Диагностика функционального развития ребенка готовность к обучению

Диагностика функционального развития ребенка готовность к обучению thumbnail
  1. Критерии готовности
    детей к обучению в школе. Школьная
    зрелость.

  2. Комплексная
    диагностика уровня функционального
    развития ребенка.

  3. Ведущие факторы
    риска неготовности к школьному обучению.

1. Критерии готовности детей к обучению в школе. Школьная зрелость.

Подготовка детей
к школе — задача комплексная, многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка.
Ребенок к школе должен быть зрелым не
только в физиологическом и социальном
отношении, но и достичь определенного
уровня умственного и эмоционально-волевого
развития.

Школьная зрелость
– это уровень морфологического,
физиологического, психического и
социального развития, который обеспечивает
детям возможность справляться с
требованиями систематического обучения.

Чтобы ребенок мог
успешно учиться в школе и выполнять
свои обязанности, он к моменту поступления
в школу должен достичь определенного
уровня физического и психического
развития, так называемой школьной
зрелости.

Выделяют две группы
критериев готовности детей к обучению
в школе: медицинские и психолого-педагогические.

Медицинские
критерии:

1. Уровень физического
развития.

2. Уровень
биологического развития.

3. Состояние
здоровья.

Психолого-педагогические
критерии:

1. Степень
психосоциальной зрелости.

2. Уровень умственной
работоспособности.

3. Выполнение
монометрического теста.

4. Чистота
звукопроизношения.

5. Уровень школьной
зрелости и уровень интеллекта по тестам
Керна-Ирасека и Векслера.

6. Уровень восприятия,
памяти, мышления.

В связи с
неравномерностью процесса роста и
развития не все дети (6-летние и 7-летние)
готовы к обучению в школе. Некоторые из
них в силу индивидуальных психофизиологических
особенностей трудно адаптируются к
новым условиям, лишь частично справляются
(а иногда и не справляются вовсе) с
режимом работы и учебной программой.
Поэтому важно заранее определить степень
готовности ребенка к школе и помочь ему
в преодолении трудностей на начальном
этапе обучения.

  1. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Физическое
развитие

означает совокупность морфологических
и функциональных свойств организма,
характеризующих процесс его роста и
созревания. Физическое развитие организма
подчиняется биологическим законам и
отражает общие закономерности роста и
развития.

При определении
физического развития ребенка, как
правило, берут наиболее стабильные
показатели состояния организма, которые
можно зафиксировать с наибольшей
точностью простыми методами. Так, длина
тела
служит
суммарным показателем пластических
процессов, происходящих в организме.
Менее стабильный показатель — масса
тела
, но она
отражает развитие костно-мышечного
аппарата, внутренних органов, жировой
клетчатки. Окружность
грудной клетки

характеризует развитие грудных и спинных
мышц, функциональное состояние грудной
полости.

Наряду с определением
признаков физического развития
целесообразно исследовать некоторые
функциональные показатели: частоту
сердечных сокращений, артериальное
давление, жизненную емкость легких,
мышечную силу рук. Установлено, что
физическое развитие в значительной
степени определяет работоспособность
детей, в том числе и умственную
работоспособность.

На физическое
развитие оказывает влияние, прежде
всего, правильно организованное
физическое воспитание. При сниженной
двигательной активности мышечный
аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная
системы работают без достаточной
нагрузки и, не получая систематической
тренировки, даже на незначительные
физические усилия отвечают ценой
перенапряжения, что может привести к
стойким расстройствам их функции. Кроме
того, сниженный двигательный режим
способствует отклонениям в физическом
развитии в сторону избыточной массы
тела.

Для оценки
двигательного
режима
обычно
определяют общую продолжительность
двигательной активности за период
бодрствования. В соответствии с
рекомендациями она должна составлять
не менее 50% времени бодрствования.

Показатели
состояния здоровья детей

и их физического развития тесно
взаимосвязаны. Тщательное наблюдение
за состоянием здоровья ребенка необходимо
для того, чтобы выявить малейшие
отклонения в состоянии здоровья на
самых ранних стадиях, своевременно
оказать ребенку необходимую помощь и
полностью оздоровить к моменту перехода
в школу. На основании комплекса признаков
(наличие или отсутствие хронического
заболевания, уровень функционального
состояния основных систем организма,
частота заболеваний, уровень физического
и нервно-психического развития) определяет
группу здоровья.

