Диагностика сенсорного развития ребенка с овз

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 46

Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Педагог — психолог

Ольховик А.В.

Калининград, 2016

В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Таких детей принято называть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (нарушение речи, нарушение ОДА, умственная отсталость, ЗПР, нарушения поведения и общения, комплексные нарушения психофизического развития и др.).

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное  развитие  ребенка – это развитие его  восприятия  и формирование  представлений  о  внешних  свойствах  предметов:  их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие  представляет  собой  развитие  ощущений  и  восприятий, представлений  о  предметах,  объектах  и  явлениях  окружающего  мира.

Информация  от  них анализируется  в  соответствующих  отделах  головного мозга  и  выдает  целостную  картину.  Сенсорная  система  —  это  датчик восприятия  окружающего  мира.  Это  система,  которая  считывает информацию  извне,  опираясь  на  ранее  сформированные  сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности  органов  чувств  и  накопления представлений  об  окружающем мире.

Сенсорному  развитию  детей  с  различными  нарушениями  в  развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи,  как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др.  В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А.  Боровской,  Т.В.  Лисовской.  Все они сходятся в том,  что фундамент сенсорного  развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для  полноценного  развития  мозгу  необходимо  постоянное поступление сенсорной информации.  Чем больше  информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.

Одной  из  причин  сенсорной  депривации  может  быть  недостаток сенсорных  (тактильных,  зрительных,  слуховых и др.) стимулов. И, как результат,  недостаточность  сенсорного  анализа,  что  ведет  к  нарушению процесса  осмысления  построения  двигательного  действия.  Своеобразие сенсорной  интеграции  детей  со  сложными  и  множественными психофизическими  нарушениями  заключается  в  недоразвитии  у  них способности к приему,  переработке  и  хранению  информации, недостаточности  словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода  функциональных  перестроек.  Для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  характерны  более  поздние  сроки становления сенсорных функций.

Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями диагноза — задержка психоречевого развития. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим расстройством аутистического спектра (РАС). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема сенсорного развития у детей.

Основной целью в работе педагога-психолога является целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную сферу детей.

Коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию осуществляется по следующим направлениям:

1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:

а) формирование представлений о цвете предметов;

б) формирование представлений о форме предметов;

в) формирование представлений о величине предметов;

г) формирование и коррекция пространственных представлений;

д) формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются:

  • Развитие всех видов восприятия.
  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
  • Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
  • Развитие сенсорной культуры ребенка.
  • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.

Для реализации поставленных задач в МАДОУ д/с №46 города Калининграда была создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий. В темной сенсорной комнате оно включает в себя: фибероптическое настенное панно «Солнечный домик», напольный ковер «Звездное небо», пузырьковая колонна «Стелла», световой модуль для рисования песком, колесо спецэффектов, ультразвуковая технология MEDISANA, сенсорная тропа для ног, кресло для релаксации, пуфик-кресло с гранулами, маты напольные и настенные, сухой бассейн с шариками, интерактивная панель «Цветные фигуры-8» и другое. А так же оборудование кабинета психолога (тактильные шары, сенсорные мешочки, сенсорное панно, сенсорные юбки, тактильные ладошки и многое другое). Все это позволило создать полифункциональную интерактивную среду для целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Темная сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка. В ней  окружающая среда  организована особым образом, она наполнена различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств. 

Это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: 

Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный — в него входит оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

В кабинете педагога-психолога также как и в сенсорной комнате решаются задачи направленные на сенсорное развитие детей. В нем имеется большое количество сенсорного оборудования и дидактических пособий.

При развитии зрительного восприятия, работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. У  ребенка формируется способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее переходим, к подбору парных предметов, учим составлять картинки из трех – пяти частей.

Для улучшения восприятия цвета в работе с детьми используются упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету. Для этого мы используем настенный модуль с разноцветными мешочками из полиэстера. Также данное оборудование используется и  для нахождения пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.

В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию преставлений о форме. Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Для этого используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур.

Для формирования эталонов цвета и формы  также используются «Сенсорные юбки». Это многофункциональное дидактическое пособие. На юбке пришиты карманы, пуговицы разных размеров и цветов, атласные ленты разной длины, ширины и цвета, геометрические фигуры разные по цвету и размеру. Дети, работая с данным пособием, могут сортировать предметы по цвету, форме, прикреплять к лентам прищепки такого же цвета, вешать разноцветные тактильные мешочки на пуговицы.

Для развития представлений ребенка о величине используются различные игры-упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п. Например, на занятиях дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов. В процессе обучения дети учатся называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, башня получилась высокая, а домик маленький. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.

Основными  задачами,  игр-упражнений  по  развитию  тактильных ощущений, являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения. На занятиях педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой  доступных  частей  тела  (щек,  шеи,  ладоней,  пальцев,  рук,  ног). Также применяется поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по  рукам,  ногам,  предплечьям  войлочных,  резиновых  и  пластмассовых мячей  (шариков).

Затем педагог-психолог  побуждает  выполнять  сопряженные (совместные)  действия  по  обследованию  различных  предметов.  Руки педагога выполняют направляющие действия (в  руке  педагога  рука  ребенка). Потом ребенок выполняет полусопряженные, а в последствии  самостоятельные действия с предметами.  

Для развития тактильного восприятия используются «тактильные мешочки» с разными наполнителями, дети исследуют их, описывая их наполнение, находят пары.  

На занятиях широко применяются «тактильные шары». В набор входит семь пар шаров диаметром 4 см,  сделанных из различных материалов – деревянных, пробковых, войлочных, каменных, стеклянных, резиновых, металлических. Чтобы изучить свойства данных шаров дети исследуют их, держа в руках, сравнивают вес, температуру и текстуру поверхности, а также звуки, которые они издают при ударе, и выявляют разницу в их свойствах. Для обострения тактильного восприятия можно работать с закрытыми глазами.  Развивая способности детей различать и распознавать предметы на ощупь, педагог прячет один шарик из каждой пары  в настенных «тактильных мешочках».

Дидактическое пособие  «Тактильные ладошки» представляют собой 6 пар ладошек, сделанных из материалов различной фактуры и приклеенных на деревянные квадраты. Правые ладошки расположены на отдельных дощечках, без фона; левые – на общем поле 3х2 квадрата, на контрастном оранжевом фоне. Дети находят пары одинаковых ладошек, изучает их текстуру, знакомятся с понятиями: гладкие, ребристые, колючие, мягкие. В усложненном варианте данное задание может выполняться без опоры на зрение.

С детьми старшего дошкольного возраста для совершенствования тактильного восприятия используется «ТактиЛото» — набор из 25 деревянных фигурок, пяти карточек, хлопчатобумажного мешочка. Ощупывая последовательно фигурки, спрятанные в мешке, дети определяют, к какой карточке относится каждая из них.

Таким образом, в нашем учреждении ведется планомерная, системная работа по сенсорному развитию детей, что позволяет ускорить сроки становления сенсорных функций.  Впоследствии чего это становится базой для совершенствования деятельности  органов  чувств  и  накопления представлений  об  окружающем мире.

 Созданная полифункциональная среда сенсорной комнаты  и кабинета психолога дает возможность для расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на сенсорное развитие  детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.

Литература:

Айрес  Э.  Дж.  Ребенок  и  сенсорная  интеграция.  Понимание  скрытых

проблем развития ; М.: Теревинф, 2009. 

2.  Басилова  Т.А.,  Александрова  Н.А.  Как  помочь  малышу  со  сложным

нарушением  в  развитии;  Пособие  для  родителей,  М.  :  Просвещение,

2008. 

3.  Кислинг  Улла.  Сенсорная  интеграция  в  диалоге:  понять  ребенка,

распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под

ред. Е. В. Клочковой;  М.: Теревинф, 2010. 

4.  Ростомашвили  Л.  Н.  Адаптивное  физическое  воспитание  детей  со 

сложными  нарушениями  развития.  Учебное  пособие  /Л.  Н.

Ростомашвили. — М.: Советский спорт, 2009. 

  1. Айрес  Э.  Дж.  Ребенок  и  сенсорная  интеграция.  Понимание  скрытых  проблем развития ; М.: Теревинф, 2009.

2.  Басилова  Т.А.,  Александрова  Н.А.  Как  помочь  малышу  со  сложным  нарушением  в  развитии;  Пособие  для  родителей,  М.  :  Просвещение, 2008.

3.  Кислинг  Улла.  Сенсорная  интеграция  в  диалоге:  понять  ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой;  М.: Теревинф, 2010.

4. Митиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.- М.: Просвещение, 2009.-160 с.

Источник

Ирина Просёлкова
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась на базе МБДОУд/с №9 К-В г. Уфремов.

Цель — выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей.

Задачи:

1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

3. Провести эксперимент и сделать выводы.

Средний дошкольный возраст

Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета.

Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).

Способность соотносить цвет с названием.

Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.

Характеристика критериальной базы.

Способность различать цвета — опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Способность соотносить цвет с названием — способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.

Особенности цветового решения рисунков — адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.

Средний дошкольный возраст

Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Способность Способность Особенности цветового

Уровни различать соотносить решения рисунков

цвета цвета с

названием

Способен Легко Соответствие цветового решения

различать все идентифицирует поставленной изобразительной

основные цвета: предмет по цвету, задаче. Передача цветовых

красный, опирается на соотношений, близких к

1 оранжевый, зрительное реальным. Наличие элементов

уровень желтый, соотнесение. фантазии в цветовых

зеленый, Называет цвет и соотношениях. Наличие

голубой, синий, оттенок предмета. гармоничного соотношения

фиолетовый. По словесной цветового решения узора с

Различает инструкции фоном. Использование в

разные оттенки взрослого рисунках различных оттенков

цвета по показывает цвета. Передача насыщенности

светлоте: предмет и цвета. Количество используемых

«светлый». называет его цвет. цветов в соответствии с

«темный», оттенок. изобразительной задачей.

«светлее», Способен Овладение детьми правильной

«темнее»; с группировать техникой работы с

заданием предметы по художественными материалами.

ребенок цветовому позволяющей создавать и

справляется оттенку. применять разные цвета и

самостоятельно. оттенки. Умение размывать

краски с целью получения

оттенков цвета, добавлять

белила в основной цвет, при

рисовании гуашью.

Ребенок При Соответствие цветового решения

различает идентификации поставленной изобразительной

2 основные цвета, предмета по задаче достигается не всегда.

уровень показывает их с цвету испытывает Цветовые соотношения, близкие

незначительной незначительные к реальному, но бывают

помощью затруднения, но с отступления.

взрослого, помощью Наличие элементов творчества в

затрудняется в воспитателя передаче цветовых соотношений

различении находит и проявляется не во всех случаях.

промежуточных исправляет Использование в рисунках

цветов и ошибки. Не различных оттенков цвета.

оттенков. соотносит Количество используемых цветов

некоторые цвета небольшое.

и оттенки с их

названиями. При

группировании

предмета по

незначительные

ошибки. Может

их исправить.

Испытывает С трудом Соответствие цветового решения

трудности в подбирает цвета и поставленной изобразительной

3 различении оттенки. задаче достигается не всегда.

уровень некоторых соответствующие Цветовые соотношения, близкие

основных предметам По к реальному, но бывают

цветов и словесной отступления. Наличие элементов

оттенков, путает инструкции творчества в передаче цветовых

«светлее и взрослого. соотношений проявляется не во

темнее». Соотносит цвета всех случаях. Количество

и оттенки только используемых цветов небольшое.

в половине Правильная техника работы

случаев. Называет предлагаемыми

цвета и оттенки. художественными материалами

Допускает применяется не всегда.

ошибки,

исправляет их с

помощью

воспитателя.

4 Не различает Ребенок не Неадекватно применяет цвет в

— основные цвета, соотносит цвет с рисунке, рисунок беден.

уровень оттенки цвета названием.

по светлоте.

Методика № 1 «Закрой окошко».

Цель: выявить способность различать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Оборудование: карта с наклейками — 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)

Ход проведения: (проводится индивидуально)

— Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики — окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика Баллы Уровни

Различает все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно 3 I

Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. 2 II

Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью 1 III

Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием — даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 2 «Подбери пару».

Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.

Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.

Ход проведения: (проводится индивидуально)

— Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.

— Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.

— Подбери пары к вещам и назови цвет.

Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т. д.

Анализ результатов:

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.

Качественная характеристика Баллы Уровни

Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно 3 I

Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. 2 II

С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. 1 III

Не справляется с заданием — даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 3 «Подбери дорожку».

Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.

Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.

Ход проведения:

— У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.

— Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)

— Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.

Анализ результатов:

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей

Качественная характеристика Баллы Уровни

Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. 3 I

При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. 2 II

С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. 1 III

Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. 0 IV

Методика № 4 «Попади в кольцо»

Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.

Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя, вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.

Ход проведения:

— Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.

— На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.

— Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.

Анализ результатов

Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:

Качественная характеристика Баллы Уровни

Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. 3 I

При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. 2 II

С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. 1 III

Не справляется с заданием даже с помощью педагога. 0 IV

Анализ детских рисунков

Цель: выявить особенности цветового решения рисунка: адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета.

Количественная оценка

Качественная характеристика Баллы

Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. 3

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. 2

Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. 1

Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. 0

Этапы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста.

1 этап

Отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые — неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой — не такой, одинаковый — разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.

2 этап

Обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов — цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

3 этап

Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом — эталоном, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы: в его сознании.

4 этап

Изменяется словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед, ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции — «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.

5 этап

Главной задачей этого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов, В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, «ер-вый звук, задать наводящий вопрос: «А как я назвала цвет этой игрушки Можно напомнить ребенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета» что и шарик? А какого цвета трава?

6 этап

Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

7 этап

Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.)

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

Формирование сенсорного эталона цвета в сенсорном развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому.

Все воспринимаемые глазом цвета подразделяют на две группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, т. е. по цветовому тону, к ахроматическим — белый, черный, и оттенки серого.

Цвет обладает следующими характеристиками:

Цветовой тон — это специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности.

Светлота — это степень отличия какого-либо цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый.

От светлоты предметов следует отличать яркость. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения.

Светлота — цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Насыщенность — это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.

Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.

К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета — кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розо