Диагностика и коррекция психического развития ребенка

Диагностика и коррекция психического развития ребенка thumbnail

Нормативный срок обучения очно: 

Нормативный срок обучения заочно: 

Аннотация профиля: 

Аннотация

ООП магистратуры «Диагностика и коррекция психического развития»  по направлению «Психолого-педагогическое образование» нацелена на углубленную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов-психологов широкого профиля, обладающих профессиональными компетенциями в области практической психологии, владеющих научно-исследовательскими методами работы и способных к самостоятельной научной и практической деятельности и связана с обеспечением функционирования психологических служб в сферах образования,  здравоохранения, внутренних дел, социальной помощи и ряда других.

Уникальность магистерской программы заключается в реализации комплексного подхода, сочетающего широкий диапазон научных знаний, накопленных в отечественной и зарубежной психологии образования и результатов оригинальных исследований, проведенных научными коллективами кафедр Социальной психологии образования и развития и Педагогической психологии и психодиагностики СГУ и сотрудничающих с ними ученых – узких специалистов в данной области. Инновационный характер программы определяется охватом всего спектра социальной ситуации развития ребенка и взрослого и опорой на зону актуального и потенциального (ближайшего) развития с возможностью разработки коррекционно-развивающих программ. Разработка программы ведется с учетом сетевой формы взаимодействия с другими вузами и организациями.  

Магистр решает такие  профессиональные задачи, как проведение психологического (диагностического) обследования детей и взрослых, изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического и социально-культурного развития учащихся разных возрастов, организация эффективной образовательной среды для обучающихся с трудностями обучения и поведенческими проблемами, организация и осуществление коррекционных, развивающих и реабилитационных  мероприятий, создание методов и средств диагностики психического развития и его нарушения, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса и др.

В процессе обучения студенты изучают следующие дисциплины.

— Основы психометрии и конструирования психодиагностических инструментов 

— Модификация и адаптация психологических тестов

— Методы активного обучения в коррекции межличностных отношений

— Психодиагностика межличностных отношений

— Психодиагностика возрастного развития

— Психокоррекция возрастного развития

— Организационная психология в образовательных учреждениях

— Разработка профилактических, коррекционных и развивающих программ

— Диагностика и экспертиза образовательной среды

— Психологическое консультирование субъектов образования

— Организация профориетационной службы

— Кадровый консалтинг  

— Психодиагностика и коррекция трудностей обучения

— Диагностика и коррекция поведения в образовательном учреждении

      и ряд других дисциплин.

Программа предполагает формирование следующих компетенций: способность организовать исследование актуального уровня и психологических проблем развития учащихся разного возраста; анализ и моделирование психолого-педагогических явлений в образовании; умение использовать методы психологического консультирования детей и подростков, а также взрослых участников образовательного процесса; знания о способах работы с трудностями, возникающими у человека в различных жизненных ситуациях; умение работы с трудными подростками; умение организовать группу и навыки проведения социально-психологического тренинга; способность разрабатывать новые, модифицировать и адаптировать известные методы психологической диагностики для целей образования; владение методами качественной интерпретации результатов диагностики и постановки психологического диагноза; способность соотносить возрастные и индивидуальные показатели развития в конкретных культурно-исторических условиях и др.

Читайте также:  Школьные трудности и психическое развитие ребенка

Источник

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

Читайте также:  Развитие речи для ребенка конспект занятий скачать бесплатно

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень — линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень — линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень — линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время — 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень — найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень — найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень — соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень — все выполнено правильно;

средний уровень — допущено 2 ошибки;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень — найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень — задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень — точное следование инструкции;

средний уровень — найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень — задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

Читайте также:  Показатели психического развития ребенка это

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок;

средний уровень — задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень — задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень — задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень — задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

hello_html_m420f747d.png

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы — вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник