Диагностика развития общения ребенка со взрослыми и со сверстниками

Диагностика общения со сверстниками для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Диагностику подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Мужипова Гульназ Ильшатовна

В современном обществе создание новых социальных отношений делает проблему развития общения приоритетной, так как процессы общения пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества.

Серьёзные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться, и в обычной жизни, которая сегодня заставляет отказываться от многих привычек и ломает устоявшиеся стереотипы. Неподготовленному человеку очень трудно выйти из этой ситуации без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что человек, испытывающий затруднения, боится обратиться к окружающим за помощью, так как просто не умеет общаться.

В процессе общения человека с другими людьми происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат, не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми.

Тема работы достаточно актуальна: проблема общения со сверстниками в дошкольном возрасте сегодня часто поднимается как в теоретической литературе, так и в практической деятельности. Однако рекомендации для практических психологов, воспитателей и родителей по данному вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации с детьми дошкольного возраста, хотя очевидно, что для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и развитие общения со сверстниками, а именно уже в дошкольном возрасте. Поэтому проблеме — диагностика особенностей общения со сверстниками в дошкольном возрасте — уделяется первостепенное внимание.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими.

Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Общение со взрослыми во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми. Такое предположение дает нам тот факт, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее общаться между собою. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок раннего и дошкольного возраста, входят и взрослый, и дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для малыша, конечно, опосредствует его связи со сверстниками. Общение как со сверстниками, так и со взрослыми складывается прижизненно, но изменяется в течение жизни.

Становление общения со сверстником предполагает оформление у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей. Ее особенность состоит в возможности для ребенка сравнивать себя с ровесником путем прямого наложения сведений о себе на образ равного существа, в то время как взрослый для маленького ребенка — идеал, реально недостижимый.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими детьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина общения детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Такое общение остро переживается и несет массу разнообразных эмоций.

Опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируются и закрепляются негативное общение со сверстниками, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы общения и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача родителей.

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным.

Важнейшим фактором развития личности дошкольника, всех ее составляющих является общение со сверстниками. Общаясь с себе подобным, ребенок-дошкольник формирует представление о себе, сравнивая поступки и качества своего товарища со своими собственными. Именно сверстник как равноправный партнер по общению выступает для ребенка в качестве объективной «точки отсчета» в процессе познания себя и окружающих. В общении со сверстниками развивается двигательная активность ребенка, формируются коммуникативные и организаторские способности, осуществляется нравственное развитие: ребенок учится применять на практике нормы поведения, упражняется в нравственных поступках. Велико значение общения со сверстниками в формировании самооценки ребенка, уровня его притязаний.

В настоящее время актуальным направлением деятельности становится диагностическая работа, направленная на определение развития общения детей дошкольного возраста, так как вся последующая коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста строится на результатах этой диагностики.

Диагностическая работа была проведена на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС №38 «Домовёнок».

В исследовании участвовало 14 детей. Средний возраст на момент обследования состоит от 4 лет 2мес. до 4 лет 8 мес.

Читайте также:  Физиологическое развитие нервной системы ребенка

Целью работы явилось изучение особенности диагностики общения со сверстниками на примере средней группы детского сада. В работе был использован: выборочный, включенный, одноразовый метод наблюдения, метод эксперимента, и вспомогательный метод беседы.

В психолого-педагогической литературе существует наибольшее количество диагностических методик, применяемых при диагностировании детей. Из предложенных методик в качестве диагностического материала были выбраны следующие методики:

Изучение коммуникативных умений В. Богомолова.

Цель. Исследование содержания потребности общения, мотивации общения и средств общения.

Изучение свободного общения Г.А. Урунтаева.

Цель. Выявление показателей интенсивности (количество детей в объединении, продолжительность игровых объединений) и средств общения.

Изучение критериев выбора партнера Г.А. Урунтаева.

Цель. Выявление избирательности у детей дошкольного возраста.

Апробируя данные методики, мы выявили, что у детей 4-5 лет проявляется: совместная деятельность, собственно деятельность, потребность в сотрудничестве, склонность к конкуренции и соревновательности, соревновательное подражание, непримиримость к оценке товарищей, деловой и личностные мотивы, а так же экспрессивно-мимические средства, речевые средства, продолжительность общения, проявляет предпочтение при выборе партнера, наибольшее количество детей в общении.

При апробации методик было обнаружено, что методика «Изучение критериев выбора партнеров» менее продуктивна и не подходит для детей данного возраста, так как четырехлетние дети не могут осознать собственные предпочтения в общении и поэтому называют тех сверстников, которые попадают в поле зрения. В исследовании поставленная цель не была достигнута, так как дети, отвечая на вопросы, называли имена тех детей, кто находился в данный момент в их поле зрения. А тех, кого в этот день не было в группе (кто являлся другом, с которым они в обычный день проводили все время пребывания в детском саду) дошкольники даже не вспоминали.

Например: Ребенок (Миша), проявивший избирательность при выборе партнера для общения, был мотивирован желанием играть только с этим ребенком (Маша). В основе мотивации было желание обладать красивой игрушкой.

Данное исследование минимизировано как по затратам сил психолога, так и ребенка. Минимизировано также по затратам времени и на сбор информации и на обработку данных. Но оно не может использоваться в дальнейших исследованиях для детей среднего дошкольного возраста, так как оно менее продуктивно и не оправдывает поставленную цель. Дети не проявили должного интереса к диагностической процедуре, они часто отвлекались, на вопросы отвечали «вяло», без охоты и старались поскорей уйти играть со сверстниками.

Апробируя диагностическую методику «Изучение коммуникативных умений», было выявлено, что она эффективна и может использоваться в дальнейших исследованиях, так как она проста в применении, минимизирована по затратам сил, как ребенка, так и психолога. А также минимизирована по затратам времени, средняя величина времени колеблется от 5 до 15 минут, а также проста в дальнейшей обработке результатов. Данная методика позволила собрать фактический материал и выявить определенные показатели общения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте. Такие как:

  • содержание потребности и мотивация общения;
  • средства общения;
  • интенсивность общения.

Детям данная процедура очень понравилась, они выполняли ее с большим желанием и не отвлекались на другие предметы. При диагностировании детей данной методикой вторую серию можно не использовать, так как результаты второй серии полностью совпадают с результатами первой серии методики.

При апробации методики «Изучение свободного общения» было выявлено, что данная методика оказалась наиболее эффективной, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность. Однако данная методика очень сложна при сборе информации для основного протокола наблюдения, так как затрачивается очень много сил психолога и на сбор информации уходит много времени (наблюдение длится в течение 3 дней). При обработке данных также тратится много сил экспериментатора. Подсчитывается по формуле частота контактов; количество контактов с каждым ребенком по всем срезам; определяется показатель интенсивности; условно определяется избирательность; высчитывается средняя продолжительность общения. На детей данная процедура не оказывает никакого влияния, так как дети играют в привычной для них обстановке и психолог не взаимодействует с ними, а просто записывает свои наблюдения.

Проанализировав выбранные методики, мы пришли к выводу, что диагностическая методика «Изучение свободного общения» самая актуальная и наиболее эффективная при диагностировании детей в средней группе детского сада.

Проведя диагностирование с использованием методики «Изучение свободного общения» получены следующие результаты представленные в таблице №1.

Таблица №1

Ф.И. ребенка

Интенсивность

Избира

тельность

Частота контак

тов

Продолжи

тельность контактов

Нали

чие мотивации

Тип мотивации

Лич

ные сим

патии

Внешние моти

вации

Совместная деятельность

1

Андрей А.

+

+

+

+

2

Коля А.

+

+

+

3

Кирилл Б.

+

4

Кирилл Б.

+

5

Дима Б.

+

+

6

Люба Б.

+

+

+

+

7

Полина В.

+

+

8

Виталя Г.

+

9

Вова Г.

+

+

+

10

Максим К.

+

+

+

11

Илья Л.

12

Никита П.

+

+

+

13

Света Р.

+

14

Настя С.

+

Исходя из полученных результатов, были внесены изменения и дополнения в план работы воспитателя.

— Проведение совместных праздников и досугов во вторую половину дня.

— Использование сюжетно ролевых игр.

— Проведение спортивных праздников и всевозможных спортивных эстафет.

— Увеличение числа игр со строительным материалом.

— Увеличение числа подвижных игр.

Коррекционная работа проводилась на протяжении 4 месяцев, для улучшения коммуникативных способностей. За данное время было проведено 5 спортивных мероприятий, один раз в неделю проводился совместный праздник и по средам организовывался сладкий вечер. А также проведение всевозможных подвижных и дидактических игр, основанных на развитие коммуникативных способностей.

Через 4 месяца была проведена повторная диагностика с использованием методики «Изучение свободного общения», результаты которой показаны в таблице №2

Таблица №2

Ф.И. ребенка

Интенсивность

Избира

тельность

Частота контак

тов

Продолжи

тельность контактов

Нали

чие мотивации

Тип мотивации

Лич

ные сим

патии

Внешние моти

вации

Совместная деятельность

1

Андрей А.

+

+

+

+

2

Коля А.

+

+

+

+

3

Кирилл Б.

+

+

4

Кирилл Б.

+

+

+

5

Дима Б.

+

+

+

6

Люба Б.

+

+

+

+

+

7

Полина В.

+

+

+

+

8

Виталя Г.

+

+

9

Вова Г.

+

+

+

+

+

10

Максим К.

+

+

         +

+

+

+

11

Илья Л.

+

+

+

+

+

12

Никита П.

+

+

+

+

13

Света Р.

+

+

14

Настя С.

+

+

+

Исходя из полученных данных, можно увидеть, что методика «Изучение свободного общения» является приемлемой. Она показывает положительный результат, и эффективность составляющих коммуникативных способностей детей в средней группе детского сада, что тем самым позволило внести коррективы в план работы воспитателя, для получения результата (или положительных данных), в развитии коммуникативных способностей у детей в средней группе детского сада.

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие отстает что делать

Таким образом, выбранная методика наиболее эффективна, так как мотивация была направлена на свободную, привычную для детей игровую деятельность. С помощью этой методики мы достигли поставленной цели: изучение особенности диагностики общения со сверстниками на примере средней группы детского сада. В дальнейшей работе, мы можем использовать ее для получения наивысших результатов.

Источник

Диагностика взаимоотношений со сверстниками

 Для выявления взаимоотношений со сверстниками
применяют 2 группы методик.

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми

Методики косвенной оценки межличностных отношений, которые делятся на 3 категории:

 а) наблюдение реальной ситуации;

 б) символическое моделирование реальной ситуации;

 в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.).

Так, для изучения состояния первичных социальных эмоций можно использовать следующие методы:

— Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями детей.

— Социометрический эксперимент, в основу которого положен «выбор в действии» Я. Л. Коломинского.

— Проективные методы (рисуночная методика «Я и мой друг»,

— Метод цветовых выборов, Цветовой тест отношений, адаптированные методика эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина и тест на выявление«социального Я»).

Экспериментальное исследование может состоять из 3-х серий.

1 серия может быть направлена на определение наличия потребности в общении и социальных мотивов поведения.

Применяются методы наблюдения и проективные методики.

Наблюдение за объединениями детей в процессе свободной деятельности и игр проводится в течение нескольких месяцев. В протоколе фиксируется интенсивность общения, деловая или личностная направленность, эмоциональный фон и содержание детских контактов (предметные и игровые действия, речевые высказывания).

О наличии потребности в общении со сверстником свидетельствуют следующие признаки:

— проявление внимания и интереса к другому ребенку;

— эмоциональное отношение к нему;

— инициативные действия, направленные на установление социального контакта с ровесником;

— чувствительность к отношению и обращению другого ребенка.

О сформированности простейших социальных мотивов поведения говорит стремление ребенка сделать нечто полезное для удовлетворения нужд окружающих детей.

Проективные техники включают рисуночную методику «Я и мой друг» и Цветовой тест отношений.

Рисуночная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Предлагается нарисовать, как он играет со своими друзьями («Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)»).] Выбор карандашей не ограничивается.

Рисунок анализируется со следующих позиций:

— выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый — ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый — негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета;

— старательность рисования;

— отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит и т. п.);

— выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей (прорисовка рук, выражение лиц, расстояние и барьеры между персонажами, порядок изображения, величина фигур и т. д.).

Цветовой тест отношений состоит в предъявлении ребенку 8 цветовых эталонов (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и определении степени привлекательности каждого.

(«Покажи самый хороший»). Выбранный цвет убирается из поля зрения ребенка и ему предлагается выбрать наиболее приятный из оставшихся семи, шести и пяти цветов. Затем предлагается выбрать «самый плохой» из четырех, трех и двух оставшихся эталонов.

На основе полученных данных составляется ряд цветовых предпочтений (наиболее привлекательный цвет получает 8 баллов, наименее — 1 балл), который интерпретируется впоследствии по методике цветовых выборов. Затем экспериментатор показывает желтый эталон: «Это я. Покажи, где тут ты» (указательный жест не цветовые эталоны и обводящее движение занимаемого ими пространства). После этого испытуемому зачитывается по именам (в случае необходимости — с добавлением фамилии) список членов группы, а он должен присвоить каждому ребенку свой цвет и показать эталон (например: «Катя Иванова. Покажи, где Катя»).

 Принцип анализа прост: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении к тому или иному человеку, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наименьшие ранги при составлении 1 ряда цветовых предпочтений. Всех сверстников по результатам анализа можно разделить на 4 группы:

1-2 балла— низкая эмоциональная привлекательность  (ЭП);

3-4 балла — средняя ЭП;

5-6 баллов — высокая ЭП;

7-8 баллов — очень высокая ЭП.

Диагностически значимым является не только ранг цвета, но и сам цвет. Так, ассоциация с красным указывает на активность, импульсивность, иногда — агрессивность сверстника, с зеленым — на отношения опеки или диктата со стороны ровесника, с серым — на непонимание, отгороженность или безразличие к нему и т. д.

2 серия эксперимента может быть направлена на определение наличия эмоциональной децентрации. Она предполагает существование эмоционального образа другого в структуре сознания индивида. Эмоциональными называют образы, составляющие которых имеют особую значимость для субъекта и отмечены ярко выраженным личностным отношением.

 Используются методики: периодически повторяющихся хронометрированных наблюдений за ребенком (8-16 наблюдений по 15 минут), Цветовой тест отношений, тест на выявление «социального Я»

В наблюдении представляется возможность проанализировать оперирование образом сверстника в процессе фазы направленности на партнера, фазы психического отражения, информирования и приема ответной информации и фазы отключения от контакта.

 Методика проведения Цветового теста отношений отличается тем, что ребенку уже не зачитывается список членов группы, а предлагается вспомнить их самому.

Объектом анализа является, во-первых, соотношение цветового самообозначения ребенка и цвета, с которым ассоциируется сверстник, во-вторых, совпадения цвета самообозначения и цвета обозначения другого ребенка.

Адаптированная методика — тест на выявление «социального Я» позволяет соотнести эмоциональный образ значимого сверстника с реальным поведением того или иного ребенка из наблюдений).

Читайте также:  Особенности ребенка с задержкой речевого развития

Испытуемому предлагается «поселить» себя и предпочитаемых сверстников в красивый дом (9 комнат, 3 этажа). Центральное окно (комната) «принадлежит» самому ребенку. Игровое задание дается в следующем виде: «Это твой дом. Посмотри, какой красивый! Ты будешь жить здесь (указательный жест) на центральное окошко). Кого из группы ты хочешь поселить в свой дом? Покажи, где он будет жить».

Принцип анализа методики основан на том, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других (испытуемый накладывал их на окошки дома), может быть интерпретирована как психологическая дистанция:

— движение относительно ребенка по горизонтали — как переживаемая ценность Другого;

— движение по вертикали — как переживаемая «сила» Другого;

— один уровень по горизонтали с ребенком — идентификация  по занимаемым позициям в контакте (по равной «силе» — себя и Другого);

— один уровень по вертикали — идентификация по равной «ценности» себя и Другого.

