Диагностика развития ребенка по фгт
Наталья Ашенкова
Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой, «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «Тропинки» (под ред. В. Т. Кудрявцева, «На крыльях детства» (под ред. Н. В. Микляевой, «Детский сад – дом радости» (автор – Н. М. Крылова, «Мозаика» (авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева).
Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).
Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
• не сформирован;
• находится в стадии становления;
• сформирован.
В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.
На мой взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Источник
Диагностика знаний детей по ФГТ
Продуктивное(конструктивная) деятельность
1. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
2. Умеет использовать строительные детали с учётом их конструктивных
свойства.
3. Способен преобразовать постройку в соответствии с заданием
педагога.
4. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, умело пользуется глазомером.
Познание ФЭМП
1. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные
особенности (цвет, размер, назначение).
2. Умеет считать до 5 (количественный счёт),отвечать на вопрос»Сколько всего?»
3. Сравнивает количество предметов в группах на основе счёта(до 5 ) путём штучного
соотнесения предметов, определят, каких предметов больше, меньше, равное количество.
4. Умеет сравнивать два предмета по величине(больше- меньше, выше -ниже…) на основе
приложения или наложение.
5. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия.
6. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе(вверху- внизу, впереди- сзади),
умеет двигаться в нужном направлении по сигналу.
7. Определяет части суток.
Формирование целой картины мира.
1. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке,
на улице, их признаки и количество.
2. Называет домашних и диких животных, знает, какую пользу они приносят человеку.
3. Называет времена года в правильной последовательности.
4. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Социализация(игровая деятельность)
1. Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль,
владеет способом ролевого поведения.
2. Соблюдает ролевое соподчинение, ведёт ролевые диалоги.
3. Взаимодействуя с товарищами, проявляет инициативу и предлагает
новые роли или действия, обогащает сюжет.
4. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
5. В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять правилам.
6. Адекватно воспринимает в театре художественный образ, сам воплощается в роли,
используя мимику, интонацию, атрибуты, реквизит.
7. Имеет простейшие представления о театре, театральных профессиях.
Физическая культура
1. Владеет всеми основными видами движений.
2. Принимает правильное исходное положение при метании, может метать
предметы разными способами обеими руками.
3. Отбивает мяч об землю не менее 5 раз пудрят может ловить мяч кистями
рук с расстояния до 1,5м.
4. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.
5. Может самостоятельно скользить по ледяным дорожкам до 5 м.
Ходит на лыжах скользящим шагом, выполняет перевороты, подъём на горку.
6. Ориентируется в пространстве, находит левую и правою стороны.
7. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, рациональность,
пластичность движений.
Коммуникация
1. Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия. Основную
массу звуков произносит без нарушений.
2. Понимает и употребляет слова- антонимы, умеет образовать новые слова
по аналогии со знакомыми словами, умеет выделять первый звук в слове.
3. Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого
составляет описательные рассказы.
Чтение художественной литературы
1. Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся
стихотворение, знает считалки, поговорки, стихи.
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет
интерес к ним.
3. Драматизирует, инсценирует с помощью взрослого небольшие
сказки (отрывки из сказок).
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Здоровье» | |
Соблюдает элементарные навыки гигиены | Обращается за помощью к взрослому при заболевании, травме | Соблюдает элементарные правила приема пищи | Итоговый результат |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
Высокий уровень (%) | |||
Средний уровень (%) | |||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов; средний уровень: 6 – 4 баллов; низкий уровень: 3 балла
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Физическая культура» | Итоговый результат | ||
Может метать предметы разными способами правой и левой рукой | Отбивает мяч об землю не менее 5 раз подряд | Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м | Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу | Ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону | Выполняет движения выразительно и пластично |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
Высокий уровень (%) | |||||
Средний уровень (%) | |||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 18 – 15 баллов; средний уровень: 14 – 9 баллов; низкий уровень: 8 – 6 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
Ф.И.ребенка | Образовательная область «Социализация» | |||||||
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения | Соблюдает ролевое соподчинение и ведет ролевые диалоги | Проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет | В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам | В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры | Адекватно воспринимает в театре художественный образ | В театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли | Имеет простейшие представления о театральных профессиях | Итоговый результат |
Высокий уровень (%) | ||||||||
Средний уровень (%) | ||||||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 24 – 20 баллов; средний уровень: 19 – 12 баллов; низкий уровень: 11 – 8 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Труд» | |
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок | Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой | Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы | Итоговый результат |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
Высокий уровень (%) | |||
Средний уровень (%) | |||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов; средний уровень: 6 – 4 баллов; низкий уровень: 3 балла
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Безопасность» | ||||
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду | Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения | Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение | Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка транспорта» | Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход | Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе | Итоговый результат |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
Высокий уровень (%) | ||||||
Средний уровень (%) | ||||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 18 – 15 баллов; средний уровень: 14 – 9 баллов; низкий уровень: 8 – 6 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Познание» (конструктивная деятельность) | |
Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств | Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога | Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам | Итоговый результат |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
Высокий уровень (%) | |||
Средний уровень (%) | |||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов; средний уровень: 6 – 4 баллов; низкий уровень: 3 балла
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
Ф.И.ребенка | Образовательная область «Познание» (ФЭМП) | ||||||
Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности | Умеет считать до 5-ти | Сравнивает количество предметов в группах на основе счета | Умеет сравнивать два предмета по величине, на основе наложения или приложения | Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия | Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | Определяет части суток | Итоговый результат |
Высокий уровень (%) | |||||||
Средний уровень (%) | |||||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 21 – 18 баллов; средний уровень: 17 – 11 баллов; низкий уровень: 10 – 7 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) | ||||
Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке т.д., знает их назначение | Называет признаки количество предметов | Называет домашних животных и знает какую пользу они приносят человеку | Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения | Называет времена года в правильной последовательности | Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе | Итоговый результат |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
Высокий уровень (%) | ||||||
Средний уровень (%) | ||||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 18 – 15 баллов; средний уровень: 14 – 9 баллов; низкий уровень: 8 – 6 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Коммуникация» | |||
Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия | Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами | Умеет определять первый звук в слове | Рассказывает о содержании сюжетной картины | С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки | Итоговый результат |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
Высокий уровень (%) | |||||
Средний уровень (%) | |||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 15 –13 баллов; средний уровень: 12 – 7 баллов; низкий уровень: 6 — 5 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Чтение художественной литературы» | |
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку | Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним | Драматизирует с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок) | Итоговый результат |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
Высокий уровень (%) | |||
Средний уровень (%) | |||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов; средний уровень: 6 – 4 баллов; низкий уровень: 3 балла
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(младшая группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
Ф.И.ребенка | Образовательная область «Художественное творчество» | Итоговый результат | |||
Рисование | Лепка | Аппликация | |||
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов | Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов | Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновсой игрушки. | Создает образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки | Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника | Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур |
Высокий уровень (%) | |||||
Средний уровень (%) | |||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 18 – 15 баллов; средний уровень: 14 – 9 баллов; низкий уровень: 8 – 6 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(средняя группа)
Группа детского сада: ________________________________________
Дата проведения: ____________________________________________
Воспитатели:______________________________________________________________________________
№ | Ф.И.ребенка | Образовательная область «Музыка» | ||||
Узнает песни по мелодии | Различает звуки по высоте (в пределах сексты – септимы) | Может петь протяжно, четко произносить слова; начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми | Выполняет движения, отвечающие характеру музыки | Умеет выполнять танцевальные движения | Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке | Итоговый результат |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
Высокий уровень (%) | ||||||
Средний уровень (%) | ||||||
Низкий уровень (%) |
Высокий уровень: 18 – 15 баллов; средний уровень: 14 – 9 баллов; низкий уровень: 8 – 6 баллов
Источник