Диагностика развития ребенка восприятие память мышление

Диагностика развития ребенка восприятие память мышление thumbnail

Краткое описание документа:

Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.

Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.

Источник

Марина Вагнер
Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста

А эту публикацию я бы хотела посвятить диагностикам. Я пока молодой специалист, и у меня нет авторских диагностик, проверенных опытным путем, поэтому я воспользовалась диагностиками, которые нашла в интернете. Я взяла ранний возраст, и прежде чем пользоваться этими методами в работе провела их дома, со своим ребенком, моему сыну на момент диагностики было 2 года. Мы опробовали все диагностики,которые были запланированы, поделюсь самыми удачными и наиболее запомнившимися ребенку.

Читайте также:  Игры для развития мышления для ребенка 5 лет

Диагностика восприятия ребенка 1 — 3 года.

Цветовое восприятие:(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Стимултный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и цветочки», «Цветочек и лепесточек»

Пример инструкций:

«положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

«покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

«назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

от 1,5-2 лет — сличение;

в’ 2-3— года выбор по названию;

в 2,5~3 года —самостоятельность названия.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание, все выполняет по инструкции, без ошибок

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не выполнят ни одного упражнения.

Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возрастаДиагностика развития ребенка восприятие память мышление

Диагностика внимания ребенка 1 — 3 года.

Стимулъный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и найди все одинаковые (например, лягушки)».

Нормативы:

для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание,без ошибок сопоставляет все картинки;

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок;

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не может найти похожие картинки.

Диагностика развития ребенка восприятие память мышление

Диагностика памяти ребенка 1 — 3 года.

Тест на запоминание «Кто где живет?»

Стимульный материал: детское лото «Кто где живет?», состоящее из карточек и фишек.

Инструкция: Взрослый показывает ребенку фишку животного и показывает на клетку с изображением где это животное живет, после просит его повторить, показывает ему фишку и ребенок должен ее положить на соответствующую клетку.

Анализ результатов

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции, все фишки раскладывает в соответствии клеткам;

(С)Средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено 2 ошибки;

(Н)Низкий уровень — задание выполнено неверно, ребенок не может сопоставить картинки.

Диагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышление

Диагностика мышления ребенка 1 — 3 года.

Методика «Почтовый ящик»

Направлена выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.

Стимульный_материал: различные варианты «Почтового ящика».

Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.

Анализ_результатов:

Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительном_соотнесению.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.

Читайте также:  По каким критериям оценить развитие ребенка

Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции,все фигурки запихивает в правильные, предназначенные для них отверстия;

(С)Средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено несколько ошибок;

(Н)Низкий уровень — задание выполнено неверно, ребенок не понимает что от него требуется и использует фигурки не по назночению.

Диагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышление

Так же для этого можно использовать Доски «Сегена»,Методика»Вкладыши(«Мисочки»)

Диагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышлениеДиагностика развития ребенка восприятие память мышление

Источник

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

hello_html_640014fd.jpg

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

 1. Слуховая память.

Методика «10 слов».

Ребенку зачитываются 10 слов:

стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

2. Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка.

За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.

Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

hello_html_m3d21c64c.jpghello_html_m1bf53ef7.jpg

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл,

правильно расположенные флажки — 1 балл,

правильный угол пересечения линий — 1 балл.

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл,

четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл,

два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл,

четыре точки в квадратах — 1 балл,

точность в пропорциях — 1 балл.

Максимальная оценка — 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл,

центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл,

фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл,

фигура правильно воспроизведена — 3 балла.

Максимальная оценка — 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл,

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл,

маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл

. Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30).

Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:

 обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь. 

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках:

хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными,

для младших школьников — более отвлеченными.

Читайте также:  Виды и причины отклонений в развитии ребенка

Инструкция:

 «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово»

. Первым произносится слово, например, молоко.

Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд.

Многие дети осуществляют этот выбор раньше.

После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По   истечении   этого   времени   ребенку   демонстрируются   картинки,   которые   были   выбраны   им   для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

«Образная память».

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти.

Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

hello_html_35627928.jpg

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, —

нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма 10 — 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе,

и в группе.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе  активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Источник