Диагностика уровня развития ребенка в конструировании

Диагностика уровня развития ребенка в конструировании thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62»

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий

по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

Воспитатель: Л.В. Попова

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий рассчитаны на детей в возрасте 3-4 лет.

Мониторинг проводится 2 раза в год с целью выявления эффективности и корректировки программы обучения легоконструированию.

Критерии оценки параметров:

Низкий уровень – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

Средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет лишь некоторые параметры оценки.

Высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Уровень выше высокого – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно

Ф.И. ребенка

Параметры

Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей (большая, маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая, такая же как)

Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу (мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида)

Использова-ние технических навыков  при сооружении постройки (накладыва-ние, приставление, прикладыва-ние).

Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая — низкая, узкая — широкая)

Умение конструиро-вать  по образцу

Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой

Умение обозначать в речи пространственное расположение детали (вверху, внизу, с боку )

Умение работать по схеме (располо-жить детали в нужной последова-тельности)

Гулемин Егор

Дудкина Кристина

Клоков Тимофей

Козлова Полина

Листопад Диана

Малькова Даша

Савина Яна

Сотчихина Полина

Торопов Никита

Фаттахова Даша

Федосеева Милена

Фёдоров Виктор

Фигурина Даша

Фомина Лиза

Черноскутов Максим

Черепанов Данил

Черных Маша

Яковлев Кирилл

Итого:

Параметр №1. Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей.

Подготовка исследования. Подобрать 4 бруска одинакового цвета; 3 бруска отличаются длиной грани на 2 см,  4-й брусок равен любому из них.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Задание (вариант 1): Перед ребенком кладут 3 разных по величине бруска, показывают брусок, равный по величине одному из них, просят найти такой же брусок среди лежащих на столе. Предлагают проверить правильность выполнения задания. Ребенку предлагают определить и назвать величину каждого бруска.

вариант 2: Бруски заменяют на кубики. Инструкция остается та же, что и 1 варианте.

Параметр №2. Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу.

Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.

Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения по схеме:

  1. Наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);
  2. Устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);
  3. Содержание конструкции (какой предмет построен);
  4. Передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);
  5. Самостоятельность в процессе конструирования (просит ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, выполняет самостоятельно);
  6. Отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания);
  7. Оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);
  8. Отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки («большой дом», «красивый мост»), оценок своей деятельности и ее результата;
  9. использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).

Параметр №3. Использование технических навыков при сооружении постройки.

Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал.

Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения. Воспитатель отмечает, какие технические навыки использовал ребенок во время конструирования.

Параметр №4. Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), 2 готовых постройки «башня».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагается изменить 1 башню так, чтобы она стала высокая (или низкая), а 2 башню так, чтобы она широкая (или узкая).

Параметр №5. Умение конструировать  по образцу.

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), постройку «домик» из лего блоков.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают построить такой же домик.

Параметр №6. Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой.

Подготовка исследования. Подготовить незавершенную постройку «башня» из лего блоков и схему этой башни (в готовом варианте), несколько блоков лего (детали завершения постройки + лишние детали).

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на схему и на недостроенную башню, определить чего не хватает, дополнить постройку в соответствии со схемой.

Параметр №7. Умение обозначать в речи пространственное расположение детали.

Подготовка исследования. Подготовить постройку «домик» из лего блоков.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают посмотреть на постройку, определить и назвать где находится крыша у дома, фундамент, окна относительно двери.

Параметр №8. Умение работать по схеме.

Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (берутся только те детали, которые есть на схеме), схему башни.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

Задание: Ребенку предлагают рассмотреть схему и построить башню такую, как на схеме. Анализируется расположение деталей, их цвет и размер.

Список использованной литературы

  1. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной ситуации.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16с.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
  3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
  4. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации /авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Мизанова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» нижнетагильский филиал.- Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» ТНФ.- Нижний Тагил, 2015. – 168с.

Источник

Елена Борисовна Пантелеева
Проект диагностического обследования ребенка среднего дошкольного возраста

Серёжа решил построить «Метро». Поставил 4 бруска решил соединить их арками, но расстояние между брусками больше, а

арочки малы. Сдвинув бруски и поставив на них арки, он увидел,

что расстояние очень узкое. Воспитательница, заметив

замешательство Серёжи, уже готового разрушить постройку, говорит:

«У тебя будет хорошая станция метро, только надо на колонны положить эти планки «Обратила внимание на имеющиеся в ящике

длинные пластины.

Объект:

— конструктивные умения детей дошкольного возраста

Цель:

-исследовать сформированность конструктивных умений ребенка среднего дошкольного возраста.

Задачи:

-определить критерии и показатели сформировании конструктивных умений и дать характеристику уровней;

-определить диагностический метод для обследования у ребенка конструктивных умений;

-организовать обследования ребенка

-дать качественный анализ результатов обследования и сделать

выводы.

Характеристика основных понятий.

Умения- действие, выполненное учащимися на основе приобретенных знаний; совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности

Конструирование- создание новых дидактических материалов, новых

форм и методов педагогических процессов.

Характеристика критериев и показателей.

1. Критерий «Содержание знаний». Показатели : владение

ребенком называний строительных деталей; определение пространственного расположения.

2. Критерий «Гибкость действий».Показатели: возможность

выявить насколько хорошо ребенок выполняет действия с разным материалом.

3. Критерий «Количество действий». Показатели: возможность выявить, сколько ребенок знает конструктивных умений.

4. Критерий «Объем умений». Показатели : возможность

выявить количество полных действий ребенка.

Схема критериев и показателей обследования конструктивных

умений.

Проект диагностического обследования ребенка среднего дошкольного возраста

На основе критериев и показателей были определены уровни сформированности у ребенка среднего дошкольного возраста.

Уровни развития конструктивных умений

Уровни развития конструктивных умений Характеристика уровней

Содержание знаний Гибкость действий Кол-во действий Объем умений

Высокий Ребёнок знает и называет (куб, пластину, кирпич, брусок) выявляет основные части постройки, последовательность

Сооружает из крупного и мелкого строительного материала

без помощи взрослого из разного строительного материала

Умеет анализировать образец постройки : устанавливает пространственное расположение разных частей. Хорошо владеет

таким действие, как накладывание одной фигуры на другую Умеет самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданные

воспитателем принципы конструкции

Средний

Ребёнок знает и называет (куб, пластину, не очень

хорошо выявляет основные части постройки, последовательность

выполнения только при помощи взрослого Сооружает всегда из

мелкого строительного материала, плохо строит самостоятельно из разного строительного материала Плохо умеет анализировать образец постройки плохо устанавливает пространственное расположение разных частей. Накладывает одну часть на другую только при напоминание воспитателя Не умеет самостоятельно измерять размер постройки

Низкий Ребёнок узнает, но е называет (пластина, куб) строительные детали, только при помощи воспитателя выявляет основные части постройки, последовательность Сооружает из крупного

строительного материала, но только с помощью воспитателя. Не

умеет строить из разного строительного материала Не анализирует образец постройки, делает это только при помощи воспитателя с

трудом устанавливаетпространственное расположение разных частей делает это только с помощью воспитателя. Не владеет таким конструктом умнием как накладывание одной детали на другую с трудом измеряет размер постройки даже при помощи воспитателя

Методика обследования

Цель: исследовать конструктивные умения ребенка среднего

дошкольного возраста.

Материал: конкретный образец постройки (масштаб деталей образца и детских построек 1:1); строительные детали: 2бруска, 4треугольные призмы, 1конус и 1маленькая фигурка (полу куб).

Ход исследования: воспитатель, усадив ребенка за стол обращает ее внимание на коробки со строительным материалом, которые привезли

для нее знакомые персонажи. Эти персонажи предлагают ребенку

поиграть в «Угадайку», они будут называть ребенку, а ребенок- находить их в своих коробках и показывать им. Если дети ошибутся,

то отгадку, покажет воспитатель, а ребенок исправит свою ошибку и покажет точно такую же фигуру. Затем воспитатель предложит

ребенку и игровым персонажам посмотреть, что он построил из таких деталей.

Протокол обследования

Ход обследования: Оксана садиться за стол.

Э. : Оксана, посмотри на коробки со строительным материалом. Их для тебя привез Чебурашка. Давай поиграем в игру «Угадайку». Чебурашка будет называть тебе детали, а ты должна будешь находить их в своей коробке. А если ты ошибёшься, то Чебурашка покажет тебе эту деталь.

Э. : Оксана, Чебурашка, посмотрите на мою постройку. На какое здание она похожа? Посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Как построена башня? Из каких деталей? Как построены стены с зубцами?

Критерии

Дети 1критерий 2критерий 3критерий уровни

Оксана, 5лет Содержание знаний Гибкость действий Объем умений

Называет строительные детали куб, брусок, призма и конус

Определяет пространственное положение с помощью взрослого Хорошо выполняет действия с крупными строительными

Материалами затрудняется с мелкими строительными материалами. Не умеет самостоятельно измерять размер постройки средней

Вывод: Оксана называет 4 детали, выявляет основные части постройки. Сооружает из крупного материала. Устанавливает пространственное расположение разных частей. Не умеет самостоятельно измерять постройки.

Диагностика уровня развития ребенка в конструировании

Последующая работа с ребёнком:

— задание на сооружение постройки из мелкого материала (настольные игры)

— вопросы по описанию хода работы, с целью повторения последующего строительства.

— после того как ребёнок соорудил постройку, давать ему задание нарисовать схему свой постройки («ты сегодня архитектор…»)

Последующая работа с родителями:

— приобрести домой мозаику

— следует чаще сооружать постройки с ребёнком из мелкого материала

— контролировать заданный принцип сооружения постройки из мелкого материала

-задавать ребёнку вопросы, после сооружения конструкции (что получилось? Как ты это сделал?.)

-давать задание нарисовать схему своей постройки.

Анкета для родителей

Цель: изучить отношение родителей к формированию конструктивной деятельности детей и возможно с их стороны помощи.

Уважаемые родители! Я прошу вас ответить на вопросы моей анкеты.

Для того что бы узнать ваше мнение о сформированности

конструктивных умений у ваших детей.

1. Ребенок:

а) фамилия, имя

___

б) сколько лет, месяцев

___

2. Мать:

а) фамилия, имя, отчество

___

б) год рождения

___

в) образование, специальность, место работы

___

г) увлечения и хобби

___

3. Вы знаете что такое конструктивные умения?

А) да

Б) нет

4. Вы бы хотели что бы у вашего ребёнка развивали конструктивные умения?

А) да

Б) нет

5. Вы дома занимаетесь с ребёнком конструированием? (играми в конструктор)

А) да

Б) нет

6. Вы считаете конструктивные умения помогут вашему ребёнку?

А) да

Б) нет

7. Что развивают конструктивные умения?

А)___

Б) не знаю

8. Вы хотели бы оказать мне помощь по работе с вашими детьми на формирование конструктивных умений?

А) да

Б) нет

Источник

Воспитатель, МБДОУ ПГО «Детский сад №54», Свердловская область, г. Полевской

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Конструирование нацелено не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Принципы построения НОД

Сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений.

Задачи: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Методы: Наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный, практический, словесный, проблемный, игровой, частично-поисковый.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Основные формы организации обучения дошкольников конструированию и робототехнике:

Конструирование по образцу

Конструирование по модели

Конструирование по заданным условиям

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

Конструирование по теме

Конструирование по замыслу

Ожидаемый результат:

  • У детей появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции, и ее функциями.

Работа с родителями.

Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желанные для родителей личностные качества детей. Поэтому, главной задачей в работе с семьями дошкольников является просвещение родителей с целью расширения представлений о творческой деятельности, о развитии в ребёнке творческого начала.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки, конкурсы, клубные часы, соревнования, фестивали.

Вывод:

Конструирование во ФГОС — вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а так же умений наблюдать и экспериментировать.

В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профессионально — ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей 5-6 лет.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Динамика  развития познавательных интересов, практико-познавательного и экспериментально-поискового поведения в конструктивной деятельности

Показатели

Результаты диагностики (%)

Конструктивная деятельность из строительного материала как эффективное средство для всестороннего развития личности  дошкольника

учебный год

2014 -2015

(II  младшая группа)

учебный год

2015-2016

(средняя группа)

учебный год

2016-2017

(старшая группа)

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Самый высокий уровень (творческий)

14%

33%

34%

38%

40%

63%

Высокий уровень (самостоятельности)

30%

45%

45%

44%

40%

31%

Средний уровень (выполнение под руководством)

38%

10%

12%

9%

12%

6%

Низкий уровень (уровень узнавания)

18%

12%

9%

9%

8%

нет

Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

Персонажи для театрализации

Использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях

Дидактические игры и упражнения

Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка в процессе конструктивно-игровой деятельности

Диагностика межличностных отношений в коллективе

Диагностика межличностных отношений в семье

Диагностика уровня развития ребенка в конструировании

Источник