Диагностика уровня развития ребенка в средней группе

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.
Формирование элементарных математических представлений.
Средняя группа (Начало года)
Количество и счет.
Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.
Задание: «Один» и «много».
Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.
— Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)
— Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)
— Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)
Оценка:
3 балла — ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.
2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)
1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина.
Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный — короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».
Задание: Сравнение предметов по величине.
Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.
— Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).
— Какая полоска короче? (красная)
— Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.
— На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)
— На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)
Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)
— Какая полоска такой же длины, как и красная?
— Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)
— Какие эти полоски по длине? (одинаковые)
Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.
— Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)
— Чем они отличаются?
— Какого цвета ленточки? (желтая и красная)
— Как узнать, какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)
— Желтая ленточка какая? (широкая)
— Красная ленточка какая? (узкая)
Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)
— Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)
— Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади на высокую елочку.
— Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)
— На какой елке сидит белка? (на высокой)
Оценка:
3 балла — ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.
2 балла – визуально сравнивает предметы по величине, не пользуясь приемом наложения.
1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Форма.
Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.
Задание: Называние формы геометрических фигур.
Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.
Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.
Ребенку предлагается назвать фигуры.
— Как называется эта фигура? (треугольник)
— Как называется эта фигура? (квадрат)
— А это что за фигура? (круг)
— Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)
Игра: «Цвет и форма»
Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д
— Солнце какой формы? (круглое)
— Будильник какой формы? (круглый)
Найди предметы, которые имеют квадратную форму.
— Аквариум какой формы? (квадратный)
— Дом какой формы? (квадратный)
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,
треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.
2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.
1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Ориентировка в пространстве.
Цель: выявить умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».
Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.
— На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)
— На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)
На столе стоят игрушки.
Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.
— Поставь зайца впереди куклы.
— Поставь белку позади куклы.
— Покажи кукле левую руку.
— Покажи кукле правую руку.
— Топни правой ногой, топни левой ногой.
Оценка:
3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».
2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».
1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Задание: Ориентировка в частях суток.
На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.
Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.
— Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)
— Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.
2 балла – называет части суток с помощью взрослого.
1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Логическое мышление.
Группировка предметов по цвету, форме и величине.
Цель: выявить умение детей группировать предметы по характерным признакам.
На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)
Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.
— Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)
— Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)
*Возможна стимулирующая помощь педагога.
— Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)
Игра: «Четвертый лишний»
Ребенку показывают картинку.
— Какой предмет лишний?
— Почему ты так думаешь?
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.
2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.
1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.
0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.
Источник
Пояснительная записка
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей средней группы
Словарь. Выявить умения:
Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика. Выявить умения:
1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова — теленок);
2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4.Составлять предложения разных типов.
Фонетика. Выявить умения:
1.Правильно произносить звуки родного языка;
2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;
3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь.
1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.
Материал для обследования
1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.
2.Картинки:
— собака со щенятами;
— посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка);
— санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.
Ход обследования
1 Серия заданий. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1.Скажи, что такое кукла?
1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);
2)называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2.Какая на кукле одежда?
1)Ребенок называет более четырех слов;
2)называет более двух вещей;
3)показывает не называя.
3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.
1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
2)говорит только глаголы – побегай, помаши;
3)употребляет неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение);
2)перечисляет отдельные предметы;
3)называет один предмет.
5.Какую посуду ты знаешь?
1)Ребенок называет более четырех предметов;
2)называет два предмета;
3)называет один предмет.
6.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу),масло(в масленку), соль (в солонку)?
1)Правильно отвечает на все вопросы;
2)ответил на три вопроса;
3)выполнил только одно задание.
7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).
1)Называет по цвету (или форме или величине);
2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта — высокая);
3)называет одно отличие.
8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?
1)Выполняет все задания;
2)выполняет два задания;
3)выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка полная, а эта…(пустая).
1)Правильно подобрал все слова;
2)выполнил два задания;
3)выполнил одно задание.
10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?
1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);
3)показывает руку у чашки.
2.Картина «Собака со щенятами»
1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая.»;
2)называет: «Это собака. Она черная»;
3)повторяет за взрослым одно слово.
2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо).
1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;
2)называет детеныша словом собачонок;
3)говорит одно слово.
3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…( залает, побежит за ней).
1)Ребенок называет 3 -4 действия;
2)называет два действия;
3)говорит одно слово.
4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»
1)Ребенок отвечает на все вопросы;
2)выполняет только одно задание;
3)называет одно – два слова.
3.ЗКР
1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.
1)Ребенок произносит все звуки;
2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;
3)не произносит свистящие.
2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.
1) Ребенок произносит текст отчетливо;
2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;
3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.
Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.
4.Развитие связной речи.
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет два-три слова.
3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1)Составляет рассказ самостоятельно;
2)рассказывает с помощью взрослого;
3)отвечает на вопросы односложно.
4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
1)Ребенок пересказывает самостоятельно;
2)пересказывает с помощью взрослого;
3)говорит отдельные слова.
Протокол обследования речи детей средней группы
Словарь и грамматика.
3.
Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
4.
К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
5.
Какую посуду ты знаешь?
6.
Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?
7.
Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».
8.
Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?
9.
Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка полная, а эта … (пустая)
10.
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
II.
Картина «Собака со щенятами»
1.
Кто такая собака? Какая она?
2.
Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки …. Собака лает громко, а ее детеныши …
3.
Что умеет делать собака?
4.
Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.
Итог:
Уровень:
Звуковая культура речи.
2.
Скажи чистоговорку: «Са-са-са – прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо
Итог:
Уровень:
Связная речь.
2.
Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ
3.
Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
4.
Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.
Итог:
Уровень:
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей средней группы
Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Софья Демина
Анализ педагогической диагностики в средней группе за 2016–2017 учебный год
В средней группе 26 детей;
13 девочек
13 мальчиков
Один ребенок Кочканов Илья не проходил педагогическую диагностику, так как не посещает детский сад в связи с частой заболеваемостью.
1. «Социально-коммуникативное развитие»
По результатам диагностики
на начало:на конец года:
Низкий показатель-0 %
Низкий показатель-0%
Средней- 100%
Средней-28%
Высокий- 0 %
Высокий-72%
Дети освоили образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились объединяться в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способами ролевого поведения; взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжеты игр.
Дети научились самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду; самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой; самостоятельно готовят к занятиям своё рабочее место, убирают материалы по окончании работы.
Воспитанники научились соблюдать элементарные правила в детском саду; различать и называть специальные виды транспорта и объяснять их назначение; понимать значение сигналов светофора. Дети научились узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход «Зебра». Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе.
У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело.
2. «Познавательное развитие»
По результатам диагностики:
на начало:на конец года:
Низкий показатель-18 %
Низкий -4%
Средней-82 %
Средней-16%
Высокий-0 %
Высокий-76%
Дети освоили образовательную область «Познавательное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Различают количество предметов (один и много, большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают, называют и используют детали строительного материала. Знают и называют домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Особое внимание следует уделить ребенку Загоровскому Вите, уровень освоения данной образовательной области низкий -4%, т. к. ребенок не разговаривает.
3. «Речевое развитие»
По результатам диагностики:
на начало:на конец года:
Низкий показатель-25 %
Низкий -4%
Средней-75%
Средней-48%
Высокий-0%
Высокий-48%
Детей освоили образовательную область «Речевое развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились активно сопровождать речью игровые и бытовые действия, употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. Но не все дети умеют выделять первый звук в слове.
Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки. С удовольствием рассматривают иллюстрации в детских книгах, проявляют интерес к ним. Драматизируют с помощью воспитателя небольшие сказки или отрывки из них.
Низкий уровень на конец года показал Загоровский Витя это связано с его возрастными особенностями.
4. «Художественно- эстетическое развитие»
По результатам диагностики:
на начало:на конец года:
Низкий показатель- 4%
Низкий -0%
Средней- 96 %
Средней-32%
Высокий- 0 %
Высокий-68%
Дети средней группы овладели навыками рисования, лепки и аппликации можно считать достаточно высоким, что свидетельствует о творческой активности детей, ярко выраженной эмоциональности во всех видах художественной деятельности.
Научились смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков, правильно держать карандаш, кисть, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
Дети научились правильно держать ножницы и пользоваться ими. Многие дети умеют создавать из пластилина предметы, состоящие из 2-3 частей.
Дети узнают песни по мелодии, стараются петь слушая друг друга, одновременно произнося слова. Выполняют разнообразные танцевальные движения в соответствии с характером музыки.
В инструментальной деятельности больше внимания требуется уделить умению детей слышать друг друга во время игры. Необходимо учить детей инсценировать песни, в движениях передавать образы персонажей.
Вывод:
Анализ диагностики воспитанниками в учебном году отражает положительную динамику развития всех детей. Анализ полученных результатов позволяют говорить о хорошем уровне освоения программных задач.
В течение всего учебного года образовательная деятельность с детьми проводилась систематично, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Велась индивидуальная работа с детьми по закреплению знаний, полученных на занятиях в утреннее и вечернее время.
За счет положительного эмоционального климата в группе дети стали более раскрепощены, с удовольствием участвуют в ролевых играх, играх-драматизациях, в общении друг с другом и взрослыми дети используют все части речи, научились правильно отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин, прочитанного художественного произведения.
Запоминают и читают с помощью взрослого короткие стихотворения и потешки. Находят в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивают предметы и определяют каких больше. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых, появляется желание принимать участие в посильном труде, умении преодолевать небольшие трудности.
Появились навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году,намечены следующие задачи:
• Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
• Совершенствование работы по развитию связной речи детей.
• Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
• Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.
• Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;
• Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду;
• Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;
• Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручениях, понимать значение результатов своего труда для других.
• Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности;
• Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.
Источник