Диагностика развития общения ребенка второго года жизни

Диагностика развития общения ребенка второго года жизни thumbnail

Диагностику
психического развития ребенка второго
полугодия проводят по следующим
направлениям: уровень развития
ситуативно-делового общения и уровень
развития предметно-манипулятивной
деятельности.

Рассмотрим
содержание параметров и показателей
данных направлений, предложенных Е.О.
Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой,
С.Ю. Мещеряковой [2].

Первое
направление – уровень развития
ситуативно-делового общения. Основными
параметрами развития общения во втором
полугодии жизни являются:

  • инициативность
    ребенка в общении,

  • чувствительность
    к воздействиям взрослого,

  • средства
    общения,

  • эмоциональная
    вовлеченность в общение,

  • предпочитаемая
    форма общения.

Описание
содержания каждого параметра представлено
с позиций вышеуказанных ученых.

1.
Инициативность.

Это желание ребенка привлечь к себе
внимание взрослого, продемонстрировать
ему свои умения, побудить к помощи,
совместной деятельности, выражению
отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение и т.д.

Инициативность
ребенка может проявляться в обращениях
ко взрослому по разнообразным поводам:

– достать
недосягаемый предмет (например, упавшую
или находящуюся в отдалении игрушку);

– повторить
интересное действие с игрушкой (например,
завести юлу, машинку, подбросить мячик
и т.д.);

– побудить
его к желаемому взаимодействию (например,
доставать из коробки игрушки и отдавать
их ребенку, затем брать их у него и
складывать обратно);

– оказать
помощь при затруднении (например, открыть
дверцу машинки, снять с куклы фартучек);

– в
поисках сопереживания, защиты и поддержки
(адресует взрослому свою радость и
огорчения);

– с
целью получить оценку своих действий
(например, сняв кольцо пирамидки,
посматривает выжидающе, заглядывает в
глаза).

При
этом ребенок использует разнообразные
средства общения, что является следующим
параметром общения.

2.
Средства общения:

– экспрессивно-мимические
(положительные и отрицательные эмоции,
голосовые проявления);

– предметно-действенные
(жесты, локомоции, действия с предметами
и «изображения» действий). Например,
ребенок подползает к взрослому, указывает
на волчок, протягивает или вручает его
взрослому, двигает рукой, изображая
действия взрослого, заводящего игрушку;

– предречевые
средства общения – лепет, первые слова.

Известно,
что владение средствами общения отражает
коммуникативный опыт ребенка. «Если
взрослые недостаточно общаются с
младенцем (не дают образцов коммуникативных
средств и не проявляют чуткости к
ребенку), его коммуникативные средства
бедны, однообразны и примитивны».

3.
Чувствительность к воздействиям
взрослого.

Это желание и готовность ребенка
воспринять его воздействия и откликнуться
на предложения. Чувствительность
проявляется в ответных действиях ребенка
на обращения взрослого:

– берет
предложенный предмет, принимает помощь,
пытается подражать или подражает
действиям взрослого;

– реагирует
на похвалу и порицание;

– согласовывает
собственные действия с действиями
взрослого.

4.
Эмоциональная вовлеченность в общение
.
Это есть степень интереса ребенка к
взаимодействию со взрослым, удовольствия
от общения, желания его продлить. Этот
параметр проявляется в эмоциональной
окраске коммуникативных актов ребенка,
количестве отвлечений от общения.

5.
Предпочитаемая форма общения

отражает уровень развития коммуникативной
потребности, степень ее напряженности
и удовлетворенности и характер предыдущего
коммуникативного опыта.

Следует
запомнить предпочитаемые ребенком виды
общения:

1.
Если у малыша сформирована потребность
во внимании и доброжелательности
взрослого, но недостаточно удовлетворяется,
то он преимущественно стремится к
ситуативно-личностному общению (СЛО),
так же как и ребенок, у которого еще не
сформирована потребность в сотрудничестве
со взрослым.

2.
Если малыш у которого потребность во
внимании и доброжелательности сформирована
и удовлетворяется достаточно, который
начал приобретать опыт сотрудничества
со взрослым, обычно стремится к
ситуативно-деловому общению (СДО).

3.
Если ребенок, имеет недостаточный опыт
общения и слабовыраженную коммуникативную
потребность, то он чаще предпочитает
одиночную деятельность с предметами.

4.
Если ребенок, имеет богатый опыт
ситуативно-личностного и ситуативно-делового
общения, то он легко соглашается на
любую форму общения, обычно инициирует
ситуативно-деловое общение, с удовольствием
играет самостоятельно.

Диагностика
развития общения ребенка со взрослым
включает описание диагностических
ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой,
Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю.
Мещеряковой.

Ребенок
после 6 месяцев испытывает «страх перед
незнакомцем», поэтому необходимо
выполнять следующие условия:

  • – перед
    тем как проводить диагностику,
    предоставить ребенку возможность
    освоиться в новой обстановке, познакомиться
    с незнакомым взрослым. В момент знакомства
    ребенку лучше находиться на руках у
    матери;

  • – выразить
    доброжелательное отношение к младенцу
    (поздороваться с улыбкой, ласково
    назвать по имени), но не демонстрировать
    чрезмерной активности, а подождать
    инициативы со стороны ребенка;

  • – если
    ребенок проявляет настороженность, не
    следует непосредственно обращаться к
    нему, лучше попытаться привлечь его
    внимание действиями с игрушками,
    сопровождая их соответствующими
    комментариями;

  • – демонстрируя
    игрушки, время от времени предлагайте
    их младенцу, но не следует быть слишком
    настойчивым. Рано или поздно ребенок
    проявит интерес, начнет брать игрушки,
    перестанет бояться присутствующих,
    тогда можно приступать к диагностике.

Ситуация
1. «Пассивный взрослый» [2]

Цель:
выявить предпочитаемый вид деятельности
и формы общения.

Оборудование:
на столик выкладываются несколько
игрушек погремушка, два кубика, маленький
мячик, машинка, небольшая куколка,
ложечка, чашечка.

Методика
выполнения
.
В этой ситуации ребенку предоставляется
возможность инициировать
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое
общение со взрослым или играть в игрушки
самостоятельно. Ребенок находится на
высоком стульчике перед столом, на
котором лежат игрушки. Взрослый сидит
рядом, повернувшись к младенцу лицом,
но, не обращается к нему.

1.
Если младенец начинает манипулировать
игрушками, взрослый наблюдает за его
действиями в течение 3 минут, не вмешиваясь
в деятельность ребенка и регистрируя
его поведение в протоколе.

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие сколько спит

Затем
проводится следующая проба –
«Ситуативно-деловое общение».

2.
Если младенец обращается к взрослому,
следует ответить ему, но инициативных
действий не совершать. В течение 1 минуты
регистрируются коммуникативные
проявления ребенка.

3.
Если младенец начинает выражать
недовольство, следует сразу же перейти
к очередной пробе.

Порядок
проведения последующих проб зависит
от того, какое общение инициировал
ребенок.

1.
Если он протягивает предмет, показывает
на него взрослому или обращается за
помощью, проводится проба «Ситуативно-деловое
общение».

2.
Если ребенок просится на руки, улыбается,
прижимается ко взрослому, то проводится
проба «Ситуативно-личностное общение».

3.
Если младенец предпочитает одиночную
игру, применяется диагностика
предметно-манипулятивной деятельности.

Ситуация
2. «Ситуативно-деловое общение» [2]

Цель:
определить уровень развития параметров
общения.

Методика
выполнения.

Взрослый демонстрирует простое действие
с предметами: двигает кубик по столу,
изображая звук мотора и сигнал «би-би»,
катает мячик или баюкает куколку,
предлагая ребенку поиграть вместе,
повторить показанное действие. Проба
длится 3 минуты. Поведение ребенка
регистрируется в протоколе (приложение
1).

Нужно
обратить внимание:

  • Если
    младенец выхватывает игрушку и начинает
    играть с ней в одиночку, взрослый
    старается присоединиться к ребенку:
    просит дать ему игрушку, предлагает
    действовать поочередно, показывает
    другое действие с ней. На случай быстрой
    потери интереса ребенка к игрушке
    следует иметь наготове несколько
    запасных предметов и предложить малышу
    выбрать то, что ему интересно.

  • Если
    ребенок не берет игрушку, взрослый сам
    вкладывает ее в руку младенца и поощряет
    его действия.

  • Если
    ребенок включается в совместную
    деятельность, взрослый подбирает
    моменты для похвалы и порицания действий
    ребенка, предлагает образцы новых
    действий. При этом порицание должно
    быть со спокойной интонацией: «Не так»
    – и сопровождаться последующим показом
    правильного действия из наличного
    репертуара ребенка. (ребенок начал
    стучать кубиком по столу, бросать его
    на пол или грызть, ему предлагают
    подвигать им по поверхности стола).

Важно
запомнить:

Поощрений
должно быть больше, чем порицаний
(достаточно одного порицания, если
ребенок реагирует на него; если – не
реагирует, то можно через какое-то время
повторить его); за порицанием обязательно
должно следовать поощрение.

Ситуация
3. «Ситуативно-личностное общение» [2]

Цель:
установить наличие желания и возможностей
ребенка вступать в ситуативно-личностное
общение.

Методика
выполнения
.
Данная ситуация необходима для тех
детей, которые предпочитают одиночную
предметно-манипулятивную деятельность,
а также для детей, инициирующих
ситуативно-личностное общение.

Ребенок
находится на детском стульчике за столом
или сидит на ковре, на диване рядом со
взрослым. Взрослый обращается к ребенку
с улыбкой и ласковыми словами, называя
малыша по имени, поглаживает его, глядя
в глаза, приглашает сесть на колени,
взять на руки, обнимает, прижимает к
себе. Поведение ребенка фиксируется в
протоколе (приложение 1).

Обращаем
внимание:

  • Если
    ребенок охотно идет на эмоциональное
    общение, ему предоставляется инициатива,
    а взрослый подстраивается под обращения
    ребенка.

  • Если
    младенец не отвечает взрослому в течение
    3 минут, следует возобновлять воздействия,
    варьируя их. Можно предложить поиграть
    в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и вновь
    попытаться приласкать ребенка.

  • Если
    малыш уклоняется от общения, отталкивает
    взрослого, отползает, хнычет, пробу
    следует завершить и переключить внимание
    малыша на игрушки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Организация
предметной среды.
Для
проведения диагностики нужна отдельная
комната, где есть детский столик, на
котором находятся следующие
предметы: матрешка, пирамидка, кубики,
машинка, куколка, игрушечное
животное (собачка, мишка, слоник и др.)
и книжка с картинками
(или набор картинок).

Картинки
в книжке (или в наборе) должны содержать
следующие изображения:
4—5 изображений знакомых ребенку животных
(собачка, кошка,
птичка, зайчик и т. д.); 4 изображения
детей, совершающих определенные
действия (например, девочка ест, мальчик
рисует, дети бегут или
играют с игрушками, девочка одевается,
мальчик сидит на стуле и т.
д.); 3 изображения знакомых ребенку
транспортных средств различной величины
(большая и маленькая машины, самолеты,
троллейбусы или трамваи и т.д.); 3
изображения одного персонажа в разных
пространственных положениях (например,
птичка сидит под деревом, на дереве и
летит
высоко над деревом).

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цели:
выявление
предпочитаемого ребенком вида деятельности
(общение
со взрослым или индивидуальная предметная
деятельность) и формы общения
(ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное
или ситуативно-личностное); определение
уровня инициативности
ребенка в общении.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Взрослый
садится на стульчик
неподалеку от ребенка и в течение 1
минуты наблюдает за поведением
ребенка, не проявляя никакой инициативы.
Если ребенок самостоятельно
начинает игру или вступает в контакт
со взрослым, он поддерживает
детскую инициативу. Если же в течение
1 минуты ребенок
остается выжидающе пассивным, взрослый
переходит к следующей
пробе.

Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым»

Цели:
выявление
уровней ситуативно-делового общения
ребенка со взрослым, активной и пассивной
речи ребенка.

Процедура
проведения диагностической пробы.

Проба
1.
Взрослый подводит ребенка к столику и
предлагает рассмотреть,
что на нем находится. Он показывает
ребенку различные предметы
и каждый раз спрашивает: «Это что?» Если
ребенок не отвечает,
взрослый называет предмет сам и просит
повторить его название.
Здесь проверяется уровень активной
речи ребенка и его словарный
запас.

Читайте также:  Схема психомоторного развитие ребенка до года

Проба
2.
Взрослый просит ребенка дать ему сначала
2—3 предмета
поочередно, а потом по 2 предмета сразу.
Например: «Дай мне, пожалуйста,
матрешку и мишку». Затем он предлагает
ребенку поса­дить
куклу (или мишку) на
стульчик,
а потом спрятать ее под
стульчик.
Если
ребенок не понимает этой просьбы и не
выполняет действий, взрослый проделывает
их сам, комментируя свои действия, после
чего предлагает
ребенку повторить их. Потом взрослый
просит выбрать какой-либо
определенный предмет из тех, что имеются
на столе в нескольких экземплярах.
Например: «Дай мне, пожалуйста, красный
кубик». Таким образом, проверяется
уровень понимания речи и выполнение
простых инструкций взрослого.

Проба
3.
Взрослый предлагает ребенку поиграть
с этими игрушками
и спрашивает, какая из них ему больше
всего нравится. В случае если
ребенок называет или выбирает какую-нибудь
игрушку, взрослый начинает
совместную игру с ней. Если ребенок не
может сделать выбор,
взрослый предлагает совместное действие,
предполагающее участие двух партнеров
(например, катание машинки от одного к
другому или совместное собирание
пирамидки). Так выявляются стремление
и способность ребенка к ситуативно-деловому
общению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Как показывает М.И. Лисина помимо ситуативно-делового общения, у малыша в данном возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, особенно близкими, и зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения, которые проявляются в интересе ребенка к книжкам, к совместному разглядыванию иллюстраций к ним.

Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова поддерживая точку зрения М.И.Лисиной, предлагают изучать ситуативно-деловое общение, основными параметрами которого являются инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения.

Рассмотрим содержание каждого параметра отдельно с позиций вышеуказанных авторов.

1. Инициативность в общении. Это стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности, демонстрация собственных умений, просьбы о помощи, вовлечение в совместные действия, поиск оценки своих действий.

2. Чувствительность к воздействиям взрослого. Это желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, наличие чувствительности в поведении ребенка является необходимым условием для овладения культурно-обусловленными способами действий с предметами, развития умения взаимодействовать с другими людьми.

3. Средства общения — это действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действия и участвует в них. Показателями параметра являются: понимание речи взрослого, экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные, предметные действия, активная речь (предречевые вокализации (лепет), отдельные слова, фразы).

Известно, что для ребенка второго года жизни характерно совместное протекание общения и предметной деятельности, поэтому авторы разрабатывают такие диагностические ситуации, которые позволяют выявить и обобщить особенности общения и предметной деятельности при анализе результатов ребенка в процессе диагностики.

Диагностика уровня развития общения ребенка второго года жизни включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цепь: а) определить предпочтения ребенка в выборе одного из двух видов деятельности — общения или действий с предметами; б) выявить уровень инициативности ребенка в общении и предметной деятельности.

Оборудование. На маленьком детском столике раскладываются предметы: 23 составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка (желательно в виде человечка, животного или птички), несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.

Рядом со столиком стоит детский стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

Методика выполнения. Подведя ребенка к столику с игрушками, взрослый садится на стульчик неподалеку от него, не проявляя никакой инициативы.

Проба продолжается в течение 1 минуты. За это время ребенок может либо заняться индивидуальной игрой с игрушками, либо инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым.

1. Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к ситуации 2.

2. Если ребенок сразу же обращается к взрослому, он отвечает на его инициативу и переходит к ситуации 3.

Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность» [39, с. 59-60] Цель: определить уровень развития предметной деятельности ребенка. Оборудование: игровой материал тот же.

Методика выполнения. Психолог привлекает внимание ребенка к игрушкам, просит показать некоторые из них и предлагает поЗанятиеть с ними. Он может обратиться к ребенку, например, с такими словами: «Ирочка, посмотри, какие интересные игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка? Правильно, вот она. А где машинка? А это что?»

1. Если ребенок принимает предложение и начинает самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ним в течение 10 минут, делая соответствующие отметки в графе «Индивидуальная предметная деятельность» «Протокола регистрации параметров предметной деятельности» (приложение 12).

2. Если ребенок по ходу индивидуальной игры обращается к взрослому, тот делает соответствующие пометки в графе «Ситуативно-деловое общение» «Протокола регистрации параметров ситуативно-делового общения» (приложение 10).

3. Если ребенок ни разу не обратился к взрослому, по истечении 10 минут следует перейти к следующей ситуации.

Ситуация 3. «Ситуативно-деловое общение» [39, с. 60] Цель: определить уровень ситуативно-делового общения ребенка со взрослым; выявить зону ближайшего развития в предметной деятельности. Оборудование: игровой материал тот же, что и в ситуации 2. Методика выполнения. Психолог придвигает свой стульчик поближе к столику и присоединяется к игре ребенка. Например, если малыш возит машинкой по столу, не обращая внимания на ключик, взрослый может предложить завести ее, обращаясь к ребенку с такими словами: «Как хорошо ездит твоя машинка! А давай заведем ее. Хочешь? Вот ключик. Сейчас мы его вставим и покрутим. Вот так. А теперь отпустим машинку. Смотри, она сама умеет ездить. Как здорово! Хочешь сам завести машинку? Возьми ключик и попробуй, а я тебе помогу. Так… хорошо… Вот молодец! Получилось!»

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по месяцам рост и вес

Вступив, таким образом, в предметное взаимодействие с ребенком, взрослый продолжает общение с учетом желаний и действий малыша, проявляя собственную инициативу и предоставляя ребенку возможность также быть инициативным. Длительность пробы — 10 минут.

По ходу совместной деятельности психолог делает следующее:

1) просит ребенка дать ему поочередно 2-3 предмета. Выявляется понимание ребенком речи взрослого и выполнение инструкции. Например, он говорит «Толенька, а где у нас пирамидка? Дай ее мне, и мы с ней поЗанятиеем»;

2) показывает 3-4 игрушки и просит назвать их, а также спрашивает, что с ними можно делать. Выявляется понимание речи взрослого, умение называть предметы и общаться с помощью речи. Например: «Оленька, что это? (Протягивая девочке расческу). Да, это расческа, правильно. А что делают с расческой?» Если ребенок не отвечает, взрослый, называя предмет и действие с ним, предлагает повторить название «Это расческа. Скажи: «расческа». Давай причешем куколку. Скажем ей: «Вот какая у нас расческа. Теперь ты будешь красивая»;

3) показывает 2-3 образца действий с предметами. Выявляется, принимает ли ребенок образец действия, стремится ли подражать взрослому. Например, строит из кубиков башенку и просит ребенка сделать такую же;

4) предлагает ребенку 2-3 варианта совместной игры, предполагающей обмен действиями, их согласование. Выявляется умение ребенка принимать инициативу взрослого, отвечать на нее, умение продлевать взаимодействие. Например, он говорит: «Давай катать машинку. Смотри, вот она покатилась к тебе. Доехала. А теперь толкай ее ко мне. Вот так»;

5) по ходу выполнения ребенком самостоятельных или совместных действий иногда хвалит ребенка и делает ему несколько замечаний (не больше трех). Выявляется чувствительность ребенка к поощрениям и порицаниям взрослого. Например, наблюдая, как ребенок собирает вкладыши, взрослый говорит: «Молодец! Как хорошо ты собираешь тарелочки (мисочки и т.п.)!» А когда ребенок производит неспецифические манипуляции (например, стучит ложкой по столу, беспорядочно возит по столу кольцами пирамидки, разбрасывает игрушки и т.д.), взрослый делает замечание: «Нет, Маша, так не надо делать»;

6) оставляет без ответа 1-2 инициативных действия ребенка. Выявляется, насколько ребенок инициативен в общении. Будет ли он предпринимать повторные попытки вовлечь взрослого в свои действия. Например, когда ребенок протягивает ему игрушку, взрослый делает вид, что не замечает этого. В ходе диагностики следует избегать резкого вмешательства в игру ребенка. Желательно, чтобы взрослый подстраивался к ней, не подавляя инициативы малыша и не нарушая, хода его занятий.

Может случиться так, что ребенок уже в первой же пробе начнет привлекать взрослого к совместной деятельности, т.е. вступать с ним в деловое общение.

1. В этом случае следует пойти навстречу желанию ребенка и сначала провести пробу на ситуативно-деловое общение (ситуация 3), а затем постепенно сократить свое участие в игре и перейти к ситуации 2.

2. Если же ребенок все равно продолжает инициировать совместную игру, проба на индивидуальную предметную деятельность не проводится. Данные об уровне развития предметной деятельности извлекаются из ситуации 3.

Ситуация 4. «Незнакомый предмет» Цель. Выявить особенности познавательной активности ребенка в ситуации, стимулирующей его исследовательскую деятельность, поиск решения незнакомой задачи. Уточнить характер общения ребенка со взрослым.

Оборудование. На столик выкладывается только один незнакомый ребенку предмет. Он представляет собой коробочку с сюрпризом, который виден сквозь прозрачную крышку или стенку коробочки. Коробочка должна иметь необычный, незнакомый ребенку запор. Для того, чтобы открыть ее, ребенку нужно попытаться найти правильный способ, проявить настойчивость. Коробочка должна иметь привлекательный вид. Для ее изготовления можно использовать плотный картон, футляр для духов, пенал, ленту и т.д. Методика выполнения.

1. Пассивный взрослый. Взрослый показывает ребенку коробку и предлагает поиграть с ней, не объясняя правила.

После этого он занимает пассивную позицию и наблюдает за тем, как ребенок пытается справиться с задачей. Свои наблюдения он фиксирует в графе «Незнакомый предмет» «Протокола регистрации параметров предметной деятельности». Дальнейшие действия взрослого строятся в зависимости от поведения ребенка.

2. Активный взрослый. Взрослый присоединяется к действиям ребенка. При этом он не сразу показывает ему правильное решение, а старается найти его вместе с малышом, обследуя коробочку со всех сторон.

После того, как ребенок вместе со взрослым откроет коробочку, его следует похвалить и предложить еще раз воспроизвести образец действия.

Источник