Диагностика речевого развития ребенка старшей группы

Диагностика речевого развития ребенка старшей группы thumbnail

Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

ТЕМА: Исследование грамматического строя языка.

Цель: Определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей старшей группы.

Материалы:Картинки: Мяч, зонт. шарф. Ваза, машинка, ручка, книга. Яблоко. платье, солнце, ведро. Сапоги, карандаши. игрушки.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Игра «Волшебные очки»

Представь себе. у нас есть волшебные очки. Когда их надевают,то все становится красным, Посмотри в волшебные очки какого цвета все стало?

Скажи: Мяч –какой? Зонт, шарф, мяч. Красный

Ваза – какая? Машинка. ручка,книга.

Яблоко – какое? Солнце, платье, ведро.

Сапоги- какие? Карандаши. игрушки,сапоги.

2. Согласование существительных с числительными.

Я называю один предмет, а ты отвечаешь как будет звучать 1,2, 5 предметов.

Один мяч, 2 …. 5 …

Одна кукла, 2….5….

Одно облако, 2….5….

3. Образование существительных множественного числа в И. п. и Р падеже.

Один- дом. а если их много – чего? – много домов.

Один- стул. а если их много, ….

Один карандаш, а если их много….

Один – пень. а если их много, то это….

Одна – звезда. а если их много, то это….

Одна – кровать. а если их много. то это….

Одно- окно, а если их много. то это….

Одно – ухо. а если их много. то это ….

4. Исследование навыков словообразования.

У кошки- котята.

а у лося,

гуся,.

белки….

медведя….,

собаки….

лошади…

коровы?

5 Кто как кричит.

Игра «Доскажи словечко»

Ворона каркает. а воробей….

Корова мычит,а лошадь…

Свинья хрюкает. а овца….

Овца блеет, а коза….

Курица кудахчет, а утка….

Утка крякает. а гусь…

Медведь рычит, а волк….

6. Образование существительных в уменьшительной и увеличительной форме.

Игра «Продолжи.»

В одном домике живет гномик,у него все маленькое:

У него не глаза. а глазки.

Не рот,а ….

Не нос, а ….

Не лоб, а ….

Не ухо, а …

Не усы…. а

Не рука, а ….

Не нога, а….

В другом домике живет великан,у него все большое :

Не глаза, а ….

Не рот. а….

Не усы. а ….

Не нос. а….

Не рука, а ….

Не нога. а ….

7. Умение правильно образовывать слова- действия при помощи приставок

Рассмотри картинки и ответь на вопросы:

Что делает мальчик?

В дом входит….

К дому ….

Из дома….

От дома…

Через дорогу….

Что делает птица?

К клетке ….

В клетку …

Из клетки…

8 Образование относительных прилагательных от существительных.

Этот стакан сделан из стекла, он какой?

Аквариум из стекла – стеклянный.

Стол из дерева…

Сапоги из кожи….

Шуба из меха….

Шарф из шерсти…

Одеяло из ваты…

9. Образование притяжательных прилагательных.

Посмотри на картинку

У вороны голова- воронья, а чья голова у коровы….

у оленя….

у рыси…

у рыбы….

у собаки…

у кошки….

у сороки….

у верблюда…

у лошади…

у курицы….

10. Образование качественных прилагательных.

Зайца за трусость…., а льва за смелость….

Медведя за силу…., а ягненка за слабость….

Ворона за глупость, а лисицу за ум…. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Стрекозу за лень…. ., а Муравья за трудолюбие (Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Лису за хитрость называют хитрой, а волка за простодушие (Сказка «Лиса и Волк»)

11. К каким словам- предметам поставим вопрос кто? А к каким словам – предметам поставим вопрос что?

Кто спит и что спит?

Ленивое солнце еще спит.

Ранним утром Аня еще спит.

Кто идет и что идет?

Мальчик идет, часы идут.

Кто бежит и что бежит?

Собака бежит, вода бежит (из — под крана)

Река бежит, время бежит

Дополнительный материал

«Объясни» А. Шибаев

И солнце играет (лучами на речке)

И кошка играет (клубком на крылечке)

И Женя играет (есть кукла у Жени)

И мама играет (в театре на сцене)

И папа играет (на медной трубе)

И дедушка с внуком (играет в избе).

Источник

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 — 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже — низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Задачи речевого обследования детей старшей группы

Словарь. Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).

3.Строить сложные предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] — [с] ; [с] — [ц] ; [ш] — [ж] ; [ч] — [щ] ; различать твердые и мягкие звуки.

2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь. Выявить умения:

1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Ход обследования

I Серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов: (из нее едят, пьют; это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словомручка?

1) Называет несколько значений этого слова (ручка пишет; у ребенка ручка; у двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1 — 2)

4. Придумай предложение со словом ручка

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3)называет только одно слово (ручка).

5. Закончи предложение: «Ручка нужна, чтобы…(писать,держать чашку, держать сумку и т.п.)» «Ручкой можно… (писать, открывать дверь)».

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) называет только одно слово.

6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Зайка погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный

«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Зайка, которого обидели вернулся домой…(грустный ,печальный, обиженный).Обиженный Зайка не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы Зайка, если бы он встретил волка?»(убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет только одно слово.

9. Попроси Зайку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задания.

11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II Серия заданий (звуковая культура речи)

1. В названии каких животных слышится звук «л», звук «л’»?(лошадь, волк, слон, белка, лиса, лев, лось, леопард).

2. Назови слова, в которых есть звуки «ш» и «с» (старушка, Саша, сушка).

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

2)допускает 1- 2 ошибки;

3) не справляется с заданием.

3. Скажи скороговорку: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2)недостаточно четко произносит;

3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

4. Произнеси фразу «Я иду в цирк» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3)повторяет повествовательную интонацию.

5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2)отвечает, нарушая ритм;

3)говорит одно слово.

III Серия картинок (связная речь)

1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.(Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);

2)рассказывает, опуская начало или конец;

3)перечисляет отдельные качества.

2.Воспитатель предлагает серию из 3 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)перечисляет нарисованное на картинках.

3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2)составляет рассказ с помощью взрослого;

3)не справляется с заданием.

Протокол обследования речевого развития ребенка старшей группы

_____________________________________________________________

1. Словарь и грамматика

кукла, мяч, посуда?

2.

Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

3.

Что называют словомручка?

4.

Придумай предложение со словом ручка

5.

Закончи предложение: ручка нужна, чтобы…

6.

Подбери слова, близкие по смыслу: «Зайка погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….»

«Он не просто шел, а…»

7.

Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Зайка, которого обидели вернулся домой……»

Обиженный Зайка не прыгал, не бежал, а….»

8.

Ответь полным предложением: «Что сделал бы Зайка, если бы он встретил волка?»

9.

Попроси Зайку попрыгать, спрятаться, потанцевать

10.

Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

11.

Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы

12.

Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес?

13.

Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

Итог:

Уровень:

2.звуковая культура речи.

Итог: Уровень:

3.связная речь

Задания

Ответы ребёнка

Критерии оценки

баллы

1.

Опиши по картинке

Структура описания

2.

Разложи картинки по порядку и составь рассказ

Последовательность картинок

Связность рассказа

3.

Придумай рассказ или сказку

Составление рассказа (сказки)

Название рассказа (сказки)

Итог

Уровень

Сводная таблица результатов обследования речевого развития

детей старшей группы

______________________________________________________________

Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник