Дидактическая игра как средство развития речи ребенка дошкольного возраста

Елена Братчик
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Подготовил: воспитатель

Братчик Е. В.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.

Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольниковпредполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь — важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.

По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том,что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детейпревращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

Обучающие игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление.Поэтому основными функциями игры являются:

• игровой метод обучения;

• форма обучения;

• самостоятельная игровая деятельность;

средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игракак игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры — занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Использование таких игр способствует решению следующих задач:

— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

— совершенствовать разговорную речь;

— обогащать словарь;

— формировать грамматический строй речи и т. д.

В дошкольной педагогике все дидактическиеигры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:

• игры с предметами;

• настольно-печатные;

• словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,которые решаются при их использовании:

• подбор картинок по парам;

• подбор картинок по общему признаку;

• запоминание состава, количества и расположения картинок;

• составление разрезных картинок и кубиков;

• описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.

Методика проведения дидактическихигр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)

Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Источник

 «Дидактическая игра,  как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

«Игра- это искра,  зажигающая огонёк

                                                                                     пытливости и любознательности».

                                                                                                             В.А. Сухомлинский.

Актуальность: Одним из основных направлений работы детского сада является — социализация личности ребёнка через игру.

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Игра дошкольников:

— побуждает детей к общению друг с другом;

— способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

— способствует совершенствованию разговорной речи;

— способствует обогащению словаря;

— оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

 Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

   Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

     Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

— совершенствовать разговорную речь;

— обогащать словарь;

— формировать грамматический строй  речи и т.д.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

     Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

    Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей  еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

    Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой следующую цель – создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

    Задачи:

1.Развивать звуковую культуру речи,

2.Расширять словарь детей,

3.Формировать грамматические навыки устной речи,

4.Развивать связную речь,

5. Создавать в окружении ребёнка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активации детской речи.         

   Срок реализации: 1 год (2017-2018 уч. год).

   Предполагаемый результат: 

   Для детей:
1.Повышение уровня развития речи у детей.
2.Умение обратиться за помощью к взрослым.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Развитие познавательной активности, творческих способностей.
5.Умение самостоятельно играть в игры.
   Для воспитателя:
1.Новые знания о развитии речи детей.
2.Желание работать в этом направлении.
3.Повышение самообразования.
4.Укрепление отношений с родителями.
   Для родителей:
1.Сближение с детьми и педагогами.
2.Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Диагностика уровня речевого развития начало учебного года.

В начале и в конце учебного  года  мы проводим диагностику уровня речевого и коммуникативного развития дошкольников, по разработанным заданиям и тестам. Баллы подсчитываем по трем уровням: I – высокий, II – средний (достаточный),  III- ниже среднего.  Результаты диагностического обследования дают общую характеристику речевого и коммуникативного развития детей и помогают наметить конкретные методы индивидуальной работы с каждым ребенком.

 

Рис.1. Результаты диагностики на начало уч.года.

Диагностическое обследование на начало 2017 —  2018 учебного года.

По результатам диагностического обследования на начало 2017 —  2018 учебного года у дошкольников преобладал недостаточный уровень речевого и коммуникативного развития.

В табл.1  представлены результаты исследования на конец учебного года.

У 25% (6 детей) дошкольников низкий уровень развития речи, у 58,3% (14 человек) – средний уровень и у 16,7% (4 людей) – высокий уровень.

Уровень развития

Количество детей

%

Низкий

6

25%

Средний

14

58,3%

Высокий

4

16,7%

Табл. 1.

Результаты исследования уровня развития связной речи старших дошкольников показали, что у детей (6 человек) низкий уровень развития. Дети с низким уровнем развития связной речи  строят простые фразы 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка. Не знают названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества. Грамматический строй речи не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам. Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи. Грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных. Дети с низким уровнем развития речи не определяют позицию звука в слове; не могут выбрать картинки с заданным словом, не выделяют звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готовы. Ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.

У 14 детей средний уровень развития связной речи. Для этих детей характерна развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; активная речь — простые предложения, затрудняются распространять простые и строить сложные предложения; пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Правильно употребляют простые грамматические формы, не допускают ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных – окончаниях. Нарушена слоговая структура и звуконапол-няемость слов.

Рис.1. Результаты диагностики на конец уч.года.

В табл.2 представлены результаты исследования на конец учебного года.

У 8,3% (2человека) дошкольников низкий уровень развития речи, у 50% (12 человек) – средний уровень и у 41,7% (10 детей) – высокий уровень.

Уровень развития

Количество детей

%

Низкий

2

8,3%

Средний

12

50%

Высокий

10

41,7%

Табл. 2.

По результатам  мы видим, что уровень речевого развития дошкольников повысился (Табл.3).

Сентябрь 2017 год

Апрель 2018 год

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Речевое развитие дошкольников

25%

58,3%

16,7%

8,3%

50%

41,7%

Табл.3.

Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, с опорой на разнообразные дидактические  игры и ознакомлении с произведениями художественной литературы. Благодаря  такой работе к концу учебного года дети могут строить свое общение с учетом ситуации, ориентироваться на собеседника, поддерживать тему разговора, возникающую по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, отзываться на просьбу, могут подать реплику, возразить, пояснить, ясно и последовательно выражать свои мысли, адекватно использовать невербальные средства общения, умеют регулировать темп речи  и силу голоса. Дети произносят правильно все звуки родного языка, могут провести звуковой анализ слова, назвать слоги. Они имеют представление о том, что такое «слово», понимают его смысл. Они могут подобрать синонимы и антонимы к словам. При определении значения слова дети называют существенные признаки. При согласовании прилагательных и существительных  они называют слова в правильной грамматической форме, могут составлять сложные предложения разных типов. В построении связного высказывания дети развивают сюжетную линию в логической последовательности, строят простые и развернутые предложения, выдерживают структуру  повествования.

Именно, дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Проводимая работа дает положительные результаты. Но на этом мы останавливаться не будем, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми.

Список дидактических игр:

Игра «Назови одним словом»

Цель игры:

 —   развивать внимание, мышление, сообразительность;

 —   формировать умения классифицировать предметы;

 —   воспитать выдержку, чувство товарищества, интерес к игре;

 —   расширять кругозор;

 —   пополнить словарный запас.

Дидактическая игра «Предлоги».

Цель игры:

—   сформировать понятие пространственных значений предлогов, например:
под, над, на, в, у, около, возле и т.д.;

—   сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

—   научить составлять предложения по картинке.

Дидактическая игра «Ласковые слова».

Цель: учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом). Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей. Способствовать формированию представлений о культуре речи.

Игра «Дом-домище»

Цель: учить объяснять значение слов, давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными).

Дидактическая игра «Противоположности».

      Игра расширяет словарный запас и кругозор ребенка. В процессе игры формируются логические умения и навыки, развиваются пространственные представления. Ребёнок учится находить противоположности в окружающем мире (свойства, действия, взаиморасположение), получает первое представление о словах-антонимах.

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

  Цель игры: занимательная развивающая игра, при помощи которой ребенок научится употреблять в речи слова с похожим значением (слова-антонимы), расширит словарный запас и разовьет связную речь.

Дидактическая игра «Собери пословицы».

Цель игры: расширить знания о пословицах, обогащать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; коммуникативную компетентность, воспитывать интерес к культуре русского народа.

Дидактическая игра «Угостим гостей чаем».

Цель игры: формировать у детей старшего дошкольного возраста навык образования и употребления относительных прилагательных в речи. Закрепить способы их образования.

Дидактическая игра «Истории в картинках».

Цель игры:

— упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
— закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
— учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
— воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель игры.

— закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний;

— развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

— развивать зрительное восприятие;

— развивать монологическую и диалогическую речь.

Дидактическая игра «Отгадай слово по первому звуку».

Цель игры:

— закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова, развитие внимания, памяти и логического мышления.

Дидактическая игра «Веселый паровозик».

Цель игры:

— закрепить навык деления слов на слоги.

Дидактическая игра «Составь предложение».

Цель игры:

— закрепить умение составлять предложения из трёх слов, определять количество слов в предложении и развёрнуто отвечать на вопросы взрослого;

— развитие мышления и воображения у детей.

Дидактическая игра  «Угадай пару. Слова – паронимы».

Цель игры:

— упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком;

— развивать фонематический слух.

Дидактическая игра  «Первый и последний звук в слове».

Цель игры:

— развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель игры: 

— научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, развивать память и речевое общение.

Дидактическая игра «Рассели по домикам».

Цель игры:

— соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Сюжетные картинки «Мой дом».

  Цель игры:

 —  учить составлять рассказ, опираясь на картинки, пополнить словарный запас детей;
 —  развивать логику, речь, память;
 —  воспитывать бережное отношение к игре.

Сюжетные картинки « Дикие животные с детенышами».

Цель:

 — расширение и активизация словаря детей;

 — закрепление в речи названий диких животных наших лесов,    их детенышей, частей тела, жилищ;

 — развитие внимания, памяти, мышления на материале описательных загадок;

 — закрепление умения правильного употребления предлогов «в, на, под, у, с» при составлении предложений;

 — обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану;

 — развитие общей моторики в ходе выразительной передачи движений и поз лесных животных;

 — воспитание бережного отношения к природе;

 — создание положительного эмоционального настроя детей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

 — контроль в речи за поставленными звуками.  

Сюжетные картинки « Домашние животные с детенышами».

Цель: 

— закреплять и расширять знания детей о домашних животных и их детенышей;

— упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

— учить пересказывать текст по сюжетным картинкам;

— учить употреблять в речи предложения с однородными членами;

— расширять словарь по теме;

— развивать логическое мышление;

— развивать связную монологическую речь;

— развивать слуховое и зрительное внимание, мимику;

— развивать аналитико-синтетическое мышление.

Сюжетные картинки «Времена года».

Цель игры: Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану. 
Задачи:
— систематизировать знания детей о временах года;

 — воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе;
— уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по картинкам; активизировать словарь антонимов;

 — учить детей пониманию значений поговорок и пословиц;

 — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;

 — стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

 — учить детей работать сообща, помогать друг другу.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: 2000г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. — М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: 1981 г.

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №»9 .

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: 1982г.

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: 1984г.

9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: 1991г.

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. — М.: 2010г.

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. — 1981 г. № 2.

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: 1983г.

Источник