Дидактические игры как средство математического развития ребенка

Светлана Савинова
Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

Основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Через игру развиваются их мысли, умения, умственные способности. Она удовлетворяет основные потребности ребенка: его стремление к самостоятельности; в познании окружающего мира; в активной деятельности; общении. В игре зарождаются потребность в учебной деятельности.

Игру нужно использовать для развития у дошкольников таких умений как сравнение; выделять закономерности, развивать инициативность, самостоятельность, рассудительность, логику, умение выражать свои мысли.

Основными представлениями, познавательными и речевыми умениями, которые усваивают дети дошкольного возраста в процессе усвоения математических представлений согласно требованиям к формированию элементарных математических представлений являются следующие: свойства, отношения, числа и цифры, сохранение (неизменность) количества и величин, алгоритмы.

Представления о свойствах это представления о размерах предметов: длине, высоте, ширине, толщине, массе. Иметь понятия о геометрических фигурах и телах, знать их названия: круг, квадрат, куб, прямоугольник, шар, треугольник, овал, цилиндр. Уметь определять структурные составляющие геометрических фигур: угол, сторона, их количество. Выделять логическую связь предметов по форме, величине.

Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений во второй младшей группе МАДОО «Октябрьский детский сад «Сказка»

Во второй младшей группе начинаются занятия по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько правильно будет организована и проведена работа с детьми этого возраста по формированию первых представлений о количестве, форме, величине, пространстве будет зависеть дальнейшее развитие математических познаний ребенка.

Занятия разрабатываются на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Во второй младшей группе формирование элементарных математических представлений представляет собой дочисловой период обучения. Дети этого возраста получают первоначальные представления о величинах, геометрических фигурах, цвете, размере. Они начинают ориентироваться в пространстве, времени.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую, как в ходе непосредственно образовательной деятельности (1 раза в неделю, так и в режимных моментах в течение дня, на прогулке, в том числе в индивидуальной работе.

Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего.

КОЛИЧЕСТВО

На занятиях, где детей учат сравнивать количество используют понятия: много – мало – больше –меньше – поровну.

Детей учат сравнивать два множества (различные группы предметов, сопоставляя элементы одной группы с элементами другой. Сравнение начинается с приема наложения.

На своих занятиях я использую карточки, на которых изображены одинаковые фигуры или картинки, детям предлагаю вырезанные фигурки (больше по количеству, чем на картинке, которые следует наложить на те, что изображены на карточке. Например, на карточке изображены домики, а вырезанные предметы – это окна. Детям предлагается в каждый домик поставить окно, чтобы в домике было светло. Когда дети выполняют задания, следует просить их озвучивать то, что они делают. Это помогает ребенку лучше осознавать свои действия. Подобные упражнения повторятся на занятиях многократно, но каждый раз используются разные картинки, разные условия игры.

На своих занятиях я использую дидактические игры по принципу приложения. Для проведения таких игр необходимы карточки, которые разделены пополам горизонтально, т. е. верхнюю и нижнюю часть. На верхней части располагаются одинаковые фигурки, например зайчата, детям предлагается на нижней части расположить столько же морковок, сколько зайчат на верхней части. Используя данный метод, необходимо делать акцент на сопоставление, т. е. проводит рукой вдоль рядов предметов, поочередно указывая на предметы верхней и нижней полосок, как бы соотнося их один с другим. Дети видят, что предметов на нижней полоске столько же сколько и на верхней – поровну. Эти карточки я использую и для дидактических игр, которые позволяют формировать понятие больше — меньше, располагая фигурки в верхней и нижней части не поровну. Овладев способами наложения и приложения, дети учатся устанавливать не только равенство, но и неравенство двух групп предметов.

ВЕЛИЧИНА

Изучая понятие величина используются способы сравнения. На занятиях детям предлагается сравнивать предметы путем накладывания, приставления. При этом, детей нужно учить проговаривать слова: больше, меньше, шире, уже, длиннее, короче, выше, ниже, одинаково. Дидактические игры, для усвоение этих понятий носят не только зрительное восприятие, но и сенсорное. На своих занятиях я использую различные дидактические игры по определению величины. Некоторые из них я беру из готовых конспектов, изменяя их, усложняя, другие из различных пособий. Одна дидактическая игра может объединять в себе определение нескольких признаков величин. «Плывут корабли» — эта игра позволяет сравнивать предметы по признакам: большой, маленький, широкий, узкий. Сначала дети сравнивают кораблики: один большой, другой маленький. Затем они сравнивают реки: широкая и узкая (полоски из голубой бумаги). Затем дети «пускают» кораблики по своим рекам: маленький кораблик по узкой реке, большой по широкой. Игра «Заборчик». Дети из строительных модулей строят заборчик для цыплят и курочек. Курочки большие, заборчик для них должен быть высокий, а цыплята маленькие и заборчик для них нужен низкий.

Читайте также:  Что прочитать ребенку для развития речи

Кроме того для усвоения понятия «величина», я часто использую дидактические игры, которые с использованием приема наложения. Можно сравнивать предметы одинаковые по форме, разные по величине. Игра «кто где спрячется» позволяет сравнивать разные предметы и имеет много вариантов: спрячется ли мишка за деревом, дерево больше, а мишка меньше, значит мишка может спрятаться за деревом. В играх я использую любимые детьми сказочные персонажи: Лисичку, Красную Шапочку. Например, усадив лисичку за стол и повесив ей на лапку кольцо, попросить детей из многих колец найти такое же, как у лисички. Хорошо использовать для ориентировки детей в величине игрушки-вкладыши («Матрешки»).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Детей четвертого года жизни способны различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Для ребенка, геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов. Для изучения геометрических фигур я использую самые разнообразные дидактические игры. Самая простая из них — это игра вкладыш. Смысл ее заключается в том, что каждая фигура вкладывается в соответствующее углубление. Играя в нее, нужно проговаривать названия фигур. Я использую ее в режимных моментах. Знание о геометрических фигурах дети моей группы усвоили довольно быстро и легко. Они охотно строят различные фигуры из плоских деревянных модулей (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники). Очень часто я использую для закрепления этой темы игру «Найди фигуру». Я показываю детям геометрическую фигуру и прошу найти соответствующую фигуру в окружающем интерьере (элементы мебели, игрушки). Дети охотно выполняют задание.

Игры на различение и называние геометрических фигур необходимо разнообразить. Дети выполняют такие задания: взять круг в правую руку, а треугольник в левую; квадраты положить на нижнюю полоску карточки, а треугольники — на верхнюю; найти фигуру по образцу и сказать, как она называется.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Дети четвертого года жизни ориентируются на основе так называемой чувственной системы отсчета, то есть по сторонам собственного тела. Поэтому предлагается учить различать левую и правую руки, направления от себя: вперед (впереди, назад (позади, вверху, внизу. Развиваются пространственные представления у детей младшего возраста в основном во время режимных моментов, в подвижных играх, на всех занятиях. Дидактические игры на развитие пространственного воображения могут выполняться как на плоскости, так и в схеме собственного тела, относительно других предметов. Очень часто я использую игры с предметами. Так, например, игра «Куда спряталась мышка?» помогает закрепить понятия: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т. п. Игра «В какой руке игрушка?» помогает ориентироваться в таких понятиях как: право, лево.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Дети четвертого года жизни должны ориентироваться в таких временных понятиях как: день, ночь, утро, вечер. Части суток дети ассоциируют со своей деятельностью. Дидактические игры позволяют расширять представления о временах суток. Для ориентировке во времени, я использую дидактические игры на соответствие иллюстраций: «Когда это бывает», «Расставь картинки по местам». На одном из занятий мы создавали два разных панно. Дети разделились на две группы. Перед детьми первой группы лежал белый лист бумаги, перед детьми второй группы черный лист. Вокруг были разложены фигуры: солнце, облака, звезды, луна, комета, травка и цветы. Дети создавали свою картинку: одни день, другие ночь.

Использование дидактических игр на занятиях по формировании математических представлений во второй младшей группе помогают активизировать деятельность детей, делают занятие более интересным и занимательным, помогают хорошему усвоению основных понятий. Конспекты занятий разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС.

Детский сад, в котором я работаю, новый. Он оснащен современными технологиями. Каждая группа наполнена игровым, обучающим, развивающим, интересным по содержанию, доступным по количеству, качественным по исполнению материалом. Это новые, игрушки, большое разнообразие настольных, дидактических игр. Кроме того в каждой группе есть компьютер с выходом в интернет, проектор и большой экран. Наличие этой техники позволяет использовать и компьютерные дидактические игры. Мы активно применяем эту технику в своей образовательной деятельности. Это помогает сделать любое занятие ярче, разнообразнее, увлекательней.

Читайте также:  Развитие психики ребенка от 1 года до 3 лет

Мною была проведена диагностика детей в начале и в конце учебного 2015-2016 учебного года. Диагностика проводилась по следующим разделам:

• умение детей определять количественные представления: один-много, чего больше (меньше?;

• умение детей распознавать величину предмета: длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий;

• умение детей находить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;

• умение детей ориентироваться во времени: день-ночь, утро-вечер;

• умение детей ориентироваться в пространстве.

Результат диагностики

Категории Начало года Конец года

Количество 80% 91%

Величина 75% 90%

Геометрические фигуры 68% 85%

Ориентировка во времени 45% 70%

Ориентировка в пространстве 53% 74%

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

1. уровень знаний по всем категориям за год возрос;

2. усвоение понятий времени и пространства вызывает у детей наибольшее затруднение;

3. выявлена группа детей, которая нуждается в индивидуальной работе по различным категориям.

Опыт и наблюдение позволили мне выявить детей, у которых хорошо развито логическое мышление, которым нравятся игры более сложного уровня. Для таких детей я использую специально подобранный материал: настольно-печатные игры; книги с дидактическими играми и заданиями. Необходимо поддерживать такой потенциал детей и развивать его. Но есть дети, которые испытывают затруднения в усвоении математических познаний, с ними я занимаюсь индивидуально, использую самые простые дидактические игры и упражнения, которые помогают осваивать материал.

Дидактические игры очень нравятся детям. И чтобы закреплять полученные знания и навыки, мы играем в них в свободное время и на прогулке, дети рисуют мелом геометрические фигуры, играя в классики считают квадраты, считают и выстраивают песочные фигурки, строят из камешков фигуры и предметы и т. д.

Выводы:

1) Опыт работы показал, что использование дидактических игр и упражнений на занятиях по формировании математических представлений, благотворно влияет на усвоение основных математических представлений и понятий повышает уровень математического развития детей.

2) Элементарные знания по математике, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

3) Для улучшения системы математического развития дошкольников необходимо искать наиболее интересные формы работы, для наиболее эффективного развития элементарных математических представлений.

4) Методически правильно подобранный и к месту использованный дидактический материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям.

Источник

Галина хрюкина
Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическая игра. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может четко обосновать свою позицию. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр.

Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактических игр для умственного воспитания детей. В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов, закреплять представление о количестве, величине, геометрических фигурах.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Читайте также:  Физические упражнения для развития ребенка по месяцам

Дидактическая игра имеет определенный результат. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.

При объяснении нового материала мы используем такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

При изучении нумерации чисел в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее, названное при счете число, обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью проводим игры «Лучший счетчик», «Хлопки». С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.

При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

Для закрепления устной нумерации в пределах 10 в своей работе используем игру: «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 10, соревнуясь друг с другом.

Для закрепления состава чисел предлагаем следующие игры: «Арифметический лабиринт», «Угадай-ка!», «Эстафета». Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовет наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания, но и активизировано внимание, а также развивалось и зрительное восприятие детей.

Дидактическая игра как игровая форма – явление очень сложное. В отличие от образовательной деятельности, в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и тоже время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.

Таким образом, можно выделить две очень важные функции дидактической игры.

Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же на формирование у них обобщённых представлений и способов действий.

Вторая важная функция – функция контроля за развитием детей.

Дидактические игры часто используют для определения уровня развития детей, а также определения их умений и навыков.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Работая с детьми дошкольного возраста, на занятиях и в режимных моментах для развития элементарных математических представлений, мы рекомендуем использовать дидактические игры, которые условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры-путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Использование данных математических дидактических игр на занятиях и повседневной жизни облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников.

Дидактические игры – игры обучающие. Используя их во время образовательной деятельности, мы заметили, что они благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствуют повышению уровня математического развития детей, а так же на занятиях дети более активны и самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, а также, играя, ребята получают большой заряд положительных эмоций, который помогает детям крепить и расширить знания по математике.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес. Вначале их увлекают только игровые действия, а за тем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Литература

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Л. В. Артемова. – М: Просвещение, 1992

2. Гришина Г. Н. Любимые детские игры / Г. Н. Гришина – М: Просвещение, 1997

3. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников /Т. И. Ерофеева. – М: Просвещение, 1992

4. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой – М., 1997

Источник