Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения

Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения thumbnail

Психолого-педагогическая диагностика на занятиях детского объединения

Романова Г.З., педагог дополнительного образования

МАУДО ЦДТ «Радуга»

Психолого-педагогическая диагностикаи оценка качества образования. Это два неразрывно связанных понятия. В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Следовательно, стандартом для каждого педагога являются результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а диагностика результативности – методом оценки качества образования.

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.

Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества.

Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогической диагностики являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер.

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе.

Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.

Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Задачи педагогической диагностики

1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.

2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.

3. Свести к минимуму педагогические ошибки.

4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.

5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.

6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).

Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.):

  • обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);

  • оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);

  • воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);

  • коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);

  • конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);

  • информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);

  • прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).

Этапы педагогической диагностики (по И.Ю. Гутнику)

Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики будет иметь следующий вид:

1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.

2. Планирование предстоящего диагностирования.

3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).

4. Сбор информации о диагностируемом объекте.

5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.

6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.

7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

Методы педагогической диагностики

Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):

  • По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).

  • По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).

  • По месту проведения (аудиторные, лабораторные).

  • По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).

В педагогике выделяют следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.

В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы).

Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность.

Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики.

Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? И здесь нам поможет образовательная программа, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе.

При подведении общих итогов диагностики результатов, прежде всего, следует обратить внимание на степень выполнения образовательной программы.

К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента.

К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д.

Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана.

В дополнительном образовании используются следующие формы контроля освоения образовательных программ: собеседование, учебное тестирование, беседа, зачет, анкетирование, реферат, викторина, выполнение спортивных нормативов, экзамен, контрольные упражнения, диагностическая игра, анализ и защита творческой работы.

Читайте также:  Программа для развития ребенка с мультиком

К формам предъявления результата можно отнести: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации и т.д.

Источник

Темы лекций и их программы

Лекторы курса

Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения

Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения

Удостоверение на 72 часа

Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения

Курс проводится совместно с Международным институтом информатики, управления, экономики и права.
Участники курса получат удостоверение установленного образца о повышении квалификации на 72 часа.
Мы отправим его на почту заказным письмом.

Удостоверения выдаются по лицензии НОЧУ ВО МИИУЭП №2757, выданной 06.06.2018
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно.

Преимущества наших курсов
повышения квалификации

Экспертные знания

Экспертные знания

В команде лекторов кандидаты психологических и медицинских наук, доценты, члены престижных ассоциаций, преподаватели Московских ВУЗов, организаторы научных конференций, практики
с опытом работы не менее 20 лет, авторы методических пособий, курсов, моделей обучения и программ
по инклюзии.

Живое общение

Живое общение

Занятия организованы
в онлайн-формате. Поэтому подключиться к лекции вы сможете отовсюду, где есть Интернет и вам
не придется никуда ехать.
В чате встречи вы сможете общаться
с коллегами и лекторами – задавать вопросы и получать на них ответы
в режиме реального времени.

Закрепление информации

Закрепление информации

Курс включает практические и тестовые блоки. Это даст вам возможность закрепить знания и оценить, насколько полно вы усвоили программу.

Записи занятий

Записи занятий

Не волнуйтесь, если пропустили занятие — его можно посмотреть в записи в удобное время.

Удобный формат обучения

Удобный формат обучения

Встречи проходят в дистанционном формате: вам не надо никуда ехать и сидеть по 4 часа на жестких стульях.

Помощь тех поддержки

Помощь тех поддержки

Сотрудники помогут подключиться к трансляции и передадут ваш вопрос лектору.

Просмотр трансляции с любого устройства

Просмотр трансляции
с любого устройства

Подключайтесь с компьютера из кабинета, с телефона из кафе, с планшета из любимого кресла. Учитесь с комфортом!

Чистый звук и четкое видео на большом экране

Чистый звук и четкое видео
на большом экране

Мы проводим вебинары
в профессиональной студии,
с качественной аппаратурой
и грамотным оператором.

По любым вопросам обращайтесь
по телефону 8 (800) 775-47-36
или электронной почте webinar@mersibo.ru

Встречи, которые могут вас заинтересовать

Вопросы и ответы

Нажмите кнопку «Добавить в коллекцию».

Зайдите на страницу курса и нажмите кнопку “Оплатить”. Далее следуйте инструкциям.

Мы проводим оплаты через Яндекс.Кассу — это надежный способ онлайн-покупок с официальными чеками, подтверждающими оплату.

Курсы можно оплатить с помощью:

  • Банковской карты: Visa, Visa Electron, MasterCard и Maestro
  • Наличных: в терминалах, банкоматах, салонах связи Евросеть и Связной
  • Сотового оператора: Билайн, МегаФон, МТС, Tele2
  • Электронного кошелька: Яндекс.Деньги, рублевого кошелька WebMoney, QIWI Wallet
  • Интернет-банка: Сбербанк Онлайн, Альфа‑клик, Промсвязьбанк, MasterPass

Если вы находитесь не в России, выбирайте оплату картой или через WebMoney.
Если обучение оплачивает организация, напишите в тех поддержку: kurs@mersibo.ru

Курсы можно купить со скидкой до 60% в начале набора. Чем ближе время трансляции, тем скидка меньше.

  • онлайн и практические занятия
  • удостоверение о повышении квалификации установленного образца по лицензии Москвоского ВУЗа на 72 часа. Отправка удостоверения в любую точку мира также бесплатна.
  • доступ к записям трансляций в течение полугода
  • материалы от лекторов. Как правило, лекторы оставляют нашим слушателям дополнительные материалы, и вы получите их.

  1. Авторизуйтесь на сайте и оплатите курс повышения квалификации.
  2. Примерно за час до начала трансляций на этой странице появится кнопка “Смотреть”. Перейдите по ней.

Вам понадобятся:

  • Подключение к интернету.
  • Компьютер, ноутбук, планшет или телефон.
  • Встроенные динамики или наушники, чтобы вы могли слышать лектора.
  • Клавиатура, чтобы писать вопросы в чате.

Другое оборудование или программы не нужны.

Вы получите удостоверение установленного образца по лицензии ВУЗа на 72 часа. Оно учитывается при аттестации.

Удостоверение в бумажном виде, со всеми печатями и подписями. Мы бесплатно отправим его вам по почте вместе с трек-номером для отслеживания письма.
Удостоверение придет в плотном конверте, и не помнется в дороге.

Вы получите удостоверение, даже если не смогли присутствовать на прямых трансляциях лекций.

После всех лекций вы проходите тест. Его надо пройти, чтобы получить удостоверение.
Чем быстрее вы пройдете тест, тем быстрее получите удостоверение.

При сдаче теста вы сможете пользоваться записями лекций, время на прохождение теста не ограничено.

После прохождения теста вы можете сразу посмотреть свои результаты: сколько баллов набрали, в каких вопросах ошиблись.
Пересдавать тест можно любое количество раз — мы зачтем ваш лучший результат.

Через несколько дней после оплаты курса вы получите письмо с перечнем документов, которые надо сдать.
Они нужны для официального зачисления вас на курс в ВУЗ и оформления удостоверения.

Это стандартные документы: заявление о зачислении, паспортные данные, информация о высшем образовании, адрес для отправки удостоверения и другие данные.

  1. Проверьте, нет ли адреса kurs@mersibo.ru в папке “Спам”. Занесите этот адрес в адресную книгу.
  2. Проведите поиск в почте по адресу kurs@mersibo.ru. Письма могут попадать в другую папку.
  3. Напишите нам на kurs@mersibo.ru, мы поможем разобраться.

Вы сможете подключиться к трансляции, даже если не получили письма-приглашения.
Для этого войдите на сайт со своим логином и паролем, перейдите на эту страницу или в личный кабинет. Нажмите кнопку “Смотреть”.

Если вы оплатили курс, то записи лекций появятся в вашей коллекции после прямых трансляций. Вы сможете пересматривать их еще полгода.

Нажмите кнопку “Удалить”, и курс пропадет из вашей коллекции.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие 🙂 — нам важно ваше мнение…

Ключевые понятия: проверка и оценка знаний, функции проверки и оценки, диагностика развития личности.

Читайте также:  Развитие рахита у ребенка происходит при

Тема 1.8. Проверка и оценка усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками

Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.

Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.

Цель:Показать роль диагностирования в педагогическом процессе. Рассмотреть разные виды, формы и методы контроля результатов обучения. Познакомить с методами диагностирования обучаемости.

Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания учебного процесса, определение его результатов.

Различают диагностирование обученности и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень знаний и умений. Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, выявление динамики тенденций, прогнозирование дальнейшего развития учебного процесса.

Контролирование, оценивание знаний и умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогического процесса, однако, и на сегодняшний день идут споры о смысле оценивания.

Противоречивый характер школьной оценки отмечал Я.А.Коменский. Он обращал внимание педагогов на необходимость разумного и взвешенного пользования своим правом на оценку.

Критикуя недостатки существующих форм контроля, К.Д.Ушинский отмечал, что они подавляют умственную деятельность, любознательность, инициативу ребенка.

История развития нашей школы помнит безуспешные попытки изменить подходы к школьному контролю. Так, в мае 1918 года Постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены. Их заменили особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование»…. Но обучение без оценок (фактически без контроля) не дало положительных результатов.

Заслуживает внимания система оценки на содержательно-оценочной основе, разработанная Ш.А.Амонашвили. Эта система позволяет управлять обучением и всей школьной жизнью с позиции интересов школьников, постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника, сотрудничать со школьниками в процессе обучения, быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Но для этого необходимо сформировать умение содержательной оценки у школьников.

Ш.А.Амонашвили выделяет три основные линии в процессе формирования умения содержательной оценки: оценочную деятельность педагога,суть которой заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников, в выражении положительного отношения к ним и веры в их возможности; деятельность, направленная на формирование умения содержательной оценки у школьников в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности, суть которой заключается в образовании общественных эталонов, общественного мнения, в установлении и выражении положительно-критических отношений в детском коллективе; деятельность, направленная на формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности;тут главное – самооценка, внутренняя (рефлекторная) оценка, регулирование учебно-познавательной деятельности на основе содержательной самооценки.

Функции контроля.Будучи составной частью процесса обучения, контроль выполняет социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную, управленческую функции.

Социальная функция предполагает установление требований к уровню развития, воспитания, осведомленности школьников, их познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Реализация этой функции позволяет установить степень и качество соответствия стандарту. Отметка становится инструментом оповещения общественности (учеников, родителей, учителей) и государства о состоянии и проблемах образования на данном этапе развития общества.

Образовательная функция предполагает сравнение достигнутого результата в усвоении знаний, умений и навыков с ожидаемым эффектом обучения. Учитель констатирует качество усвоения учебного материала по следующим критериям:

— полнота и осознанность знаний;

— умение применять знания в нестандартных ситуациях;

— умение выбирать лучший способ решения учебной задачи. При этом устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), помогает выявить проблемные области в процессе обучения, определить конкретные результаты своей деятельности.

Воспитательная функция способствует формированию положительной учебной мотивации и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки. Но это происходит только при объективной, гласной оценке достижений школьников.

Но главная функция контроля диагностическая.

Различают текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоенных знаний, умений и навыков. Она проводится, как правило, на каждом уроке. Учитель при этом использует разнообразные формы, методы и средства контроля.

Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, большого периода обучения.

Итоговый контроль проводиться накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать тот уровень знаний и умений, который обеспечит дальнейшее обучение.

В целом, функция контроля состоит в установления уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса. Эта функция конкретизируется в следующих задачах:

— определение пробелов в знаниях,

— коррекция процессов обучения,

— планирование последующего обучения,

— рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

Важно для науки и практики содержание контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки. Они описываются как общедидактические и на предметном уровне. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому в настоящее время направлены усилия отечественной дидактики. Проблема состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, в наблюдаемых действиях учеников.

Поскольку, школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, необходима проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умение использовать знания в нестандартной, новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.

Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учебной деятельности и таких социальных качеств, как чувство ответственности, моральных норм и поведения. Однако эти качества трудно поддаются измерению и потому контроль за их сформированностью для дидактики пока остается проблемой.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Если понимать контроль как педагогическую диагностику, то и методы контроля надо рассматривать как методы научного исследования педагогического процесса. В этом случае они будут более разнообразными и всеобъемлющими. Однако большинство дидактов уделяет преимущественное внимание методам школьного контроля, т.е. способам проверки, которые используют учителя. К ним относятся: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.

Читайте также:  Этапы нервно психического развития ребенка в каждом периоде детства

Отдельные ученые выделяют методы графического контроля (Г.И.Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К.Бабанский), пользование книгой, проблемные ситуации (В.Окунь).

К методам устного контроля относятся беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося или беседа учителя с учеником, когда учитель задает вопрос и ждет на него ответа. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более точные представления о знаниях школьников, однако он оставляет пассивными других учеников класса. Фронтальный опрос занимает всех учеников класса, но дает поверхностные представления об усвоении.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант и пр.) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, так как он требует комплекса знаний и умений учащихся.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения, часто из-за отсутствия необходимого оборудования.

При текущем контроле знаний в школе учитель часто использует наблюдение,систематическое изучение учащихся в процессе обучения.

Методы текущего и периодического контроля позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: об уровне его знаний и умений по предмету, об отношении к учебе, уровне его познавательной активности, сознательности, умении мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Формы контроля не должны сводиться только к организации воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся, чем традиционно страдает процесс обучения в нашей отечественной школе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм контроля.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Если говорить о письменных и устных формах проверки знаний, то каждая из них имеет свои специфические стороны и свое значение. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.

Одним из сравнительно новых методов проверки результатов обучения являются дидактические тесты.

Дидактический тест (тест достижения) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце 19 века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Как устроен тест? В школьной практике чаще используются тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом в одних случаях необходимо заполнить промежуток в тексте, в других необходимо выбрать один из предложенных ответов (обычно их 3-5).

Тесты, с помощью которых можно определить обученность школьников, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

— краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

— однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;

— правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

— относительно краткими, требующими сжатых ответов;

— стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

Тесты различают по видам целей обучения. Имеется четыре таксономических категории целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые подлежат запоминанию и воспроизведению. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном – это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изучаемого. Четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения использовать знания в новых ситуациях.

Существуют различные методики обработки результатов тестовых исследований. Чаще разработчик теста присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом или процентом. Различают два подхода к анализу результатов тестирования. В одних случаях результаты тестов сравнивают со средним результатом, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму. Существуют тесты, ориентированные на критерии. В этом случае важно правильно определить критерии. Они должны строиться на анализе учебного материала и определять, что должны знать и уметь учащиеся к концу изучения конкретного курса.

В отечественной дидактике тестирование до недавнего времени считалось вредным, так как на его основе происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта. Тесты же школьной успеваемости проверяют только усвоенные знания и потому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

Как правило, результаты контроля выражаются отметкой. В отечественной педагогике принята 4-х бальная система отметок:

«5» – владеет в полной мере (отлично);

«4» – владеет достаточно (хорошо);

«3» — владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» — не владеет (неудовлетворительно).

Однако отметка не может показать объективные результаты учебной деятельности без оцениваемых показателей владения знаниями, умениями и навыками.

В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников. Пидкасистый П.И. (66) представляет показатели сформированности знаний, умений и навыков следующим образом:

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4927; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник