Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни

Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни thumbnail

Параметры и показатели общения

При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.

Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:

•                  внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);

•                  положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);

•                  перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослою (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизации комплекса оживления в период паузы).

Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

Параметры и показатели познавательной активности

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.

В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2—3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.

Источник

Параметры
и показатели общения

При
определении уровня развития
ситуативно-личностного общения
показательными являются следующие его
параметры: инициативность ребенка в
общении, чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого и средства
общения.

Инициативность
ребенка в общении характеризует
стремление младенца привлечь к себе
внимание взрослого и продлить общение.
Инициативность выражается в том, что
ребенок проявляет комплекс оживления,
предвосхищая воздействия взрослого,
когда взрослый пассивен в общении или
прекращает общение.

Чувствительность
ребенка к коммуникативным воздействиям
взрослого характеризует готовность
младенца воспринять проявления внимания
и доброжелательности со стороны взрослого
(ласковый разговор, улыбки, поглаживания
и т.д.). Показателями чувствительности
к воздействиям взрослого являются:

§  
внимание и интерес к ним ребенка
(замирание и сосредоточенность на
взрослом);

§  
положительное отношение (ответные
положительные эмоциональные проявления
— улыбки, двигательное оживление,
вокализации);

§  
перестройка состава комплекса оживления
в зависимости от поведения взрослою
(более интенсивное двигательное оживление
при дистантном общении и менее интенсивное
на руках у взрослого; замирание и
сосредоточение в момент воздействий
взрослого и активизации комплекса
оживления в период паузы).

Читайте также:  Скачать бесплатно карту развития ребенка

Средства
общения. Этот параметр характеризует
степень овладения младенцем коммуникативными
средствами. Показателями данного
параметра являются количество и
выраженность компонентов комплекса
оживления, используемых ребенком в
целях общения. Состав комплекса оживления
в силу тех или иных причин иногда бывает
неполным. Например, у воспитанников
Дома ребенка отмечается отсутствие
вокализаций, если взрослые мало
разговаривают с детьми. В отдельных
случаях комплекс оживления может быть
полным по составу, но при этом все его
компоненты выражены слабо. У ребенка с
некоторыми органическими нарушениями
центральной нервной системы наблюдается
отсутствие или слабая выраженность
двигательного оживления.

Чувствительность
к воздействиям взрослого появляется в
онтогенезе первой и нарастает постепенно.
Сначала у младенца обнаруживаются
внимание и интерес к воздействиям
взрослого, затем ответные положительные
реакции на них и вскоре отмечаются
инициативные проявления. О сформированности
у ребенка потребности в общении можно
говорить лишь при наличии следующих
четырех признаков: взгляда в глаза
взрослого, ответных и инициативных
улыбок, двигательного оживления и
вокализаций, стремления продлить
эмоциональный контакт со взрослым.

Описание
диагностических ситуаций

Поведение
младенца первого полугодия жизни
спонтанно и неустойчиво, его активная
и реактивная составляющие трудно
различимы, поэтому судить об уровне
развития общения у ребенка на этом этапе
можно лишь по совокупности характеристик
комплекса оживления в ситуациях,
различающихся «коммуникативной задачей»,
которая возникает перед младенцем. Чем
пассивнее взрослый, тем активнее ведет
себя младенец, побуждаемый потребностью
в общении. Соответственно процедура
диагностики включает следующие три
ситуации, различающиеся по степени
коммуникативной активности взрослого.

Ситуация
1. «Пассивный взрослый»

Цель:
выявление параметров общения при
наименьшей коммуникативной активности
взрослого.

В
ситуации пассивности взрослого основная
«коммуникативная задача» ребенка
заключается в том, чтобы привлечь к себе
его внимание и побудить к общению,
поэтому здесь ярче всего проявляется
инициативность ребенка.

Процедура
проведения диагностической пробы.
 Ребенок
находится в кроватке пли па пеленальном
столе. Младенца нужно распеленать или
одеть так, чтобы одежда не стесняла его
движений. Взрослый становится или
садится рядом, повернув лицо к младенцу,
но не смотрит ему в лицо, делая вид, что
его внимание привлечено к чему-то
другому. В течение 20—30 секунд он не
вступает в общение с ребенком, не смотрит
на него, не улыбается и не разговаривает,
выжидая, когда младенец проявит
инициативу. Поведение ребенка фиксируется
в протоколе. (Форма протокола приводится
ниже.) Если ребенок сразу начал проявлять
комплекс оживления с нарастающей
интенсивностью (все сильнее размахивая
ручками, громче вскрикивая и др.), следует
отметить этот факт в протоколе и, не
дожидаясь истечения 30 секунд, ответить
на призыв малыша улыбкой и ласковыми
словами, тем самым переходя к следующей
диагностической ситуации.

Возможны
другие варианты поведения ребенка.
Бывает, что ребенок слишком сосредоточился
на своих внутренних ощущениях или его
внимание привлечено к чему-то другому,
и он не замечает взрослого. Тогда нужно
попытаться привлечь его внимание
движением, голосом, покашливанием (но
не адресоваться к малышу лично) и
подождать каких-либо действий с его
стороны после того, как он обратит
внимание на взрослого. Регистрация
поведения ребенка производится с этого
момента. Малыш может проявить недовольство
пассивностью взрослого — хмуриться,
отворачиваться, хныкать. Тогда следует
зафиксировать эти проявления в примечании,
прекратить пробу до истечения 30 секунд
и вступить с ребенком в общение, успокоить.
В этом случае ситуацию «Пассивный
взрослый» можно повторить после ситуации
«Чистое общение».

Ситуация
2. «Чистое общение»

Цель:
выявление параметров общения при
коммуникативной активности взрослого.

В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка заключается в том, чтобы
выразить отношение к воздействиям
взрослого, побудить его к выражению
отношения к себе и тем самым продлить
общение. Поэтому здесь выявляется в
основном чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого, умение чередовать
инициативное и ответное поведение.

Читайте также:  Свободное развитие его личности ребенка

Процедура
проведения диагностической пробы
.
Проба «Чистое общение» представляет
собой чередование периодов активных
воздействии взрослого и пауз. В период
активных воздействий взрослый обращается
к ребенку с улыбкой, глядя в глаза,
ласково называет его по имени, произносит
нежные слова, побуждает улыбнуться,
сказать «агу»и т. д.. Во время паузы
взрослый воспринимает ответ ребенка и
ожидает воздействий с его стороны.

Ребенок
находится в кроватке или на пеленальном
столе. Взрослый склоняется над ним,
пытается встретиться взглядом и в
течение примерно 15 секунд с улыбкой
ласково разговаривает с ним, хвалит,
побуждает к общению. (Например: «Мишенька,
агу! Скажи, Мишенька, „агу»! Молодец,
Мишенька, умница, вот какой хороший
малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой
красивый, веселый, румяный? Какие у
Мишеньки замечательные глазки, какие
ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо
умеешь ручками размахивать, а как хорошо
ножками „бегать»! Вот так, вот так,
какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого
должна быть негромкой, отчетливой,
неторопливой, с паузами. Поведение
ребенка фиксируется в протоколе. Это
период активных воздействий взрослого.

Затем
взрослый делает паузу: слегка отстранясь,
с улыбкой смотрит на ребенка. В период
паузы также регистрируется выраженность
компонентов комплекса оживления.
Чередование активных воздействий и
пауз следует осуществить несколько раз
в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе
поведение младенца в каждый период.
Временные интервалы жестко не задаются,
так как темп общения у разных детей
может существенно отличаться.

Как
правило, для диагностики уровня развития
общения у младенцев старше 2 месяцев
этих двух ситуаций бывает достаточно.
Для более маленьких детей или в тех
случаях, когда ребенок не реагирует на
воздействия взрослого, необходимо
организовать ситуацию «Общение на руках
у взрослого».

Ситуация
3. «Общение на руках у взрослого»

Цель:
выявление параметров общения при
максимальной коммуникативной активности
взрослого.

В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка достигнута, его
потребность во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется, он спокойно
выражает свое удовольствие от общения.
Здесь, в основном, выявляется
чувствительность ребенка к воздействиям
взрослого.

Процедура
проведения диагностической пробы
.
Ребенок находится на коленях у взрослого
или на руках в позе «под грудью». Взрослый
смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым
голосом обращается к нему, слегка
приближая и удаляя свое лицо. Если
ребенок остается пассивным, следует
усилить воздействия, стараясь вызвать
у малыша сосредоточение и улыбку: слегка
потормошить, пощекотать щечку или
подбородок, погладить. Проба длится в
течение 1 минуты. Поведение ребенка
фиксируется в протоколе так же, как в
ситуации «Чистое общение».

В
процессе проведения каждой диагностической
пробы психолог отмечает в соответствующих
графах протокола баллами выраженность
наблюдаемых компонентов комплекса
оживления .

Соседние файлы в папке Психодиагностика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ситуативно-личностное общение со взрослым как главный предмет диагностики. Признаки овладения ребёнком разнообразными средствами контакта. Побуждающие к контакту воздействия младенца (взгляды, улыбка, движения, голос). «Комплекс оживления» — целостная структура поведения. Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления. Диагностика развития общения ребёнка со взрослым. Параметры и показатели общения у детей первого полугодия жизни: инициативность, чувствительность, средства общения. Диагностические ситуации: цель, процедуры проведения диагностических проб, интерпретация результатов. Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни. Составление психолого-педагогического заключения об уровне развития коммуникативной деятельности. Структурные части заключения.

Диагностика развития познавательной активности детей первого полугодия жизни. Параметры и показатели познавательной активности. Диагностические ситуации: цель, организация предметной среды, процедура проведения диагностической пробы. Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни. Составление психолого-педагогического заключения об уровне развития познавательной активности у детей первого полугодия жизни.

Читайте также:  Сайт центра развития ребенка москва

Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей. Объективный метод диагностики по определению фактического уровня развития ребёнка. Организация психодиагностических процедур и особенности их проведения. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей. Показатели повседневного состояния детей первых 6-ти месяцев жизни. Контроль за динамикой нервно-психического развития детей первых 6-ти месяцев жизни. Быстрый темп в сочетании с неравномерностью и скачкообразностью развития. Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 3-х месячному и 6-ти месячному возрастам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие.

Раздел 5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей второго полугодия жизни (от 6-ти до 12-ти месяцев).

Предметно-манипулятивная деятельность как главный предмет психолого-педагогической диагностики. От неспецифических манипуляций с предметами (одинаковые действия с любыми предметами), через специфические действия с ними (учёт физических свойств предметов), к манипуляциям, основанным на исторически сложившихся способах использования предметов – траектория развития предметно-манипулятивной деятельности ребёнка второго полугодия жизни. Признаки переходных этапов становления предметно-манипулятивной деятельности. Психолого-педагогические процедуры: организация, особенности проведения.

Перестройка общения со взрослым как важнейший показатель нервно-психического развития ребёнка (общение, опосредованное предметами). Ситуативно-деловой характер общения ребёнка со взрослыми. Признаки ситуативно-делового характера общения. Психолого-педагогические процедуры: организация, особенности проведения.

Обогащение средств общения как показатель стремления ребёнка к совместной со взрослым деятельности. Экспрессивно-мимические проявления, их признаки. Появление отрицательных эмоциональных реакций (недовольство, обида, гнев). Предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные действия, позы, жесты.

Высокий темп понимания речи окружающих людей как важный показатель благоприятного развития ребёнка. Организация процедур по выявлению понимания речи детьми второго полугодия жизни (инструкции, игровые действия и др.). Интерпретация результатов. Лепет ребёнка. Оценка лепета. Лепетные слова. Первые слова, сопровождающие действия ребёнка и направленные на общение с окружающими. Различение поощрения и порицания со стороны взрослых: признаки дифференциации. Различное отношение к окружающим взрослым людям как показатель сформированности привязанности к близким взрослым (особенно к матери).

Самостоятельность ребёнка: признаки самостоятельности. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности. Манифестация признаков «кризиса первого года» как первые проявления становления детской личности.

Диагностика развития общения со взрослым. Параметры общения: инициативность, чувствительность, эмоциональная вовлечённость, предпочитаемая форма общения. Описание диагностических ситуаций. Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни ребёнка. Анализ результатов. Составление психолого-педагогического заключения.

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности. Параметры и показатели предметно-манипулятивной деятельности. Описание диагностических ситуаций. Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни ребёнка: виды действий, познавательная активность. Анализ данных диагностического обследования. Составление психолого-педагогического заключения.

Наблюдение как основной метод контроля за нервно-психическим развитием и поведением детей. Объективный метод диагностики по определению фактического уровня развития ребёнка. Организация психодиагностических процедур и особенности их проведения. Текущий (повседневный) контроль за состоянием здоровья и поведением детей. Показатели повседневного состояния детей второго полугодия жизни. Контроль за динамикой нервно-психического развития детей 6-12-ти месячного возраста. Быстрый темп в сочетании с неравномерностью и скачкообразностью развития.

Памятка-вопросник для контроля за поведением детей первого года жизни. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (Э.Л. Фрухт и др.).

Основные показатели нервно-психического развития ребёнка к 9-ти и 12-ти месяцам: познавательное развитие; эмоционально-социальное развитие; речевое развитие; бытовые навыки; физическое развитие. Составление заключения об уровне психического развития ребёнка первого полугодия жизни. Составление заключения об уровне психического развития ребёнка второго полугодия жизни.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 622 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник