Дидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Лилия Паршина
Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольниковпредполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.

Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова.

Игра способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность.

В дидактическомматериале выделяется целый спектр целевых ориентаций:

— обучающие – формирование определенных умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;

развивающие – развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения; умений сравнивать, сопоставлять.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: развитие понимания слов с обобщающим значением, уточнение их значения.

Содержание. Взрослый произносит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение с использованием слов обобщающего значения. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

— одежду носят на ногах;

— овощи растут на кустарниках;

— из ягод варят варенье;

— перелетные птицы весной улетают на юг.

Игра «Опиши объект или явление»

Цель: способствовать усвоению модели составления описательного рассказа.

Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на схему.

Игра «Угадай по описанию»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Игра «Зонтики для ежиков»

Цель: дифференциация и автоматизация звуков в словах.

Игра «Сходства и отличия»

Цель: уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Изображения сходных предметов (например: апельсин – мандарин; варежки – перчатки; чашка – кружка; шляпа – шапка).

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель: расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание.Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому.Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; высокий – столб, стеклянный – стакан.

Игра «Кто, где живет»

Цель: формировать умения соотносить изображение животного с его местом обитания. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Игра «Он Она Оно»

Цель: согласование существительных с местоимениями он, она. Определять род притяжательных местоимений мой, моя, мое.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематического слуха, внимания и памяти.

Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития речи ребенка старшего дошкольного возраста

Источник

                 «Дидактическая игра как средство развития речи

детей старшего дошкольного возраста»

Введение

       Речь — это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств. 
     Развитие речи у ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует специфические возрастные периоды ее развития. В целом, ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный или дофонемный – от рождения до 1,5 – 2 лет, этап самостоятельной речи – 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи – школьный период. 
    Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте. Учитывая это, можно говорить об актуальности темы этой  работы. 

        В возрасте шести, семи лет завершается дошкольный период развития ребенка, основными результатами которого являются освоение предметного и социального окружения, роли дошкольника, а также готовность к систематическому обучению. В играх и занятиях с детьми седьмого года важно воспитывать уважение к старшим, заботливое отношение к младшим, доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и дисциплинированность. Развивая у ребенка интерес к познанию окружающего мира предметов и вещей, машин, природы, людей, взрослым следует обращать внимание и на формирование навыков учебной деятельности, среди которых наиболее важными являются умение слушать и запоминать, понимать задание и действовать по определенным правилам, умение действовать по плану и способность к оценке своей деятельности, умение преодолевать трудности и неудачи и принимать помощь взрослого и сверстника, умение связно выражать в речи свои мысли и чувства и культурно общаться в среде сверстников и взрослых.

      Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «давайте я считалкой выберу водящего!», «помните, когда мы играли «горячо – холодно!», как интересно было!».

     Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

     Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия на ребенка.

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

 Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

            Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

— совершенствовать разговорную речь;

— обогащать словарь;

— формировать грамматический строй  речи и т.д.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

          Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

В работе я использую следующие виды игр:

       Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.( на занятиях)

        Игры – поручения  по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

         Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.( по картотеке)

        Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

         Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.       На седьмом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. 
     В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. 
    К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии с услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение и т.п.). Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической речи в монологи. 
     В 6 лет продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения письменной формой речи. 
     Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 30-35 минут вместе со взрослым. 

    В старшем дошкольном возрасте наряду с усвоением отдельных эталонов происходит и усвоение систем, в которые эти эталоны включены. Овладев системой сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста уже производят обобщение предметов по существенным признакам и свойствам. Наряду с формированием восприятия свойств и отношений предметов у ребенка-дошкольника складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нем, возникающая на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов.  Оно становится более четким и одновременно более расчлененным — ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение.

 Дидактические игры направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

     В процессе многих игр развитие речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В работе над развитием  все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры. Остановимся на методике организации дидактических игр в возрастной группе  детей от 6 до 7 лет.

 «Выбери правильное слово»

Цель: Развитие речи, расширение словаря антонимов.

Оборудование: картинки, наглядное пособие

Ход игры6 Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цель: Развитие речи, расширение словаря антонимов.

Оборудование:  мяч.

Ход игры: Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Полслова за вами»

Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас,

развивать фонематический слух.

Оборудование: картинки, наглядное пособие

Ход игры:   воспитатель произносит начало слова (название предмета),

дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и  фронтально.

«Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Оборудование: шапочка жука и гуся. Цветные листочки и цветочки с буквами.

Ход игры:     В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

«Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Оборудование: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход игры: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук — [л], [о], [н].

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Оборудование: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.

«Буратино-путешественник»
Цель. Развитие речи. Ориентировка в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.  Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
— Зевают, отдыхают, спят…
— Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
— приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
— обедают, благодарят…
— одеваются, прощаются…
— лепят снежную бабу, катаются на санках

«Буква заблудилась»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.

Наглядный материал: Разрезные буквы алфавита

Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

  Задание для детей.

На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву (лес).

  Задание для детей.

Мы собрали васильки

На головах у нас щенки (венки).

Заключение

     Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Я использую дидактические игры  для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

      Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так    как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

      Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

           Список использованных источников

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г.
  3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М: 1991г.
  5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: 1974г.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: 1981 г.
  7. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.
  8. Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—387.
  9. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №»9 .
  10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: 1982г.
  11. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 1984г.
  12. 9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: 1991г.
  13. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. — М.: 2010г.
  14. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. — 1981 г. № 2.
  15. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 1983г.
  16. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.      
                

Источник