Дифференцированный подход к развитию творческих способностей ребенка

Авинова Елена
Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»

«Способность»— одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

В педагогическом словаре (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2000г.) указывается: «Способности- индивидуально— психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности».

Творчество представляет собой деятельность, порождающую новое, никогда ранее не бывшее. Творчество- это проявление личного начала человека, в какой- либо деятельности.

В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно- творческих способностей занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка. Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно- творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно— выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способности к изобразительной деятельности», а именно к художественно- творческим способностям.

Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным действительностью.

Выделенные выше художественно- творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности. Среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно— творческому выражению (художественно- творческие способности).

Художественно- творческие способности- это способности к отражению объектов и явлений окружающего мира, собственных впечатлений, эмоций, переживаний в художественно- образной форме.

Показатели художественно- творческих способностей в детском рисунке (выделены Лепской):

1)самостоятельность, оригинальность замысла (Личные качества: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память);

2)эмоциональность (эмоциональная отзывчивость на жизненные явления, отношение к изображаемому);

3)динамичность (уровень развития фантазии и воображения. Статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков);

4)выразительность (использование средств художественной выразительности для создания художественного образа)

5)графичность (осознанное использование графических приемов).

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков карандашом на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

На обратной стороне дети по мере выполнения рисунков пишут номер рисунка, свое имя и отвечают на вопрос «о чем этот рисунок» (содержание).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

Результаты анализа детских работ заносятся в таблицу, где отражаются оригинальность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.

Основанием дифференциации и индивидуализации развития художественных способностей, являются также два вида воображения- «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам.

Дети с «эмоциональным» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, не задумываясь о реалистичной цветовой характеристике образа (корова может быть красной, действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью, более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности.

Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. — работа по формированию творческих замыслов у дошкольников;

индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла;

-стимулирование смелости, чувства уверенности в себе, сосредоточенных на своих переживаниях;

-стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, направлять на более четкое планирование содержания способов, последовательности воплощения.

Источник

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

В становлении личности ребенка дошкольного возраста особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, а среди них рисованию. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности детей-дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.         Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе рисования развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные. В каждой группе детского сада есть непоседы и очень спокойные дети, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память, моторика рук. 

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации образовательного процесса с учетом возрастных и личностных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пересмотре содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

В своем выступлении я остановлюсь на том, как различные способы дифференциации образовательной работы применяются в процессе обучения детей изобразительной деятельности.

1. Во-первых, дифференцированный подход к обучению детей на основе их индивидуально-психологических особенностей.

По уровню достижений. В изобразительной деятельности уровень достижений рассматривается в комплексе: сформированность технических, композиционных умений и навыков, общий уровень умственного развития ребёнка, его способности.

        Так, в зависимости от тематики занятия, сложности задания, использую работу в подгруппах из детей одинакового уровня сформированности технических умений и навыков.

Учитывая уровень достижений детей, стараюсь дифференцировать содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего образовательного мероприятия. Например, на занятии «Подводный мир», все дети выполняют изображение в технике пластилинография, при этом  1 подгруппа детей – самостоятельно выбирает способ изображения морских обитателей; 2 подгруппа – выполняет более простое задание —  изображение по карточкам с последовательным выполнением задания в цвете; 3 подгруппа – выполняет самое простое задание — изображение на силуэте из картона.

В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов деятельности, обращение за советом друг к другу. В этом случае в значительной степени возрастает возможность оказания индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ребёнку, как со стороны педагога, так и со стороны сверстников.

По области  интересов. В ряде случаев подгруппу детей целесообразно формировать  на основании пожелания самих детей. В этом случае совместно работают дети со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Например, на непосредственно образовательной деятельности  в средней группе «Чьи детки?» дети по желанию рисовали либо цыплёнка, либо утёнка, а также выбирали разные способы выполнения изображения – с помощью пятна или с помощью геометрических фигур. В подготовительной группе дети на сюжетном рисовании на тему «Колобок» изображали лису и колобка в разных композиционно-пространственных ситуациях. Дети самостоятельно выбирали ситуацию и составляли композицию рисунка. Первая ситуация –  на переднем плане лесная полянка, на которой встретились лиса и колобок. Вторая ситуация – на тропинке на переднем плане колобок, издалека идёт лиса. Третья ситуация – на переднем плане лиса идёт навстречу колобку, который катится издалека. 

По половым признакам.  Интересными получаются результаты работы, если  основу дифференцированных заданий по изобразительной деятельности кладется гендерный подход.  В младшей группе на образовательном мероприятии «Разноцветные клубочки для кошки с котятами» мальчики рисовали клубочки синего, зелёного, голубого цвета для мальчиков котят, а девочки рисовали клубочки красного, желтого и оранжевого цвета для девочек котят. В старшей группе девочки украшали платье для Настасьи Петровны, а мальчики рубахи для Мишутки и Михайло Ивановича. На образовательной деятельности в старшей группе «Сюрприз для друзей» девочки объединились в подгруппу и рисовали бабочек, а мальчики – кораблики. Объединение мальчиков и девочек в две подгруппы позволяет учитывать особенности половой принадлежности, использовать различные средства и методы для развития интереса к деятельности. Объединяла мальчиков и девочек в разные группы по разному сюжету, разному материалу. (Например: девочки рисовали цветы», украшали сарафаны и кокошники русским красавицам, а мальчики – украшали одежду и доспехи русских богатырей). 

2. Дифференцированный подход к обучению детей на основе организационной формы обучения.

         Он включает в себя фронтальные, подгрупповые, парные и индивидуальные формы работы с детьми.

Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Её усвоение необходимо в целях развития  всех детей для создания базы, на основе которой может осуществляться становление каждого ребёнка. Эта форма организации детей является  основной по сообщению детям новых знаний.

Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития использую различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.

 Например, на занятии «Город древний, новый, вечный» для создания интереса использую такой приём: дети отправляются в города прошлого, настоящего и будущего с помощью камня, который обладает секретом, он умеет говорить, он указывает дороги. А дети, отправляясь по дороге, оказываются по желанию в своих мастерских, где каждая подгруппа выполняет своё задание. 1 подгруппа выполняет работу на тему «Город настоящего», вторая – «Город прошлого», третья – «Город будущего».

Работа детей в парах позволяет организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на непосредственно-образовательной деятельности. Пары детей составляю по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.

 При объединении в пары детей разных по уровню развития,  ставлю целью организацию помощи более слабому ребёнку.
В процессе взаимного обучения учитываю желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости нацеливаю его на оказание помощи товарищу.

Работу детей разного уровня развития организую так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка), а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.

 (Например: в подготовительных к школе группах проводила занятия в парах «Стайка воробьёв», «Снегири на ветке рябины», «Подводное царство»  и др.). Дети договариваются о том, какую часть работы будут выполнять. Например, один ребёнок рисует снегиря, сидящего на ветке рябины, а другой – снегиря, подлетающего к рябине. Или, рисуя в старшей группе на тему «Пошла Маня на базар» дети договариваются, какими узорами будут украшать варежки, сапожки. Сильный ребёнок начинает работу, а слабый повторяет за ним.

В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов деятельности, обращение за советом друг к другу. В этом случае в значительной степени возрастает возможность оказания индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ребёнку, как со стороны педагога, так и со стороны сверстников.

3. «Дифференцированный подход к обучению детей на основе  содержания работы» Учитывая уровень достижений детей, определяю содержание работы с ними. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании, разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса у детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего образовательного мероприятия. На слайде вы видите материал к занятию «Снегири на ветке рябины» для детей старшего возраста. Для детей с высоким уровнем развития изобразительных умений и навыков предлагаю выполнить изображение по карточке с контурным изображением, а дети с более низким уровнем – выполняют упрощённое изображение по карточкам в цвете. (показываю дидактические материалы участникам конференции).

4.  Дифференцированный подход к обучению детей на основе разнообразных форм оказания педагогической поддержки детям.

На образовательных мероприятиях использую  разнообразные формы оказания помощи ребенку, в которой он нуждается в данный момент на занятии.

• Для детей, неуверенных в себе, это — совместное с педагогом выполнение задания.

• С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки – использование частичного образца выполнения.

• Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, предлагаю алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания (показываю образцы карточек с алгоритмом). 

•        Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся – вспомогательные упражнения или вопросы.

В заключение следует отметить, что различные виды дифференцированного подхода к детям могут быть использованы на всех этапах и во всех формах и видах образовательного процесса по изобразительной деятельности. Определение содержания, организационных форм обучения, методов и приёмов работы с детьми, организация дифференцированного обучения зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что обеспечивается качественной психолого-педагогической диагностикой.

Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ребёнка.

Источник