Дидактический материал для развития речи ребенка
Ирина Румянцева
Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы
Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности.
В дошкольном возрасте речевое развитие тесно связано с формированием таких психических процессов, как мышление, внимание, память, воображение, со становлением сознания и формированием личности ребенка.
В связи с этим речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт).
Маленький ребенок на четвертом году жизни достаточно активно начинает использовать речь для общения. Также происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук ребенка. Необходимо систематически контролировать данное направление в развитии ребенка.
Развитие мелкой моторики часто происходит и вне занятий, в свободной деятельности детей. Поэтому необходимо наполнить среду ребенка различными предметами, пособиями, направленными на развитие переключаемости движений, координации движений и их точности, ловкости.
Центр речевого развития является одним из важных компонентов речевой среды.
В нашей группе в распоряжение ребенка предоставляются различные дидактические пособия (с застежками, шнуровками, замочками, В игровых ситуациях дети используют прищепки (сушат одежду, одевают и раздевают больших кукол, крутят крышки. Активно используются разнообразные пальчиковые игры.
Соответствующие пособия и игры в течение года периодически меняются.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Дидактическая игра «Расскажи сказку».
Целевое назначение: формировать умение детей пересказывать знакомую сказку (при помощи взрослого) с опорой на наглядный материал. Развивать зрительное восприятие, умение последовательно располагать картинки с изображением героев сказки, память, мелкую моторику рук. Стимулировать речевое взаимодействие, желание проговаривать текст вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к усским народным сказкам.
По аналогии можно рассказывать небольшие сказки помещая фигурки тех же героев на фланелеграфе.
Одна из любимых дидактических игр наших детей «Кто как разговаривает», оформленная по типу игры «Чудесный мешочек».
Целевое назначение: расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки. Упражнять детей в умение произносить звукоподражание, правильно соотносить его с изображением животного (птицей). Развивать слуховое и зрительное восприятие. Формировать словарь глаголов. Воспитывать познавательный интерес к животному миру.
Для стимулирования моторики обеих рук пополнила центр речевого развитиями новыми веселыми игровыми упражнениями: «Веселые карандаши» и «Шарик в ладошке».
Увлекательные задания — игровое упражнение «Пальчиковые шаги»
не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию со взрослых.
Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Целевое назначение: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов») оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по 9 темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Также центр речевого развития пополнен и другими дидактическими пособиями, направленными на развитие слухового восприятия, на развитие правильного речевого дыхания.
Дидактическое пособие «Коробочки – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Игровое упражнение «Веселые человечки».
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Своевременное пополнение речевого центра игровыми развивающими пособиями, с учетом возрастных особенностей детей, позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Спасибо за внимание!
Источник
Раиса Михайловна Федоренко
Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»
Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации является основой решения данной задачи в рамках детского сада. Самым эффективным методом воспитательно-образовательной работы является игра. В процессе игры ребенок свободно выражает свои представления, мысли и чувства.
Анализируя показатели уровня развития речи детей,я поставила перед собой следующие задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. С целью решения данной задачи я пополнила демонстрационный материал и обновила картотеку дидактических и словесных игр по всем разделам речевого развития дошкольников.
Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Чудо-куб». Данное пособие используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельности детей по развитию речи.
Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.
На гранях куба находятся игры, направленные на развитиефонематического слуха детей:
1.«Определи первый звук в слове».Цель: формирование умения определять первый звук в слове.
2.«Где находится звук в слове».Цель: упражнение детей в определении звука в слове (в начале, середине, конце).
3.«Найди свою картинку».Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р] в словах.
4.«Раздели слово».Цель: формирование умения делить слова на слоги.
Игры, в которые можно играть с помощью дидактического пособияформируют лексико-грамматический строй дошкольников:
1.«Назови одним словом».Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.
2.«Подбери по цвету».Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.
3.«Наоборот».Цель: закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.
4.«Игры-загадки».Цель: расширение словаря прилагательными.
5.«Чего не стало?».Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.
Использование дидактического пособия способствует развитию связной речи у детей.Для этого можно использовать следующие игры:
1.«Составление предложений».Цель: развитие связной речи, логического мышления.
2.«Где что находится».Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
В работе с дидактическим пособиемя также использую игры и задания по формированию познавательных процессов:
1.«Разложи по местам».Цель: классификация предметов на основе различных семантических признаков.
2.«Что лишнее?».Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.
3.«Что изменилось?».Цель: активизирование в речи детей предлогов.
Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.
Основные достоинства пособия:
• доступность материала для восприятия дошкольниками;
• мобильность;
• возможность замены учебного материала;
• кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков.
Источник
Педагогическая разработка «Мастерская педагога. Игровое пособие для детей младшего дошкольного возраста
«Подбери правильно»
Автор: воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» Коркинского муниципального района, Челябинской области
Шумакова Ольга Александровна.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
— односложная, состоящая из простых предложений речь;
— несформированность грамматического строя речи;
— нарушение звукопроизношения;
— бедная диалогическая речь;
— трудности в построении монологов;
— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
— отсутствие навыков культуры речи;
— плохая дикция
— Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять через основной вид деятельности дошкольника — игру.
Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра. Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.
Представляю вам свое игровое пособие настольного вида «Подбери правильно», состоящее из серии дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
Особенностью дидактических игр является использование их, в основном, для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на усвоение сенсорных эталонов и т.п.
. В данном пособии наблюдается интеграциязадач развития детей.
Игры, входящие в пособие способствуют речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи);
развитию мелкой моторики, координации движений кисти;
расширению знаний детей об окружающем;
развитию мышления и памяти.
В пособие входят:
*4 дидактические игры на темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один — много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;
*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;
*1 игра на тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».
Пособие состоит из :
* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);
*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;
*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.
Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:
-Кто, где живет?
-Найди маму малышам.
-Один-много
-Кто, чем питается?
-На что это похоже?
— Что нужно для работы.
— Какого цвета цветок?
Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: в игре «Кто, где живет?» крышка с изображением собаки должна расположиться на сегменте с изображением конуры), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Собака живет в конуре»; «Цветочек желтый»).
Универсальность пособия в том, что можно увеличивать количество сменных изображений и полей для расширения задач развития, использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.
Данное пособие я планирую широко применять в своей работе для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Паспорт методического материала
Номинация: «Мастерская педагога» (авторские игры, пособия, дидактические материалы);
ФИО автора: Шумакова Ольга Александровна;
Название методического материала: Игровое пособие «Подбери правильно»
Цель:
Развитие речи, обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, развитие познавательной активности, внимания, образно-смысловой памяти, логического мышления, мелкой моторики.
Задачи:
— развивать лексико-грамматический строй речи, память, мышление;
— закреплять навык словообразования и словоизменения;
— расширять и активизировать словарь;
— развивать связную речь;
— формировать у детей представления о жизни животных; форме, цвете; профессиях взрослых.
— развивать тактильные ощущения детей, мелкую моторику пальцев рук;
— воспитывать уверенность в себе.
Общее описание: ключевые положения
Игровое пособие настольного вида.
Пособие состоит из:
* 6 крышек со сменными изображениями (цвета, животные, люди разных профессий, геометрические фигуры и т.п);
*основного «поля» из 6 сегментов, в каждом расположен винт для крышки;
*серия сменных «полей» с изображениями на тематику игры.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического материала
Набор сменных картинок и полей для решения поставленных задач или по желанию детей.
Область применения материала: практическая значимость, ключевые положения
Игровое пособие актуально для дошкольных образовательных организаций, а также для родителей детей дошкольного возраста. Будет интересно детям младшего дошкольного возраста при определённой помощи взрослого и соответственно этому возрасту поставленных задач. В дальнейшем дети могут использовать игру самостоятельно. Игровое пособие можно использовать с детьми более старшего возраста с условием усложнения игровых задач и изготовления соответствующих материалов. При дублировании основного и сменных полей, увеличении количества крышек игру можно использовать как настольное лото в работе с несколькими детьми.
Пособие рекомендовано использовать для комплексного решения задач образовательной программы, для индивидуальной работы по развитию и коррекции речевой, познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
Технология внедрения: что? для чего и зачем? для кого? как?
Игровая задача: навинтить крышку с изображением на соответствующий сегмент «поля», в соответствии с поставленной задачей:
-Кто, где живет?
-Найди маму малышам.
-Один-много
-Кто, чем питается?
-На что это похоже?
— Что нужно для работы.
— Какого цвета цветок?
Ребенок должен соотнести изображения (Нр.: крышка с изображением коровы должна расположиться на сегменте с изображением травы), навинтить крышку, проговорить название изображенных предметов. Играющий малыш должен при помощи воспитателя или самостоятельно составить предложения (Нр.: «Корова питается травой», «Корова щиплет траву»; «Цветочек желтый»)
Соответствие материала требованиям действующего СанПиН
Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Методические рекомендации
В пособие входят:
*4 дидактические игры на лексические темы «Животные», «Насекомые», «Птицы»: «Кто, чем питается»; «Один — много»; «Мамы и малыши»; «Кто, где живет»;
*2 игры на развитие сенсорных представлений (форма, цвет): «На что похоже», «Собери цветочек»;
*1 игра на лексическую тему «Профессии»: « Кому, что нужно для работы».
Дидактическая игра «Мама и малыши»
Цель: учить детей правильно называть животных и детенышей, научить изменять существительные в единственном числе.
(У кошки — котенок; у собаки – щенок; у лошади – жеребенок; у коровы – теленок).
Дидактическая игра «Один — много».
Цель: упражнять детей в умении правильно произносить существительные в единственном числе и в родительном падеже множественного числа.
(Одна мышка — много мышек; один еж – много ежей; один заяц — много зайцев).
Дидактическая игра «Кто, чем питается».
Цель: упражнять детей в умении использовать в речи простые распространенные предложения, употреблять в речи существительные в творительном и дательном, винительном падежах единственного числа.
(Белка ест орехи. Белку накормим орехами. Белке дадим грибы. Корова ест траву. Корова питается травой).
Дидактическая игра «Кто, где живет».
Цель: развивать словообразование, употребляя существительные в предложном падеже; составлять простые предложения.
(Собака живет в конуре. Рыбка живет в аквариуме)
Дидактическая игра «На что похоже».
Цель: Учить соотносить изображение предмета с изображением геометрической фигуры. Различать и называть названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. ромб).
Дидактическая игра «Собери цветочек»
Цель: учить различать и называть цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Цель: Знакомить детей с разнообразием профессий. Систематизировать знания о том, какие инструменты, атрибуты и принадлежности нужны представителям разных профессий для выполнения трудовых операций.
Описание эффектов, достигаемых при использовании материалов
Способствует речевому развитию детей (словообразование и словоизменение, расширение и активизация словаря, развитие связной речи); развитию мелкой моторики, координации движений кисти; расширению знаний детей об окружающем; развитию мышления и памяти.
Возможные сложности при использовании материала
Навинчивание крышки требует точных действий, развитой мелкой моторики, поэтому детям младшего возраста будет необходима помощь педагога.
Источник