Диагностика сенсорного развития ребенка с овз
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 46
Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Педагог — психолог
Ольховик А.В.
Калининград, 2016
В раннем детском возрасте формируются основные способности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. И поэтому именно в дошкольном возрасте могут начаться проблемы в развитии познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах. Таких детей принято называть – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Дети с ограниченными возможностями – дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (нарушение речи, нарушение ОДА, умственная отсталость, ЗПР, нарушения поведения и общения, комплексные нарушения психофизического развития и др.).
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, И.А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т.А. Басиловой, М.А. Боровской, Т.В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.
Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых и др.) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.
Недоразвитие и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются составными частями диагноза — задержка психоречевого развития. Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Большое разнообразие стимулирующих влияний позволяет также оказывать помощь детям, страдающим расстройством аутистического спектра (РАС). Известно, что детям с данной патологией доставляет особое удовольствие игра со светом, звуком, водой, песком. При налаживании контакта с аутичным ребенком взрослый должен воспользоваться ситуацией, дающей дополнительную возможность выполнения совместного действия, вызывающего у ребенка положительные эмоции. В ситуации максимального воздействия различных раздражителей взрослый оказывается особенно необходимым ребенку.
Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема сенсорного развития у детей.
Основной целью в работе педагога-психолога является целенаправленное и системное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорно-перцептивную сферу детей.
Коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:
а) формирование представлений о цвете предметов;
б) формирование представлений о форме предметов;
в) формирование представлений о величине предметов;
г) формирование и коррекция пространственных представлений;
д) формирование временных представлений.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.
Основными задачами сенсорного воспитания дошкольников являются:
- Развитие всех видов восприятия.
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
- Формирование полноценных представлений об окружающем мире.
- Развитие сенсорной культуры ребенка.
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти, речи) и коррекция их нарушений.
Для реализации поставленных задач в МАДОУ д/с №46 города Калининграда была создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий. В темной сенсорной комнате оно включает в себя: фибероптическое настенное панно «Солнечный домик», напольный ковер «Звездное небо», пузырьковая колонна «Стелла», световой модуль для рисования песком, колесо спецэффектов, ультразвуковая технология MEDISANA, сенсорная тропа для ног, кресло для релаксации, пуфик-кресло с гранулами, маты напольные и настенные, сухой бассейн с шариками, интерактивная панель «Цветные фигуры-8» и другое. А так же оборудование кабинета психолога (тактильные шары, сенсорные мешочки, сенсорное панно, сенсорные юбки, тактильные ладошки и многое другое). Все это позволило создать полифункциональную интерактивную среду для целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темная сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка. В ней окружающая среда организована особым образом, она наполнена различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств.
Это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный — в него входит оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
В кабинете педагога-психолога также как и в сенсорной комнате решаются задачи направленные на сенсорное развитие детей. В нем имеется большое количество сенсорного оборудования и дидактических пособий.
При развитии зрительного восприятия, работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. У ребенка формируется способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее переходим, к подбору парных предметов, учим составлять картинки из трех – пяти частей.
Для улучшения восприятия цвета в работе с детьми используются упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету. Для этого мы используем настенный модуль с разноцветными мешочками из полиэстера. Также данное оборудование используется и для нахождения пар. Для игры подбираются парные предметы, один из которых кладут в мешочек, а другой помещают на полочку над мешочками. Задача ребенка – ощупать предмет в мешочке и положить парный предмет на полочку над этим мешочком.
В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию преставлений о форме. Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. Для этого используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», «Доска Сегена», «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур.
Для формирования эталонов цвета и формы также используются «Сенсорные юбки». Это многофункциональное дидактическое пособие. На юбке пришиты карманы, пуговицы разных размеров и цветов, атласные ленты разной длины, ширины и цвета, геометрические фигуры разные по цвету и размеру. Дети, работая с данным пособием, могут сортировать предметы по цвету, форме, прикреплять к лентам прищепки такого же цвета, вешать разноцветные тактильные мешочки на пуговицы.
Для развития представлений ребенка о величине используются различные игры-упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п. Например, на занятиях дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов. В процессе обучения дети учатся называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, башня получилась высокая, а домик маленький. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь, расширяется словарный запас.
Основными задачами, игр-упражнений по развитию тактильных ощущений, являются: улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения. На занятиях педагог начинает прикасаться предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка: поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног). Также применяется поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью; прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков).
Затем педагог-психолог побуждает выполнять сопряженные (совместные) действия по обследованию различных предметов. Руки педагога выполняют направляющие действия (в руке педагога рука ребенка). Потом ребенок выполняет полусопряженные, а в последствии самостоятельные действия с предметами.
Для развития тактильного восприятия используются «тактильные мешочки» с разными наполнителями, дети исследуют их, описывая их наполнение, находят пары.
На занятиях широко применяются «тактильные шары». В набор входит семь пар шаров диаметром 4 см, сделанных из различных материалов – деревянных, пробковых, войлочных, каменных, стеклянных, резиновых, металлических. Чтобы изучить свойства данных шаров дети исследуют их, держа в руках, сравнивают вес, температуру и текстуру поверхности, а также звуки, которые они издают при ударе, и выявляют разницу в их свойствах. Для обострения тактильного восприятия можно работать с закрытыми глазами. Развивая способности детей различать и распознавать предметы на ощупь, педагог прячет один шарик из каждой пары в настенных «тактильных мешочках».
Дидактическое пособие «Тактильные ладошки» представляют собой 6 пар ладошек, сделанных из материалов различной фактуры и приклеенных на деревянные квадраты. Правые ладошки расположены на отдельных дощечках, без фона; левые – на общем поле 3х2 квадрата, на контрастном оранжевом фоне. Дети находят пары одинаковых ладошек, изучает их текстуру, знакомятся с понятиями: гладкие, ребристые, колючие, мягкие. В усложненном варианте данное задание может выполняться без опоры на зрение.
С детьми старшего дошкольного возраста для совершенствования тактильного восприятия используется «ТактиЛото» — набор из 25 деревянных фигурок, пяти карточек, хлопчатобумажного мешочка. Ощупывая последовательно фигурки, спрятанные в мешке, дети определяют, к какой карточке относится каждая из них.
Таким образом, в нашем учреждении ведется планомерная, системная работа по сенсорному развитию детей, что позволяет ускорить сроки становления сенсорных функций. Впоследствии чего это становится базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Созданная полифункциональная среда сенсорной комнаты и кабинета психолога дает возможность для расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на сенсорное развитие детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.
Литература:
Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития ; М.: Теревинф, 2009.
2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным
нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение,
2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка,
распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под
ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н.
Ростомашвили. — М.: Советский спорт, 2009.
- Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ; М.: Теревинф, 2009.
2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2008.
3. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; М.: Теревинф, 2010.
4. Митиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.- М.: Просвещение, 2009.-160 с.
Источник
Ирина Просёлкова
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась на базе МБДОУд/с №9 К-В г. Уфремов.
Цель — выявить уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей.
Задачи:
1. Отобрать критерии и показатели сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий выявления уровня сформированности сенсорных эталонов цвета у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Провести эксперимент и сделать выводы.
Средний дошкольный возраст
Критерии и показатели уровня сформированности сенсорных эталонов цвета.
Способность различать и называть цвета (основные, оттенки).
Способность соотносить цвет с названием.
Особенности цветового решения рисунков (адекватное, неадекватное использование цвета и оттенков.
Характеристика критериальной базы.
Способность различать цвета — опознание данного образца среди других цветов путем сравнения, нахождения и выделения в объектах, среди которых производится выбор, тех же существенных сторон; способность различать все основные цвета спектра и оттенки по светлоте: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Способность соотносить цвет с названием — способность точно выделить касс объектов, назвать их существенные признаки; способность группировать предметы по цвету.
Особенности цветового решения рисунков — адекватное использование цвета: соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче; использование в рисунках различных оттенков цвета; передача насыщенности цвета.
Средний дошкольный возраст
Уровни сформированности сенсорных эталонов цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Способность Способность Особенности цветового
Уровни различать соотносить решения рисунков
цвета цвета с
названием
Способен Легко Соответствие цветового решения
различать все идентифицирует поставленной изобразительной
основные цвета: предмет по цвету, задаче. Передача цветовых
красный, опирается на соотношений, близких к
1 оранжевый, зрительное реальным. Наличие элементов
уровень желтый, соотнесение. фантазии в цветовых
зеленый, Называет цвет и соотношениях. Наличие
голубой, синий, оттенок предмета. гармоничного соотношения
фиолетовый. По словесной цветового решения узора с
Различает инструкции фоном. Использование в
разные оттенки взрослого рисунках различных оттенков
цвета по показывает цвета. Передача насыщенности
светлоте: предмет и цвета. Количество используемых
«светлый». называет его цвет. цветов в соответствии с
«темный», оттенок. изобразительной задачей.
«светлее», Способен Овладение детьми правильной
«темнее»; с группировать техникой работы с
заданием предметы по художественными материалами.
ребенок цветовому позволяющей создавать и
справляется оттенку. применять разные цвета и
самостоятельно. оттенки. Умение размывать
краски с целью получения
оттенков цвета, добавлять
белила в основной цвет, при
рисовании гуашью.
Ребенок При Соответствие цветового решения
различает идентификации поставленной изобразительной
2 основные цвета, предмета по задаче достигается не всегда.
уровень показывает их с цвету испытывает Цветовые соотношения, близкие
незначительной незначительные к реальному, но бывают
помощью затруднения, но с отступления.
взрослого, помощью Наличие элементов творчества в
затрудняется в воспитателя передаче цветовых соотношений
различении находит и проявляется не во всех случаях.
промежуточных исправляет Использование в рисунках
цветов и ошибки. Не различных оттенков цвета.
оттенков. соотносит Количество используемых цветов
некоторые цвета небольшое.
и оттенки с их
названиями. При
группировании
предмета по
незначительные
ошибки. Может
их исправить.
Испытывает С трудом Соответствие цветового решения
трудности в подбирает цвета и поставленной изобразительной
3 различении оттенки. задаче достигается не всегда.
уровень некоторых соответствующие Цветовые соотношения, близкие
основных предметам По к реальному, но бывают
цветов и словесной отступления. Наличие элементов
оттенков, путает инструкции творчества в передаче цветовых
«светлее и взрослого. соотношений проявляется не во
темнее». Соотносит цвета всех случаях. Количество
и оттенки только используемых цветов небольшое.
в половине Правильная техника работы
случаев. Называет предлагаемыми
цвета и оттенки. художественными материалами
Допускает применяется не всегда.
ошибки,
исправляет их с
помощью
воспитателя.
4 Не различает Ребенок не Неадекватно применяет цвет в
— основные цвета, соотносит цвет с рисунке, рисунок беден.
уровень оттенки цвета названием.
по светлоте.
Методика № 1 «Закрой окошко».
Цель: выявить способность различать основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Оборудование: карта с наклейками — 7 разноцветных домиков, в которых вырезанные окошки, комплект разноцветных квадратиков по 3 цвета каждого (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)
Ход проведения: (проводится индивидуально)
— Посмотри, перед тобой находятся разноцветные домики, в которых вырезаны окошки и разноцветные квадратики — окошки для домика такого же цвета, как и домики. Необходимо подобрать для каждого домика окошко и назвать цвет.
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика Баллы Уровни
Различает все основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый с заданием справился самостоятельно 3 I
Различает 5-6 основных цветов, при различении испытывает незначительные затруднения, при выполнении задания возникает необходимость в оказании направляющей и обучающей помощи. 2 II
Различает 3-4 основных цвета. Испытывает трудности в различении цветов, с заданием справляется с обучающей помощью 1 III
Различает менее 3-х основных цветов. Не справляется с заданием — даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 2 «Подбери пару».
Цель: выявить способность различать основные оттенки по светлоте и умение группировать предметы в паре с одинаковыми оттенками.
Оборудование: одинаковые по размеру, контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек.
Ход проведения: (проводится индивидуально)
— Наша кукла Маша потеряла свои варежки, носочки и ленточки.
— Давай поможем найти Маше – растеряше ее вещи.
— Подбери пары к вещам и назови цвет.
Например: светло-зеленые варежки, темно – синие носочки и т. д.
Анализ результатов:
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей.
Качественная характеристика Баллы Уровни
Различает оттенки цвета по светлоте «светлый», «темный», «светлее», «темнее», с заданием справляется самостоятельно 3 I
Затрудняется в различении некоторых оттенков, задание выполняет при оказании стимулирующей или направляющей помощи. 2 II
С трудом различает оттенки, путает «светлее», «темнее», с заданием справляется в условиях обучающей помощи. 1 III
Не справляется с заданием — даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 3 «Подбери дорожку».
Цель: выявить умение соотносить цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) с названием по словесной инструкции.
Оборудование: карта, на которой нарисованы разноцветные колобки и набор разноцветных дорожек.
Ход проведения:
— У меня находится карта, на которой нарисованы разноцветные колобки, посмотрите какие они красивые. А вот (показываются дорожки) разноцветные дорожки.
— Давайте подберем каждому колобку дорожку, по которой покатится колобок. (Если ребенок уже ориентируется в названии цветов, педагог говорит)
— Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета.
Анализ результатов:
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей
Качественная характеристика Баллы Уровни
Легко идентифицирует предмет по цвету, опирается на зрительное соотнесение. Называет цвет предмета, по словесной инструкции взрослого находит предмет и называет его цвет. Способен группировать предмет по цвету. 3 I
При идентификации предмета по цвету испытывает незначительные затруднения, но с направляющей помощью находит и исправляет ошибки. Не соотносит некоторые цвета с названием, при группировки предмета по цвету допускает незначительные ошибки. 2 II
С трудом подбирает соответствующие цвета по словесной инструкции взрослого. Соотносит цвета только в половине случаев, называя цвет, допускает значительные ошибки, исправляет их с направляющей помощью воспитателя. 1 III
Не справляется с заданием даже после обучающей помощи. 0 IV
Методика № 4 «Попади в кольцо»
Цель: выявить умение соотносить оттенки цвета с названием.
Оборудование: план карта, на которой изображены цветные кольца (светло-зеленая, темно-красная, светло-синяя, темно-синяя, вырезанные внутри и набор кружков каждого оттенка по 3 шт.
Ход проведения:
— Перед нами нарисованы разноцветные кольца, в которых середина пустая.
— На столе у нас лежат разноцветные кружки. Надо подобрать кружок такого же цвета, как колечко и вложить их в трафарет.
— Это светло-зеленое колечко, возьми светло-зеленый кружок и вложи его вовнутрь.
Анализ результатов
Количественная оценка проводится в соответствии с таблицей:
Качественная характеристика Баллы Уровни
Легко идентифицирует предмет, опирается на зрительное соотнесение, называет оттенок по словесной инструкции, находит предмет и называвает его оттенок, способен группировать предмет по оттенку. 3 I
При идентификации предмета по оттенку испытывает незначительные затруднения, но при направляющей помощи педагога находит и исправляет ошибки. Некоторые оттенки не соотносит с названием, при группировки предмета по оттенку допускает незначительные ошибки и самостоятельно их исправляет. 2 II
С трудом подбирает оттенки, соответствующие предметам. По словесной инструкции взрослого соотносит оттенки в половине случаев, называя оттенок, допускает ошибки, исправляет их с помощью педагога. 1 III
Не справляется с заданием даже с помощью педагога. 0 IV
Анализ детских рисунков
Цель: выявить особенности цветового решения рисунка: адекватность использования цвета, насыщенность цвета, использование основных цветов и оттенков выражение настроения через передачу цвета.
Количественная оценка
Качественная характеристика Баллы
Использование в рисунках различных оттенков цвета, передача насыщенности цвета. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Передача цветовых соотношений близких к реальным. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей. Умение размывать краски с целью получения цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью. 3
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Количество используемых цветов небольшое. 2
Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Цветовые соотношения близкие к реальным, но бывают отступления. Наличие элемента творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях. Количество используемых цветов небольшое. 1
Неадекватно применяется цвет в рисунках, рисунок беден. 0
Этапы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
1 этап
Отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые — неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой — не такой, одинаковый — разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.
2 этап
Обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов — цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
3 этап
Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом — эталоном, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, направляет процесс обучения ребенка на устойчивое закрепление эталонной системы: в его сознании.
4 этап
Изменяется словесная инструкция взрослого. Если на предыдущих этапах педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед, ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции — «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.
5 этап
Главной задачей этого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов, В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим. Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, «ер-вый звук, задать наводящий вопрос: «А как я назвала цвет этой игрушки?» Можно напомнить ребенку цвет хорошо знакомого предмета: «Посмотри, на картинке есть что-нибудь такого же цвета» что и шарик? А какого цвета трава?
6 этап
Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
7 этап
Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т. д.)
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
Формирование сенсорного эталона цвета в сенсорном развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому.
Все воспринимаемые глазом цвета подразделяют на две группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, т. е. по цветовому тону, к ахроматическим — белый, черный, и оттенки серого.
Цвет обладает следующими характеристиками:
Цветовой тон — это специфическое качество, которым один цвет отличается от любого другого при равной светлоте и насыщенности.
Светлота — это степень отличия какого-либо цвета от черного. Наименьшей светлотой обладает черный цвет, наибольшей – белый.
От светлоты предметов следует отличать яркость. Яркость характеризуется произведением освещенности на коэффициент отражения.
Светлота — цветовое свойство поверхности, яркость же характеризуется количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Насыщенность — это степень отличия данного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте.
Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет вообще, а цвет определенных предметов.
К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета — кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розо