К 1 группе относятся
здоровые дети с хорошими функциональными
показателями, нормальным физическим
развитием. Вторую группу составляют
тоже здоровые дети, но имеющие более
низкие показатели мышечной силы,
жизненной емкости легких, с небольшими
отклонениями со стороны зрения, речи,
осанки и часто болеющие. К 3-4 группам
относят детей, которые имеют какие-либо
хронические заболевания.

Одним из критериев
готовности ребенка к школе является
также характер
речепроизношения,

отражающего функцию сложного
речедвигательного аппарата. Становление
речи связано также с функцией слухового
анализатора. Наличие дефектов произношения
затрудняет обучение и расценивается
как неготовность к школе

У детей, имеющих
отклонения в работе зрительного
анализатора
,
могут быть затруднения в овладении
чтением, рисованием, письмом. Именно в
возрасте 5-7 лет заканчивается формирование
совместного зрения двумя глазами,
обеспечивающее пространственное
восприятие предметов. Уровень зрительного
восприятия детей определяет скорость
запоминания и адекватное воспроизведение
считываемого с доски и учебника текста,
уровень зрительного самоконтроля. А
уровень слухового
восприятия

определяет понимание ребенком на слух
читаемого и диктуемого текста. Комплексное
восприятие показывает уровень мыслительной
деятельности школьников, уровень их
интеллекта. И если к моменту обучения
у ребенка достаточно хорошо развиты
зрительный и слуховой анализаторы, то
и сам процесс обучения будет проходить
гораздо эффективнее.

Овладение навыками
письма
для
младших школьников представляет немало
трудностей. Графические движения
осуществляются мелкими мышцами кисти
руки, которые к началу школьного обучения
бывают недостаточно развитыми и
окрепшими. Кроме того, кисти руки ребенка
присущи от рождения хватательные
движения, и поэтому для начертания букв
нужно, прежде всего, “переучить” кисть,
вернее, научить правильно держать
карандаш и передвигать кисть по тетради.
Для дошкольников такая работа трудна
и утомительна. Созреванию мышечно-связочного
аппарата кисти, совершенствованию
движений способствуют занятия по ИЗО,
трудовые операции, особенно работа с
тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.

Чтобы определить,
в какой мере ребенок овладел навыками
быстрых и точных движений кисти руки,
используется тест
“Вырезание круга”.

На карточке изображен толстой линией
круг диаметром 30 мм, разделенный на 8
секторов. Вокруг него имеются 3 больших
и 3 маленьких по диаметру круга,
изображенные тонкой линией на расстоянии
1 мм друг от друга. Вырезается основной
круг. Работа должна быть выполнена за
1 минуту. При этом должно быть вырезано
не менее 68 круга и отклонений не более
2-х раз.

Тест считается
невыполненным, если для выполнения
потребовалось более 1 минуты и при
большом количестве ошибок.

Важным дополнением
к сведениям о “школьной зрелости”
являются представления об умственной
работоспособности

детей и ее динамике в процессе обучения,
характеризующие функциональные состояния
центральной нервной системы.

При изучении
умственной работоспособности у
дошкольников рекомендуется пользоваться
фигурными таблицами.

Оценка выполненного
задания проводится по объему (количеству
просмотренных фигур за определенный
промежуток времени) и качеству работы
(количеству допущенных ошибок в пересчете
на 100 просмотренных знаков).

Для определения
готовности ребенка к обучению в школе
широкое распространение получил
ориентировочный тест
школьной зрелости Керна-Ирасека
,
который дает представление об уровне
психического развития, степени зрелости
моторики, мышления и др. Это метод чаще
используется для оценки уровня развития
школьно-необходимых функций. Он включает
3 задания: рисование фигуры человека по
представлению, графическое копирование
фразы из письменных букв и срисовывание
точек в определенном пространственном
положении. Каждое задание оценивается
баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5
(наихудшая оценка).

Детей с результатом
15 баллов необходимо рекомендовать к
дальнейшему медико-педагогическому
обследованию. “Школьнозрелыми”
считаются дети, получившие в сумме за
выполнение 3-х заданий данного теста
3-5 баллов, “среднезрелыми” — 6-9 баллов
и “незрелыми” — 10 и более баллов.

Итак, ребенок
считается готовым к школьному обучению,
если по физическому и биологическому
развитию он соответствует паспортному
возрасту или опережает его, не имеет
медицинских противопоказаний, набрал
большое количество баллов за беседу
психосоциального характера, 3-9 баллов
за тест Керна-Ирасека и имеет положительный
результат за выполнение других проб.
Исследование предусматривает оздоровление
дошкольников и коррекцию школьно-необходимых
функций. Поэтому его следует проводить
два раза в год (в начале и в конце года).

Дети с отклонениями
в здоровье, отстающие по уровню зрелости,
с недостаточно сформированными
психомоторными функциями, имеющие
дефекты речи, составляют группу риска
неготовности к обучению в школе. Если
отставание, определяемое за год до
школы, сохраняется к началу учебного
года, необходимо отсрочить поступление
в школу, оставив ребенка в детском саду
еще на год.

Во многих школах
сегодня проводят специальные беседы и
тестирования, чтобы выявить готовность
ребёнка к обучению в первом классе. Как
правило, это делается при отборе наиболее
подготовленных ребят в спецшколу. Многие
специалисты называют это пагубной
практикой, так как этот отбор часто
«вешает ярлык» на ребёнка: «этот умнее»,
«этот глупее», «этого в класс с ускоренной
программой, а этого — в класс выравнивания,
чтобы подтянулся до нормы».

Собеседование
даёт возможность определить, насколько
ребёнок подготовлен к школьной жизни,
прогнозировать его успехи. Хотя, конечно,
эта оценка часто субъективна и зависит
не только от действительной готовности
ребёнка к школе, но и от того, что в
обстановке собеседования дети теряются,
не успевают уложиться в срок, отвлекаются
или не могут сосредоточиться.

Собеседование с
будущими первоклассниками происходит
примерно следующим образом:

1. Назови свою
фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию,
имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или
мальчик? Кем будешь, когда вырастешь,
тётей или дядей?

4. У тебя есть
сестра, брат? Кто старше?

5. Сколько тебе
лет? Сколько будет через год? Через два?

6. Сейчас день или
утро?

7. Когда ты завтракаешь
— вечером или утром? Обедаешь — утром или
днём? Что бывает

раньше — обед или
ужин?

8. Где ты живёшь?
Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает
твой отец, мать?

10. Ты любишь
рисовать? Какого цвета этот карандаш
(ленточка, платье)?

11. Какое сейчас
время года? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно
кататься на коньках — зимой или летом?

13. Почему снег
бывает зимой, а не летом?

14. Что делает
почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны
звонок и парта в школе?

16. Ты сам (сама)
хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой
правый глаз, левое ухо. Для чего нужны
уши?

18. Каких животных
ты знаешь?

19. Каких птиц ты
знаешь?

20. Кто больше —
корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше: 8 или
5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22. Что нужно сделать,
если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов.

За правильный
ответ на все подвопросы одного вопроса
ребёнок получает 1 балл (за исключением
контрольных вопросов). Ребёнок может
получить по 0,5 балла за правильные, но
неполные ответы на подвопросы пункта.
Правильными считаются ответы,
соответствующие поставленному вопросу.
«Папа работает инженером. У собаки лап
больше, чем у петуха». Неверными считаются
ответы: «Маму зовут Таня. Папа работает
на работе».

К контрольным
заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они
оцениваются так:

5 — сколько лет — 1
балл, если в ответе указываются года с
учётом месяцев – 3 балла.

8 — полный домашний
адрес с названием города — 2 балла,
неполный — 1.

15 — за каждое
правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл.

22 — за правильный
ответ — 2 балла.

Пункт 16 оценивается
совместно с пунктами 15 и 17. Если в п.15
ребёнок набрал 3 балла и дал положительный
ответ на п.16, то в протоколе отмечается
положительная мотивация к обучению в
школе (общая сумма баллов должна быть
не менее 4).

Оценка результатов
беседы:

25 — 29 баллов: ребёнок
считается школьно-зрелым.

20 — 24 балла: средняя
зрелость.

15 — 19 баллов: низкий
уровень психосоциального развития.

Также у ребёнка
попытаются выяснить, хочет ли он идти
в школу и что его там привлекает.

Ему могут задавать
такие вопросы:

1) Если бы было две
школы — одна с уроками русского языка,
математики, чтения, пения, рисования и
физкультуры, а другая только с уроками
пения, рисования и физкультуры, — в какой
из них ты бы хотел учиться?

2) Если бы было две
школы — одна с уроками и переменками, а
другая только с переменками и никаких
уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?

3) Если бы было две
школы — в одной можно вставать только с
разрешения учительницы и поднимать
руку, если ты хочешь что-то спросить, а
в другой можно делать на уроке всё, что
хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

4) Если бы было две
школы — в одной ставили бы за хорошие
ответы пятёрки и четвёрки, а в другой
давали бы сладости и игрушки, в какой
из них ты бы хотел учиться?

5) Если бы в классе
у вас заболела учительница, и директор
предложил бы её заменить другой
учительницей или мамой, кого бы ты
выбрал?

6) Если бы было две
школы — в одной задавали бы уроки на дом,
а в другой нет, в какой из них ты бы хотел
учиться?

7) Если бы мама
сказала: «Ты у меня ещё совсем маленький,
тебе трудно вставать, делать уроки.
Останься в детском саду, а в школу пойдёшь
на будущий год», согласился бы ты с таким
предложением?

8) Если бы мама
сказала: «Я договорилась с учительницей,
что она будет ходить к нам домой и
заниматься с тобой. Теперь тебе не
придётся ходить по утрам в школу»,
согласился бы ты с таким предложением?

9) Если бы твой друг
(подружка) спросил, что тебе больше всего
нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Для обследования
уровня
речевого и мыслительного развития

ребёнка используются такие методики,
как ассоциации. Скажем, ребёнку называют
слово «дерево» и просят назвать слово
или слова, которые приходят ему на ум.
Как правило, будущих первоклассников
просят составить предложения или
рассказы по картинкам. Малышу предлагают
несколько картинок, связанных единым
сюжетом. Картинки перепутывают между
собой и просят малыша разложить их по
порядку и рассказать по этим картинкам,
что произошло.

При выполнении
этого задания происходит сложная
аналитико-синтетическая работа.
Выявляется понимание главного, способность
к установлению связей между явлениями,
в том числе и причинно-следственные
связи. Рассказ по картинке характеризует
речь ребёнка (произношение, словарный
запас, умение грамотно строить
предложения). Учитывается также
наблюдательность.

Чтобы определить,
в какой мере ребёнок овладел навыками
быстрых и
точных движений кисти руки,

используются методики, наподобие теста
«Вырезание круга». На карточке изображён
толстой линией круг диаметром 30мм,
разделённый на 8 секторов. Вокруг него
имеются три больших и три маленьких по
диаметру круга, изображённые тонкой
линией на расстоянии 1 мм друг от друга.
Вырезается основной круг. Работа должна
быть выполнена за 1 минуту. При этом
должно быть вырезано не менее 6/8 круга
и допускается отклонений не более 2-х
раз. Тест считается невыполненным, если
для вырезания потребовалось более 1
минуты и при большом количестве ошибок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Комплексная
диагностика уровня функционального
развития ребёнка.

В
качестве показателя функционального
развития детей в нашей стране приняты
показатели нервно-психического развития.

Нервно-психическое
развитие детей оценивается по принятым
в нашей стране показателям развития,
которые отражают, во-первых, оптимальную
последовательность и оптимальные
возрастные сроки формирования умений,
во-вторых, уровень развития, который
должен быть достигнут на каждом возрастном
этапе. Для детей раннего возраста – это
показатели моторного развития, общения
и навыков понимания и становления речи;
для детей 4-6 лет они включают показатели
моторики, мышления и речи, внимания и
памяти, социальные контакты.
Нервно-психическое развитие оценивается
в обстановке, близкой к естественной,
с помощью игрушек, пособий, вопросов
взрослого, опроса родителей и/или
воспитателей. Если развитие ребёнка не
соответствует возрасту (выше или ниже),
то его проверяют по показателям
предыдущего или более старшего возрастного
периода.

Главным
критерием, отражающим изменение
функционального состояния в школьном
возрасте, является снижение или повышение
эффективности выполнения стоящих перед
организмом задач. Умственная
работоспособность в каждый отрезок
времени наиболее адекватно отражает
функциональное состояние школьников,
их возможности в овладении различными
учебными предметами. Поэтому одним из
ведущих показателей функционального
состояния психики может служить
умственная работоспособность,
интегрирующая в себе основные свойства
психики – восприятие, внимание, память.

Дети
с отклонениями в нервно-психическом
развитии и нарушениями поведения должны
быть обследованы в психолого-медико-педагогичесой
консультации.

По
совокупности критериев физического,
нервно-психического развития и других,
определяемых во время профилактического
осмотра, врач даёт комплексную оценку
состояния здоровья ребёнка с определением
группы здоровья.

Готовность
ребенка к обучению.
В
понятии о готовности ребенка к учебе
объединяют его психологическую,
физическую, речевую и
эмоционально-волевую готовность.

Понятие
психологической готовности к школьному
обучению

В
последнее время задача подготовки детей
к школьному обучению занимает одно из
важных мест в развитии представлений
психологической науки.

Успешное
решение задач развития личности ребенка,
повышение эффективности обучения,
благоприятное профессиональное
становление во многом определяется
тем, насколько верно учитывается уровень
подготовленности детей к школьному
обучению. В современной психологии, к
сожалению, пока не существует единого
и четкого определения понятия «готовности»,
или «школьной зрелости».

А.
Анастази трактует понятие школьной
зрелости как «овладение умениями,
знаниями, способностями, мотивацией и
другими необходимыми для оптимального
уровня усвоения школьной программы
поведенческими характеристиками».

И.
Шванцара более емко определяет школьную
зрелость, как достижение такой степени
в развитии, когда ребенок становится
способным принимать участие в школьном
обучении». В качестве компонентов
готовности к обучению в школе И.Шванцара
выделяет умственный, социальный и
эмоциональный компоненты.

Л.И.
Божович еще в 60-е годы указывала, что
готовность к обучению в школе складывается
из определенного уровня развития
мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной
регуляции своей познавательной
деятельности и к социальной позиции
школьника.

Аналогичные
взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал,
что готовность к обучению в школе
«представляет собой целостную систему
взаимосвязанных качеств детской
личности, включая особенности ее
мотивации, уровня развития познавательной,
аналитико-синтетической деятельности,
степень сформированности механизмов
волевой регуляции действий и т.д.»

На
сегодняшний день практически общепризнано,
что готовность к школьному обучению –
многокомплексное образование, которое
требует комплексных психологических
исследований.

Иногда
различные аспекты, касающиеся развития
психических процессов, в том числе
мотивационную готовность, объединяют
термином психологическая готовность,
в отличие от нравственной и физической.

В
структуре психологической готовности
принято выделять следующие компоненты:

1.
Личностная
готовность.

2.
Интеллектуальная
готовность ребенка к школе.

3.
Социально-психологическая
готовность к школьному обучению.

Кроме
выше указанных составляющих психологической
готовности к школе выделяют физическую,
речевую и эмоционально-волевую готовность.

Под
физической
готовностью
подразумевается:


общее физическое развитие: нормальный
рост, вес, объем груди, мышечный тонус,
пропорции тела, кожный покров и показатели,
соответствующие нормам физического
развития мальчиков и девочек 6-7-летнего
возраста;


состояние зрения, слуха, моторики
(особенно мелких движений кистей рук и
пальцев);


состояние нервной системы ребенка:
степень ее возбудимости и уравновешенности,
силы и подвижности;


общее состояние здоровья.

Под
речевой
готовностью

понимается сформированность звуковой
стороны речи, словарного запаса,
монологической речи и грамматическая
правильность.

Эмоционально-волевую
готовность

считают сформированной, если ребенок
умеет ставить цель, принимать решение,
намечать план действий, принимать усилия
к его реализации, преодолевать препятствия,
у него формируется произвольность
психологических процессов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник