «мышление и интеллект» можно, используя категории «процесс» и «система и свойство». Интеллект характеризует структуру и свойства некоторой функциональной психической системы связанных между собой компонентов, а мышление — процесс функционирования психической системы, обеспечивающей адекватное и адаптивное поведение, а также нахождение продуктивного результата при решении проблем. При исследовании мышления выявляются динамические свойства функционирования интеллекта как системы.
Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта и поэтому в литературе представлены противоречивые взгляды на закономерности формирования интеллекта у детей. Полезным может оказаться сопоставление формы интеллекта и стадии становления мышления, которые в психологии изучены лучше. Если принять за истину то, что невербальному интеллекту соответствует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а вербальному — словесное и словесно-логическое, то можно сделать вывод о первом этапе развития интеллекта как становлении невербального интеллекта. Вербальный интеллект формируется позднее в онтогенезе на основе относительно развитых перцептивных способностей и накопленного опыта предметно-практической деятельности в среде.
Различия в уровне развития общего интеллекта и разница в баллах выполнения тестовых заданий — это результат не только обучения и воспитания, но и различий в наследственности испытуемых. В исследованиях последних лет получен неожиданный, но постоянно появляющийся факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Имея в виду эти положения, становится понятным, почему так важен этап становления речи в раннем возрасте. Разная степень успешности освоения речи ребенком, в большой степени зависящая от социальной ситуации развития, определяет формирование высших психических функций. Причем не только по общесистемным механизмам — как целое детерминирует части, но и менее изученным способам — через экспрессию генов в мозговых структурах в ранних возрастах.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие интеллекта, который меняется не только по количественным параметрам, но и качественно. Качественные изменения интеллекта как системы познавательных функций, и средства оптимальной адаптации к меняющейся среде, касаются усложнения структуры и индивидуализации его функционирования.
Интеллект дошкольника даже в возрасте 6,5—7 лет еще не дифференцирован и представляет единую диффузную систему без специализации отдельных компонентов, которые могут у разных детей развиваться с различной скоростью. Вместе с тем, три ведущих компонента в виде вербального, невербального и общего интеллекта присутствуют в ситуациях решения любых познавательных задач, что свидетельствует о структурном обогащении интеллектуальной системы. Причем, наблюдая за деятельностью старших дошкольников в»ситуациях решения нестандартных задач, удается отметить соотношение, общего интеллекта с продуктивным воображением и креативностью. Чем богаче воображение у ребенка, чем лучше он использует память при решении практических задач, тем легче он обучается новым навыкам и осваивает новые формы деятельности. Итак, воображение у старших дошкольников начинает включаться в произвольную интеллектуальную деятельность. При этом отметим ведущую роль обучения ребенка операциям мышления через игру и совместную деятельность со взрослым. Согласно воззрениям Л. С. Выготского, обучение в старшем дошкольном возрасте «ведет» за собой когнитивное развитие, а через развитие высших психических функций оно ускоряет созревание кортикальных формаций, являющихся ключевыми в познавательной деятельности: теменно-височных и лобных отделов коры.
В старшем дошкольном возрасте можно заметить еще одно качественное изменение в когнитивных функциях: благодаря включению ребенка в более богатые социальные отношения за счет его взаимодействий со сверстниками, интенсивно накапливается опыт его самореализации в социальном мире, участия и разрешения внешних конфликтов. Ребенок накапливает, обобщает знания о себе, своем месте среди сверстников, формирует более детальную картину «Я-образа», которая постепенно обогащается когнитивным содержанием. Когнитивный компонент «Я-образа» на границе шести-восьми лет трансформируется в «Я-концепцию». Эти изменения в самосознании ребенка параллельно с положительной динамикой интеллектуальных функций приводят к проявлению социального интеллекта. Работами последних лет показан факт включения в структуру социального интеллекта дошкольника самооценочных и интеллектуальных характеристик. Оказалось, что уровень развития социального интеллекта старших дошкольников определяется степенью адекватности интегральной и парциальных их самооценок. Социальное поведение, строясь на перцептивных способностях распознавать знак и качество эмоционально окрашенных отношений и на способностях организовывать адекватные ответные действия, успешно в случае адекватных самооценок, отражающих широту и богатство социального опыта ребенка. Неадекватная самооценка способствует формированию либо конформного, либо конфликтного поведения в социальной среде. Однако, специфика самооценки не полностью определяет успешность поведения дошкольника в микро- и макросоциуме, так как степень адекватности социальных отношений и реализации личностных задач зависит еще и от уровня развития вербального и общего интеллекта. Вербальный интеллект как важнейший для социального развития определяет качество коммуникативных средств общения и деятельности. Общий — обеспечивает возможности социального обучения по принципу: чем больше развит общий интеллект, тем более эффективно и динамично формируется положительный социальный опыт и достигается высокий социальный статус. Исследования последних лет, выполненные на репрезентативных выборках дошкольников, убедительно показали, что интеллектуальная система в целом, в том числе и социальный интеллект, формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков.
В качестве краткого резюме изложения особенностей становления интеллектуальной системы в старшем дошкольном возрасте, следует указать на связь процесса развития когнитивных функций с социальными факторами и полом ребенка, на незавершенность формирования интеллектуальной системы. Одной из важных особенностей данного этапа развития мышления и накопления знаний является высокая пластичность нервно-психических процессов, определяющих не только качество и уровень развития интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, но и имеющиеся возможности интенсивного когнитивного развития в старших возрастах.
Благодаря выраженной пластичности психических процессов у дошкольников появляется возможность коррекции нарушений в развитии когнитивных функций и ускорения интеллектуального развития. Если созданы психолого-педагогические условия, адекватные возрастным возможностям формирования интеллектуальных функций, то к концу дошкольного детства обнаруженные тендерные отличия в формировании интеллектуальной системы сглаживаются и в психометрических тестах становятся не значимыми. Установлено, что в ситуации последовательного обучения и воспитания в специально организованной психолого-педагогической технологии (В. Г. Каменская, В. И. Клопова, 1998), согласно которой в течение двух-трех лет происходит контролируемое и направленное формирование высших психических функций, мальчики и девочки достигают одинаковых успехов.
Источник