3-я серия эксперимента может быть направлена на выявление особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей

Диагностика, выявляющая особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей включает:

 1.  Экспериментальную игру «Секрет» (Т.А. Репиной), выявляющую систему существующих между детьми избирательных отношений.

Каждый ребенок должен выбрать «по секрету» 3 детей из группы, чтобы никто не видел, и положить им .в конверт открытку. Фамилии и имена детей заносят в специальную таблицу, напротив каждой по имени ставится порядковый номер. На каждого ребенка заготавливаются по три открытки и конверт, на которых отмечается номер, зафиксированный в таблице. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет»». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Класть картинку в свой конверт нельзя». Как только ребенок разложил открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил картинку?»

После этого подсчитывается количество картинок, полученных каждым ребенком, и число взаимных выборов (таблица).

Характеристика избирательных взаимоотношений детей в группе

№ п/п

Имя, фамилия

Дети, которые выбирали

Общее количество выборов

Число взаимных выборов

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Критерий оценки уровня взаимоотношений между детьми в группе представляет собой следующий показатель —  количество полученных выборов.

Испытуемые, получившие 6 и более выборов — «звезды» (I гр;);

3-5 — это «принятые» (II гр.);

1-2 — «непринятые» (III гр.);

О — «изолированные» (IV гр.)

2. Метод наблюдения за парным общением, выявляющий уровень сформированности умений межличностного общения ребенка со сверстниками.

Фиксируются качественные оценки сформированности 1-го ряда и 2-го ряда умений

Сформированность 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения

1-й ряд умений                                                                           

Имена детей

1. Использование этикетных речевых формул:

а) Приветствие

По инициативе взрослого

По инициативе ребенка

б) Прощание

По инициативе взрослого

По инициативе ребенка

в) Благодарность

По инициативе взрослого

По инициативе ребенка

2. Установление контакта:

а) По имени

б) По фамилии

в) Другим словом

г) Тактильный

     контакт

Доброжелательный

Недоброжельный

 д) Зрительное    

     обращение

Смотрит в глаза

Отводит взгляд

3. Выражение своего настроения:

а) При помощи слов

б) Не выражает

4. Поведение в разговоре:

а) Жесты и мимика

Скудные

Адекватные

Развязанные

б) Тон общения

Доброжелательный

Недоброжелательный

в) Размещение

партнеров

Лицом друг к другу

Отвернут от партнера

2-й ряд умений общения                   

1. Слушать и слышать собеседника

Внимательный

Невнимательный

Перебивает

Не перебивает

2.  Контролировать собеседника в контакте с ним

Самостоятельно делает замечания

Не замечает ошибок

Обращается за помощью к взрослым

3. Отношение к неэтичным выражениям собеседника

Конформное

Неприятие

4. Понимать эмоциональный настрой собеседника и выражать свое отношение

Сопереживает

Равнодушен

Критерии оценки уровня сформированности умений общения у детей

Эффективное общение возможно в том случае, если будут успешными:

1) передача информации: устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; использует доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитирующих слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого);

2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться; умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.

Перечисленные выше умения общения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как «5 баллов». Одно отклонение от норм оценивается как «4 балла»; два отклонения как «3 балла», три и более — «2 балла». Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателям в каждом коммуникативном действии оценивается как «1 балл».

Диагностика отношения к взрослым и сверстникам может производиться с применением следующего теста:

Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски.

Методика предназначена для детей 4-7 лет.

В ходе исследования проводится 3 эксперимента:

I. Рисование на тему «Мой воспитатель»;

II. Рисование на тему «Моя семья»;

III. Рисование на тему «Ребенок – детское общество».

Состоит из 3 ситуаций:

— изображение себя;

— изображение своего друга;

— изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

Оценка результатов теста

«Мой воспитатель»:

— проявление отношения