Диагностика развития ребенка в изобразительной деятельности
Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)
Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества
Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.
Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.
Анализ продукта деятельности
Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев:
1. Предметное рисование
Передача формы
А) форма передана точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета
А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В)строение передано не точно– 1 балл
Пропорции
А) пропорции переданы точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
2. Сюжетное рисование
Расположение на листе
А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла
Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла
В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл
Композиционный замысел
А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла
Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла
В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл
Передача движения
А) движение передано достаточно четко – 3 балла
Б) движение передано неопределенно – 2 балла
В) изображение статичное – 1 балл
Соотношение предметов по величине
А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла
Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла
В)Предметы не имеют связей– 1 балл
Цветовая гармония
А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла
Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла
В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл
3. Декоративное рисование
Композиция в составлении узора
А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла
Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла
В) композиция не верна – 1 балл
Владение кистью
А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла
Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла
В) не владеет кистью – 1 балл
Правильность исполнения элементов
А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла
Б) некоторые элементы не удались – 2 балла
В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла
Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла
В) цвет не соответствует действительному – 1 балл
Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов — 39, минимальное – 13.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии
Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:
А) характер линии
1)слитная – 3 балла
2) прерывистая – 2 балла
3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл
Б) Нажим
1) средний-3 балла
2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла
3) слабый (иногда еле видный)-1балл
В) Раскрашивание (размах)
1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла
2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла
3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла
Г) регуляция силы нажима
1) регулируется сила нажима – 3 балла
2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла
3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл
2. Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого
1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла
2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла
3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)— 1 балл
Б) Оценка ребенком созданного им изображения
1)адекватна – 3 балла
2) неадекватна – 2 балла
3) отсутствует – 1балл
3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться
А) к предложенному заданию
1) сильно
2)средне
3) безразлично
Б) к процессу деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
В) к продукту собственной деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
3. Уровень самостоятельности
1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
4. Творчество
1) самостоятельность замысла
2) Оригинальность изображения
3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.
Источник
Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.
Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
- первая применяется при анализе продуктов деятельности;
- вторая – при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа )
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2.Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а)расположение изображений на листе;
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
- движение передано достаточно чётко;
- движение передано неопределённо, неумело;
- изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а)цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
- ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
- ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).
Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.
Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.
Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).
Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю.
№ | Ф.И. ребёнка | фор- ма | строе ние | пропо рции | Компози ция | передача движения | цвет | Общее кол-во баллов |
Итого бал- лов по кри- тери-ям | ||||||||
возмо жное выс- шее число |
Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов
(от высшего числа к низшему).
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Общее число баллов |
1. | Петров Иван | 18 |
20. | Иванов Коля | 10 |
Наивысшее число баллов | 21 | |
Низшее число баллов | 7 |
С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.
Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.
Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).
(Т.С.Комарова — доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)
Источник
Елена Леонтьева
Консультация «Диагностика художественно-творческого развития детей в ДОУ»
Статья на тему «Диагностика художественно-творческого развития детей в ДОУ».
Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.
Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры — развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.
Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству.
Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.
Иначе говоря, внутреннее развитие — основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога -научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам
обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.
Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.
Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае
использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний
анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики, но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных
умозаключений.
Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т. С, Казакова Т. Г, Лыкова И. А, Ветлугина Н. А, Шайдурова Н. В.
Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т. Г и Лыковой И. А.
I. Рисование.
1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.
2. Практические умения (владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.
З. Содержание рисунка (дом, дерево,человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4. Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
5. Декор адекватно теме (замыслу).
6. Эстетические суждения и оценки.
7. Художественный образ.
II. Лепка.
1. Средства выразительности: а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.
2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).
3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).
4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)
5. Эстетические суждения и оценки.
6. Художественный образ.
III.Аппликация.
1. Средства выразительности: а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.
2. Практические умения (а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать; б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)
З. Содержание аппликации (предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).
4. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).
5. Декор адекватно теме (замыслу).
6. Эстетические суждения и оценки.
7. художественный образ.
IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).
V. Креативность (воображение).
VI.Эмоциональность.
VII. Общий показатель (результат диагностики).
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.
Высокий — ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.
В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.
Средний — ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.
Низкий — ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.
В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
(автор Казакова Т. Г.)
Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно?
• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?
• Какие методы и приемы использует педагог (наглядные, словесные, практические?
• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив?
• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм?
• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы?
• Проявляет ли интерес к результату творчества (показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?
• Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное
повторение изображений, предметов, фигур?
«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
(авторы Казакова Т. Г., Лыкова И. А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области
художественной деятельности:
• искренность, непосредственность;
• увлеченность;
• интерес;
• творческое воображение;
• характер вхождения в образ;
• специфические способности.
2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
• применение известного в новых условиях;
• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
• нахождение оригинальных способов (приемов, новых для ребенка;
• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
3. Характеристика качества продукции:
• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;
• соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
• проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.
4. Общий вывод.
С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать как и чем бы он хотел заняться — лепить, рисовать,вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:
выбор ребенка,
последовательность развития замысла,
сочетание видов деятельности,
комментарии по ходу действий,
игровое и речевое развитие художественного образа.
На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.
Литература
1. Лепская Н. А. 5 рисунков. – М., 1998.
2. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.
3. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
4. Торшилова Е. М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.
Источник