Диагностика уровня развития ребенка продуктивная деятельность
Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)
Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества
Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.
Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.
Анализ продукта деятельности
Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное)мы выделили ряд критериев:
1. Предметное рисование
Передача формы
А) форма передана точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета
А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В)строение передано не точно– 1 балл
Пропорции
А) пропорции переданы точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
2. Сюжетное рисование
Расположение на листе
А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла
Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла
В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл
Композиционный замысел
А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла
Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла
В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл
Передача движения
А) движение передано достаточно четко – 3 балла
Б) движение передано неопределенно – 2 балла
В) изображение статичное – 1 балл
Соотношение предметов по величине
А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла
Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла
В)Предметы не имеют связей– 1 балл
Цветовая гармония
А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла
Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла
В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл
3. Декоративное рисование
Композиция в составлении узора
А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла
Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла
В) композиция не верна – 1 балл
Владение кистью
А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла
Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла
В) не владеет кистью – 1 балл
Правильность исполнения элементов
А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла
Б) некоторые элементы не удались – 2 балла
В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла
Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла
В) цвет не соответствует действительному – 1 балл
Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов — 39, минимальное – 13.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии
Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:
А) характер линии
1)слитная – 3 балла
2) прерывистая – 2 балла
3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл
Б) Нажим
1) средний-3 балла
2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла
3) слабый (иногда еле видный)-1балл
В) Раскрашивание (размах)
1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла
2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла
3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла
Г) регуляция силы нажима
1) регулируется сила нажима – 3 балла
2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла
3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл
2. Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого
1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла
2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла
3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)— 1 балл
Б) Оценка ребенком созданного им изображения
1)адекватна – 3 балла
2) неадекватна – 2 балла
3) отсутствует – 1балл
3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться
А) к предложенному заданию
1) сильно
2)средне
3) безразлично
Б) к процессу деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
В) к продукту собственной деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
3. Уровень самостоятельности
1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
4. Творчество
1) самостоятельность замысла
2) Оригинальность изображения
3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.
Источник
Светлана Доля
Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста
1 слайд
Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.
2 слайд
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.
Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.
В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.
Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям
Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
3 слайд
Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:
1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.
2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
3. Активизация словаря
4. Развитие мелкой моторики рук
5. Знакомство с сенсорными эталонами.
Структурные части занятий продуктивной деятельности:
> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:
• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;
• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;
• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.
> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:
• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;
• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;
• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;
• приход к детям различных «гостей»;
• угощение;
• мини-спектакли.
> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.
> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.
> Итог работы:
• эмоциональное реагирование на результаты труда;
• благодарность тех, кто обращался за помощью;
• положительная оценка любого результата;
• использование изделий в играх и в быту;
• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;
• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.
4 слайд
Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии.
Самое большое распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
5 слайд
Марионилла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что в процессе продуктивных видов деятельности происходит тренировка движений пальцев, которая оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. И является, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Кроме того, М. М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
6 слайд
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной.
творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция) ;
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
7 слайд
Развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.
И применять нетрадиционные средства. у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.
И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, можно использовать следующие нетрадиционные техники:
* Рисование пальчиками
* Рисование ладошкой
* Рисование ватными палочками и ватными дисками
* Печать поролоновой губкой
* Рисование на подносах с манной крупой
* рисование палочками на песке и на снегу
* рисование трубочками (выдувание рисунка) и мн. др.
8 слайд
Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности. способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим.
Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
9 слайд
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.
В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.
Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.
Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).
Типы конструирования:
1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);
2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.
Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.
В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.
Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.
Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.
10 слайд
Дети учатся :
правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,
понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);
правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
замыкает пространство (загородка, забор, домик,
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)
Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.
Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.
Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.
11 слайд
В детском саду применяются такие виды конструирования:
из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.
Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
12 слайд
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности
заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.
лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.
13 слайд
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.
Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.
В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.
Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.
14 слайд
Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.
Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.
Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Из чего можно сделать аппликацию?
* Из салфеток
*Обрывная аппликация
*Накладная аппликация
* Объёмная аппликация из цветной бумаги
* Аппликация из семян и круп
Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
15 слайд
Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?
• Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
• Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.
• Происходит всестороннее воспитание дошкольника.
• Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
• Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.
16 слайд
Благодарим за внимание!
Источник