Динамический подход к изучению развития ребенка
Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским (1983) в русле разработки теории психического развития ребенка.
Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественным выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский, 1971,1978). Именно опора на знание специфических, закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях (Т. А. Власова, 1956), однако наше знание таких закономерностей пока весьма ограниченно.
Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».
7. Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К.Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л.Термена.
Теория созревания А. Гезелла. А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента рождения, через строго определенные промежутки времени у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга. Пытаясь сформулировать общий правило детского роста, А. Гезелл обратил интерес на снижение темпа роста с Возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят перемены в его поведении. Теория трех ступеней развития — теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт — все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) — требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект — доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования. Ступени развития связаны не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.Нормативный подход к исследованию развития Л.Термена. Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, сделал новый возможность тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (1q) и попытался на основе фактов обосновать состояние о том, что он остается постоянным в течение жизни.
При помощи тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили собственной задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил равно из наиболее длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось на протяжении пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных деток, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в сер. 70-х гг. уже после смерти Л. Термена.
Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, за исключением наиболее тривиальных выводов, это исследование не привело. По заключению Л. Термена, гений ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции. Термен считал одаренным малыша с высоким коэффициентом интеллекта. Не учитывал значение конвергентного и дивергентного мышления в оценке одаренности.
Источник
Психодиагностика
нарушенного развития должна определять
направление обучения ребенка, его
специфические образовательные потребности
и возможный уровень его образования,
указать основные направления
коррекционно-развивающего обучения,
т.е. быть дифференциальной и прогностической.
В процессе диагностики должны определяться
и оптимальные организационные формы
обучения ребенка, и рекомендации
индивидуального планового обучения.
Диагностику
нарушенного развития на современном
этапе необходимо проводить с опорой на
ряд принципов (подходов), ранее описанных
в трудах ведущих специалистов (Л.С.
Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).
Комплексное
изучение
развития психики ребенка предполагает
вскрытие глубоких внутренних причин и
механизмов возникновения того или иного
отклонения, осуществляется группой
специалистов (врачи, педагоги-дефектологи,
логопед, психолог, социальный педагог).
Используется не только клиническое и
экспериментально-психологическое
изучение ребенка, но и другие методы:
анализ медицинской и педагогической
документации, наблюдение за ребенком,
социально-педагогическое обследование,
а в наиболее сложных случаях —
нейрофизиологическое, нейропсихологическое
и другие обследования.
Системный
подход
к диагностике психического развития
ребенка опирается на представление о
системном строении психики и предполагает
анализ результатов психической
деятельности ребенка на каждом из ее
этапов. Системный анализ в процессе
психолого-педагогической диагностики
предполагает не только выявление
отдельных нарушений, но и установление
взаимосвязей между ними, их иерархии.
Очень важно, чтобы были выявлены не
только явления негативного характера,
но и сохранные функции и положительные
стороны личности, которые составят
основу для коррекционных мероприятий.
Динамический
подход
к изучению ребенка с нарушением развития
предполагает прослеживание изменений,
которые происходят в процессе его
развития, а также учет его возрастных
особенностей. Это важно при организации
обследования, выборе диагностического
инструментария и анализе результатов
изучения. Необходим учет текущего
состояния ребенка, учет возрастных
качественных новообразований и их
своевременная реализация в различных
видах деятельности ребенка. Очень важен
учет возрастного фактора при осуществлении
диагностического обучения, которое
организуется только в пределах тех
заданий, которые доступны детям данного
возраста.
Выявление
и учет потенциальных возможностей
ребенка
—
этот принцип опирается на теоретическое
положение Л.С. Выготского о зонах
актуального и ближайшего развития
ребенка. Потенциальные возможности
ребенка в виде зоны ближайшего развития
определяют возможности и темп усвоения
новых знаний и умений. Эти возможности
выявляются в процессе сотрудничества
ребенка со взрослым при усвоении ребенком
новых способов действий.
Качественный
анализ
результатов психодиагностического
изучения ребенка включает следующие
параметры:
—
отношение к ситуации обследования и
заданиям;—
способы ориентации в условиях заданий
и способы выполнения заданий;—
соответствие действий ребенка условиям
задания, характеру экспериментального
материала и инструкции;—
продуктивное использование помощи
взрослого;—
умение выполнять задание по аналогии;—
отношение к результатам своей
деятельности, критичность в оценке
своих достижений.
Качественный
анализ результатов психодиагностики
не исключает количественной оценки
результатов выполнения отдельных
диагностических заданий.
Необходимость
раннего диагностического изучения
ребенка
позволяет выявить и предотвратить
появление вторичных наслоений социального
характера на первичное нарушение и
своевременно включить ребенка в
коррекционное обучение.
Единство
диагностической и коррекционной помощи
детям с нарушениями развития.
Задачи коррекционно-педагогической
работы могут быть решены только на
основе диагностики, определения прогнозов
психического развития и оценки
потенциальных возможностей ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
— принцип комплексности. Клиницисты выявляют наличие или отсутствие органического поражения ЦНС, возможность наследственных заболеваний, наличие текущего неврологического или психического заболевания (шизофрения). Отоларинголог — особенности слуха, сведения. Другие особенности как результат органического поражения.
Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
— принцип системного подхода направлен не только на изучение нарушения функции, но и на все ВПФ, выявление сложной структуры нарушенного психического развития. Значение: коррекционная работа строится в зависимости от структуры нарушения и базируются на сохранных функциях;
Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
— принцип изучения нарушения в динамике предполагает учет возрастной динамики и выявление тенденции развития (к улучшению, положительная динамика; к ухудшению, у детей, у которых прогрессирует (напр., при шизофрении), что ребенок теряет, отрицательная динамика; без изменений. Как определяется? На основании динамического изучения (например, одного ежегодно обследовать, других-то 2 раза в год). Необходимо длительное динамическое изучение. Руководство данным принципом лучше учитывается в клинике и лучше разрабатывается клиническая документация.
Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
— отношение к ситуации обследования и заданиям;
— способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
— соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
— продуктивное использование помощи взрослого;
— умение выполнять задание по аналогии;
— отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
— принцип качественно-количественной оценки результатов анализа. В общей психологической диагностике в настоящее время широко используется количественная оценка результатов исследования. Это отражение психометрического подхода. Психометрический подход заключается в том, что считается возможным измерить запас знаний и уровень развития функций с помощью стандартизированных методов (тестов). В массовых образовательных учреждениях психологи регулярно проводят тестирование детей и ориентируются при консультировании родителей на результаты количественных показателей. Тестовый подход по отношению к нарушенному развитию является несостоятельным. Он не раскрывает структуру нарушенного развития, не прогнозирует дальнейшее развитие. Поэтому, тесты и количественный анализ при психолого-педагогическом диагнозе нарушенного развития используются только как подсобные, вспомогательные подходы. На скрининг можно использовать тест. Используется психолого-педагогический подход, а не психометрический. Это означает, что мы должны дать оценку уровня сформированности функций и дать оценку обучаемости ребенка, т.е. способности и темп приобретения новых знаний, умений, навыков и готовность (способность) (главный вопрос — способность и готовность чему и как быстро). Это педагогический подход. Решить эти две задачи с помощью тестовых подходов невозможно, поэтому используется в сочетании экспериментального подхода с педагогическим наблюдением и изучением. Поэтому основной принцип оценки результатов качественного анализа – качество психической деятельности и особенности обучения.
Качественные показатели разработаны и даны. Эти показатели выявляют как в ходе экспериментального изучения ребенка, так и при педагогическом изучении.
Наряду с этими показателями используются и количественные показатели.
Количественная оценка может быть дана за выполнение экспериментальных заданий. Введение этих показателей позволяет объективизировать показатели, но предпочтение всегда отдается качественным показателям.
Источник
Психодиагностика
нарушенного развития должна определять
направление обучения ребенка, его
специфические образовательные потребности
и возможный уровень его образования,
указать основные направления
коррекционно-развивающего обучения,
т.е. быть дифференциальной и прогностической.
В процессе диагностики должны определяться
и оптимальные организационные формы
обучения ребенка, и рекомендации
индивидуального планового обучения.
Диагностику
нарушенного развития на современном
этапе необходимо проводить с опорой на
ряд принципов (подходов), ранее описанных
в трудах ведущих специалистов (Л.С.
Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная).
Комплексное
изучение
развития психики ребенка предполагает
вскрытие глубоких внутренних причин и
механизмов возникновения того или иного
отклонения, осуществляется группой
специалистов (врачи, педагоги-дефектологи,
логопед, психолог, социальный педагог).
Используется не только клиническое и
экспериментально-психологическое
изучение ребенка, но и другие методы:
анализ медицинской и педагогической
документации, наблюдение за ребенком,
социально-педагогическое обследование,
а в наиболее сложных случаях —
нейрофизиологическое, нейропсихологическое
и другие обследования.
Системный
подход
к диагностике психического развития
ребенка опирается на представление о
системном строении психики и предполагает
анализ результатов психической
деятельности ребенка на каждом из ее
этапов. Системный анализ в процессе
психолого-педагогической диагностики
предполагает не только выявление
отдельных нарушений, но и установление
взаимосвязей между ними, их иерархии.
Очень важно, чтобы были выявлены не
только явления негативного характера,
но и сохранные функции и положительные
стороны личности, которые составят
основу для коррекционных мероприятий.
Динамический
подход
к изучению ребенка с нарушением развития
предполагает прослеживание изменений,
которые происходят в процессе его
развития, а также учет его возрастных
особенностей. Это важно при организации
обследования, выборе диагностического
инструментария и анализе результатов
изучения. Необходим учет текущего
состояния ребенка, учет возрастных
качественных новообразований и их
своевременная реализация в различных
видах деятельности ребенка. Очень важен
учет возрастного фактора при осуществлении
диагностического обучения, которое
организуется только в пределах тех
заданий, которые доступны детям данного
возраста.
Выявление
и учет потенциальных возможностей
ребенка
—
этот принцип опирается на теоретическое
положение Л.С. Выготского о зонах
актуального и ближайшего развития
ребенка. Потенциальные возможности
ребенка в виде зоны ближайшего развития
определяют возможности и темп усвоения
новых знаний и умений. Эти возможности
выявляются в процессе сотрудничества
ребенка со взрослым при усвоении ребенком
новых способов действий.
Качественный
анализ
результатов психодиагностического
изучения ребенка включает следующие
параметры:
—
отношение к ситуации обследования и
заданиям;—
способы ориентации в условиях заданий
и способы выполнения заданий;—
соответствие действий ребенка условиям
задания, характеру экспериментального
материала и инструкции;—
продуктивное использование помощи
взрослого;—
умение выполнять задание по аналогии;—
отношение к результатам своей
деятельности, критичность в оценке
своих достижений.
Качественный
анализ результатов психодиагностики
не исключает количественной оценки
результатов выполнения отдельных
диагностических заданий.
Необходимость
раннего диагностического изучения
ребенка
позволяет выявить и предотвратить
появление вторичных наслоений социального
характера на первичное нарушение и
своевременно включить ребенка в
коррекционное обучение.
Единство
диагностической и коррекционной помощи
детям с нарушениями развития.
Задачи коррекционно-педагогической
работы могут быть решены только на
основе диагностики, определения прогнозов
психического развития и оценки
потенциальных возможностей ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник