Диагностика интеллектуального развития ребенка с овз

Диагностика интеллектуального развития ребенка с овз thumbnail

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.

И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка,

крыша — крыса, мишка — мышка,

бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове  СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Источник

Вопросы к билетам

Психолого-педагогическая
диагностика лиц с ОВЗ

  1. Диагностика
    психического развития детей дошкольного
    воз­раста

  2. Зарубежные
    и отечественные методы диагностики
    развития детей младенческого возраста.

  3. Изучение
    анамнестических данных ребенка.
    Структура анамнеза.

  4. Изучение
    медицинской документации – наблюдение
    педиатра.

  5. Изучение
    уровня
    ин­
    теллектуального
    развития и особенностей развития
    личности детей школьного возраста

  6. Использование
    метрических шкал моторного развития
    Озерецкого

  7. Использование
    проективных методов диагностики
    личности ребенка с ОВЗ

  8. Использование
    теста «Прогрессивные матрицы Равенна»

  9. Использование
    теста Векслера для диагностики интеллекта

  10. История
    возникновения психодиагностики за
    ру­бежом

  11. История
    возникновения психологической
    диагностики как на­уки.

  12. История
    возникновения-психодиагностики в
    России

  13. Классификации
    методов ПДД

  14. Малоформализованные
    методы

  15. Методики изучения
    родительско-детских отношений

  16. Методики
    экспериментально-психологического
    изучения детей с ОВЗ

  17. Методы
    изучения семьи, воспитывающей детей с
    ОВЗ

  18. Неврологическое
    обследование

  19. Основные
    подходы к изучению детей раннего
    возраста

  20. Особенности
    составления программы коррекции по
    результатам диагностики

  21. Оценка психического
    развития ребенка как поэтапная технология
    деятельности психолога

  22. Оценка психического
    статуса ребенка вречем-психиатром

  23. Понятие
    «надежность» и «валидность» измерительных
    методик

  24. Понятие
    психологического эксперимента

  25. Предмет, задачи,
    теоретико-методологические основы
    психолого-педагогической диагностики.

  26. Применение методики
    изучения познавательного развития
    детей Стребелевой Е. А.

  27. Принципы
    психолого-педагогической диагностики
    лиц с ОВЗ

  28. Проблемы
    валидности и надёжности диагностической
    процедуры

  29. Программа
    педагогического изучения детей с
    нарушениями развития в условиях
    образовательного учреждения С.Д.
    Забрамной

  30. Психологический
    диагноз и психолого – педагогическая
    характеристика

  31. Психолого-медико-педагогические
    комиссии, консультации, консилиум.

  32. Психолого-педагогическая
    характеристика

  33. Рекомендации по
    результатам психолого-педагогического
    обследования

  34. Современное
    состоя­ние психодиагностики в России
    и за ру­бежом

  35. Современные
    представления о нарушениях развития
    у детей

  36. Содержание
    педагогического обследования ребенка

  37. Стандартизация
    диагностической процедуры.

  38. Типы диагностической
    деятельности педагога-психолога.
    Протокол обследования ребенка.

  39. Формализованные
    методы

  40. Цели, задачи и
    основные требование к организации
    психологического

    обследования

В этом возрасте происходят большие
изменения в психическом развитии
ребенка. Значительно возрастает
познавательная активность: развиваются
восприятие, наглядное мышление, появляются
зачатки логического мышления. Росту
познавательных возможностей способствует
становление смысловой памяти, произвольного
внимания. Возрастает роль речи как в
познании ребенком окружающего мира,
так и в развитии общения и разных видов
детской деятельности. У дошкольников
появляется возможность выполнения
действий по словесной инструкции,
усвоения знаний на основе объяснений,
но только при опоре на четкие наглядные
представления. Основой познания для
этого возраста является чувственное
познание — восприятие и наглядное
мышление. Именно от того, как сформировано
у ребенка-дошкольника восприятие,
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, зависят его познавательные
возможности, дальнейшее развитие
деятельности, речи и более высоких,
логических форм мышлении

Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников
следует соблюдать ряд условий, которые
обеспечат более объективную оценку их
состояния:

создание в ходе обследования комфортности,
установление эмоционального контакта;

предъявление заданий с наиболее легкого
варианта для создания ситуации успеха,
вызывающей желание дальнейшей работы
с экспериментатором;

чередование словесных и наглядных
методик для предупреждения утомления;

игровой характер заданий;

учет уровня развития познавательной
деятельности.

Понятие «психологическая готовность
к школе» включает в себя несколько
важных компонентов: умственную,
мотивационную, эмоционально-волевую и
коммуникативную готовность (т.е. умение
ребенка строить свои отношения со
сверстниками и с новыми взрослыми).

Основными параметрами умственного
развития дошкольника можно считать:

принятие задания;

понимание условий задания;

способы выполнения (хаотические
действия, примеривание, целенаправленные
пробы, практическое примеривание,
зрительная ориентировка);

обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату деятельности.

2 Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого возраста

Особенностью детей первого года жизни
является большая зависимость от
воздействия взрослого человека. Общение
со взрослым — необходимая потребность
детей уже в первые месяцы жизни. Именно
в процессе этого общения формируются
основы всей психической деятельности
малыша. Развитие в этом возрасте
происходит неравномерно, поэтому его
оценка всегда требует динамического
наблюдения.

Быстрый темп и неравномерность развития
определяют деление первого года жизни
на качественно различные периоды, каждый
из которых характеризуется ведущими
достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) —
период новорожденности — еще трудно
выделить ведущее достижение в развитии,
однако наряду с набором врожденных
приспособительных реакций уже с 3 — 4-й
недели жизни можно выявить первые
предпосылки так называемого коммуникативного
поведения: в ответ на обращенный к
ребенку ласковый голос и улыбку

Ведущим достижением во втором периоде
(от 1 до 3 мес) является формирование
зрительных и слуховых ориентировочных
реакций, а также ответных
эмоционально-выразительных реакций.

В третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается
дальнейшее развитие зрительных и
слуховых ориентировочных реакций,
появляется ориентирование в окружающем,
на основе которого формируется понимание
речи, предпосылки предметной деятельности,
сенсорное восприятие и первые сложные
формы поведения. Ведущим в этом возрасте
является развитие движений руки, когда
главную роль начинает играть зрительный
анализатор

Четвертый период (6 — 9 мес) характеризуется
резким скачком в развитии движений. К
7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет
его поведение — он становится более
активным и самостоятельным, начинает
лучше ориентироваться в окружающем,
активно манипулирует. К 9 мес развивается
функция прямостояния, умение садиться,
ложиться, вставать, сидеть, стоять,
переступать вдоль барьера, совершенствуются
движения кисти и пальцев. Все это
способствует формированию предметной
деятельности.

В пятом периоде (9 — 12 мес) ведущим является
развитие речи

Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей первого года жизни

Обычно психодиагностическое изучение
детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами
такого изучения становятся дети с
признаками раннего органического
поражения мозга или находящиеся в
условиях социальной или эмоциональной
депривации, например в условиях дома
ребенка или при эмоциональном отвержении
ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения
психофизического развития детей первого
года жизни. Широкую популярность у нас
в стране получили Шкала развития Гезелла,
Денверовская скрининговая методика
(DDST) и некоторые другие. Среди отечественных
методов можно отметить работы Г.В.
Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В.
Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики
построены по одному принципу: они
включают наборы заданий, направленных
на изучение моторной, речевой,
познавательной, социальной сфер. По
мере увеличения возраста эти задания
усложняются.

.Изучение анамнестических данных
ребенка. Структура анамнеза.

Медицинское обследование, как правило,
начинается с изучения данных анамнеза.
Анамнез собирается врачом и составляется
на основании ознакомления с документацией
ребенка и беседы с родителями (или
лицами, их заменяющими). В семейном
анамнезе анализируются сведения о семье
ребенка и наследственности; описывается
состав семьи, возраст и образовательный
уровень каждого из ее членов,
характерологические особенности
родителей. Фиксируются психические,
неврологические, хронические соматические
заболевания родственников, патологические
особенности их физического облика.
Описываются семейно-бытовые условия,
в которых воспитывается ребенок, место
и характер работы родителей, в частности
наличие производственных вредностей
и длительность работы с ними. Дается
оценка взаимоотношений в семье, отношения
к ребенку. Фиксируются случаи приверженности
одного или обоих родителей к алкоголю
или наркотикам. Личный анамнез ребенка
учитывает, как протекала у матери
беременность, не было ли токсикоза,
соматических заболеваний, резус-конфликта,
длительного приема лекарственных
препаратов и других вредностей.
Описываются особенности родов, наличие
признаков асфиксии плода, родовой
травмы, патологического предлежания
плода. Отмечается характер помощи во
время родов и затраченное на оживление
плода время. Указывается, не было ли у
ребенка врожденных пороков развития,
судорог, признаков желтухи. Отмечается
вес при рождении и время начала кормления,
срок пребывания в роддоме. Затем
перечисляются перенесенные ребенком
заболевания, указывается их острота,
характер, длительность, лечение, наличие
осложнений. Фиксируются случаи судорожных
и других пароксизмальных состояний;
отмечается, в каком возрасте они возникли,
описывается характер припадков и
эпилептических эквивалентов, их
распределение во времени, характер
пред- и постприпадочных состояний,
отмечается противосудорожное лечение,
его регулярность и эффективность.

Изучение медицинской документации –
наблюдение педиатра.

При обследовании ребенка от рождения
до 1 года врач-педиатр обращает внимание
на следующие диагностические показатели,
отмечая их в своих записях:

— характер роста, вес, особенности
развития перцептивных и локомоторных
функций;

— особенности сна, аппетита, длительность
вскармливания грудью;

— динамика эмоционального и интеллектуального
развития;

— преобладающее настроение, наличие
вялости или возбудимости;

— воспитывается ли ребенок дома или в
яслях.

При обследовании ребенка в возрасте от
1 года до 7 лет фиксируются особенности
его развития, их соответствие возрастным
показателям. Отмечается состояние
вегетативной сферы: особенности сна,
аппетита, переносимость жары и т.д.
Фиксируется наличие энуреза, его частота,
связь с психогенной ситуацией. При
описании развития моторики характеризуется
степень подвижности ребенка, наличие
вялости или двигательной расторможенности.
Фиксируется наличие или отсутствие
навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования
ребенка устанавливается наличие
врожденных и приобретенных пороков
развития.

Исследуется состояние полости рта
(миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного
тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой,
мочеполовой систем, измеряется
артериальное давление, устанавливается
наличие или отсутствие аллергических
явлений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Юлия Габитова
Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ

Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.

Для успешности психологического обследования Т. Д. Марцинковская предлагает запомнить несколько основных правил:

1. Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10—15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень го, специального качества — какого—то одного вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей общения, его познавательных процессов.

2. Строго следуйте инструкции, которая приведена в каждой методике. В противном случае суть задания может полностью измениться, а, следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на и определенного возраста. Существуют методики, которые но использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи риала для каждого возраста.

4. Результаты, полученные вами, также не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации: обязательно сверяйте их с результатами, типичными особенностей конкретного возраста. Помните о том, что по данным конкретной одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или алое, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть ан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Для работы по многим методикам необходим специальный «стимульный материал», то есть карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и совершенно иной результат.

6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.

7. Никогда не пытайтесь работать с ребенком через силу, без его добровольного желания — вы получите неверные результаты. Старайтесь также не упоминать, что вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его. Это приведет к напряженности, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только при условии, что ребенок сумеет в процессе этой игры сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, вы должны заинтересовать ребенка и добиться его внимания.

Выготский Л. С. рассматривал личность ребенка в развитии и отстаивал динамический подход к изучению развития. Особо он подчеркивал необходимость установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности, а также изучения интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей в их взаимосвязи. Эти положения стали основой для разработки специальной схемы педологического исследования ребенка, включающей строго определенные этапы.

1. Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, работников воспитательного учреждения. При анализе внешних жалоб следует избегать не только субъективных оценок, но и всяких обобщений, принимаемых на веру и не проверяемых в течение исследования.

2. Анализ истории развития ребенка, включающей его утробное и внеутробное развитие в главных чертах, выяснение наследственных особенностей, и особенно историю воспитания личности, важнейшие влияния среды, непосредственно формирующие личность ребенка.

Важно, чтобы вся история развития и воспитания была причинным жизнеописанием, т. е. центр тяжести должен быть перенесен с внешних событий (когда ребенок начал садиться, говорить и т. д.) на изучение и установление внутренних связей процесса развития. Обязательным моментом на этом этапе исследования является характерологическое изучение семьи, позволяющее выявить факты наследственности в их динамике. Наследственные влияния должны изучаться в единстве со средовыми как структурное целое. Всякий новый этап в развитии ребенка должен быть понят как вытекающий с логической необходимостью из предшествующего этапа.

3. Симптоматология развития — научное констатирование, описание и определение симптомов, позволяющие определить уровень и характер развития, достигнутого ребенком на настоящий момент. Самое важное — выяснение степени выраженности и характера связи данного симптома с остальными и его мотивированности, т. е. места данного симптома внутри целого синдрома. Еще более важно отойти в квалификации фактов и явлений нарушения от житейских наблюдений, случайных названий и обобщений.

4. Педологический диагноз представляет собой вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса. Окончательная оценка состояния развития делается на основе тщательного анализа числа и характера положительных и отрицательных данных, сравнения всей картины поведения ребенка с той или иной возрастной схемой развития.

5. Прогноз — предсказание на основе всех предыдущих этапов исследования пути и характера детского развития. Содержанием прогноза должна быть вся полнота процесса развития, как она отражена в диагнозе, со всей сложностью структуры и динамики личности ребенка.

6. Педагогическое или лечебно- педагогическое назначение, во имя которого и строится педологическое исследование. Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные и ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены с помощью этих мероприятий.

Получив назначение, педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка ему нужно бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект. Такие стереотипные формулировки назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, неэффективны, поскольку не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления.

Основываясь на выше сказанном можно составить тактику проведении психологического обследования ребёнка с ОВЗ (по О. Н. Усановой):

1. Предварительный этап — сбор и анализ всестороннего анамнеза. (При анализе этих данных учитываются следующие парметры развития:

• сроки — время начала и завершения различных этапов развития;

• темпы — скорость, интенсивность накопления определенных навыков и умений;

• спонтанность — степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности;

• результативность — уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обследования.)

2. Первый этап — наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача — отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий (концентрация, переключаемость, распределение внимания, сопровождение деятельности речью, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость).

3. Второй этап — углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик (анализ уровня развития мышления и речи, сенсорно — перцептивных и мнестических процессов, изучение письменной речи, математических умений и навыков.)

4. Третий этап – составление заключения по результатам обследования.

Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. О. Н. Усанова предлагает составление психологического заключения из трех частей:

Первая часть – постановка вопроса исследования (гипотеза).

Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования. Должны быть даны ответы на вопросы: 1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам; 2) какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта; 3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи; 4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности;5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования; 6) какова обучаемость ребенка? (необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы)

Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.

Ниже представлена схема психологического заключения, предложенная М. М. и Н. Я. Семаго.

А. Общая часть заключения ‘

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

Б. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Используемая литература:

1. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей.

2. ЗабрамнаяС. Д., Левченко И. Ю. Психолого- педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций).

3. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.

4. Усанова О. Н. Специальная психология как наука.

Источник