Диагностика развития моторики ребенка раннего возраста

Диагностика развития моторики ребенка раннего возраста thumbnail

Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Движения рук играют очень важную роль на всех этапах жизни ребенка.

Так как мелкая моторика, координация движений, сенсорика являются главными понятиями для периода раннего возраста, следовательно, та деятельность, в которой участвуют пальчики ребенка, исключительно важна для его умственного и психического развития.

Самые важные качества, такие как: речевые способности, координация в пространстве, внимание, усидчивость, концентрация и воображение, зависят от степени развития мелкой моторики у ребенка.

Мой опыт работы с детьми раннего возраста позволил мне выявить то, что у большинства детей не развита мелкая моторика. Дети с недостаточно развитой моторикой рук, зачастую чувствуют себя беспомощными, с трудом выполняя простейшие действия: неуклюже пользуются ложкой, неловко держат карандаш, не могут самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть пуговицу, развязать шнурки, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка и, как следствие, на его самооценку.

Одним из естественных специфически детских видов деятельности и эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, что побудило меня заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их применения: новизна обстановки, как фактор удержания внимания, необычное начало работы, разнообразные яркие и красочные материалы, возможность выбора.

Рисование для ребенка играет особую роль, а использование нетрадиционных методов рисования доставляет детям яркие положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. В процессе рисования, дети учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы. Эффективно развивается воображение и восприятие, внимание и усидчивость, происходит обогащение словарного запаса детей, формируются навыки контроля и самоконтроля. Необычные материалы и оригинальные техники, используемые в художественно-эстетической деятельности, вызывают интерес детей тем, что здесь нет абсолютно никаких запретов, можно рисовать, чем хочется и как хочется и даже придумать свою необычную технику. Все это помогает воспитателю развить личность ребенка, формировать в нем умение выражать свое творческое начало и свое собственное «Я».

Считаю, что проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте невероятно актуальна, так как она способствует развитию согласованности в работе руки и глаза, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Нарушение мелкой моторики у дошкольников значительно затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. И поэтому очень важно, начиная с раннего возраста, знакомить детей с разнообразием техник и способов нетрадиционного рисования, их особенностями, пробуждать в каждом ребенке веру в его индивидуальность, творческие способности. А также этот вид продуктивной деятельности делает руку ребенка уверенной, умелой, легко и свободно управляющей инструментом и тогда будет развиваться творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях, что конечно очень важно для успешного обучения ребенка в школе.

Цель: создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Для достижения цели решаю следующие задачи:

‒ повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников;

‒ познакомить детей с приёмами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с различными материалами;

‒ развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;

‒ создать соответствующую предметно-пространственную среду в группе, для самовыражения детей в творческой деятельности;

‒ способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание».

В игровом помещении создала развивающую предметно-пространственную среду: «Центр творчества», где располагаются все материалы нужные для работы по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. Дети могут свободно по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности при желании не только воспроизводить, но и проявить свои индивидуальные творческие способности, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня.

Для того чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у малыша возраста 3 лет, можно предложить ему выполнить несколько заданий в игровой форме. Это может быть «Пирамидка» (надеть на стержень кольца), можно дать задание собрать матрешки или другие мелкие предметы, застегнуть пуговицы на одежде и упряжку на обуви, завязать-развязать узелки на шнурках или ленточках. Нужно обращать внимание на то, в каком темпе он делает задания, на подвижность пальцев. Если он успешно выполнил все задания в хорошем темпе, не напрягая пальцы и кисть, это очень хороший результат. Если же у ребенка не получалось, задание сопровождалось раздражением, пальцы его не слушались, были малоподвижными — стоит по меньшей мере задуматься и уделить время развитию мелкой моторики.

Мониторинг уровня развития моторики у детей раннего возраста состоял из трех этапов:

1) Констатирующий, цель которого выявление особенностей развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

2) Формирующий, целью которого была создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

3) Контрольный , целью которого выявление динамики развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

На констатирующем этапе для достижения поставленной мной цели возникла необходимость разработки диагностической методики определения уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста. За ее основу были взяты исследования таких авторов как Нижегородцева Н.В. и Шадриковой В.Д.

Мной были выделены критерии развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, а так же к каждому критерию подобрала тестовые задания:

развитие точности движений;

развитие ритмичности движений;

развитие ловкости пальцев;

развитие силы кисти и выносливости пальцев;

развитие зрительного контроля движений

  • «Ладонь ‒ кулак», «Бусы»;

  • «Прятки»;

  • «Помоги ежику донести яблочко»;

  • «Дорожки», «Спрячь мышку»;

  • «Солнышко и дождик»;

На начальном этапе работы мной было обследовано 15 воспитанников группы раннего возраста. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально в игровой форме. Для этого я использовала следующие методы:

  • Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;

  • Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);

  • Анализ полученных данных.

Тестовые задания:

№ 1. «Ладонь-кулак».

Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста методом триз

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.

Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)

№ 2. «Бусы в подарок маме» — нанизывание бусин на ниточку.

Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие  шарика) и ловкость пальцев.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере  — ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.

Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.

№ 3. «Прятки».  Упражнение на сгибание и разгибание пальцев.

Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.

Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.

№ 4. «Помоги ежику донести яблоки» — застегивание и расстегивание пуговиц

(фигура ежика – плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки – плотный материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы).  Оценивается ловкость пальцев ребенка.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.

Не сформирован – ребенок не выполняет задание.

№ 5. «Дорожки», «Заборчик» — умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – все линии ровные, четкие, примерно одинаковой длины.

Сформирован в не достаточной мере – линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные (под наклоном, прерывистые и т.д.)

Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.

№ 6 «Спрячь мышку» — штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать  изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.

Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения

№ 7. «Солнышко и  дождик» — нанесение мазков краской на половину листа   бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».

Сформирован в не достаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.

 Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.

По полученным результатам, я определила, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности. У 42 % детей не сформирован уровень развития мелкой моторики, у 41% сформирован в недостаточной мере и только у 15% сформирован в достаточной мере.

Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.

Наименьшие затруднения  дети испытывали при выполнении заданий на быстроту,  ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.

Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста в моей группе.

          Целью формирующего этапа было создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Работа строилась на основе общедидактических принципов последовательности и постепенного перехода от простого к сложному, с использованием не традиционных техник рисования и проводилась в подгрупповой и индивидуальных формах, с использованием наглядности, художественного слова, в игровой форме, на высоком эмоциональном подъеме.

 Занимаясь рисованием с детьми раннего возраста, необходимо учитывать особенности данного возраста. Как показали результаты диагностики,  у детей не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно  регулировать силу нажима на бумагу, испытывают затруднения в точности движений, ловкости и выносливости пальцев. Поэтому моя работа началась с формирования у детей простейших навыков: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку), рисовать простые линии и формы, не выходить во время рисования за край листа бумаги или ограничительную линию. Применение нетрадиционных техник и приемов рисования (рисования пальчиками, ладошками, штамповка) дарили малышам яркие, незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, необычные впечатления от манипуляции со штампом.

При знакомстве с нетрадиционными техниками рисования, необходимо учитывать то, что рисование для детей —  прежде всего игра, поэтому я старались не ограничивать детскую свободу, предоставляла малышам возможность поэкспериментировать.

Динамика развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

На контрольном этапе проведена оценка результативности работы. Использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода позволило мне изменить динамику развития у детей мелкой моторики рук: развитие точности движений на 27% (с 6% до 33%); развитие ритмичности движений на 14% (с 26% до 40%); развитие ловкости пальцев на 10% (с 13% до 33%); развитие силы кисти и выносливости пальцев на 20% (с 6% до 26%); развитие зрительного контроля движений на 27% (с 26% до 53%), что свидетельствует о том, что многие техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития и коррекции мелкой моторики у воспитанников.

Динамика развития мелкой моторики у детей раннего возраста представлена в диаграмме.

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

6%

40%

53%

13%

46%

40%

33%

46%

20%

2. Развитие ритмичности движений

26%

46%

26%

33%

53%

13%

40%

53%

6%

3. Развитие ловкости пальцев

13%

40%

46%

20%

46%

33%

33%

53%

13%

4. Развитие силы кисти и выносливости пальцев

6%

33%

60%

13%

46%

40%

26%

46%

26%

5. Развитие зрительного контроля движений

26%

46%

26%

40%

46%

13%

53%

Читайте также:  Книга олеси жуковой по развитию ребенка

40%

6%

Средний показатель

15%

41%

42%

24%

47%

24%

37%

48%

14%

Вывод:

1) использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук;

2) наблюдается развитие точности движений на 27% (с 6% до 33%); развитие ритмичности движений на 14% (с 26% до 40%); развитие ловкости пальцев на 10% (с 13% до 33%); развитие силы кисти и выносливости пальцев на 20% (с 6% до 26%); развитие зрительного контроля движений на 27% (с 26% до 53%).

«__»_______20__г.

Источник

Ольга Клюшкина
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.

Обработка и анализ результатов:

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения — уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения:

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

Оценка результата воспитателем.

+ — 1 баллов – ребенок не справился с заданием.

— — 2 балла — ребенок справился с помощью взрослого.

= – 3 балла – ребенок справился с заданием.

Уровень развития мелкой моторики у детеймладшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу:

• соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо — «O-KEY»

• пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты — «зайчик»

• 2 и 3 пальцы — «коза-дереза»

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:

• с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»

• открыть глаза — повтор движений.

Задание №3

Перенос позы с выключением зрительного анализатора:

• Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 — 4 лет.

1. Пальчик с носиком здороваются.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание — норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки — 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» — это норма.На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет:

• Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

•Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

•Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

• Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

• Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

• Поочередно постукивать пальчиками по столу.

• Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

• Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

• Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

• Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

При подсчете результатов отмечается:

плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;

нарушение темпа выполнения движения (не под счет);

невыполнение;

наличие леворукости.

Приложение 3

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

• стимулирование речевой активности детей, развитие речи;

развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

развитие мелкой моторикитрех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;

• подготовка кисти руки к письму;

развитие сенсомоторной координации рук;

• влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);

• формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

развитие пространственного ориентирования,способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

развитие внимания, восприятия, мышления;

развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами,расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Читайте также:  Развитие ребенка и отношения с

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

2.Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой,поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол».Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:

• перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение»из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1.«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

2. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:1. Развитие мелкой моторики.

2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3. развитие чувства ритма;

4. развитие конструктивного мышления;

5. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы

выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,

разные семечки.

1. «Золушка»:насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

3. «Месим тесто».Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А. «Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

5. «Бусы для любимой бабушки.»Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок.Задача: нанизать макаронины на шнурок.

6. «Покорми Куклу».Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем).Предложите ребенку: «Давай

покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

1. «Забавная змейка».Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3.Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

• Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

• Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

4.Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Детисоревнуются, чья стопочка будет выше.

5. Игра «Пуговица «.

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Источник