Диаграммы уровня психического развития ребенка

К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К. Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное — грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.).

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ипользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный — изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
 
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффективным?

Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
— поведение ребенка.

Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Лешли).

Какие следует дать советы наблюдателю?
1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н. С. Русиной и В. А. Урываева темами для беседы могут быть:

  • семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и активность — пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
  • родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
  • участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
  • свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
  • самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
  • школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
  • статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов, ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка — это эксперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
— возможность определения нормы развития;
— возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
— возможность одномоментного сбора большого материала;
— отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном — концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник

Функции / Задания Здоровые дети Дети с ЗПР
Моторика Движения детей становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахиваются. Здоровый ребенок легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги. Свободно рисует карандашами и красками. Вырезает ножницами различные формы В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движ. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину.
Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движ. замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм
Сенсорно-перцептивная деятельность Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометр. форм (овал, ромб, прямоуг.) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый. Составляет сериационный ряд из предметов разной величины, ориентируясь только на размер предмета
 
В процессе зрительного и осязательного воспр. наблюдаются трудности планомерного обследов. предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия неэталонных геометрических форм и цветовых оттенков.
Испытывает сущ. трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Наблюд. нецеленаправл. способ работы, недоразв. самоконтроля
Интеллектуальная деятельность

Умеет считать в пределах 10, отсчит. по два, три предмета. Овладевает элементарным сложением и вычитанием на наглядном уровне. Формируется понятие деления предметов на разные части. Назыв. последов. дни недели, времена года. Сформированы видовые и родовые представл. («Назови, какую знаешь мебель, как назвать одним словом стол, шкаф и пр.?»). Обобщает предметы методом исключения (из четырех, пяти объектов). Составляет последов. Умозакл. по картинкам (2-4 картинки). Пересказывает текст рассказа, сказки. Умеет рассуждать по поводу наблюдаемых явлений. Словарный запас высокий, речь фразовая, без косноязычия Проявляются устойчивые интересы в игре. Есть любимые роли, любимые игры. Сюжет игр приобретает наибольшую полноту, яркость, выразит., в них наиболее полно отражается жизнь взрослых. Предпочитает групповые игры Может считать до 10, но испытывает некоторые трудности при отсчитывании предметов. На наглядном уровне ребенок может овладеть операциями сложения и вычитания, деления предметов. Знает времена года, дни недели.
Родовые и видовые представления сформированы. Правильно обобщает методом исключения из четырех предметов, но мотивировка ответов нечеткая. Составляет последовательные умозаключения в рассказах, но с предварительной инструкцией психолога.
Затруднен пересказ сюжета, сказки в связи с ограниченным словарным запасом, в отдельных случаях — в связи с недоразвитием лексико-грамматического строя языка
Интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию. Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх
 
Поведение Согласует свои действия с другими детьми. Выполняет правила поведения не только по привычке, но и сознательно. При выполнении правил поведения следит за другими детьми Может проявлять безудержность эмоций. При возникновении конфликтов со сверстниками возможны аффективные разрядки в виде вспышек гнева, громкого плача. Затруднено выполнение правил поведения. У некоторых детей наблюдается устойчивое негативное отношение к процессу общения со сверстниками. При проявлении негативных реакций они более сдержаны, но не склонны проявлять интерес к совместным играм, ведут себя пассивно, безразлично. Часто отказываются посещать детский сад
Навыки Умеет делать практически все самостоятельно (одеваться, умываться, правильно пользоваться столовыми приборами). Поддерживает чистоту и порядок в своей комнате или в группе Навыки самостоятельности активно формируются, но отмечается замедленный темп выполнения действий по самообслуживанию. Медленно одевается, умывается, ест. В некоторых случаях, наоборот, старается все сделать быстро, но результат таких действий неудовлетворительный. Не проявляет инициативы к самообслуживанию

В данном возрастном периоде уже достаточно четко проявляется форма задержки психического развития. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются существенные трудности в развитии зрительно-пространственных функций, что наглядно проявляется в их рисунках и конструкциях. Кроме того, у них отмечаются неустойчивость внимания, своеобразные поведенческие реакции с выраженными аффективными проявлениями. Снижение эффективности восприятия предметов приводит к недостаточной дифференцированности представлений. Эта особенность представлений ограничивает возможности наглядного мышления ребенка. Детям с ЗПР в этом возрастном периоде уже доступны обобщения. Они выделяют существенные признаки в процессе обобщения, однако из-за недоразвития речи и ограниченности представлений об окружающем у них наблюдается нечеткая мотивировка ответов.

У детей с другими формами ЗПР выраженного недоразвития сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако в отличие от здоровых сверстников у них наблюдаются выраженные эмоционально-волевые нарушения, сниженная познавательная активность и недоразвитие игровой деятельности. Родители и педагоги часто обраща­ют внимание на поведенческие особенности ребенка, в то время как уровень развития познавательных процессов этих детей часто остается вне поля их зрения.

Таблица 14

Источник

К показателям психического развития ребенка от­носят:

— развитие познавательной сферы ребенка (воспри­ятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценно­стные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возмож­ность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологи­ческие факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допу­щенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кста­ти, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стре­лять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно со­брать, важно сформулировать цели и задачи такой рабо­ты. Собирая факты, следует учитывать их неоднознач­ность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жес­тикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на

Глава 1. Психология развития ребенка 53

что направлены, как подготовлены. Например, игруш­ка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упор­стве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья воз­ле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетичес­кий), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавлен­ная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное -грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешнос­ти (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выра­жаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ис­пользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, мало­разговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,

Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.

54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, раз­говорный — изысканный, вычурность конструкций пред­ложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внима­ние на то, как он воспроизводит мысль: легко, затруднен­но, связно, замедленно’.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

1) характер установления контакта ребенком: тороп­ливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;

2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);

4) на проявление качеств социального поведения: са­моуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое пре­восходство, неподчиняющийся, высокомерный, на­смешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешитель­ный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняю­щийся, стремящийся угодить, оказывающий содей­ствие, получающий радость от контакта, непосред­ственный, смешливый, шутливый, ласковый, до­верчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведе­ния ребенка2.

А теперь перейдем к характеристике методов изуче­ния этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведе­ния ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед на­блюдателем как целостная личность. Все, чтомы ви­дим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с ро­дителями, он получает представление о характере вза­имоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффектив­ным?

Первое и, может быть, главное условие — это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдатель­ность, вообще говоря, должна входить в реестр професси­онально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или гово­рить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Ва­шими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известны­ми Вам эталонами, а без этого трудно делать обосно­ванные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность

56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

минимизирует возможности детального и обширного на­блюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффектив­ности наблюдения, желательна его элементарная органи­зация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребе­нок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уро­вень достижений. В разных карточках развития использу­ют следующие рубрики:

— физическое развитие;

— общение и развитие речи (к примеру, выразитель­ность речи, ее понимание и т.д.);

— социальное развитие и игра (под этой рубрикой от­мечаются с взрослыми и детьми; как ребенок иг­рает, его интересы и т.д.).

— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туале­том и т.п.

— поведение ребенка.

Структура карточки — это перечень отдельных пун­ктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приво­дится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.

Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отве­чать за свои слова).

Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.

Глава 1. Психология развития ребёнка 57

2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старай­тесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. На­пример, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в дет­ский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успо­каивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Можно рекомендовать родителям вести такие кар­точки наблюдения.

Таблица 4

Фрагмент карточки физического развития

Широкие физические движения
 
 
 
Дата:
 
6.04.86.
 
7.07.86.
 
1.10.86.
 
31.12.86.
 
Возраст ребенка
 
4мес.
 
7мес.
 
Юмес.
 
13мес.
 
Ребенок может:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— переворачиваться со
 
+
 
+
 
 
 
 
 
спины на живот;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— сидеть без поддержки
 
 
 
+
 
+
 
 
 
короткое время;
 
 
 
(долго)
 
 
 
 
 
— бросать предметы;
 
 
 
+
 
+
 
+
 
— ползать на
 
 
 
пытается
 
+
 
+
 
четвереньках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— подниматься, держась
 
 
 
 
 
+
 
+
 
за мебель;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— приседать из
 
 
 
 
 
+
 
+
 
положения стоя;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— ходить с помощью
 
 
 
 
 
*
 
+
 
взрослых;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— ходить
 
 
 
 
 
 
 
+
 
самостоятельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Таблица 5

Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.

Социальное развитие и игра
 
Дата:
 
5.02.86.
 
25.05.86.
 
20.08.86
 
 
 
 
 
Возраст:
 
2,6
 
2,9
 
 
Реакция на трудности:
 
 
 
 
 
 
 
— быстро сдается;
 
 
 
 
 
 
 
— пытается преодолеть какое-то время;
 
+
 
+
 
 
 
— пытается преодолевать постоянно;
 
 
 
 
 
 
 
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания:
 
 
 
 
 
 
 
— непоседлив с самого издала;
 
+
 
 
 
 
 
— концентрируется на 1-2 минуты;
 
 
 
+
 
 
 
— концентрируется на 5 минут и более;
 
 
 
 
 
+
 
В играх с деть ми;
 
 
 
 
 
 
 
— обычно включается в игру;
 
 
 
 
 
 
 
— обычно играет в одиночку, но возле других детей;
 
 
 
 
 
 
 
— держится в стороне от других детей.
 
+
 
+
 
+
 

Значимая информация может быть извлечена из бе­седы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мне­нию Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:

семья: ее члены и отношения между ними, терпи­мость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-

Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.

Глава 1. Психология развития ребенка

симость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и ак­тивность — пассивность отношений, ревность, зависть, кон­фликт и т.д.;

родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;

участие в домашней работе: ее содержание, систе­матичность исамостоятельность;

свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;

самооценка: общая самооценка, внешний вид, спо­собности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уро­вень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:

статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учи­теля: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие кон­фликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,

ночные страхи.

Состояние здоровья: хронические заболевания, са­мооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психоло­гических особенностях. При этом следует дать оценку тем­перамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка — это эк-

сперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой фор­мой эксперимента может стать исследование с помощью

60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

тестов. Тест — это стандартизированное задание для опре­деления развития у ребенка различных психических про­цессов. К положительным сторонам тестирования обыч­но относят:

— возможность определения нормы развития;

— возможность проведения повторных, т.е. сравни­тельных испытаний;

— возможность одномоментного сбора большого ма­териала;

— отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными огра­ничениями. Детская и возрастная психология богата раз­нообразными тестовыми процедурами. Среди них нема­ло надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть толь­ко экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и раз­вернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном — кон­цептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психичес­кого развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация раз­вития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические но­вообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Ду­маю, что только так удастся понять все то множество эм­пирических данных, которыми так богата детская и под­ростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого

Глава 1. Психология развития ребенка 61

нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концеп­цией (идеей) психического развития ребенка, мы поста­раемся увидеть и проанализировать множество конкрет­ных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 905; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10527 — | 7749 — или читать все…

Читайте также:

Источник