Диагностика развития ребенка средней группы

Диагностика психического развития детей средней и старшей группы
Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.
Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
— проведение диагностики с группой детей;
— взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использование апробированных на практике диагностических материалов;
— легкость в получении результата;
— наличие протоколов обследования;
— наглядность;
— применение игрового метода выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.
Цель тестирования:
— получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
— создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
— обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
— при создании предметно-развивающей среды;
— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
— при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.
Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола
Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________
Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.
Скачать Диагностика психического развития детей дошкольного возраста
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста
Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте
Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка
Семинар для родителей. Кризис 3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Краткое описание документа:
Критерии диагностики образовательного процесса:
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным
областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Таблицы мониторинга заполняются дважды в год (трижды в группе раннего и младшего возраста) — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество детей по списку, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество детей по списку, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или
общегрупповому параметру развития больше 3,8.
Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза.
Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту.
Чтобы определить уровень образовательного процесса, приводим интервалы: низкий – менее 2,2 средний – 2,3 — 3,7 высокий – больше 3,8
Для того чтобы узнать общий уровень одной образовательной области в %, необходимо Итоговый
показатель по каждому ребенку (ср. значение) умножить на 100 и разделить на 5 (это самый высокий балл).
Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком общеобразовательной программы дошкольного образования.
Источник
Пояснительная записка
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей средней группы
Словарь. Выявить умения:
Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика. Выявить умения:
1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова — теленок);
2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4.Составлять предложения разных типов.
Фонетика. Выявить умения:
1.Правильно произносить звуки родного языка;
2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;
3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь.
1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.
Материал для обследования
1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.
2.Картинки:
— собака со щенятами;
— посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка);
— санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.
Ход обследования
1 Серия заданий. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1.Скажи, что такое кукла?
1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);
2)называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.
2.Какая на кукле одежда?
1)Ребенок называет более четырех слов;
2)называет более двух вещей;
3)показывает не называя.
3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.
1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
2)говорит только глаголы – побегай, помаши;
3)употребляет неправильные формы.
4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение);
2)перечисляет отдельные предметы;
3)называет один предмет.
5.Какую посуду ты знаешь?
1)Ребенок называет более четырех предметов;
2)называет два предмета;
3)называет один предмет.
6.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу),масло(в масленку), соль (в солонку)?
1)Правильно отвечает на все вопросы;
2)ответил на три вопроса;
3)выполнил только одно задание.
7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).
1)Называет по цвету (или форме или величине);
2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта — высокая);
3)называет одно отличие.
8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?
1)Выполняет все задания;
2)выполняет два задания;
3)выполняет одно задание.
9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка полная, а эта…(пустая).
1)Правильно подобрал все слова;
2)выполнил два задания;
3)выполнил одно задание.
10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?
1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);
2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);
3)показывает руку у чашки.
2.Картина «Собака со щенятами»
1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая.»;
2)называет: «Это собака. Она черная»;
3)повторяет за взрослым одно слово.
2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо).
1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;
2)называет детеныша словом собачонок;
3)говорит одно слово.
3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…( залает, побежит за ней).
1)Ребенок называет 3 -4 действия;
2)называет два действия;
3)говорит одно слово.
4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»
1)Ребенок отвечает на все вопросы;
2)выполняет только одно задание;
3)называет одно – два слова.
3.ЗКР
1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.
1)Ребенок произносит все звуки;
2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;
3)не произносит свистящие.
2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.
1) Ребенок произносит текст отчетливо;
2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;
3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.
Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.
4.Развитие связной речи.
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;
2) рассказывает по вопросам педагога;
3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.
1) Ребенок составляет описание (рассказ);
2)перечисляет качества и действия;
3)называет два-три слова.
3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
1)Составляет рассказ самостоятельно;
2)рассказывает с помощью взрослого;
3)отвечает на вопросы односложно.
4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
1)Ребенок пересказывает самостоятельно;
2)пересказывает с помощью взрослого;
3)говорит отдельные слова.
Протокол обследования речи детей средней группы
Словарь и грамматика.
3.
Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
4.
К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
5.
Какую посуду ты знаешь?
6.
Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?
7.
Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».
8.
Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?
9.
Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка полная, а эта … (пустая)
10.
У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
II.
Картина «Собака со щенятами»
1.
Кто такая собака? Какая она?
2.
Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки …. Собака лает громко, а ее детеныши …
3.
Что умеет делать собака?
4.
Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.
Итог:
Уровень:
Звуковая культура речи.
2.
Скажи чистоговорку: «Са-са-са – прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо
Итог:
Уровень:
Связная речь.
2.
Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ
3.
Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
4.
Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.
Итог:
Уровень:
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей средней группы
Выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник