Диагностика психического развития ребенка абдурасулова
Скопировать в буфер библиографическое описание
Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-10411-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429984 (дата обращения: 13.04.2020).
Добавить в избранное
2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры
- Бардышевская М. К.
2019
Страниц
153
Обложка
Твердая
Гриф
Гриф УМО ВО
ISBN
978-5-534-10411-0
Библиографическое описание
Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / М. К. Бардышевская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-10411-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429984 (дата обращения: 13.04.2020).
Показать все
Аннотация
Оглавление
Аннотация
Автор исследует особенности психического и эмоционально-личностного развития у детей в первые два года жизни и с 2 до 6 лет. Рассказывается, как проводить психологическую диагностику дошкольника в условиях психиатрической больницы. Подробно рассматриваются этологический и психоаналитический подходы. Приложение содержит примеры психологических заключений. Учебное пособие может использоваться для проведения лекций и семинаров «Психология аномального развития», «Эмоциональные и личностные расстройства», «Клинико-психологические исследования раннего развития»; для практикума по детской клинической психологии. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям.
Источник
События 7 Февраля 2020 МИР НА ЛАДОШКЕ 21 Января 2020 Правительство Кузбасса совместно с Научно-образовательным центром мирового уровня «Кузбасс»… 2 Сентября 2019 | Утверждаю: Заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 149» М.А. Скоробогатова__________ «_____»_____________ 20_____ г. Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год педагога – психолога Пономаревой И.Г. Новокузнецкий городской округ 2014 Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год Цель: разностороннее и целостное развитие ребенка, с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей; готовности к обучению в школе. Задачи:
Психодиагностическая деятельность
Коррекционная и развивающая деятельность
Психологическое консультирование
Психопрофилактическая и просветительская деятельность
Педагог — психолог __________________ Пономарева И.Г. Старший воспитатель __________________ |
Источник
Мониторинг развития детей дошкольного возраста (диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста) ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровья и развития личности» отделение «Семья» г. Новокузнецк 31 мая 2016 г.
Мониторинг как инструмент психологопедагогического сопровождения в ДОО Мониторинг как системный инструмент обеспечивает осуществление контроля и оценки динамики развития детей. Системность мониторинга проявляется в возможности осуществлять комплексное изучение, анализ и оценку основных линий психического развития дошкольников, рассматривать показатели развития, уровень достижений детей в контексте их морфофункциональных возможностей и социальной ситуации развития. Мониторинг помогает сформировать целостную картину благополучия ситуации развития каждого ребенка, конкретной возрастной группы, контингента детей данной образовательной организации, определить как позитивные, так и негативные тенденции в развитии детей дошкольного возраста. Мониторинг обеспечивает учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе проектирования, организации и реализации условий развития и образования детей в дошкольной организации. Функциональные возможности мониторинга соответствуют целям и задачам психолого-педагогического сопровождения детей и семьи.
Актуальность мониторинга развития детей дошкольного возраста • Ориентированность образовательного процесса на возрастноиндивидуальные особенности детей, недопустимость искусственного ускорения или замедления развития дошкольников, вызывает необходимость контролировать состояния психического здоровья и динамики развития каждого ребенка с целью оптимизации воздействий со стороны образовательной среды и «уравновешивания» этих воздействий с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. • Отсутствие «инструмента» , позволяющего на практике реализовать системный подход в контроле за динамикой и условиями психического развития детей дошкольного возраста. • Узкая направленность диагностической работы психологических служб в дошкольных образовательных организациях.
Мониторинг как инструмент психологопедагогического сопровождения в ДОО Функции мониторинга: ü Диагностика ü Коррекция и развитие ü Контроль, оценка, экспертиза ü Прогноз и профилактика ü Информация, анализ, управление
Научная новизна и практическая значимость предлагаемой модели мониторинга Высокая технологичность Интегративность Многоуровневость использования
Высокая технологичность системность функциональность преемственность в формировании базы данных быстрота обработки доступность для специалистов ДОУ
Интегративность управленческие факторы педагогические факторы технологические факторы материальнотехнические факторы Состояние здоровья и развитие дошкольника медицинские факторы
Многоуровневость использования индивид группа ДОУ территория город район регион
Свойства мониторинга Использование группы параметров, в совокупности отражающих картину исследуемого процесса во всей полноте Изучение свойств объекта в динамике, определение тенденций и закономерностей развития Непрерывность, т. е. организация действия на продолжительном отрезке времени.
Психологический мониторинг Цель изучение уровня психического развития детей определение степени приближенности психического развития к СПН — обязательный минимум требований, предъявляемых обществом к развитию детей данного возраста
Психологический мониторинг Структура Показатели личностного развития дошкольника Показатели интеллектуального развития дошкольника Показатели благополучия социальной ситуации развития детей в группе детского сада
Показатели психического развития дошкольников 1. 2. 3. 4. 5. Произвольность, как новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка. Соподчинение мотивов, выделение во главе иерархии мотивационной сферы специфически человеческих мотивов, опосредствованных переживанием взаимоотношений с другими людьми и своего положения среди них; Самооценка как осознание своего поведения, своих действий, желаний, предпочтений и возможностей в системе отношений с другими людьми; Интеллектуальная и языковая компетентность, проявляющиеся в умении выбирать соответствующую информацию, использовать интеллектуальные операции, обеспечивающие выполнение действий по достижению намеченной цели, находить необходимый способ решения новых задач деятельности, свободно выражать свои желания и намерения, а также пояснять смысл и состав своих действий в общении с другими людьми с помощью языковых средств; Креативность как способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа, движения), который отличается оригинальностью, вариативностью, подвижностью.
Показатели психического развития дошкольников Личностное развитие дошкольника: 1. Произвольность (новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка); 2. Соподчинение мотивов, выделение во главе иерархии мотивационной сферы специфически человеческих мотивов, опосредствованных переживанием взаимоотношений с другими людьми и своего положения среди них; 3. Самооценка – единица самосознания, выражающая меру осознания своего поведения, своих действий, желаний, предпочтений и возможностей в системе отношений с другими людьми;
Показатели психического развития дошкольников Интеллектуальное развитие дошкольника: 1. 2. Интеллектуальная и языковая компетентность, проявляющиеся в умениях выбирать соответствующую информацию, использовать интеллектуальные операции, обеспечивающие выполнение действий по достижению намеченной цели, умениях находить необходимый способ решения новых задач деятельности, свободно выражать свои желания и намерения, а также пояснять смысл и состав своих действий в общении с другими людьми с помощью языковых средств; Креативность как способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа, движения), который отличается оригинальностью, вариативностью, подвижностью.
Социальная ситуация развития выступает своеобразной единицей анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка, его «социальное бытие» , в процессе которого приобретаются новые свойства личности. Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе отношений, с другой стороны, субъективным отражением этих отношений в переживаниях ребенка. Социальная ситуация развития является истоком и движущей силой развития ребенка.
Показатели благополучия социальной ситуации развития дошкольников Тревожность как показатель психоэмоционального напряжения Социометрический статус ребенка в группе Межличностные отношения детей в группе
Программа мониторинга психического развития дошкольников Методика диагностики психического развития детей дошкольного возраста (авторы Е. М. Борисова, Т. Д. Абдурасулова) Мотивационная сфера: • Мотивы сохранения положительных отношений; • Мотивы самоутверждения; • Познавательный (игровой) выбор. Произвольная сфера: Блок 1 Интеллектуальная сфера: • Ориентировка в окружающей жизни; • Перцептивная зрелость; • Вербальное и невербальное мышление; • Языковая компетентность • Произвольность действий; • Произвольность познавательной деятельности
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Познавательный выбор
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы самоутверждения
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Уровень ориентировки в окружающей жизни
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Наглядно-образное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Невербальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Невербальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Невербальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Перцептивная зрелость
ПРОИЗВОЛЬНАЯ СФЕРА Произвольность действий
Индивидуальный протокол обследования • • • • • • • • Протокол обследования психического развития дошкольника Фамилия, имя ребенка ____________Возраст______Дата_______ l. Мотивационная сфера /. Познавательный выбор: а) д/с — школа; б) д/с – школа; в) д/с — школа; г) д/с – школа; д) перемена — урок; с) урок — дежурство; ж) урок — прогулка; з) урок – игра; и) учеба — игра C 11=____ 2. Мотивы самоутверждения: а) лидер – подчин. ; б) лидер — подчин. ; в) лидер — подчин. ; C 12=____ 3. Мотивыустановления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (опросник) C 13=____ См = С 11+ С 12+ С 13 2. Интеллектуальная сфера. /. Уровень ориентировки в окружающей жизни: а) картинка «мама и дети на кухне» ____баллов; б) картинка «дети в деревне» ____баллов; C 21=____ 2. Наглядно-образное мышление: а) медведи ______баллов: б) диван ______ баллов; в) цветы _____баллов; г) круг _____баллов. C 22=____ 3. Невербальное мышление: а) « 4 лишний» 1_____; 2____ 3_____4_______ C 3 а=____ б) классификация предметных картинок игрушки ______транспорт______ цветы _____ грибы _______ C 3 б=____ в) классификация геометрических фигур по цвету _______; по форме ______. C 3 в=____ С 23 = С 3 а+ С 3 б+ С 3 в 4. Вербальное мышление: а) аналогии: -Молоко мы пьем, а хлеб едим. . . (______) -Зимой холодно, а летом. . . (______) -Днем светло, а ночью. . . (______) C 4 а=____ б) сходства: -Туфли, сапоги — это. . . (______) -Лиса, заяц — это. . . (______) C 4 б=____ -Яблоко, апельсин- это. . . (______) С 24 = C 4 а + C 4 б =_____
Программа мониторинга психического развития дошкольников Блок 2 Изучение креативности (уровень воображения и гибкость мышления) Тест-игра «На что похоже? »
Программа мониторинга психического развития дошкольников Блок 5 Блок 4 Структура детской группы и межличностных отношений в ней Состояние тревожности (внутренняя сторона социальнопсихологической ситуации) Блок 3 Самооценка как осознание своего поведения, возможностей в системе отношений с другими людьми
Блок № 3 ШКАЛА САМООЦЕНКИ
Блок № 4 ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник