Диагностика развития личности ребенка с особыми потребностями

Диагностика развития личности ребенка с особыми потребностями thumbnail

Особенности психологической диагностики детей с ОВЗ.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их

возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход,

который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми

специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние

зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Сначала педагоги знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает нам сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Методы Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, посещающих структурные подразделения проходят в форме диагностических игровых сеансов состоящий из трех частей: самостоятельная игра ребенка, совместная игра родителя и ребенка и специфические пробы и методики в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностический сеанс направлен на изучение индивидуальных особенностей ребенка и изучение детско-родительских отношений.

Основными методами диагностики детей с ОВЗ, являются беседа с ребенком и родителями, наблюдение и специфические пробы. Во время диагностических сеансов мы используем как полевое наблюдение, когда сеанс протекает в естественных условиях в свободной деятельности, так и лабораторное, когда условия вокруг ребенка моделируются специальным образом для изучения отдельных сторон деятельности ребенка.

По результатам диагностического сеанса заполняется карта развития, в которой указывается наличие или отсутствие того или иного качественного показателя.

Эмоциональная – волевая сфера Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно прежде всего обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния.

Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. Важно посмотреть, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В таком случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

Так же необходимо обратить внимание на экспрессивные компоненты эмоционального реагирования.

Читайте также:  Памперс развитие ребенка по неделям видео

выразительные движения всего тела — пантомимика. Пантомимические изменения в o походке, осанке, жестах обычно возникают непроизвольно, как внешние проявления общего эмоционального состояния человека.

движения лицевых мышц — мимика.

o вокализация: тембр голоса и интонация, звуковые средства экспрессии.

o

Также во время ДО необходимо обратить внимание на такие волевые качества ребенка, как:

— Решительность – умеет ли ребенок рисковать в сложных ситуациях.

— Целеустремленность – насколько его решения имеют целевую направленность и исполнение.

— Настойчивость – способен ли доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели.

— Самообладание — способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

— насколько ребенок инициативен

— может ли самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения.

Коммуникативная сфера Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка. От того как у ребенка складываются отношения с социальным окружением, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения) и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.

Диагностируя коммуникативную сферу ребенка мы обращаем внимание на средства общения, которые он использует при взаимодействии с окружающими:

— вербальные – звукоподрожания, лепет, слова, фразы, тут важно заметить использует ли ребенок такие возможности своего голоса как громкость и тон для выражения своих требований.

— И невербальные — использует ли он жесты или указывает на предмет взглядом. Иногда дети, чаще всего это проявляется у детей с нарушениями аутистического спектра, пользуются рукой взрослого или подводят взрослого к предмету.

Следующим показателем развития коммуникативной сферы является понимание ребенком вербальных и невербальных обращений, т.е. выполняет ли ребенок действие по вашей просьбе, правильно ли реагирует на жест и интонацию взрослого.

Так же не менее важным показателем является умение ребенка поддержать диалог – насколько внимательно ребенок слушает партнера и ждет ли ответа после обращения. Способен ли ребенок поддержать разговор с взрослым по поводу того что данный момент отсутствует в непосредственном окружении.

Личностное развитие Самые ранние проявления самосознания наблюдаются в конце младенчества, когда ребенок начинает выделять свое тело из окружающего пространства. Важнейший этап в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения». Оно говорит о том, что ребенок начинает сознавать свои желания, действия, осознавать себя субъектом деятельности и отделять действие от предмета, с которым оно было жестко связано.

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Подуровнем притязаний понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к дифференцированной; 3) возникает оценка себя во «времени; проявляющаяся в указаниях на будущее. Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.

Таким образом при ДО личностного развития мы оцениваем следующие параметры: соотносит ли ребенок себя со своим именем, при просьбе показать находит ли у себя части тела, узнает ли себя в зеркале и на фотографиях, правильно ли он отвечает на вопрос мальчик или девочка, пользуется ли личными местоимениями, рассказывает о своих желаниях, ощущениях и событиях произошедших с ним.

Познавательное развитие.

При диагностике познавательного развития, нам как психологам, главным образом необходимо выяснить способности ребенка к исследовательской деятельности и то каким каналов при исследовании ребенок пользуется чаще всего. Так как для получения полноты картины окружающей действительности ребенку необходимо использовать все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический. Так же мы предлагаем серии специфических проб для получения сведений об уровне развития высших психических функций ребенка.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения детско-родительских отношений, т.к. именно они во многом предопределяют степень социализации и адаптации ребенка в жизни. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоциональнотеплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности.

Читайте также:  Снимки развития ребенка по неделям

На какие же параметры стоит обратить внимание при взаимодействии родителя с ребенком.

— В первую очередь насколько теплого и уважительного отношения к ребенку, готов ли он помогать ему в выполнении заданий, насколько высоко родитель обеспечивает безопасность и комфорт ребенка, насколько часто родитель использует вербальные и невербальные проявления при трансляции своих нежных чувств к ребенку. Также мы наблюдаем за тем удается ли родителю в процессе взаимодействия или игры самому пребывать в расслабленном состоянии и является ли аффективный фон родителя позитивным, негативным или нейтральным.

— Необходимо наличие желания родителя установить адекватный контакт с ребенком и какую форму контакта предпочитает родитель(вербальная, тактильная, зрительная, опосредованная);

— Каждому ребенку необходимо наличие одной из форм социального контроля и в ситуации взаимодействия родителя с ребенком мы можем наблюдать является ли это запретом, командой, физическим принуждением, просьбой или помощью вопросом

— В таком взаимодействии мы можем наблюдать каким образом разрешаются конфликтные ситуации и используются педагогические приемы.

Таким образом, по результатам оценки всех выше перечисленных критериев выстраивается индивидуальный план работы с ребенком.

Заиченко А.Ф. педагог-психолог

Источник

Успех воспитательной деятельности во многом зависит от правильного учета и объективной оценки ее результатов. Для того, чтобы поставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, нужно знать то, что уже достигнуто в области формирования и развития личности. Речь идет о педагогической диагностике, которую следует отличать от психологической и от научного исследования, хотя между ними есть много общего. Цель педагогической диагностики, направленной на изучение процесса обучения и воспитания — отслеживать результаты воспитания и корректировать его. Она важна как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет такие ее функции:

  • контрольно-коррекционную (получение данных и корректировки процесса воспитания);
  • прогностическую (предвидение изменений в развитии учащихся в будущем);
  • воспитательную (осуществление воспитательного воздействия при диагностировании). Предметом анализа воспитателя являются, в основном, социально-нравственные качества учеников. Для того, чтобы оптимально спланировать внеклассную воспитательную работу, педагог должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.

Наблюдения

Наиболее доступным и достаточно информативным является наблюдение. Во время наблюдения педагог может составить и описать отдельные факты, проявления деятельности, особенности общения, поведения школьников, в частности: мимику, пантомимику, речь и др.

Методика проведения наблюдения предусматривает:

  • определение цели и объекта наблюдения: какие именно качества и особенности планируется изучать и с какой целью (одновременно их должно быть немного);
  • планирование сроков наблюдения;
  • определение времени и способа фиксации результатов.

Рекомендуется вести дневник наблюдений, где на каждого ученика отведено место для записей.

Наблюдение дает возможность видеть внешние проявления поведения. Данные о личностных качествах, ценности, отношения, мотивы деятельности школьников можно получить путем анкетирования и других опросных методов.

Анкетирование

Анкета — это опросник с системой вопросов, каждый из которых направлен на изучение предмета исследования. Вопросы должны быть короткими, простыми, точными, однозначными, понятными и эмоционально насыщенными. Их должно быть не очень много.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

  1. Определение содержания анкеты. Это могут быть вопросы о жизненных фактах, интересах, мотивах, оценке, отношениях и тому подобное.
  2. Выбор типа вопросов. Вопросы могут быть открытые, закрытые и полузакрытые.

Открытые вопросы предполагают ответы испытуемого в свободной форме и разные по содержанию.

Закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Такие ответы очень легко обрабатываются количественно.

Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, одновременно исследуемому предоставляется возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

  1. Определение количества и порядка вопросов в анкете.

Следует отметить, что не всегда метод анкетирования является целесообразным и доступным для использования в процессе изучения развития лиц с умственной отсталостью.

Беседа

В работе с умственно отсталыми детьми применение метода беседы имеет свои специфические особенности, обусловленные интеллектуальной недостаточностью и личностной незрелостью этих детей.

Читайте также:  Развитие речи ребенка третьего года

Составляя план беседы, необходимо ориентироваться на пониженные интеллектуальные возможности, ограниченные представления об окружающей среде, недоразвитие речи умственно отсталых детей. Поэтому вопросы должны быть конкретными, лаконичными, доступными. Нельзя ставить двойных вопросов (вроде «Где и когда …?»), их надо разбивать на два отдельных. Отсутствие ответа не всегда означает, что ребенок не обладает соответствующей информацией. Чтобы убедиться в этом, стоит изменить форму вопроса или конкретизировать его. Учитывая недостаточную устойчивость внимания и плохую память ребенка, иногда стоит повторить вопрос.

В беседе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать также свойственные им замедленность познавательных процессов, а также высокую утомляемость. Беседа не должна содержать большого количества вопросов и быть изнурительной для ребенка. Поэтому, при необходимости, ее проводят в несколько этапов.

Социометрия

Социометрическое исследование дает возможность педагогу установить структуру желаемого общения учеников, тех отношений, которые он не может наблюдать.

Одни количественные показатели не раскрывают содержательную сторону личностных отношений. Поэтому необходима дальнейшая работа (наблюдения, беседы, сочинения), которая поможет выяснить, на какой основе строятся взаимоотношения в коллективе; являются ли наиболее популярные ученики действительно достойными уважения и симпатий одноклассников, о чем свидетельствует высокий коэффициент взаимности -об истинной сплоченности коллектива на основе позитивных целей или о тесном групповом контакте на основе негативных задач.

Для анализа данных можно предложить учащимся сочинение или беседу по следующему плану:

  • Дружный ли у нас класс?
  • Кого из учеников в классе любят больше всех? Почему?
  • Кого из учеников нашего класса не любят товарищи? Почему?
  • Любят тебя ученики класса или нет? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы все в нашем классе дружили?

Ответы каждого ученика могут дать материал для характеристики мотивов их отношений.

Планирование

Успех воспитания зависит от влияния многих жизненных факторов и условий, которые необходимо изучать и учитывать, планируя соответствующую работу в коллективе. А развитие самосознания рассматриваем не как приобретение личностью новых черт и характеристик, а как понимание себя как некоей целостности.

Организация воспитательного процесса в группе начинается с планирования соответствующей работы педагогом-воспитателем. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования дали основания для определения основных требований к планированию, среди которых можно выделить следующие:

  1. Четкость в определении общей цели и частных целей воспитания.

Целью воспитания в специальном образовательном учреждении для умственно отсталых детей является:

  • формирование личности ребенка через открытие ему мира в его целостности и многообразии;
  • социальное развитие личности, призванное способствовать ее вхождению в социум;
  • формирование комплекса личностных качеств и черт характера, которые стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения;
  • формирование элементарных знаний, представлений, практических навыков и умений, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в ней, адекватно реагировать на явления, события и людей.

Общая цель воспитания реализуется путем определения и поэтапного достижения соответствующих целей, направленных на развитие познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы.

Существенным при этом является не только достижение сформированности у ребенка как субъекта воспитания тех или иных черт и характеристик, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они проявились в реальных действиях, поступках, и поведении. Иными словами, воспитание должно предусматривать целенаправленное воздействие на поведение школьника с целью выработки навыков и стереотипов поведения, которые принимаются в данном обществе. При этом воспитательные цели не должны отождествляться с содержанием или деятельностью педагога, а должны предусматривать ожидаемое развитие личности ученика на отдельных этапах обучения и воспитания.

  1. Конкретность и целеустремленность.

Содержание и формы внеклассной воспитательной работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Поэтому, в зависимости от намеченной цели на том или ином этапе, каждая форма работы будет иметь свою специфику использования.

  1. Ориентация на личность школьника.

В своей деятельности педагог-воспитатель должен опираться на программу воспитания с четко очерченным смыслом коррекционно-воспитательной работы. Ведь воспитание должно предусматривать формирование личности как поэтапного процесса.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник