Дидактическая игра как средство познавательного развития ребенка

Елена Волощук
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство

развития познавательной

Активности детей дошкольного

Возраста

Воспитатель Волощук Елена Владимировна

2017 г.

Введение

Без игры нет,и не может быть

Полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

Через которое в духовный мир ребенка

Вливается жизненный поток

Представлений, понятий.

Игра-это искра,зажигающая пытливость

И любознательность.

В. А. Сухомлинский.

Дидактическая игра-основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Играя,он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности,внимания,умственногоусилия,уменияосмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных задач. В этом их развивающая роль. Этому виду игры уделено большое внимание,т. к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную активность.

В зависимости от материала дидактическиеигры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно- печатные игры,так же как игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх ребенку дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Различные виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, учат классифицировать их (мебель, одежда, овощи и т. д., их качествами и свойствами. Другие уточняют представление о сезонных изменениях в природе, о различных профессиях.

Словесные игры более сложные, так как они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как дети в них учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовке детей к школе, так как требуют,и следовательно развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Организация и проведение дидактических игр в детском саду.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возрастаобладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока небудет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастасодержит в себе большие потенциальные возможности:

активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

— закрепляет знания, умения.

Общая структура дидактическойигры содержит следующие компоненты:

— мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

Читайте также:  Задержка моторного развития у ребенка после года

— ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

— исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

— контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обуения и игры. В отличие от прямой постановкидидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления.Заметим: что дидактическая игра — эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Цель дидактических игр — развитие умственных способностей. Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике, перенося обрабатываемый материал в творческие игры и обогащая их содержание. Примером взаимообогащения могут быть дидактические игры «Школа», «Путешествие» и т. п., элементы которых часто встречаются и в творческих играх детей. С другой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в действие, характерные для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что делает их оживленными и интересными.

Но именно обучающие дидактические игры способствуют формированию и развитию познавательной активности. Ребенок познает, получает новыеВсе дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.

Первая группа игр — это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — непохож», «Что за птица?» и др.) . В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа — игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы.», «Охотник» и др.).

Третья группа — игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает — не бывает»).

Четвертая группа — игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот», «И я»)

Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его, так и в часы игр. Если воспитатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий.

Источник

Пышкина Валентина
«Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Пышкина Валентина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Русско-Бродский детский сад №1»

На современном этапе развития общества необходим новый тип личности, обладающий глубокими знаниями об окружающем мире, умеющем выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с определенным объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления,уточнения и систематизации знаний об окружающем и социальном мире.

Читайте также:  История развития ребенка медицинская карта ребенка купить

Поэтому дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

По мнению А. И. Сорокиной, своеобразие дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры

заключается в том,что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности.

Специфика дидактической игры заключается в том, что познавательная задача ставится перед детьми не прямо, а опосредованно, через игровую задачу. То есть цель игры как бы замаскирована, скрыта от них, что повышает интерес к игре и влияет на успешность решения дидактической задачи. Ребенок не понимает, что играя, он участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения, т. е. непреднамеренно обучается, причем они не только уточняют и закрепляют знания полученные в процессе обучения, но и благодаря в ней двух начал- игрового и познавательного – приобретают новые. В этих играх перед ними раскрываются мир вещей и предметов; природы, ее сезонных изменениях, растений и животных; социальных отношений и труда взрослых, а также те сферы действительности, которые в силу разных причин недоступны чувственному восприятию ребенка. А это способствует возникновению у детей познавательных интересов, вопросов, споров между ними, которые содействуют переходу детского любопытства в любознательность, развитию наблюдательности, расширению и углублению круга знаний, освоению средств и способов познания.

При этом активное обучающее воздействие воспитателя осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через дидактический материал, игровые правила и действия. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении дошкольника входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, передающим ее смысл.

Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия, игровые правила., результат и дидактический материал. Своеобразие дидактической игры состоит в том,что она выступает одновременно как вид игровой деятельности особая форма обучения. Дидактическую игру ребенок получает в готовом виде от взрослого, создающего ее специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе реализации игровой и дидактической задач. То есть играобъединяет в себе два начала: игровое и обучающее.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее задействованы мыслительные процессы, в результате чего расширяются представления детей о предметах, появляются первые навыки сравнения, обобщения, Например, ребенок учится различать разнородные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «Овощной магазин», интересны малышу тем, что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи,но и ощупывать их, производить с ними различные действия (складывать в кучки овощи круглой формы; расставлять на одной полке овощи большей и меньшей величины; упаковывать в пакеты овощи только красного цвета и т. д.).Таким образом, в 2-3 года ребенок получает самые первые представления о предэталонах формы, цвета. величины. При этом воспитатель ставит в игре дидактическую задачу, удовлетворяя потребность ребенка в игровом действии и обобщении, через которые решается игровая задача.

В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом, или видом деятельности. Главное состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.

Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо вписываются в режим занятий, их можно использовать на занятиях по разным областям знаний и различных видах деятельности детей.

Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности. Активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

Читайте также:  Стихи для 8 летнего ребенка для развития памяти и внимания

В дидактической игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов. В играх с игрушками, предметами, картинками дошкольник накапливает сенсорный опыт. А его восприятие становится дифференцированным, точным, разносторонним, формируется его культура.

Дидактические игры создают благоприятные условия для развития процессов и видов памяти посредством активизации детского опыта, перехода мыслительной деятельности в план представлений.

В дидактических играх ребенок осваивает мыслительные операции, способность к рассуждениям, объяснениям, умозаключениям. Он учится анализировать предметы по представлению, обобщать их на основу существенных признаков, а его мышление становится внеситуативным, приобретает самостоятельность, планомерность, гибкость, критичность, пытливость, оригинальность. Установить связи между восприятием, мышлением и воображением помогают действия на замещение предметов, анализ их строения, выделение пространственных отношений, использование логических связей и создание новых образов, в том числе выражение их разными способами,- творческий подход к решению проблемных ситуаций. То есть возникает особая позиция как стремление не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир.

Дидактические игры развивают словарь, грамматический строй речи в процессе сравнения и классификации предметов, усвоения сенсорных эталонов, составления самостоятельных рассказов о предметах,явлениях природы и общественной жизни. Так речь включается в генезис познавательных процессов, где выступает средством познания, выполняя функцию орудия мышления.

Внимание как условие выполнения практической и умственной деятельности складывается во всех дидактических играх.

Таким образом, дидактические игры способствуют формированию ряда новообразований в познавательной сфере:

познавательные интересы;

-все более усложняющиеся формы аналитико-синтетической деятельности;

-умственные действия и элементы внутреннего плана деятельности;

-интеллектуализация познавательных процессов, установление между ними взаимосвязей.

Указанные изменения, как показала З. М. Богуславская, позволяют ребенку осуществить переход от развернутых внешних действий с предметами к действиям в уме, в плане представлений; от наглядно-действенного к словесно-образному способу усвоения словесного и наглядного материала. Итогом развития познавательной сферы в дидактической игре выступает формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению, в частности таких ее показателей, как умение принимать задачи на упражнение, что характеризует отношение ребенка к учебной задаче; способность учиться у взрослого; умение принимать условность ситуации.

Умственное развитие в дидактической игре связано с эмоциональным и нравственным. Активизируя познавательные процессы, игра оказывает влияние на эмоции ребенка, который переживает радость, удовлетворение от правильного решения, одобрения воспитателя и товарищей.

К подготовительной группе дети имеют более широкие знания,поэтому педагог должен систематизировать, расширять и углублять знания, полученные детьми в предыдущих группах, Большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно оттачивают необходимые навыки (счета, классификации, определения состава числа и т. д.)Особенность дидактической игры состоит в том,что старшие дошкольники будут играть в нее, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей.

В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать и (и придумывают, особенно когда педагог их поддерживает, дает ориентир, наталкивает на тему помогает технически воплотить) дидактические игры самостоятельно. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой опыт дидактических игры. Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в известную игру. Взаимообучение имеет важную роль активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

Для достижения необходимого результата,по мнению Н. Я. Михайленко,одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов, развертывать сюжеты для разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературы, одним словом- знать игру и быть творческим человеком,а также соблюдать следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка.

Используемая литература:

БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском садуПросвещение 1991.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Москва 2016

ГубановаН. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Москва 2015

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлениюс окружающим. Москва 2015

Журнал Дошкольное воспитание №2 2016г

Источник