Диагностика уровня развития внимания ребенка дошкольного возраста

Диагностика внимания дошкольниковНабор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем.

Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изоб­ражения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания:

—————

1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёх­четырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей стар­ше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.

Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.

Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

S = (0,5N– 2,8n) / t

где S показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл  — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.

6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа — — — — — — Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — — — . Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией — — — — — — — . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. С. 73-80.

Источник

Людмила Юртаева
Развитие внимания у дошкольников посредством развивающих игр

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Дошкольное детство — особый период в развитии личности. В жизни человека дошкольное детство — небольшой отрезок. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Интеллектуальное развитие современных дошкольников идет более быстрыми темпами, чем развитие их сверстников 10-15 лет назад. Растет заинтересованность родителей в активном интеллектуальном развитии детей с самого раннего возраста, в подготовке их к школе.

Таким образом, раннее интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако, надо понимать, что одностороннее взращивание интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ей полноценно развиваться. Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и с большей вероятностью в их взрослой завтрашней жизни.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается вся система психологических функций,в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление и внимание. Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Необходимым условием протекания психических процессов является внимание. Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Ребенок в дошкольном возрасте направляет свои действия под влиянием взрослого. Своевременное выявление уровня развития внимания, как одной из частей познавательной сферы детей, имеет практическую значимость. Задача педагога заключается в том, чтобы узнать зону ближайшего развития ребенка, понять, в каком направлении двигаться и,что надо сделать, для того чтобы наши воспитанники выросли умными, здоровыми, счастливыми. Научить их прислушиваться, присматриваться, стать более внимательными к миру ощущений, предметов, эмоций, знаний, которые их окружают.

Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Говоря о развивающей игре, можно отметить то, что – это элемент новизны, именно она и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку ребёнку готовая игрушка не в состоянии в том же объёме, что развивающие игры. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, а также оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем. Эффективность использования развивающих игр: повышается активность детей, игра обеспечивает межличностное общение, в игре происходит развитие познавательных процессов. Для того, чтобы обосновать гипотезу, сначала необходимо выявить уровень развития внимания у детей, а именно его свойств (объем, устойчивость, переключаемость). Существует множество методик для диагностики уровня свойств внимания дошкольников. И, прежде чем приступить к диагностике, необходимо подготовить все необходимое. Диагностический материал должен быть доступным и выполнение заданий по диагностике проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме не дольше, чем 15 минут в день. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между исследователем и ребенком.

Приступать непосредственно к диагностике необходимо, только когда у ребенка есть интерес, иначе результат будет низкий. Во время выполнения ребенком того или иного задания, педагог должен быть терпеливым и доброжелательным. После того как ребенок завершит, обязательно похвалить его, даже если все получилось совсем не так, как вам хотелось бы. Согласитесь, плюсы можно отыскать в любом результате. Для выявления уровня внимания дошкольников предлагаем использовать три методики, которые представила Трясорукова Татьяна Петровна — специалист в области детской психологии, автор книг и статей, посвященных проблемам развития детей дошкольного возраста. Эти методики направлены на исследования свойств внимания. В каждой методике имеются критерии оценки, по которым можно определить уровень развития изучаемого свойства внимания.

Методика — игра №1 «Что увидел?»

Методика направлена на диагностику объема внимания. Разложить на столе семь предметов, знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик, прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки. Саша я сегодня пришла в группу и увидела что-то необычное. Мне кажется, что у нас в группе кто–то спрятался в этой коробочке и хочет с нами поиграть в прятки. Ты хочешь узнать кто там спрятался? Ответ ребенка (Да). Показать ребенку эти предметы в течение 3-5 секунд, затем закрыть их салфеткой («предметы опять спрятались») и попросить ребенка назвать их («ищем предметы»). Оценка результата осуществляется по количеству правильно названных предметов. Уровни развития объема внимания

Низкий уровень: (2 балла) 1-2 предмета названы правильно, отвечает неуверенно.

Средний уровень: (3 балла) 3-5 предметов названы правильно, отвечает неуверенно.

Высокий уровень: (4 балла) 6-7 предметов названы без ошибок, отвечает быстро.

Методика — игра № 2 «Перепутанные линии»

Методика позволяет определить устойчивость внимания.

Ребенка нужно ввести в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает исследуемому ребенку послушать очень интересную историю. Как-то раз решила бабушка испечь колобка. Тесто получилось очень мягкое и пышное. И поэтому, бабушка решила испечь не одного колобка. И вот испеклись у бабушки пять одинаковых колобков. Но единственное, что их отличало, это эмоция. Получились веселый, удивленный, грустный, злой и любопытный колобки. Ребенку предлагается помочь колобкам вернуться домой. Колобкам не просто вернуться, потому что они укатились по разным дорожкам. Для этого ребенку предлагается рисунок с перепутанными линиями. Попросите его проследить каждую линию от колобка до домика по очереди. Задача детей определить каким по счету колобок доберется до дома, определяя глазами путь каждого колобка.

Уровни развития устойчивости внимания

Низкий уровень: (2 балла) более 3 ошибок, работа выполняется с помощью пальчика.

Средний уровень: (3балла) 2 ошибки, работа выполняется медленно, неуверенно, появляются попытки проследить линию с помощью пальчика.

Высокий уровень: (4 балла) работа выполняется без ошибок, быстро и самостоятельно.

Методика — игра № 3 «Найди к домику ключ»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости внимания ребенка. Дети получают лист, на котором нарисованы домики червячка это грибок, божьей коровки это цветок, гусеницы это листок. Задача детей – помочь червячку, божьей коровке и гусенице подобрать ключики к своим домикам, т. е. в каждом предмете (домике) расставить нужные знаки (ключи, которые представлены в образце. Задание надо выполнять как можно быстрее и поочередно просмотреть все семь строчек. Работа продолжается 3 минуты. Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый ключик.

Уровни развития переключения внимания

Низкий уровень: (2 балла) 5 и более ошибок, работа до конца не доводится (более 5 минут).

Средний уровень: (3 балла) менее 4 ошибок, работа выполняется медленно (более 3минут, требуется помощь и напоминания задания, работа доводиться до конца.

Высокий уровень: (4 балла) 1-2 ошибки, работа выполняется в быстром темпе (2-3 минуты, уверенно и самостоятельно.

После проведения данной диагностики выявились дети с низким и средним уровнем развития объема, устойчивости и переключаемости внимания. Поэтому для коррекции развития внимания необходима коррекционно-развивающая работа с этими детьми.

Коррекционно-развивающаяработа включает в себя:

Игры и игровые упражнения на развитие внимания:

«Что изменилось», «Горячо-холодно», «Съедобное-несъедобное», «Угадай, из чего сделан предмет», «Поем вместе», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Достань названный предмет», «Найди различия», «Найди одинаковые предметы», «Какой игрушки не хватает», «Будь внимателен», «Внимание», «Лови мяч».

Сенсорное внимание: «Четвёртый лишний», «Найди два одинаковых рисунка», «Выкладывание узора из мозаики», «Забавные фигурки из счетных палочек», «Нанизывание бусинок», «Лото», «Опиши друга», «Удочка», «По новым местам!», «Найди различия в картинках».

Слуховое внимание: «Исправь ошибки», «Что мы слышим», «Разведчики», «Угадай, где позвонили», «Скажи о том, что ты слышишь», «Тихо – громко», «Определи по звуку, где игрушка», «У кого палочка», «Определи по звуку, где игрушка», «Жмурки с колокольчиком»,«Это кто», «Кто в гости к нам пришел», «Птицы, внимание – ветер, «Внимание! Погода меняется».

Психогимнастика: «В магазине зеркал», «Тень», «Слушай и исполняй!», «Передача движения по кругу».

Физминутки и пальчиковая гимнастика.

После проведения коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания у дошкольников, при использовании тех же методик, с изменением только изображения сюжета картинок. По полученным результатам можно отметить некоторое повышение показателей уровня развития внимания.Исходя из проведенной исследовательской работы подтвердилась выдвинутая гипотеза: развитие внимания у детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если процесс обучения дошкольников будет целенаправленно и комплексно осуществляться в игровой деятельности при использовании развивающих средств. Развивающая игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольников.

Важно знать и помнить, что игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

И очень хотелось бы, чтобы родители, воспитатели и педагоги прислушались к таким словам,как: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Литература:

1. Трясорукова Т. П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Тихомирова Л. Ф.Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников: Издательство Академия развития, Ярославль ООО Академия Холдинг. -2000.

Источник

Диагностика внимания у дошкольников

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания. При проведении методики используют таблицы с цифрами (приложение А, рисунок 1). Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее.

Методика «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок (приложение А, рисунок 2). Ребенок перед началом исследования получает инструкцию, «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта.

Данная методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта (приложение А, рисунок 3) в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей». Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту [4, с. 45].

Методика «Красно-черная таблица»

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице (приложение А, рисунок 4) черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1. Затем ребенка просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем. Время выполнения фиксируется.

Методика «Найди отличия»

Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания. Ребенку необходимо посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. (приложение А, рис. 5) [4, с. 57].

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок. Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут». (приложение А, рисунок 6)

Методика использования фигурных таблиц.

Методика использования фигурных таблиц для диагностики внимания у детей 6-7-летнего возраста. Инструкция ребенку. Ему надо посмотреть внимательно на фигурки и отыскать среди них три: флажок, треугольник и кружок. В треугольнике нужно ставить черточку (—), в кружочке — крестик (+), в флажке — точку (*). Следует спросить ребенка, как он понял задание. Дается сигнал к началу работы. Через 2 минуты таблицы собираются. (приложение А, рисунок 7)

Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением

Психолог предлагает испытуемому в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.

1 способ. Нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару чисел снова сложить аналогичным образом и т.д. Если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2).

Например: 1461809001

2146180900

II способ. Вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

Например: 1223469425

2234694256

Диагностика распределения внимания.

Педагог предлагает испытуемым следующие задания:

а) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться — у него слабое распределение внимания;

б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и т.д.

Некоторые упражнения и игры на развитие внимания

Коррекционно-развивающие программы разрабатываются для повышения уровня развития основных характеристик произвольного внимания.

Игра «Снежный ком»

Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками.

«Слушай и исполняй»

Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1—2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим.

* Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять голову.

* Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

«Пуговицы»

На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок в течение примерно 3 секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.

Игра «Запретное слово»

Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:

— Ты спишь в ванной?

— Снег белый?

— Ты умеешь летать?

— Ты был на Луне?

Выводы

Познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Интенсивно растет словарный состав речи. Память носит непроизвольный характер. В возрасте четырех-пяти лет развиваются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Игра — создаёт условия для развития произвольной памяти, здесь запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Основным видом мышления, является наглядно-образное. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Развитие воображения отражается на развитии всей познавательной сферы. Оно обусловливает мыслительную деятельность, способствует расширению словарного запаса, развивает произвольность. Детское воображение отличается от воображения взрослых. Это связано с тем, что в основе воображения дошкольников лежит небольшой жизненный опыт, поэтому происходит своего рода перекомбинирование накопленной информации

Внимание малышей привлекается ярким, сильным раздражителем. Это непроизвольное внимание. Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребенка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т. е. опирается на интерес. После того как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т. е. управления им.

Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом. Основными характеристиками внимания, в том числе и произвольного, являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Развитие этих характеристик зависит от личностных и возрастных особенностей дошкольника.

Коррекционно-развивающие программы разрабатываются для повышения уровня развития основных характеристик произвольного внимания.

Источник