Дидактическая игра как средство развития мышления ребенка

Екатерина Скороходова
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста

По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребёнок руководствуется ее правилами. Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения.

Дидактическая игра способствует, расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. Практика показывает, чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Игровой замысел является существенной стороной дидактической игры. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры.

В частности, в игре «Волшебный мешочек» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушку, находящуюся в мешочке, ребенок назвал её и как можно подробно её описал.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий. В свою очередь усвоение детьми правил игры и следование им, способствует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля в игре.

При этом чем разнообразнее и богаче игровые действия, которые выполняют сами дети в игре, тем большее количество детей участвует в ней и тем интереснее сама игра. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей. Игровые действия старших детей сложнее: так как они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очередности.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Также для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Важно отметить то, что невозможной игру может сделать отсутствие содержания игры, игрового замысла, игровых действий и правил. Взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Именно это является своеобразием дидактической игры как игровой деятельности. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия.

Например, в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети–покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети–продавцы – уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими.

Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его качества, свойства, заплатить деньги. Продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя выбрать требуемый предмет.

Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Например, детям уже известны признаки разных времен года, но в дидактической игре «Времена года» от детей требуется умение классифицировать те явления по времени года, то есть обобщить конкретные явления и определить обобщающим понятием – весна, лето, осень, зима.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение.

Читайте также:  Методика и технологии физического воспитания и развития ребенка

При этом важно отметить, что задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Дидактическая игра является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Организуя индивидуальную дидактическую игру, воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, выясняет причины отставания, многократно упражняет детей, поднимает уровень их развития.

Дидактические игры способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, помогают формированию морального опыта.

Дидактическая игра содействует также развитию инициативы. Многие игры типа лото, домино и другие по мере усвоения их детьми используются самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей. По содержанию наиболее частыми в дидактической игре являются правила, обязывающие детей:

– действовать по очереди,

– отвечать, когда спрашивают,

– не мешать другим в игре,

– выполнять правила,

– честно признаваться в ошибке и др.

При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей: одному загадать трудную загадку, другому – легкую; застенчивого ребенка ободрить, плохо владеющего речью чаще привлекать к разговору, высказываниям, повторению правил и тем самым развивать его речь. Чтобы выполнить это требование, необходимо уже в процессе подготовки и продумывания игры наметить тех детей, на которых нужно обратить особое внимание: одних привлечь к активной роли, у других несколько сдержать их инициативу, чтобы они не подавляли других.

В ходе игры, которая развертывается обычно в живом темпе, педагог, особенно не очень опытный, замечает лишь наиболее бойких детей, а между тем он должен и детей застенчивых, робких привлечь к активному участию в игре. Руководство в ходе игры должно быть направляющим игру и взаимоотношения детей, но не навязчивым.

От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть. Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, они не могут реализовать замысел в игровые действия, придерживаться содержания, самостоятельно следовать правилам и руководствоваться ими. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход».

При этом уже в самом начале игры, в сообщении замысла, содержания игры очень важны образность и краткость речи воспитателя, скупой и выразительный жест, чуткое внимание к детям.

В процессе игры большое значение имеет темп, ритм игры. Замедленный темп вызывает утомление, так как медленные игровые действия задерживают ход игры, вызывают длительные ожидания очереди.

Слишком быстрый темп возбуждает детей, вызывает суетливость, неотчетливость игровых действий, иногда споры. Воспитатель, участвуя в игре, устанавливает тот живой темп, который не вызывает торопливости и вместе с тем неутомителен для детей.

Источник

Наталия Лукина
Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: в статье раскрыто значение дидактической игры, посредством развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий педагогами дидактической игрой.

Ключевые слова: игра, мышление, логическое мышление.

Старший дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыту общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, занимательным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию мышления.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. «Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме». Оно связано с использованием и преобразованием понятий. Все виды мышления тесно связаны между собой. Если с детьми проводить специальные занятия, то развитие мышления будет проходить намного быстрее. Уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к логическому мышлению.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в минске

Часто, приведя ребенка в детский сад, мы слышим словосочетание «дидактические игры», но редко задумываемся, а что это такое? Из самого определения вроде как понятно, что речь идет об играх, в которых участвуют дети, но если углубляться в этимологию данного понятия, выясняется, что это не совсем так. Как известно, лучший способ научить ребенка – обеспечить его такими игровыми материалами, которые наряду с развлекательной целью будут еще и обучать его. Самым простым и эффективным методом являются дидактические игры. Это наиболее оптимальный способ совместить игровой процесс и познавательную деятельность.

«Дидактическая игра — является наиболее эффективным средством развития мышления». На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра. Такие игры учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Какими бывают подобные игры? Давайте разберемся.

«Любые дидактические игры – это сочетание трех компонентов: игрового замысла, действий и определенных правил». Причем принимать в ней участие может как один ребенок, так и целая группа – в этом преимущество данного метода организации деятельности детей. Игровой замысел нужен для развития познавательной активности, он позволяет каждому ребенку проявить свои умения и способности, знания и навыки. Правила дают возможность регулировать поведение детей в процессе деятельности. Важно, чтобы каждая дидактическая игра была законченной, дети должны четко видеть конечный результат. Современные дидактические игры – это широкое разнообразие средств для обучения различным навыкам. Причем если игровой процесс ведется коллективно, то все равно воспитатель должен по максимуму учитывать индивидуальные особенности каждого малыша и задание подбирать, исходя из его способностей. Дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам сюжетно-ролевой игры.

Дидактические игры, используемые как форма обучения детей, включают в себя две составляющие: познавательное и занимательное. В ходе занятия воспитатель является и наставником, и полноценным участником игры, он так же, как и дети, включен в игровой процесс. Для углубления и закрепления знаний дошкольников, педагог задает наводящие вопросы, загадывает загадки, стимулирует познавательную активность детей, направляет детей на поиск решения выхода из созданной ситуации. Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, сюжетно — дидактические которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях.

Дидактические игры являются одним из главнейших средств воспитательного процесса. Ведь развивается малыш, в основном, во время занятий. И чем они разнообразнее, тем разностороннее детское развитие. Любую игру можно превратить в дидактическую, если правильно поставить задачи и на основании этого придумать или немного изменить условия. Ведь даже древнейшие «классики» можно назвать дидактической игрой, развивающей у детей физическую культуру. Такие игры в старшей группе интересны, познавательны и полезны. Они обязательно помогут детям в будущем. Ведь именно в детском возрасте понятие «игра» ассоциируется с познанием. Дидактические игры с дошкольниками могут проводиться во время занятий, подготовки проектов по заданной теме, в свободное время, а также в рамках дополнительных занятий по экологии, в процессе проведения развлечений и праздников. С требованиями к проведению игр могут быть ознакомлены родители для закрепления знаний дошкольников в домашних условиях.

«Дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни человека, когда не только складываются его личностные задатки, но формируются общие умения, нужные для полноценной жизнедеятельности». Дидактические игры в детском саду – это один из общепризнанных в воспитательной системе методов, которые зарекомендовали себя как наиболее рациональный способ всестороннего развития маленькой личности. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает первые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное важное значение, если принят во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное решение задач, направленных на достижение обжей цели. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Я надеюсь, что данная статья помогла Вам понять и определить, какое все же значение имеют дидактические игры в развитии логического мышления у детей и как игры влияют на развитие мышления.

Читайте также:  Музыка для развития ребенка дошкольного возраста

Список литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2012.-118 с.

2. Дональдсон, М. Мыслительная деятельность детей /Под ред. В. И. Любовского. – М.: Педагогика, 2012.- 14-47 с.

3. Дорофеева, А. Логика, мышление: Школа семи гномов. 6-7 лет. /А. Дорофеева. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 16 с.

4. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы психологии. –2011. — №5.- 14-25 с.

5. Люблинская, А. А. Воспитание мышления у детей // Дошкольное воспитание. — 1991. — №12. — 26-34 с.

6. Петровский, А. В., Учебное пособие для ВУЗов, «Детское мышление», 2012. – 120 с.

Источник

Чиботарь Анна
Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития мышления является дидактическая игра – это процесс, который связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностям, выполнением с ними различных действий. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знанию, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение программного материала, В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимодействия с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности: отгадывание, поиска, сюрпризности, и т. п.

Для дидактической игры характерны наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывая дидактические приемы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учетом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы, в частности, мышление.

Значимость дидактических игр состоит в том, что они оказывают влияние на формирование математических представлений, развивают такие качества ума, как его подвижность и гибкость, способствуют развитию внимания, воображения, формируют волю. Дидактические игры помогают развить такие качества, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность. При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде. Если ребенок в игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях или видели во время экскурсий. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения. Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр помнить, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным». Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное.

Итак, важная роль дидактической игры развития мышления ребенка объясняется тем, что она вооружает доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметов действий такого содержания, которое при других условиях было бы невозможно.

Источник