Диагностика развития ребенка на основе игры
Елена Владимировна Боровкова (Шентякова)
Диагностика игровой деятельности, последовательность действий по организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. В игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
В сюжетно-ролевой игре происходит социально-личностное развитие ребенка (тематика игр – семья, магазин, почта и пр.). Основным содержанием сюжетно-ролевой игры в данном возрасте являются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, соотносимые с реальными отношениями между людьми.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности: замысел игры более устойчивый, развивающийся, динамичный; дети совместно обсуждают замысел игры, намечают общий план; также присутствует планомерность, согласованность, импровизация; роли содержательны; соблюдают правила.
Диагностика игровой деятельности детей предполагает наблюдение за детьми и беседу с ними:
1. Наблюдение за детьми.
Цель: выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.
Критерии наблюдения:
— преобладающие виды игр, в которые играют дети;
— наличие сюжетных игр;
— кто выступает инициатором игр;
— время, отведенное для игр;
— наличие самостоятельных игр;
— распределение ролей, характер игровых действий, развитие сюжета;
— использование атрибутов, предметов необходимых для организации игры;
— характер взаимодействия детей в игре;
— самостоятельное создание новых сюжетов;
— самостоятельная организация игрового пространства;
— продолжительность игрового действия;
— тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;
— действия, направленные на построение игрового сюжета;
— действия, направленные на выполнение роли или создания образа игрового персонажа в режиссерской игре;
— все обращения детей друг к другу, эмоциональный фон общения, адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением тем игры, аргументация замыслов и предложений для партнеров.
2. Беседа с детьми.
Цель — выявление удовлетворенности ребенком участием в игровой деятельности.
Вопросы к детям:
— Любишь ли ты играть?
— У тебя есть любимые игры? Назови их?
— Ты начинаешь игры сам?
— Ты придумываешь новые игры?
— Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
— Нравиться ли тебе играть с другими детьми? Почему?
— Кем ты чаще бываешь в играх?
— Кем бы ты хотел быть?
— В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удается? Почему?
— Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
На основе анализа беседы с детьми и наблюдения можно определить уровни развития позиции субъекта игровой деятельности детей:
1 уровень, низкий: использование игрушки, в качестве партнера по игре, вместо общения со сверстниками. Построение сюжета на основе предметно-действенного замещения. Контактов между играющими нет.
2 уровень: дети, которые играют в сюжетно-ролевые игры и отражают в них традиционные бытовые, профессиональные темы. Используются замещающие и изобразительные игровые действия. Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсутствует. Дети копируют действия друг друга. Ролевые диалоги короткие с обозначением игровых событий. Характерно разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игры к игре.
3 уровень: построение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествует сговор. В игре появляется замысел. Широко представлен ролевой диалог. Роли постоянно меняются, что позволяет разворачивать сюжет. Переход от сюжетно-ролевой игры к режиссерской, слияние этих игр. Появляются различия в играх и мальчиков и девочек. Часто выдвигается лидер-организатор. Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре.
4 уровень: появление предварительного обозначения не только темы игры, но и 1-2 игровых событий. Снижение числа конфликтов внутри игровых объединений. Согласованность в игровой деятельности своих интересов с интересами партнеров. Дети умеют объяснить замысел и адресовать обращение партнеру.
Комплексный план руководства сюжетно-ролевой игрой «Цирк».
• Обогащение жизненного опыта детей. Цель: создать основы для развития и обогащения игры. Поход в цирк. Беседа о цирке. Рисование на тему «Я в цирке». Чтение книг и рассматривание иллюстраций («Каштанка», стихи Маршака и т. д.). Совместная организация пространства, изготовление атрибутов игры. Конструирование из бумаги весёлых атрибутов (колпачки, носы и т. д.).
• Обогащение игрового опыта детей. Цель: развивать умения детей передавать жизненный опыт в условиях игры. Имитационные игры, типа «Изобрази животное», экспериментирование с природным материалом (для проведения «фокусов» в условиях игры, физические игры-упражнения, типа «Удержи равновесие», «Кто быстрей, кто сильней, кто выше» и т. п.
• Проектирование предметно-игрового пространства. Цель: создание условий, соответствующих уровню развития игровых умений детей, содержанию игр. Создание билетов, программ выступления, афиши и т. д.
• Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.)
• Развитие навыков общения со сверстниками. Цель: Развитие у детей навыков общения со сверстниками. Беседа с детьми о том, что они видели в цирке, что знают о нем. Игра-имитация «Волшебные слова» для развития навыков культурного общения.
• Игровое сотрудничество родителей и детей. Цель: педагогическое просвещение родителей. В вечернюю прогулку совместная игра детей и родителей. Беседа с родителями на тему «Мир игры — мир ребенка».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Цирк».
Первое знакомство.
Показ и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Беседа, для чего они предназначены.
Организация игры.
Распределение ролей для игры (фокусник, силач, канатоходец, клоун, зрители и т. д.). Воспитатель исполняет роль конферансье, если вводится роль кассира, воспитатель берет ее на себя, демонстрирует ее проигрывание. В процессе освоения игры детьми возможно поменяться ролями.
Вопросы по ходу игры (Как ты купишь билет? Что нужно отдать кассиру? Как поблагодарить артистов за понравившееся выступление)
Помощь в затруднительных ситуациях, напоминание.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИГРЫ
Старшая группа
Сюжетно-ролевая игра
1) Ф. И. ребенка
2) Уровень развития игры как деятельности:
• Умеет самостоятельно выбирать тему для игры
• Развивает сюжет на основе полученных знаний
• Самостоятельно распределяет роли
• Способствует установлению в игре ролевого взаимодействия
• Принимает участие в изготовлении необходимых атрибутов в игре
3) Уровень взаимоотношений
• Умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре
• Умеет объективно оценивать действия партнеров
• Стремится к выполнению правил в совместной игре
• Устанавливает дружеские взаимоотношения
• Совместно планирует игру
4) Уровень развития творческих способностей
• Создание и использование условий
• Создание новых персонажей (новые роли)
• Придумывание новых сюжетов
• Ярко выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса
Источник
Валерия Блохина
Методы диагностики игровой деятельности детей
В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры.
1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.
Наблюдение проводят в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет. Анализ протоколов проводят по следующей схеме.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника,
возникает по инициативе самого ребенка и т. д.? Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры? Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?
Содержание игры. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми? Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?
Сюжет игры. Насколько разнообразны сюжеты игр? Какова устойчивость сюжета игры, то есть насколько ребенок следует одному сюжету? Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет? Насколько развернут сюжет? Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет? Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры? Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д. ?
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры? Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика? Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру? Передает ли и как передает характерные особенности персонажа? Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет — главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли? Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение? Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх?
Игровые действия и игровые предметы. Использует ли ребенок в игре предметы — заместители и какие? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре? Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает? Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру? Использует ли в игре образные игрушки и как часто? Есть ли у ребенка любимые игрушки? Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий? Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами?
Игровые правила. Выполняют ли правила, функцию регулятора игры? Сознается ли правило ребенком? Как соотносит ребенок выполнения правила со взятой на себя ролью? Следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре? Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?
Достижение результата игры. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре? Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом? Какими средствами достигается реализация замысла?
Особенности конфликтов в игре. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т. д.? Каковы способы разрешения конфликтов?
Игровая среда. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры? Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как?
Роль взрослого в руководстве игрой. Обращается ли ребенок ко
взрослому в процессе игры и по поводу чего? Как часто обращается? Предлагает ли принять взрослого в игру?
Полученные результаты соотносят с таблицей и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.
2. Изучение взятия ребенком на себя роли.
Подобрать сюжетные игрушки для игр, например в «детский сад», «семью», «больницу». Затем проводится три экспериментальных серии игр с детьми 3-7 лет.
1 серия. Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций:
Ситуация. Экспериментатор организует игру в «детский сад», но так, чтобы каждый из ее участников оставался самим собой: воспитатель -воспитателем, а дети — детьми. Если дети согласны, воспитатель передает управление игрой, при необходимости спрашивает: «Что надо делать?» — и выполняет указания.
Ситуация. В случае отказа детей от игры в «самих себя» или по ее окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребенок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы, а воспитатель с другим ребенком — детьми. В дальнейшем педагог участвует в развертывающейся игре в роли одного из детей.
Ситуация. Воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого-либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим.
В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп детского сада.
2 серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают роли с хорошо известным детям содержанием: «в детский сад», «в больницу», «в семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп.
3 серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации:
Ситуация. С детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо;
Ситуация. Развертываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лисы и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы — лису и волка, мыши,- кота.
Обработка данных.
В первой серии определяют, что, прежде всего, выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения.
Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется, как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения.
На основе данных первой и второй серий определяется уровень развития игры для каждого ребенка (по приведенной ниже таблице). В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д. Б. Эльконину)
Показатель I уровень II уровень III уровень IV уровень
Основное
содержание
игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры
Характер игровой роли Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношений Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные неигровые отношения Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер
Характер
игровых
действий Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций Логика действия определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры
Отношение
к правилам Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило явно еще не вычленяется, но оно уже может победить непосредственное желание в случае конфликта. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, «что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.
Источник
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры
(Автор О.В. Солнцева)
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2011г; апрель 2012г.
Количество диагностированных: 25человек.
Диагностику провела: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель
Уровни освоения сюжетно- ролевой игры детьми четвертого года жизни.
Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен в игровом общении, ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.
Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль ,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.
Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого .в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия ,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.
Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны .использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет ,при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.
Диагностическая карта
Дата проведения________
Фамилия , имя ребенка_____________ лет,__________мес.
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной оценке |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. Общий балл: | В комментариях следует отметить: -степень разнообразия содержания сюжетно-ролевых игр, Преобладающие темы игр, -предпочитаемое ребенком содержание сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, — меняет интонацию голоса в зависимости от роли. Общий балл | В комментариях следует отметить: -любимые роли ребенка, -примеры ролевых диалогов. |
Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, — называет игровые действия, — производит простые игровые действия. Общий балл | В комментариях следует отметить: -типичные для ребенка действия с предметами-заместителями, -преобладание одного из видов действия игрового замещения. — |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу сюжета, -показывает связь между действием и игровым сюжетом Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими, Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 3-4 лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. | 1.6 (53%) | 2 (66%) |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, — меняет интонацию голоса в зависимости от роли. | 1.5 (50 %) | 1.8( 60%) |
3. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, — называет игровые действия, — производит простые игровые действия. | 1.7 (51) | 1.9(63.3%) |
4. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, — называет игровые действия, — производит простые игровые действия. | 1.6 (53%) | 2 (66 %) |
5. Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими | 1.5 (50%) | 2 (66%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. | 2 (66%) | 2.3(76%) |
Средний балл | 1.6(53%) | 2 (66,6%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе на начало года (53% недостаточный уровень) оказались недостаточно высокими и повлияли на выбор гибко выбранной тактики педагогического взаимодействия с детьми. Что позволило проследить динамику развития сюжетно- ролевой игры во второй младшей группе с 53% -66% .Поэтому одной из задач на следующий год станет продолжение тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре.
Педагогическая диагностика сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2012г.
Количество диагностированных: 27 человек.
Диагностику провела : воспитатель Дружинина Л.Ю.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5лет.
Оптимальный уровень (2.5-3 балла).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей ,ребенок называет свои игровые действия , с интересом ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.
Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов ,ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками , включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками.
Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Низкий уровень(1-1.5 баллов )освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре,пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка__________________лет____месяцев
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной системе |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события Общий балл | В комментариях следует отметить : -преобладающие темы игр, -Предпочитаемое ребенком содержание сюжетно- ролевой игры. -разнообразия содержания сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и степень освоения ролевого поведения: — называет свою роль до начала игры, — способен к смене роли во время игры, — обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником Общий балл | В комментарии следует отметить : — любимые роли ребенка. |
Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами — заместителями, — наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. Общий балл | В комментарии следует отразить: -типичные для ребенка действия с предметами заместителями, -примеры речевого замещения. |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла. Общий балл | В комментарии следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: — выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. Общий балл | В комментарии следует отразить: -приемы проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 4 -5лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события | 2.4 (80%) |
2. Наличие и степень освоения ролевого поведения: — называет свою роль до начала игры, — способен к смене роли во время игры, — обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником | 2.3(76%) |
3. Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами — заместителями, — наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. | 2.4(80%) |
4. Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла | 2.5(83%) |
5. Способность создавать обстановку для игры: — выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. | 2.5(83%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. | 2.6(86%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно- ролевой игры (80%).Это говорит о правильной выбранной тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре. Однако небольшие затруднения у детей вызвали -наличие и степень освоения ролевого поведения- 2.3(76%) ,а также- способность к использованию действий игрового замещения-(2.4-80%).Поэтому основной задачей