Диагностика развития предметной деятельности ребенка

Диагностика развития предметной деятельности ребенка thumbnail

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Параметры
и показатели предметной деятельности

При 
 диагностике
 предметной
деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают
следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с
предметами), познавательная активность и включенность в общение с взрослым.
Поскольку характерной чертой предметной деятельности детей в конце раннего
возраста становится ее целенаправленность, этот параметр добавляется к
перечисленным выше при 
 диагностике
 детей старше 2,5
года.

Охарактеризуем
параметры и показатели предметной деятельности на данном возрастном этапе.

Виды действий с
предметами.
 Показателями данного параметра выступают:

ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные действия;

культурно-фиксированные
действия.

Эти показатели
отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью, наличие у него
представлений о назначении окружающих предметов и умения ими пользоваться.

Познавательная
активность.
 Показателями данного параметра являются:

эмоциональная
вовлеченность в деятельность.
 Этот показатель
отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче,
предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону
деятельности;https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

настойчивость в
деятельности.
 Данный показатель характеризует желание и
способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного
действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с
помощью взрослого;

стремление к
самостоятельности в деятельности.
 Этот показатель
отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его
желание быть независимым от взрослого.

Включенность в
общение с взрослым
. Показатели данного параметра:

стремление
воспроизводить образец действия.
 Данный
показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки
зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый;

ориентация на оценку
взрослого.
 Этот показатель свидетельствует о важности для
ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку
для достижения результата;

речевое сопровождение
деятельности.
 Данный показатель показывает умение ребенка с
помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослого, разделить с
ним впечатление от совместной деятельности.

Целенаправленность в
предметной деятельности.
 Этот параметр
отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его
стремление к получению правильного результата предметной деятельности. Он
характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка в конце раннего
возраста.

Описание
диагностических ситуаций

Ситуация
1. «Знакомые предметы».

Цель:
выявление уровня развития операциональной стороны предметной деятельности.

Организация
предметной среды.
 На столик выкладывают три разных предмета,
хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку
для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня,
однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения
диагностической пробы.
 Ребенок сидит за столиком,
взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он
говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные
варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает,
как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует
соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не
называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или
игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу как
машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты
знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а
затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать
расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не
откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и
просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит
малыша: «Правильно, молодец!»

Поведение ребенка
регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в
графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, которой
соответствует выраженности регистрируемого параметра. (Формы протоколов
приведены ниже.)

Ситуация
2. «Незнакомый предмет».

Цель —
выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследованию нового,
необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Организация
предметной среды.
 На столик выкладывается незнакомый ребенку
предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления
фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета
находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы
ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения
диагностической пробы.
 Взрослый ставит на столик
предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2—3 минут взрослый
остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимулирует его
активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается
открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или
обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее,
взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он
показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому
открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка в возрасте 3 месяцев

В протоколе в графе
«Незнакомый предмет» фиксируются соответствующие параметры предметной
деятельности.

Ситуация 3. «Действия по образцу» (проводится
только с детьми 2,5—3 лет).

Цель:
выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной
деятельности.

Организация
предметной среды и рекомендуемый набор предметов:

пластмассовый
грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать
деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.);

пластмассовый
конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Процедура проведения  диагностики .

Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».

Взрослый обращается к
ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать».
Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его
нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор».

Взрослый выкладывает
на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые
кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает
ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что
захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не
предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается
с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится
воплотить замысел.

В каждой пробе
взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом
взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него,
стимулируя самостоятельность ребенка.

Поведение ребенка в
каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Протокол регистрации
параметров предметной деятельности
у детей от 2 до 2,5 года

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 

Параметры ПД

Показатели параметров

Ситуации

«Знакомые предметы»

«Незнакомый
предмет»

Индивидуальная
деятельность

Совместная
деятельность

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия

1

2

1

2

1

2

Культурно-фиксированные действия

1

2

1

2

Не фиксируются

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

1

2

1

2

1

2

Настойчивость

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

Стремление к самостоятельности

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

3

Включенность в общение с взрослым

Стремление воспроизводить образец действия

Не фиксируется

1

2

3

1

2

3

Ориентация на оценку взрослого

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Речевое сопровождение деятельности

1

2

1

2

1

2

Примечания

Протокол регистрации
параметров предметной деятельности
у детей от 2,5 до 3 лет

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 

Параметры

ПД

Показатели параметров

Ситуации

«Знакомые предметы»

«Не­зна­ко­мый пред­мет»

«Действия по
образцу»

Ин­ди­ви­дуаль­ная
дея­тель­ность

Сов­мест­ная дея­тель­ность

Проба 1

Проба 2

Виды действий

Ориентировочные и манипулятивные действия

1

2

1

2

1

2

1

2

1 2

Культурно-фиксированные действия

1

2

1

2

Не фиксируются

1

2

1

2

Познавательная активность

Эмоциональная вовлеченность в деятельность

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Настойчивость

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

1

2

1

2

Стремление к самостоятельности

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Включенность в общение со взрослым

Стремление воспроизводить образец действия

Не фиксируется

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Не фиксируется

Ориентация на оценку взрослого

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Речевое сопровождение деятельности

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Целенаправленность

Не фиксируется

Не фиксируется

1

2

1

2

1

2

Примечания

Шкалы оценки
параметров предметной деятельности
на третьем году жизни

Параметры

Показатели параметров

Критерии оценки показателей

Баллы

Виды
действий с предметами

Ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные действия

Отсутствуют:

ребенок
игнорирует предметы

Использует редко:

ребенок
некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит
взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним
какое-либо действие

1

Использует часто:

ребенок
активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним

2

Культурно-фиксированные
действия

Отсутствуют:

ребенок
не действует с предметами в соответствии с их назначением

Используются редко:

ребенок
совершает одно—два действия данного вида, предпочитает манипулятивные
действия

1

Используются часто:

ребенок
совершает много различных культурно-фиксированных действий

2

Познавательная
активность

Эмоциональная
вовлеченность в деятельность

Отсутствует:

ребенок
не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не
предпринимает никаких действий с ними;

выражает
недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы

Слабая:

ребенок
эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается;

проявляет
интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко

1

Высокая:

ребенок
проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью,

действует
сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные
эмоции

2

Настойчивость
в деятельности

Отсутствует:

ребенок
не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность

Слабовыраженная:

ребенок
совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней

1

Ярко выраженная:

ребенок
совершает многократные попытки решения задачи

2

Стремление
к самостоятельности

Отсутствует:

ребенок
не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью к
взрослому или пассивно ожидает помощи

Слабое:

ребенок
пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко
взрослому

1

Среднее:

ребенок
не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо
обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать
самостоятельно

2

Выраженное:

ребенок
не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым,
предпочитает действовать самостоятельно

3

Читайте также:  Консультации для родителей роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка

Включенность
ПД в общение с взрослым

Стремление
воспроизводить образец действия

Отсутствует:

ребенок
игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему

Слабое:

ребенок
делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему

1

Среднее:

ребенок
делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное
действие до конца

2

Сильное:

ребенок
не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец

3

Ориентация
на оценку взрослого

Отсутствует:

ребенок
не ориентируется на оценку взрослого

Слабая выраженность:

ребенок
радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не
корректирует действий под влиянием оценки

1

Средняя выраженность:

ребенок
ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях

2

Высокая выраженность:

ребенок
настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях

3

Речевое
сопровождение деятельности

Отсутствует:

ребенок
не сопровождает действия речью

Слабое:

ребенок
редко пользуется речью

1

Выраженное:

ребенок
активно пользуется речью

2

Целенаправленность

Отсутствует:

ребенок
не стремится достигнуть правильного результата

Слабовыраженная:

ребенок
предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель

1

Ярко выраженная:

ребенок
упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия

2

Анализ
результатов и составление заключения

Высокий
уровень развития ПД

При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров
в большинстве проб имеют высокие баллы.

Некоторые показатели
следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют
«Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для
малышей от 2 до 2,5 года эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл,
для детей старше 2,5 лет — не ниже, чем 2 балла.

Так, при оценке
показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для
ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь
отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень
развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.

Средний
уровень развития ПД

Уровень развития ПД
оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство
показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда
выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних
показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть
хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом
слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно
действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами,
испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не
проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий
уровень развития ПД

Низкий уровень развития ПД отмечается, если
большинство показателей параметров получают оценку «0 баллов».

Ребенок с низким
уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается,
недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает
однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым,
равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют
настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

Высокий уровень
развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка.
Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны
как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом
низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует
особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует
обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

Проанализировав
данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне
развития у ребенка предметной деятельности. (Форма заключения приведена ниже.)

Заключение об уровне
развития предметной деятельности
у ребенка на третьем году жизни

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 

Виды действий с предметами

Читайте также:  1 год 1 месяц ребенку развитие вес

Ориентировочно-исследовательские
и манипулятивные (отсутствуют, используются редко, используются часто)

Культурно-фиксированные
(отсутствуют, используются редко, используются часто)

Познавательная активность

Эмоциональная
вовлеченность (отсутствует, слабая, высокая)

Настойчивость в
деятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная)

Стремление к
самостоятельности в деятельности (отсутствует, низкое, среднее, выраженное)

Включенность ПД в общение со взрослым

Стремление
воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее, сильное)

Ориентация на оценку
взрослого (отсутствует, слабовыраженная, средневыраженная, ярко выраженная)

Речевое сопровождение
деятельности (отсутствует, слабое, выраженное)

Целенаправленность у детей старше 2,5 года (отсутствует,
слабовыраженная, ярко выраженная)

Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную
характеристику)

Рекомендации

Источник

(третий год жизни)

Шкалы оценки параметров предметной деятельности

На третьем году жизни ребенка

Параметры предметной деятельности Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы

Виды действий с предметами

Ориентировочно-

исследовательские

и манипулятивные

действия

Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы 0
Используются редко: ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1-2 однообразные манипуляции 1
Используются часто: ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций 2

Предметные, культурно-фиксированные действия

Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением 0
Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически, предпочитает манипулировать с предметами 1
Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машине и др.) 2

Познавательная активность

Интерес к предметам и действиям с ними

Отсутствуют: ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними 0
Слабый: ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро насыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности 1
Средний: ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам 2
Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается 3

Настойчивость в деятельности (фиксируется только в ситуации «Незнакомый предмет»)

Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачи 0
Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2-3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность 1
Хорошо выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае неудачи, обращается за помощью 2

Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами

Преобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола -1
Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная 0
Преобладание амбивалентных эмоций: ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко 1
Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует 2

Включенность предметной деятельности в общение со взрослым

Стремление действовать по образцу

Отсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого 0
Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям; большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец 1
Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит 2
Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе 3

Ориентация на оценку взрослого

Отсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью 0
Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем тепе, эмоции выражены слабо; поощрения некоторых действий вызывают неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки его исправить 1
Хорошая выраженность: ребенок обращается ко взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность 2

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 172; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник