Диагностика на развитие памяти ребенка 5 лет

Диагностика на развитие памяти ребенка 5 лет thumbnail

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

hello_html_640014fd.jpg

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

 1. Слуховая память.

Методика «10 слов».

Ребенку зачитываются 10 слов:

стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

2. Зрительная память.

Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка.

За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.

Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

hello_html_m3d21c64c.jpghello_html_m1bf53ef7.jpg

Результаты диагностики:

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл,

правильно расположенные флажки — 1 балл,

правильный угол пересечения линий — 1 балл.

Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл,

четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл,

два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл,

четыре точки в квадратах — 1 балл,

точность в пропорциях — 1 балл.

Максимальная оценка — 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл,

центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл,

фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл,

фигура правильно воспроизведена — 3 балла.

Максимальная оценка — 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл,

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл,

маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл

. Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат — 14 баллов.

Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30).

Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:

 обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь. 

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках:

хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными,

для младших школьников — более отвлеченными.

Инструкция:

 «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово»

. Первым произносится слово, например, молоко.

Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.

На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд.

Многие дети осуществляют этот выбор раньше.

После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.

Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По   истечении   этого   времени   ребенку   демонстрируются   картинки,   которые   были   выбраны   им   для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

«Образная память».

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти.

Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

hello_html_35627928.jpg

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, —

нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.

Норма 10 — 6 правильных ответов и больше.

Методику можно использовать как при индивидуальной работе,

и в группе.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе  активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Источник

Краткое описание документа:

Статья содержит диагностический материал для исследования развития восприятия, памяти и мышления будущих первоклассников.

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.

Школьной зрелостью считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

В отечественной психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. На современном этапе также многие психологи исследуют проблемы готовности к школьному обучению.

Источник

Диагностика развития памяти у детей 5-6 лет

            Сегодня мы поговорим о диагностике одного из ведущих психических процессов – памяти. Этот познавательный процесс особенно важен для дошкольников и младших школьников, которым сохранение следов полученной информации (т.е. память) необходимо для интеллектуального развития. Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют то, что запомнили. Таким образом, в этом возрасте базой для мышления служит память, в то время как ребята постарше, наоборот, запоминают преимущественно то, что смогли понять.

    Еще в Древней Греции считали, что особенно легко и быстро запоминают новый материал и долго сохраняют полученную информацию одаренные дети. И в современной психологии, несмотря на то что у ученых еще нет единого мнения о структуре и природе одаренности, практически все считают, что одна из ее характеристик – высокий уровень развития памяти.

    Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысокое, что он отстает от нормы. Итак, связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двусторонняя, и плохая память в отличие от хорошей мало что говорит о способностях человека.

    Память непосредственная, или механическая, характеризуется:

— объемом запомненной информации,

— временем ее хранения,

— скоростью и точностью запоминания.

    Естественно, что чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал.

    Существует еще и опосредованная память, причем ее роль растет с возрастом. Чем старше ребенок, тем больше материала он запоминает благодаря опосредованной памяти. Опосредованная память характерна тем, что для запоминания используются определенные предметы или знаки, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал. Так, для запоминания номера телефона мы часто связываем эти цифры с днями рождения или другими памятными датами нашей жизни, благодаря которым нейтральные цифры приобретают дополнительное значение и лучше запоминаются. Ценность этого вида памяти в том, что она непосредственно связана с мышлением, являясь как бы первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.

    При диагностике необходимо помнить, что с возрастом изменяется не только и не столько объем запомненного материала, который в норме достаточно стабилен и составляет около 60-70% от общего объема предлагаемого материала, сколько его характер, так как детям до 4-5 лет легче запоминать образы предметов, картинки (образная память), а более старшим ребятам возможно для запоминания предъявлять и слова (вербальная память).

I. Диагностика механической памяти

Цель. Исследование объема и скорости данного вида памяти.

Стимульный материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 5-6 лет он может быть следующим: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

Инструкция. «Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу слово, которые ты должен запомнить и повторить в конце занятия. Постарайся их запомнить».

Проведение теста. После инструкции медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произнесит десять слов. Потом попросите ребенка повторить слова, поправляя его, если он ошибется. Запишите, сколько слов ему удалось запомнить с первого раза. Попросите ребенка повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не запомнит все слова. После этого повторите слова еще раз медленно и четко. Через 20-30 минут предложите ребенку вспомнить эти слова, записывая при этом, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов.

  1. Объем памяти показывает количество правильно воспроизведенных с первого раза слов.
  2. Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых для выучивания всего ряда.

Норма для детей 5-6 лет.

  1. Воспроизведение с первого раза четырех-пяти слов.
  2. Запоминание всего ряда с двух-трех повторений.
  3. Отсроченное воспроизведение пяти – семи слов через 20-30 минут.

Низкий уровень механической памяти:

  1. Ребенок не может вспомнить даже двух – трех слов как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении.
  2. Не запомнил ряд после пяти – семи повторений.

      Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

II. Диагностика опосредованной памяти

Опосредованную память, связанную с образным мышлением, изучают с помощью пиктограмм.

Материал. Лист бумаги, простой карандаш и ряд слов для запоминания. Для детей 5-6 лет он может состоять, например, из следующих 12 слов и словосочетаний: веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Инструкция: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, чтобы тебе легче их запомнить, можешь на листочке рисовать то, что тебе напомнят эти слова. Рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они уместились на нем. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова».

Проведение теста. Медленно читайте приведенные выше слова и словосочетания, а дети пусть рисуют, что придет им в голову. Время, отпускаемое на каждый рисунок, ограничено – 1-2 минуты. Внимательно смотрите за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал.

Если у ребенка рисунок получается крупным и занимает большую часть листа, напомните ему, что лист один и на нем надо уместить все картинки. Это напоминание делается один раз после второго-третьего слова.

Если ребенок рисует без всякой цели и смысла, спросите его, что это за рисунок и какое отношение он имеет к названному слову. Проверьте, помните ли еще ребенок то слово, к которому рисует картинку.

Если ребенок начинает увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то укажите, что важно не качество картинки, а ее связь с произвольным словом.

Если ребенок продолжает рисовать, назовите следующее слово.

    После окончания работы пронумеруйте рисунки, чтобы было понятно, какой рисунок, к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, попросите его сделать это самому.) Через 20-30 минут после проведения теста предъявите детям листочек бумаги с их рисунками и попросите, глядя на них, вспомнить продиктованные слова.

    При воспроизведении зафиксируйте количество правильно воспроизведенных слов и ошибок. Если вместо словосочетания «вкусный ужин» ребенок говорит «сладкий ужин» или вместо слова «разлука» — «расставание», это ошибкой не считается.

Анализ результатов.

  1. Объем опосредованной памяти характеризует количество правильно воспроизводимых слов. Он должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов (т.е. практически стопроцентное воспроизведение).
  2. Уровень развития образного мышления исследуют при помощи анализа рисунков. У детей с низким уровнем образного мышления рисунки мало связаны с темой либо эта связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем они отражают суть данного слова. Например, для словосочетания «вкусный ужин» могут быть нарисованы торт, накрыт стол, тарелка с едой и т.п. Точно так же для слова «болезнь» может быть изображен больной человек, например с перевязанной ногой или лежащий на кровати в больнице.

Обращайте внимание на характер рисунков, на слова разной сложности, специально подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать знаки, отражающие словосочетания «вкусный ужин» или «строгая воспитательница», детям намного проще, чем знаки, связанные со словами «болезнь» или «обман». Наиболее сложными считаются словосочетание «теплый ветер» и слово «развитие».

Норма для детей 5 лет. Адекватные рисунки для простых слов и словосочетаний и отказ от изображения сложных слов или словосочетаний или их буквальное, конкретное отражение.

Норма для детей 5,5-6 лет. Адекватное изображение всех слов.

    Если ребенок рисует однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно их воспроизводит, это свидетельствует о том, что низкий уровень мышления компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. Низкий уровень развития и памяти, и мышления может в какой-то степени быть признаком общего интеллектуального отставания ребенка.

    Интересно сравнить данные о непосредственном и опосредованном запоминании, так как хорошо развитое образное мышление может компенсировать недостаток памяти. Ребенок способен воспроизвести весь ряд слов (10-12) в пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их меньше нормы, например всего три – пять слов.

    Стремление ребенка вырисовывать каждую деталь, неумение уложиться в отведенное для него время, свидетельствуют о ригидности (трудности переключения с одной деятельности на другую), замедленном темпе деятельности, а также о тревожности, неуверенности в себе. Естественно, по одному тесту трудно сделать окончательный вывод об этих качествах. Поэтому следует просто отметить их наличие и в дальнейшем на других тестах проверить данные свойства личности более объективно. Если у ребенка во всех рисунках присутствует сквозная, мало изменяющаяся тема (например везде нарисованы в разных положениях больные или веселящиеся люди и т.д.), также можно предположить наличие определенных личностных качеств: общительности, тревоги и т.п. О личностных проблемах говорит и отказ ребенка нарисовать какое-то определенное слово (например «страх» или «обман»), в то время как остальные слова он рисует безотказно. Однако эти признаки также надо только отметить, потому что для более точного исследования проблем и личностных особенностей детей используют другие методики.

    Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при диагностики шестилеток, так как это один из параметров, связанных с готовностью к школьному обучению. Наиболее адекватным считается расположение рисунков в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому даже не требуется специально нумеровать их в конце пиктограммы. При этом изображения отделены друг от друга и свободно умещаются на одной стороне листка. Наиболее низким уровнем организации является вариант, при котором рисунки хаотично разбросаны по листу и настолько велики, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать листок, чтобы уместить все слова.

    Итак, мы разобрали методы диагностики мышления у детей 5-6 лет. Я хотела бы напомнить о том, что стимульный материал, приведенный выше, рекомендован для детей именно этого возраста, в то время как для более младших или более старших детей подбираются другие словесные ряды. Хотелось бы подчеркнуть, что эти тесты дают достаточно полное и однозначное исследование ТОЛЬКО ПАМЯТИ. Все остальные психические функции они изучают лишь частично, и потому данные об образном мышлении, об организации деятельности и особенно о некоторых индивидуальных особенностях детей требуют подтверждения и уточнения (либо опровержения) другими методиками.

Источник