Диагностика музыкального развития ребенка среднего дошкольного возраста

Диагностика музыкального развития ребенка среднего дошкольного возраста thumbnail

Диагностические задания.

(старшая группа)

Задание №1.

Цель: определить уровень развития ладового чувства.

Музыкальный руководитель исполняет попевку или знакомую песенку на фортепиано или металлофоне. Сначала попевка исполняется полностью, а во второй раз педагог просит услышать, что изменилось в его игре. Ребенок должен  определить закончилась ли мелодия или педагог не доиграл ее до конца (до тоники).

Репертуар: р.н.п. «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Задание №2.

Цель: выявить уровень развития музыкально-слуховых представлений.

Музыкальный руководитель играет любую несложную попевку на фортепиано или металлофоне. Задача ребенка, подобрать ее по слуху, спеть или сыграть на фортепиано или металлофоне.

Репертуар: р.н.м. «Андрей-воробей» или «Петушок».

Задание №3.

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

Музыкальный руководитель играет  попевку на металлофоне или фортепиано. Задача ребенка повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Репертуар: «Тук, тук, молотком», «Кап-кап» или «Тик-тик-так».

Задание №4.

Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:

  1. П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
  2. П.И.Чайковский «Полька»;
  3. Р.н.п. «Во поле береза стояла».

Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:

  1. Произведение какого жанра прозвучало?
  2. Что можно под него исполнять?
  3. Характерные особенности.

Задание №5.

Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.

Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.

Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.

Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.

Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный — красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический — зеленый.)

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.

Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И.Чайковского.

Задание №6.

Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч.ф.)

ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.

  1.  В.Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
  2. В.Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
  3. Д.Кабалевский «Клоуны».

Задание №7.

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Задание №8.

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.

Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.

Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е.Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).

Задание №9.

Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку  или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.

Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.

Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.

Задание №10.

Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.

Репертуар: Т.Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Задание №11.

Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.

Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.

Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца,  «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т.д.

Задание №12.

Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.

Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.

Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.

Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб.  Снова обрадовались и заплясали.

Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».

Задание №13.

Цель: определить знания, умения и навыки ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, выявить интерес ребенка к музицированию.

Музыкальный руководитель показывает ребенку изображения различных музыкальных инструментов, просит ответить его как они называются и изобразить способы игры на них, сопровождая его игру музыкальным аккомпанементом.

Репертуар: р.н.п. « Ах ты, береза», Г. Струве «Песенка о гамме», рум.н.п. «Кап-кап».

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

Задание №14.

Цель: выявить способность ребенка различать тембры музыкальных инструментов.

Материал: карточки с изображением барабана, балалайки, металлофона, дудочки и т.д. Сундучок, фонограммы со звучанием этих инструментов.

Музыкальный руководитель показывает ребенку «Волшебный сундучок». В нем спрятались музыкальные инструменты. После каждого звучания ребенок поднимает карточку с изображением звучащего музыкального инструмента, называет его.

Задание №15.

Цель: выявить уровень творческих проявлений детей в пении.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку поговорить с ним, только на музыкальном языке.

Ребенок и педагог ведут певческую перекличку:

Муз. рук.: Как тебя зовут?

Ребенок: Танечка, Вася, Никита и т.д.

Муз. рук.: Какое у тебя настроение?

Ребенок: Хорошее, грустное, веселое и т.д.

Затем очередность меняется, придумываются новые интонации.

Задание №16.

Цель: выявить способность детей импровизировать в свободном танце.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку придумать танец под не знакомую музыку. Сначала ребенок слушает произведение, затем выбирает характер движений соответствующих звучащей музыке и исполняет произвольную пляску.

Репертуар: р.н.м. «Перепляс», «Танец с листьями» (вальс), «Кошачий танец» (рок-н-ролл).

Задание №17.

Цель: выявить у детей творческие способности при передаче игрового образа.

Ребенку предлагается изобразить повадки зверей в движении, передать характерный образ.

Например, Лиса любуется своим хвостом, Зайка – прыгает, Медведь – ходит и т.д.

Материал: шапочки-маски: Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы.

Репертуар: игра «Плетень» музыка В.Калинникова.

Задание №18.

Цель: выявить творческие способности ребенка в импровизации на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку прослушать отрывок из музыкального произведения, а затем предлагает сыграть с ним в ансамбле, используя тот инструмент, который соответствует характеру и тональной окрашенности музыкального сочинения.

Репертуар:

  1. р.н.п. «Ах вы, сени»,
  2. П.И.Чайковский «Полька»,
  3. П.И.Чайковский «Утренняя молитва».

Источник

С
целью определения уровня развития
музыкально — творческих способностей
детей в средней возрастной группе 2010
года была проведена диагностика
дошкольников детского сада «Мишутка»
города Черногорска. Для исследования
была использована методика К.В.Тарасовой.

(см.При­ложение
1). Методика позволяет фиксировать
значи­мые проявления музыкально-творческих
способностей и реальные уровни их
сформированности у ре­бенка.

Проведя
диагностику, мы получили следующие
результаты, которые представлены в
таблице №1 и протоколе обследования
детей №1 (Приложение №2).

Таблица
№1

Уровни развития музыкально — творческих способностей детей средней возрастной группы по методики к.В.Тарасовой на констатирующем этапе эксперимента

Способности

высокие

средние

низкие

Пение

1

40

53,3

6,7

2

40

53,3

6,7

Игра
на ДМИ

1

66,7

33,3

2

53,3

20

26,7

Ритм

1

40

60

2

53,3

46,7

Движение

1

60

40

2

40

60

Из
приведенных в таблице данных мы видим,
что в разделе Пение (звукоимитация,
вопросно – ответные интонации)) – 40%
детей имеют высокий уровень развития,
53,3 % — средний, и 6,7 % — низкий. Игра на ДМИ
(Звуки окружающего мира) – 66,7 % — высокий
уровень, 33,7 % — низкий, то есть тембровое
несоответствие звуков. Игра на детских
музыкальных инструментах: (Выразительная
импровизация) – 53,3 % — высокий уровень,
20 % — средний, 26,3 % — низкий уровень
(ритмическое однообразие мелодии). Ритм
(ритмизирование стихов хлопками) – 40%
— высокий уровень, 60 % средний. Ритм
(воспроизведение ритмических рисунков
хлопками) – 53,3 % — высокий уровень, 46,6 %
— средний. Движение (соответствие движения
характеру и темпу музыки) – 60 % — высокий
уровень, 40 % — средний. Движение (создание
динамического образа) – 40% — высокий
уровень, 60% — средний.

Анали­зируя
полученные результаты можно сделать
следующие выводы и предложе­ния. У
детей этой группы надо обратить внимание
на развитие чувства ритма. Отсюда и есть
проблемы с игрой на ДМИ. Следует отметить,
что высокий уровень музыкально-творческого
развития показали дети, занимающиеся
в вокальной студии «Маленькая страна»
при ДМШ №3 г. Черногорска. (6 человек).
Они с легкостью справились со всеми
заданиями. Уровень ниже среднего по
нескольким видам показал ребенок (Вова
А), который только первый месяц посещает
детское дошкольное учреждение.

Результаты
диагностики показали, что в существующих
условиях в детских садах необходимо
проводить специ­альную работу,
направленную на развитие
творческого воображения детей, тем
более, что дошкольный возраст –
сензитивный период для развития этого
процесса. В каких формах может
осу­ществляться эта работа.

На
специальных занятиях по музыке, рисованию,
конструированию, разви­тию речи нужно
давать детям задания творческого
характера.

Ог­ромное
значение для развития фантазии детей
имеет игра, которая является основным
видом деятельности дошкольников. Именно
в игре ребенок делает первые шаги
творческой деятельности. Взрослые
должны не просто наблюдать за детской
игрой, а управлять её развитием, обогащать
ее включать в игру творческие элементы.
Кроме этого есть специальная игровая
методика обучения детей пению. (Методика
О.В. Кацер). Дети с помощью игры приобретают
определенные вокальные навыки, учатся
импровизировать.

Говоря
о проблеме развития музыкально-творческих
способностей детей, хотелось подчеркнуть,
что их эффективное развитие возможно
лишь при совместных усилиях как со
стороны воспитателей дошкольных
учреждений, так и со стороны семьи. К
сожалению, педагоги жалуются на отсутствие
должной поддержки со стороны роди­телей,
тем более, если это касается педагогики
творчества. Поэтому, целесообразно
проводить специ­альные беседы и лекции
для родителей, на которых бы рассказывалось
о том, по­чему так важно развивать
музыкально-творческие способности с
детства; какие условия необ­хо­димо
создавать в семье для их успешного
развития, какие приёмы и игры можно
использовать для развития творческих
способностей в семье, а также родителям
рекомендовалось бы специальная литература
по этой проблеме.

Таким
образом: мы видим, что по результатам
диагностики воспитанники данной группы
имеют примерно среднее развитие
музыкально-творческих способностей.
Необходимо
проводить специ­альную работу,
направленную на развитие
творческого воображения детей как на
музыкальных занятиях, так и в самостоятельной
деятельности. Особенно обратить внимание
на развитие вокальных способностей и
игре на детских музыкальных инструментах.
И самое главное, это переход от
монологической педагогики к педагогике
диалога: ребенка со взрослым, детей
между собой, педагогов друг с другом и
родителями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Диагностика музыкально-эстетического развития ребенка дошкольного возраста является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики — выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:

1) музыкально-эстетического сознания (музыкально-эстетические эмоции и чувства, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);

2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);

3) знаний о музыке, умений и навыков.

По каждому из трех направлений выделяются два показателя (всего — 6), которые имеют качественные характеристики для каждого возрастного этапа. Качественные характеристики показателей также зависят и от вида музыкальной деятельности. В связи с этим в диагностике выделяются четыре ступени:

1) восприятие музыки;

2) пение;

3) музыкально-ритмические движения;

4) игра на детских музыкальных инструментах.

Диагностические занятия рекомендуется проводить в сентябре и мае (2 раза в год) (детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года), используя для сравнения данные предыдущего тестирования).

По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют типовым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7-9 человек (с целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий).

Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал прилагается, замена возможна только соответствующим по сложности материалом).

Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по трехбальной системе (высокий уровень — 3 балла, средний — 2, низкий — 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребенка.

Высокий уровень: от 57 до 72 баллов.

Средний уровень: от 40 до 56 баллов.

Низкий уровень: от 24 до 39 баллов.

Фамилия,
имя
ребёнка
восприятие
музыки
Пение муз.-ритм.
движения

игра на

инструментах

сумма
баллов
уровень

1.

2.

и т.д.

      

Восприятие музыки

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) внимательно, увлеченно слушает музыку, не отвлекается во время звучания музыкального произведения;

2) выражает готовность слушать музыку, просит повторить или послушать другие произведения, называет любимые произведения;

3) высказывается о характере музыкального произведения, используя слова-эпитеты (2-3 и больше);

4) отображает изменения настроения музыки движением рук, тела, может подобрать инструмент, соответствующий характеру произведения;

5) называет средства музыкальной выразительности (1-2);

6) определяет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш).

Средний уровень:

1) слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

2) затрудняется в выборе любимых произведений, не проявляет инициативы, но откликается на предложение взрослого послушать повторно (или новое) музыкальное произведение;

3) высказывается о характере произведения, используя стереотипные определения («веселая, грустная»);

4) движения и действия во время звучания музыки появляются эпизодически, в основном, по просьбе взрослого;

5) затрудняется в определении средств музыкальной выразительности, однако может назвать их с помощью наводящих вопросов взрослого;

6) затрудняется в определении жанра, называет только по подсказке взрослого.

Низкий уровень:

1) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

2) отрицательно реагирует на предложение взрослого послушать произведение повторно, не называет любимых произведений;

3) не может определить характер музыки;

4) движения и действия, соответствующие характеру музыки, отсутствуют, выбор инструмента для оркестровки неадекватен;

5) не называет средств музыкальной выразительности;

6) ошибается в определении жанра или отказывается выполнять задание.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Высокий уровень:

1) внимательно, увлеченно слушает музыку (выражение глаз, мимика);

2) самостоятельно называет любимые произведения, обосновывает свои предпочтения, высказывается об их характере;

3) определяет характер музыкального произведения, выделяет смену настроения (форма), используя разнообразные определения, речь богатая и образная;

4) оркестровка и движения соответствуют характеру, строению произведения;

5) выделяет выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп), отображает взаимосвязь средств музыкальной выразительности и особенностей музыкального образа;

6) определяет жанры и их разновидности (песня: колыбельная, хороводная; танец: вальс, полька, народная пляска; марш: спортивный, военный и др.).

Средний уровень:

1) слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций;

2) затрудняется в выборе любимых произведений, называет их с помощью наводящих вопросов взрослого, не может обосновать свой выбор;

3) характер произведения и его форму (смену настроения) определяет с помощью педагога, при характеристике использует 1-2 определения;

4) движения и оркестровка однотипны, невыразительны, проявляются с помощью активизации педагога;

5) называет некоторые средства выразительности (1-2), не отображает взаимосвязь настроения и выразительных средств;

6) определяет жанр произведения с незначительной подсказкой педагога.

Низкий уровень:

1) слушает музыку без интереса, часто отвлекается;

2) затрудняется в выборе любимых произведений или отказывается отвечать;

3) не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом (весело, грустно);

4) двигательная активность отсутствует, оркестровка не соответствует характеру произведения (выбор инструмента неадекватен, игра однотипна, невыразительна, неритмична);

5) не может назвать ни одного средства музыкальной выразительности или ошибается в их определении;

6) неверно называет жанр музыкального произведения или отказывается выполнять задание.

Пение

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) ребенок заинтересованно воспринимает новые песни, увлечен, внимателен, не отвлекается;

2) выразительно исполняет песню на этапе разучивания (богатая мимика, движения головы, яркие эмоции);

3) чисто интонирует мелодию песни на этапе закрепления;

4) точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии песни на этапе закрепления;

5) самостоятельно импровизирует несложные мотивы (свое имя, приветствие и другое);

6) в коллективном исполнительстве начинает и заканчивает пение одновременно с другими детьми.

Средний уровень:

1) во время знакомства с новой песней ребенок отвлекается, внимание носит неустойчивый характер, привлечь внимание возможно с помощью дополнительных педагогических средств (индивидуальное обращение, наглядность и т.д.);

2) недостаточно выразительное исполнение песни на этапе закрепления (однообразная динамика, акцентирование сильных долей, слабое выражение эмоций);

3) допускает ошибки в интонировании знакомой песни (на этапе закрепления);

4) допускает ошибки в исполнении ритмического рисунка знакомой песни;

5) импровизирует несложные мотивы (свое имя, приветствие и т.д.) при поддержке педагога, используя предложенный образец;

6) в коллективном пении не всегда точно вступает, требуется поддержка взрослого.

Низкий уровень:

1) интерес к новой песне и певческой деятельности не проявляет;

2) поет знакомые песни невыразительно, однообразно;

3) неуверенно, неточно исполняет мелодию знакомой песни;

4) допускает ритмические ошибки в исполнении знакомого произведения;

5) затрудняется в импровизации простейших мелодий;

6) не согласует пение с пением других детей.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Высокий уровень:

1) ребенок увлечен, внимателен, не отвлекается во время звучания новой песни, высказывает желание петь;

2) выразительно, эмоционально исполняет песню на этапе ее разучивания (богатая мимика, логические ударения и прочее.);

3) чисто интонирует мелодию малознакомой песни без музыкального сопровождения (на этапе первоначального разучивания), исправляет неточное пение других детей;

4) точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии малознакомой песни;

5) самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст (умеет вести певческую перекличку, самостоятельно закончить мелодию);

6) в хоровом пении согласует свое пение с пением других детей (стремится создать художественный ансамбль).

Средний уровень

1) интерес к новому музыкальному произведению и его исполнению неустойчив, привлечь внимание и активизировать деятельность можно с помощью дополнительного педагогического воздействия;

2) недостаточно выразительное пение (отсутствие динамических нюансов, логических ударений);

3) точно передает мелодию знакомой песни при поддержке голосом педагога, допускает неточности в исполнении малознакомой песни;

4) допускает неточности в воспроизведении ритмического рисунка песни;

5) сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец;

6) в хоровом пении не всегда согласует свое исполнительство с пением других детей.

Низкий уровень:

1) интерес к новой песне и пению не проявляет;

2) поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно;

3) интонирует неточно;

4) исполнение ритмического рисунка мелодии вызывает затруднение;

5) сочиняет вариант мелодии, мало отличающийся от образца;

6) в хоровом исполнении не согласует свое пение с пением других.

Игра на детских музыкальных инструментах

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет активный интерес к игре на инструментах, увлечен, внимателен, яркие эмоции;

2) стремится самостоятельно музицировать на инструментах, проявляя творчество в игре;

3) выразительно, ритмично исполняет несложную попевку, построенную на 3-4 звуках;

4) подбирает по слуху знакомую попевку, построенную на 1-2 звуках, самостоятельно исправляет неточности в игре;

5) определяет по тембру звучания инструменты детского оркестра (группа ударных и ударно-мелодических);

6) владеет основными приемами игры на детских музыкальных инструментах (бубен, треугольник, колокольчики, трещотки, металлофон).

Средний уровень:

1) интерес к игре на инструментах недостаточно устойчив, часто отвлекается, не проявляет ярких эмоций, однако привлечь внимание возможно с помощью дополнительных средств;

2) желание музицировать и творческая активность проявляются при побуждении педагогом;

3) исполняет знакомую попевку с незначительной помощью педагога;

4) подбирает на металлофоне хорошо знакомую попевку, построенную на 1-2 звуках, при активной поддержке педагога;

5) определяет тембры детских музыкальных инструментов с помощью взрослого;

6) недостаточно свободно владеет приемами игры на инструментах (треугольник, металлофон).

Низкий уровень:

1) ребенок не проявляет интереса к игре на музыкальных инструментах;

2) не откликается на предложение взрослого играть на инструменте (металлофон);

3) музицирование невыразительное, однообразное, неэмоциональное;

4) не может подобрать на инструменте ни одной знакомой попевки;

5) не различает тембры инструментов, затрудняется в их названии;

6) не владеет приемами игры на инструментах.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет активный интерес к музыкальному исполнительству на инструментах (металлофон, ксилофон, триола, цитры и других), во время занятий увлечен, внимателен и сосредоточен;

2) проявляет самостоятельность в игре и творческую активность в музицировании (сочиняет, варьирует мелодии знакомых попевок, импровизирует), использует различные приемы игры на инструментах в самостоятельной деятельности и на занятиях;

3) выразительно, ритмично, уверенно исполняет знакомые мелодии (В старшей группе в пределах чистой квинты, в подготовительной к школе группе — в пределах октавы.), не допускает ошибок в способах игры на инструментах, имеющих звукоряд;

4) уверенно подбирает по слуху хорошо знакомые и мало знакомые попевки, мелодии;

5) определяет по тембру звучания духовые, ударные, струнные инструменты симфонического и народного оркестра (1-2 в каждой группе);

6) владеет навыками игры в ансамбле (в подготовительной группе — в оркестре), соблюдает общую динамику, темп, стремится создать художественный образ, своевременно вступает и заканчивает игру.

Средний уровень:

1) интерес, внимание, увлеченность в игре на инструментах проявляются в ситуации совместного с педагогом музицирования (при активной поддержке взрослого);

2) самостоятельные действия и творческая активность проявляются при побуждении взрослым (импровизации мало отличаются от образца);

3) знакомые мелодии исполняет недостаточно выразительно и уверенно, при незначительной помощи взрослого (показ, подсказка) исправляет ошибки в исполнении мелодий и способах игры на инструментах;

4) подбирает знакомую мелодию, попевку с помощью педагога (в совместном музицировании);

5) допускает ошибки в определении по тембру звучания инструментов симфонического и народного оркестров, не всегда точно называет инструмент;

6) в совместной игре (ансамбль, оркестр) не всегда согласует свое исполнительство с игрой других детей (начинает и заканчивает не одновременно, не соблюдает общий темп, ритм и т.д.).

Низкий уровень:

1) ребенок не проявляет интереса к игре на детских музыкальных инструментах;

2) не наблюдается самостоятельности и творческой активности, при побуждении взрослым отказывается музицировать;

3) знакомые мелодии исполняет неуверенно, невыразительно, не владеет основными приемами и способами игры на инструментах (металлофон, ксилофон);

4) не может подобрать на металлофоне ни одной знакомой мелодии;

5) затрудняется в названии и определении по тембру звучания музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров;

6) не владеет навыками ансамблевой игры (не прислушивается к звучанию ансамбля, оркестра, заглушает своей игрой игру других детей, не владеет элементарными совместными действиями).

Музыкально-ритмические движения

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет активный интерес и яркие эмоции во время движений под музыку, стремится самостоятельно двигаться, импровизировать;

2) самостоятельно высказывает желание двигаться под музыку, называет любимые игры, танцы, хороводы, инсценировки;

3) танцевальные и образно-игровые движения выразительны, естественны, согласуются с изменением характера и ритма музыки (в двухчастной музыкальной форме);

4) воспроизводит в хлопках и притопах ритмический рисунок мелодии;

5) свободно импровизирует под музыку, передает характерные движения игровых образов (котята, птички, зайчики, медведи, лошадки);

6) свободно и легко двигается в паре.

Средний уровень:

1) интерес к движениям под музыку проявляется недостаточно ярко, выразительные эмоции возникают при дополнительном педагогическом воздействии (новые атрибуты, элементы костюма, декорации, игрушки и прочее), творческие импровизации возникают только при побуждении взрослым;

2) самостоятельно не называет любимые танцы, игры, инсценировки, только в беседе со взрослым высказывается о своих предпочтениях;

3) двигается под музыку недостаточно выразительно, эмоциональная окраска движений не всегда согласуется с характером и ритмом музыкального произведения, смена движений может наступать с опозданием;

4) ритм музыки воспроизводит неточно;

5) в танцевальных и игровых импровизациях использует только знакомые движения, действует по образцу;

6) затрудняется двигаться в паре, качество движений снижается, танцует неуверенно, не может быстро находить пару.

Низкий уровень:

1) не проявляет интереса к движениям, сложно заинтересовать и увлечь ребенка;

2) не называет любимых танцев, инсценировок, игр;

3) движения невыразительны, неэмоциональны и не соответствуют характеру музыки;

4) двигается неритмично, затрудняется воспроизвести ритмический рисунок в хлопках и притопах;

5) в танцевальных и образно-игровых импровизациях движения однотипны, действует по образцу;

6) не согласует свои движения в паре.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Высокий уровень:

1) проявляет интерес к движениям под музыку, любит танцевать, стремится импровизировать, сочинять и инсценировать сюжеты игр и тексты песен;

2) называет любимые танцы, игры, пляски, хороводы, обосновывает свой выбор в связи с характеристикой музыкального образа;

3) танцевальные и образно-игровые движения выразительны, пластичны и соответствуют смене настроения в музыке с малоконтрастными частями;

4) воспроизводит в хлопках и притопах ритмический рисунок мелодии, точность движений соответствует ритму музыки и его изменениям;

5) свободно импровизирует под музыку, самостоятельно придумывает композиции музыкальных игр и танцев;

6) в танцах, хороводах, упражнениях, играх согласует свои движения с движениями других детей (ориентируется в композиции танца, в пространстве, соблюдает дистанцию, не нарушает ритма общего движения, чувствует партнера).

Средний уровень:

1) эмоциональная увлеченность, интерес к движениям под музыку проявляются при дополнительной активизации со стороны взрослого (ведущая роль, новый атрибут, индивидуальные побуждения и другое);

2) выбор любимых игр, танцев, движений под музыку случаен, ребенок затрудняется в обосновании своих предпочтений;

3) двигается под музыку недостаточно выразительно, движения не всегда пластичны и изящны и не соответствуют смене настроений музыки с малоконтрастными частями;

4) неточно воспроизводит ритмический рисунок мелодии (в хлопках и притопах), соответствие движений ритму музыки и его изменениям появляется при активной поддержке педагога (движения в паре, по показу и т.д.);

5) в творческих импровизациях использует только знакомые танцевальные или образно-игровые движения;

6)  в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях затрудняется согласовывать свои действия с движениями других детей

Низкий уровень:

1) не проявляет интереса к движениям под музыку, не любит танцевать, отрицательно реагирует на предложение взрослого, в играх чаще пассивен и неэмоционален;

2) не называет любимых танцев, игр, затрудняется или отказывается отвечать на вопросы;

3) движения угловаты, невыразительны, не соответствуют характеру музыки;

4) не может воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии, допускает ошибки при совместном выполнении движений с педагогом;

5) творческие проявления однотипны, однообразны или отсутствуют;

6) в совместном исполнительстве (танцах, хороводах и прочем) не согласовывает свои движения с движениями других детей (не ориентируется в пространстве, двигается с опозданием, не соблюдает дистанцию, общий темп выполнения движений).

Источник