Диагностика развития 6 летнего ребенка
Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: выявление самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».
Критерии оценки
- Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.
Критерии оценки
- Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
- Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
- Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки
- Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
- Ребенок не понимает задания — 0 баллов.
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
- Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
- Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.
Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»
Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.
Критерии оценки
- Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
- Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.
Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
- Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».
Критерии оценки
- Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
- Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
- Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов
Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант — пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).
Критерии оценки
- Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
- Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
- Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.
Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.
Критерии оценки
- Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
- Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»
Критерии оценки
- Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
- Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
- Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
Оценка результатов
Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.
Перейти к Списку Тестов
Источник
Когда возраст ребёнка приближается к 6-7 годам, многие родители начинают задумываться о том, насколько хорошо их ребёнок будет учиться в школе. Чтобы ответить себе на этот вопрос, можно провести с ребёнком несложную диагностику развития его мышления.
Это профессиональные, проверенные временем методики, которые используют специалисты, проверяя готовность и развитие дошкольника. Чтобы картина была полной, желательно выполнить все задания и подсчитать общее количество баллов, набранных ребенком.
Выполняйте с ребенком задания, стараясь максимально следовать инструкции. Не торопите малыша и не подсказывайте!
Подсчёт баллов можно выполнить при прохождении всех заданий.
Задание 1
Раскрашивание фигур (методика Н.Я. Чутко)
Перед ребенком лежит шесть цветных карандашей и нарисованные на листе треугольники.
Задание:
Разделить фигуры на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом.
Оценка задания:
- 3 балла — классификация выполнена – выделены три группы;
- 2 балла — допущена одна ошибка;
- 1 балл — допущены две ошибки;
- 0 баллов — допущены три ошибки.
Задание 2
Выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Задания:
1. Возьми красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.
2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.
3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.
4. Возьми желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом.
Оценка задания:
- 3 балла – все пункты задания выполнены верно;
- 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
- 1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
- 0 баллов –несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 3
Выявляет умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Задания:
Чего больше на рисунке: кругов или треугольников?
Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг.
Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник.
Оценка задания:
- 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
- 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).
Задание 4
Выявляет знание ребенком геометрических фигур и умение считать.
Перед ребенком кладутся семь разных предметов.
Задания:
1) нарисуй на листе столько же кругов, сколько предметов лежит перед тобой;
2) нарисуй квадратов на один больше, чем кругов;
3) нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов;
4) обведи линией шесть квадратов;
5) закрась пятый круг.
Оценка задания:
- 3 балла: 5 заданий выполнены верно;
- 2 балла: 3–4 задания выполнены верно;
- 1 балл: 1–2 задания выполнены верно;
- 0 баллов: ни одно задание не выполнено.
Задание 5
Рисование бус (методика И.И. Аргинской)
Выявляет количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.
Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.
Работа состоит из двух частей:
1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.
1) Задание повторяется два раза:
На листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинай рисовать.
Оценка задания:
- 3 балла: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;
- 2 балла: учтены три условия;
- 1 балл: учтены два условия;
- 0 баллов: учтено одно условие.
2) Задание повторяется два раза:
Сейчас я еще раз повторю, какие нужно было нарисовать бусы. Проверь свой рисунок – всё ли сделано правильно. Если заметишь ошибку, то сделай ниже правильный рисунок
Оценка задания:
- 3 балла: задание сразу выполняет правильно или при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
- 2 балла: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
- 1 балл: при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет или при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
- 0 баллов: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Задание 6
Проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Задания
1) Назвать каждую картинку.
2) Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней.
Оценка задания:
- 3 балла – правильное выполнение задания;
- 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;
- 1 балл – наличие ошибок на дифференциацию звуков [с]-[з];
- 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.
Задание 7
Продолжи рисовать узор по клеточкам
Время выполнения задания не более 15 минут.
Анализ результатов:
- 4 балла-безошибочное воспроизведение узора;
- 3 балла — 1-2 ошибки;
- 2 балла- 3 ошибки;
- 1 балл- больше трёх ошибок.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.
Итоговый результат:
20-25 баллов – высокий уровень развития;
15-19 баллов – средний уровень развития;
10-14 баллов — низкий уровень развития;
0-9 баллов — очень низкий уровень развития.
Надеюсь, выполнив диагностику развития своего ребенка, вы были обрадованы результатами. Но, в любом случае, нужно сделать определенные выводы и направить свои силы на развитие своего малыша. Играйте с ребёнком в несложные, но необходимые для развития внимания, памяти и мышления, игры. Ведь он только начинает свой долгий путь по дороге знаний. Желаю удачи!
С уважением, Ольга Наумова
Рекомендую также посмотреть статьи:
Скоро в школу
Учебная готовность ребёнка к школе
Диагностика развития мелкой моторики руки
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Источник
Психологическую
характеристику параметров готовности
к школьному обучению, используемую в
диагностических программах и тестах,
можно представить следующим образом.
Уровень
мотивационной готовности,
в которой можно выделить две группы
мотивов учения:
а)
широкие социальные мотивы или мотивы
, связанные с потребностями ребенка в
общении с другими людьми, в их оценке и
одобрении, с желанием ученика занять
определенное место в системе доступных
ему общественных отношений;
б)
мотивы, связанные непосредственно с
учебной деятельностью или «познавательные
интересы», потребность в интеллектуальной
активности и овладении новыми умениями,
навыками и знаниями.
2.
Уровень
интеллектуального развития:
дифференцированное восприятие
(перцептивная зрелость), концентрация
внимания, аналитическое мышление,
возможность логического запоминания,
умение воспроизводить образец, а также
развитие тонких движений руки и
сенсомоторная координация.
3.
Уровень
произвольной саморегуляции
выражается в сознательном формировании
и исполнении намерений и целей, в
произвольной организации познавательной
деятельности, произвольном поведении
будущего ученика.
4.
Сформированность параметров учебной
деятельности:
умение
сознательно подчинять свои действия
правилу;
умение
внимательно слушать говорящего и точно
выполнять задания, предлагаемые в устной
форме;
умение
ориентироваться на заданную систему
требований;
умение
самостоятельно выполнять требуемое
задание по зрительно воспринимаемому
образцу.
Основная
цель экспресс-диагностики – определить,
какие дети нуждаются в проведении
коррекционно-развивающей работы.
«Тест
в картинках»
Цель:
Выявить мотивационную готовность
ребенка к обучению в школе, предпочитаемый
вид деятельности.
Ход
исследования.
Ребенку
предлагают рассмотреть рисунки.
(Приложение 2, рис. 1, 2).
Убедившись,
что их содержание понятно, спрашивают:
«Чем бы ты хотел заниматься в первую
очередь, во вторую, в третью?».
Если
ребенок выбирает учебную деятельность
как наиболее важную, желаемммммую в
первую очередь, это свидетельствует о
высоком уровне его мотивационной
готовности; во вторую очередь – о среднем
уровне, если он выбирает учебу в третью
очередь или не выбирает совсем, это
говорит о низком уровне его мотивационной
готовности.
Оценка
результатов:
3
балла – преобладает ориентация на
учебную деятельность;
2
балла – ориентация на учебно-игровую
деятельность;
1
балл – ориентация на игровую деятельность.
Методика
«Нарисуй себя»
Цель:
определить уровень сформированности
образных представлений.
Инструкция
детям: «Перед вами лист бумаги на котором
нарисована рамка. Изобразите в ней самих
себя такими, какие вы есть. Пользуйтесь
цветными карандашами».
Оценка
результатов:
3
балла – изображены все части тела, руки,
ноги имеют объем, хорошее качество
изображения;
2балла
– изображены все части тела, руки, ноги
изображены одной линией;
1
балл – изображено до 5 частей тела;
0
баллов – примитивный рсиунок.
Тест
«Кубики» (тест Амптхауэра)
Цель:
определить уровень наглядно-образного
мышления.
(Прил.
2, рис. 3-5)
Ребенку
предлагают рассмотреть кубики; один
расположен вверху, ниже находятся три.
Необходимо внимательно рассмотреть
нижние кубики, сравнить их с верхним,
найти тот, который похож на верхний (для
диагности предложено 6 субтестов).
Правильные
ответы: 1б; 2в; 3а; 4в; 5б; 6в.
Оценка
результатов:
3
балла – 1 ошибка;
2
балла – 2 ошибки;
1
балл – 3 ошибки.
Методика
«Классификация»
Цель:
выявить уровень сформированности
понятий посредством операции классификации.
Правильные
ответы выделены.
Скворец,
синица, курица,
голубь.Роза,
гвоздика, астра, василек.Корова,
коза, лошадь, теленок.Шапка,
польто, платьеЮ, рубашка.Чашка,
стакан, кастрюля,
кружка.Матрос,
солдат, ребенок,
летчик.Тигр,
слон,
лев, медведь.Топор,
ножницы, нож, пила.
Оценка
результатов: 3 балла – 1 ошибка;
2
балла – 2 ошибки;
1
балл – 3 ошибки.
Методика
«Третий подходящий»
Цель:
определить уровень сформированности
понятий.
Ребенку
последовательно показывают 5 наборов
картинок. Кладут перед ним две картинки
из каждого набора и предлагают подобрать
к ним еще одну: «Подбери подходящую к
этим обеим».
Первый
набор обучающий: после того как ребенок
выполнит задание ( к шляпе и штанишкам
надо подобрать платье, потому что это
одежда). После выполнения каждого задания
ребенок должен обосновать свой выбор.
Дано | Выбрать | ||
1 | Шорты, | 1 | Девочка, |
2 | Сковорода, | 2 | Картошка, |
3 | Капуста, | 3 | Замок, |
4 | Мальчик, | 4 | Удочка, |
5 | Мешок, | 5 | Ключ, |
Оценка
результатов:
3
балла – выбор сделан правильно, обоснован;
2
балла – 2 ошибки в выборе;
1
балл – более трех ошибок, обосновать
свой выбор затрудняется.
Тест
«Правая –левая рука»
Цель:
выявить
способность ребенка к диспозиционности,
возможность корректировать свою точку
зрения и мнение других.
Психолог
и ребенок садятся друг напротив друга.
Психолог спрашивает у ребенка, где у
него правая (левая) рука. Затем просит
показать правую (левую) руку у себя
(психолога). При правильном выполнении
задания психолог начинает умышленно
сбивать ребенка.
Оценка
результатов:
3
балла – перекрестное решение на образном
уровне с соответствующим обоснованием,
критическое отношение к провоцирующим
действиям;
2
балла – перекрестное решение в сочетании
с практическими действиями (поворот
головы, тела), при провоцирующих действиях
психолога, соглашается с ним;
1
балл – использует способ «зеркального
перенесения»;
0
баллов – сбивается при определении у
себя правой (левой) руки.
Методика
Пьерона-Рузера
Цель:
определить уровень сформированности
саморегуляции и обучаемости (рис.7).
Инструкция
детям: «Посмотрите на доску. Там нарисованы
4 геометрические фигуры. В верхней части
вашего листа нарисованы такие же. В
круге надо поставить точку (.), в
треугольнике – черточку (|), квадрат
остается чистым, а в ромбе нарисуйте
такую черточку (-). Как только я скажу
«Начали), нужно заполнить остальные
фигуры. (Следует еще раз повторить
задание). Постарайтесь, чтобы все
получилось красиво и аккуратно».
На
выполнение задания отводится 3 минуты.
В протоколе экспресс-диагностики
необходимо отметить общее количество
выполненных фигур через 3 минуты;
количество ошибок; количество выполненных
заданий (аккуратно, старательно или
небрежно).
Оценка
результатов:
3
балла – задание выполнено быстро и
качественно, количество заполненных
фигур – 80-90;
2
балла – качество выполнения хорошее,
заполненных фигур – 60-70;
1
балл – нужно несколько раз повторить
задание, прежде чем ребенок приступит
к работе, в отдельных случаях необходим
наглядный показ работы, количество
заполненных фигур -40-50.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник