Диагностика и развитие психологической готовности ребенка к школе

Диагностика и развитие психологической готовности ребенка к школе thumbnail

Евгения Быкова
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

Цель: определить уровень психологической готовности ребёнка подготовительной группы к обучению в школе.

Оборудование:

— протокол исследования для фиксации результатов;

— образец узора из точек, образец письменных букв, чистый лист для рисования фигуры человека (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасика);

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

— карточки «Прогрессивные матрицы» Равена;

Диагностика и развитие психологической готовности ребенка к школеДиагностика и развитие психологической готовности ребенка к школеДиагностика и развитие психологической готовности ребенка к школеДиагностика и развитие психологической готовности ребенка к школеДиагностика и развитие психологической готовности ребенка к школе

— опросник Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной;

— бланк для выполнения теста Пьерона-Рузера;

Диагностика и развитие психологической готовности ребенка к школе

— 10 предметных картинок;

— бумага для рисования;

— простой карандаш, цветные карандаши.

В процессе занятия и после занятия психолог фиксирует данные исследования в протоколе, занимается анализом и обработкой результатов и намечает план коррекционно-развивающей работы с ребенком, если она необходима.

1. Подготовительный этап.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

2. Диагностика моторно-зрительной готовности.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Иерасека.

Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти.

— Нарисуй, пожалуйста, человека. Так, как умеешь.

Второе — срисовывание письменных букв.

— Перед тобой узор из письменных букв. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже.

Третье — срисовывание группы точек.

— Рассмотри узор из точек. Попробуй срисовать его так, чтобы было похоже. (См. Приложение №1)

Ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.

Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший бал; 5 — низший бал, а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Дети, которые получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

3. Диагностика интеллектуальной готовности.

Прогрессивные матрицы Равена.

Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“, представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.

— Перед тобой волшебный коврик с узором. Но кто-то взял и вырезал из него кусочек. Посмотри на эти части и скажи, какую из них нужно вставить в коврик, чтобы он стал целым.

Методика позволяет оценить способность ребенка к установлению тождества в простых рисунках, установлению тождества в сложных рисунках, решению задач на простую аналогию.

Дети, относимые к 1 уровню успешности, решают задачи всех типов. Они самостоятельно анализируют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существенные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Ребята, относимые ко 2 уровню, также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (выявление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

Дети, выполняющие задание частично, относятся к 3 уровню успешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа. Задания второго типа решаются с переменным успехом. Ошибки, на которые обращают внимание, тут же исправляются. Задания первого типа выполняются самостоятельно и быстро.

К 4 уровню относят детей, которые справляются только с первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа они просто хаотично перечисляют возможные варианты, избегая интеллектуального усилия.

Четвертый лишний: мебель, овощи, транспорт, школьные принадлежности.

— Поиграем в игру «4 лишний». Я буду называть слова, ты внимательно слушай, а потом скажешь, какое одно слово лишнее, отличается от всех остальных, не подходит ко всем остальным.

Капуста, морковь, яблоко, картошка

Стол, дерево, шкаф, стул

Автомобиль, автобус, велосипед, самолет

Часы, ручка, пенал, карандаш

Игра позволяет выявить способность ребенка находить общие признаки и различия, обобщать, классифицировать.

4. Диагностика волевой готовности

Тест Пьерона-Рузера.

Для работы нужен простой карандаш и бланк с изображением геометрических фигур (4 типа, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10. Экспериментатор рисует на доске образец заполнения фигур. Условные обозначения (символы: точка, плюс, вертикальная линия и т. п.) ставятся в трех фигурах. Четвертая фигура всегда остается «пустой». Образец остается до конца работы.

— Заполни фигуры так, как я сделала это на образце.

Тест используется для изучения произвольной регуляции деятельности (программирования ребенком собственных действий и их контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков) используется. Тест дает возможность проанализировать целенаправленность деятельности, способность удержать инструкцию, определить общее время работы, а также число фигур, заполненных за каждую минуту (динамику изменения темпа деятельности, и подсчитать количество ошибок.

5. Диагностика мотивационной готовности.

Сформированность «внутренней позиции дошкольника» (по Л. И. Божович, а также развитие мотивационно-потребностной сферы выявляются в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И.Гуткиной:

1. Ты хочешь идти в школу? Почему?

2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности?

9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу,то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школу тебе хотелось бы, чтобы длиннее был урок или перемена?

Ответы ребенка фиксируются.

Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1 уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).

Ко 2 уровню относят детей, также выражающих идти в школу, объясняемое, однако,внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду».Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интереснее», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.

К 3 уровню готовности относят ребят,демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.

К 4 уровню относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д., в игре в школупредпочитают роль учителя: «хочу быть главным».

6. Исследование памяти

(зрительной/слуховой, произвольной/непроизвольной).

Инструкция: Я буду выкладывать картинки, а ты называй, что на них изображено.

10 предметных картинок: автомобиль, автобус, рубашка, платье, собака, петух, чайник, виноград, стол, стул.

После ребенка психолог называет все картинки ещё раз,затем закрывает картинки и говорит: Назови картинки, которые ты запомнил.

Затем 2 попытка: Посмотри на картинки ещё раз. Запомни их. Если хочешь, назови вслух.

Опять закрываем. Фиксируем результаты обеих попыток.

10 слов – высокий уровень

6-9 слов – средний уровень

0-5 слов – низкий уровень

Сейчас я назову тебе несколько слов, ты внимательно слушай, запоминай.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.

Произносим слова четко, в среднем темпе.

Затем говорим: Назови слова, которые ты запомнил.

Ответы фиксируем.

10 слов – высокий уровень

6-9 слов – средний уровень

0-5 слов – низкий уровень

7. Исследование уровня пространственных представлений

Графический диктант

Инструкция: Я буду говорить, что где рисовать, а ты рисуй.

В правом верхнем углу листа рисуем – солнце.

В левом верхнем – птичку. Наверху посередине – облако. Внизу посередине, отступив немного от края, рисуем дом. Справа от дома – скамейку. Слева от дома – мяч. Справа от скамейки – дерево. Слева от мяча – куст. Под домом – цветы. Над домом — бабочку.

Отмечаем умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, понимание предлогов.

8. Выводы

В ходе всего обследования можно выявить уровень общих знаний ребенка,задавая вопросы:

Какого цвета эти карандаши? Посчитай, сколько карандашей.

Какие ты знаешь времена года?

Ты знаешь, какая это буква? (например, печатные А, О, М)

На какой улице ты живешь?

С кем ты живешь?

В конце занятия психолог пишет рекомендации, т. е. направление дальнейшей работы в зависимости от того, какие показатели оказались низкими в результате обследования.

9. Прощание.

Психолог подмечает успехи ребенка и прощается с ним.

Диагностика и развитие психологической готовности ребенка к школе

Источник

Диагностики готовности ребенка к обучению в школе

hello_html_50ae7494.jpg

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Выполнила:

студентка группы Ш-22

Кучина Ирина

Оглавление:.

  • Исследование речевой сферы……………………………………1

  • Наблюдение за ребенком.………………………………………..2

  • Беседа о школе…………………………………………………….2

  • Тест-опросник…………………………………………………….3

  • ………………………….3

  • …………………………………………………3

  • ………………………………………….4

  • ……………………………………………………4

  • ……………………………………….5

  • …………………………………………………5

  • ……………………………………………….5

  • Список литературы…………………………………………6

Брошюра рекомендуется для родителей, педагогов, психологов.

В данной брошюре предложены диагностики, с помощью которых можно определить готовность ребенка к школьному обучению.

Диагностики разбиты на компоненты психологической готовности к школе:

  • Личностная готовность к школьному обучению;

  • Развитие произвольной сферы;

  • Интеллектуальная готовность;

  • Социально-психологическая готовность к школе;

  • Физиологическая готовность.

Диагностики личностной готовность к школьному обучению:

Исследование речевой сферы
в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» — шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.
Диагностика личностной готовности к школе.

Используется метод наблюдения за поведением ребенка, если нужно задаются дополнительные вопросы, отмечаются индивидуальные особенности.

1. Интерес к испытаниям:

а. живой, с широким кругозором, любознателен.

б. вялый, пассивный, нетерпеливый, быстро теряет интерес к заданиям

2 . Общение со взрослым:

а. смелый, разговорчивый, активный.

б. робкий, немногословный, плохо контактирует.

3 Работоспособность:

а- быстр в принятии решений, не устает, к выполнению приступает сразу же.

б. медлительный, быстро устает, нуждается в неоднократном объяснении.

Речь:

а. произношение четкое, предложения формулирует правильно.

б. дефекты в произношении звуков, неспособность правильно построить предложения

Итог: высокий уровень — 50%; средний — 40%; низкий — 10%.

Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой) для определения

Варианты ответов и их оценка

А — ориентация на содержание учебной деятельности — 2 балла

Б — ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни — 1 балл

В — ориентация на внешкольные виды деятельности и условия — 0 баллов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу

2 1 0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А — интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б — интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

2  1  0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б — приобретение формы, школьных принадлежностей В — занятия, не относящиеся к школе

2  1 0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно — физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

2 1   0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А — занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

2 1 0

Интерпретация результатов

Высокий уровень — 10-9 баллов — говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

Средний уровень — 8-5 баллов — свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

Низкий уровень — 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе

Диагностики социально-психологической готовности к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

  3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

  4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

  5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

  6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

  7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

  8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

  9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу

  10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.

Оценка результатов: Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во вопросов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное. Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)

Особенности проведения методики.

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Интерпретация методики.

  • 0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

  • 3 – 4 балла  — нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

  • 5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

  • 8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.

  • 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.

Средний уровень – от 3 до 7 баллов.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе.

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.

8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень — если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень — от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими вне учебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 — представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень — от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Диагностика интеллектуальной готовности к школе

Тест на выявление интеллектуальной готовности к школе «Кругозор».

  1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

  2. Назови фамилию, отчество родителей.

  3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

  4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

  6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

  7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

  8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

  9. Кем работают твои родители?

  10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

  11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

  12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

  15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

  16. Ты сам хочешь пойти в школу?

  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

  18. Каких животных ты знаешь?

  19. Каких птиц ты знаешь?

  20. Кто больше, корова или коза?

  21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

  22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ — 1,2,3,4,5,8,9,17

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ — 6,7, 10,11, 12,14, 18,19

СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ — 13, 20, 21,22

ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ — 15,16.

Интерпретация:

Каждый правильный ответ — 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:

* 5 вопрос — ребенок вычислил, сколько ему будет лет — 1 балл, называет год с учетом месяцев — 3 балла * 8 вопрос — полный домашний адрес — 3 балла

* 15 вопрос — правильное применение школьной атрибутики — 1 балл

* 16 вопрос — положительный ответ — 1 балл

* 17 вопрос — правильный ответ — 3 балла

* 22 вопрос — правильный, адекватный ответ — 2 балла

Оценка результатов:

Оценка результатов:

Высокий уровень — 24-29 баллов

Средний уровень — 20-23,5 балла

Низкий уровень — от 19,5 и ниже

Тест готовности к школе — «Чего не хватает?» ( Р. С. Немов).

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов  10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.  8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26- 30 секунд.  4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.  2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.  0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд

hello_html_2252c168.jpg

 Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе

1. Тест для исследования произвольного внимания «Да и нет» Н.И. Гуткиной

Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.

Ход выполнения задания.

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

Вопросы:

  1. Ты хочешь идти в школу?

  2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

  3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

  4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

  5. Ты любишь гулять?

  6. Ты хочешь учиться?

  7. Ты любишь болеть?

  8. Ты любишь играть?

  9. Ты сейчас спишь?

  10. Ночью солнышко светит?

  11. Ты любишь ходить к врачу?

  12. Доктор стрижет детей?

  13. Коровы умеют летать?

  14. Тебя зовут… (неверное имя)?

  15. Зимой бывает жарко?

  16. Ты ходишь на работу?

  17. Конфеты бывают горькими?

  18. Трава белого цвета?

  19. Парикмахер лечит детей?

  20. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.

Диагностики физиологической готовности к школе

  1. Тест на выявление уровня развития школьно-значимых психических и физиологических функций.

Краткое исследование развития речевого слуха.

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:

ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:

ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов несколько раз изменяется):

ДОМ-ТОМ-КОМ

БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:

Высокий уровень— ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.

Средний уровень— ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.

Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на проверку фонематического слуха. «Найди звук» Н.И. Гуткиной

Методика служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В качестве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскиваемый звук в слове или нет (см. табл.).

Таблица 1

Слова произносятся очень четко, гласные звуки растягиваются. Искомый гласный звук должен стоять под ударением. Испытуемому предлагают повторить слово и послушать его. В протоколе фиксируются ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше развит фонематический слух.

Крупные движения.

Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:

 пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;

 встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты.

Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;

 ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).

Итоговый уровень: Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутствуют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно. Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.

Диагностики развития произвольной сферы

Дайте ребенку тетрадный лист с точками. «Мы будем рисовать разные узоры. Внимательно слушай меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводишь только ту линию, которую я скажу».

Обязательно вспомните вместе с малышом: где у него правая рука – там право, где левая – там лево. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!

Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

Высокий уровень — 4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

Средний уровень — 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок

Низкий уровень — 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 0 баллов – отсутствие сходства.

Диагностика произвольной сферы. Методика «вежливость» Н.И. Гуткиной

Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе и представляет собой известную игру, а которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; б) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста».

Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу»

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимается выполнение команды без слова «пожалуйста». Каждая ошибка оценивается в один балл. Чем хуже справился ребенок с игрой, тем выше его суммарный балл.

Методика «Последовательные картинки» (предлагается с 5 лет)

Процедура проведения: Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: «Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом». Если ребенок не начинает работу, уточняют: «Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой»; «А что потом?». После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.

Список литературы:

  • https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00315126_0.html

  • Е.А.Екжанова ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ

Источник