Диагностика актуального состояния и развития ребенка

Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
№ п/пПараметры обследования Возрастные категории
Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Методическое обеспечение психологического обследования
1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
Цель: — установить контакт с ребенком;
— выявить общий уровень представлений об окружающем мире
Диагностическая беседа
2 Восприятие
Цель: — определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
— выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»;
— рисование по образцу;
— методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»
— графические пробы;
— методика «Разрезные фигуры»
3 Внимание
Цель: — определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
— выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика Пьерона -Рузера4 Память
Цель: — определить особенности памяти;
— выявить преобладающий тип памяти — методика «Повтори предложение»;
— выполнение простых речевых инструкций;
-методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
— методика «Найди отличия»;
-методика исследования зрительной памяти
5 Мышление
Цель: — определить тип мышления;
— выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
— методика «Классификация предметов»;
— методика «Раз-резные картинки»;
— соотнесение предметов по цвету, форме, количеству — методика «Классификация предметов»;
-цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
-установление последовательности событий;
-методика «Исключение предметов»;
— методика « Кубики Кооса;
-методика «Классификация предметов»;
— методика «4-й лишний»
6 Эмоционально-личностные особенности
Цель: — выявить преобладающее настроение;
— установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
— методика «Цветовой тест отношений»;
— методика «Рука»
Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.

Приложенные файлы

  • diagnostika 2.doc
    Диагностика уровня актуального развития
    Размер файла: 15 kB Загрузок: 39

Источник

Исследование соматического (физического) состояния. При обследовании важно обратить внимание на внешний вид, самочувствие ребенка, убедиться в том, что его физическое состояние на момент встречи не вызывает опасений, выслушать возможные жалобы. В случае если соматическое состояние ребенка неблагополучно, организовать необходимую медицинскую помощь силами соответствующих специалистов. Необходимо также обратить внимание на особенности речи ребенка, его моторику (походка, особенности движений, поз, мимики, жестов), уровень активности.

Оценка настроения. Уже на первой встрече важно оценить настроение ребенка, силу и выразительность проявляемых им эмоций. Особое внимание надо обратить на такие признаки неблагополучия, как тревога, депрессия, страх, чувство вины, агрессия, апатия.

В случае очевидного снижения настроения (депрессии) надо убедиться в отсутствии у ребенка суицидальных мыслей. Если на момент контакта ребенок открыто высказывает суицидальные намерения и стремится к их реализации, необходима немедленная организация встречи с врачом-психиатром. Также консультация врача-психиатра является необходимой при совершении ребенком неадекватных действий и поступков, при наличии у него галлюцинаций, выраженной дереализации с угрозой причинения вреда окружающим или самому себе. Важно отличать в этом случае манипулятивное поведение (демонстративные, шантажные, агравационные способы поведения), всегда имеющее вторичную выгоду и исчезающее по получении последней.

Если ребенок чрезмерно беспокоен и неусидчив во время консультации, необходимо выяснить, не является ли это следствием тревоги и страхов, следствием дефицита внимания или проявлением гипердинамического синдрома. В любом случае важно вести себя твердо и последовательно, объясняя свои требования, подкрепляя устные инструкции зрительной стимуляцией, повторяя свои просьбы несколько раз одними и теми же словами.

Лишь после того, как создана атмосфера доверия и безопасности (а на это может потребоваться несколько встреч), можно переходить к вопросам, связанным с кризисной ситуацией: «Что-нибудь плохое с тобой происходило? А было ли так, что с тобой делали что-то, что тебе не нравилось?» На этой стадии для выяснения обстоятельств можно использовать проективные картинки, проективное фантазирование или рисование (особенно с дошкольниками и младшими школьниками). Если у консультанта возникают подозрения в серьезных когнитивных или аффективных нарушениях, то необходимо провести специальное углубленное тестирование ребенка.

Важно помнить, что консультант прежде всего должен следовать за ребенком и поддерживать только те темы, к разговору на которые ребенок готов. Все это надо делать очень мягко, максимально заботясь о безопасности ребенка.

В работе с детьми, переживающими кризисную ситуацию, особое место занимает работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. Факт пережитого насилия не всегда бывает очевидным, поэтому особую важность приобретает умение психолога (педагога) распознать признаки совершения сексуального насилия над детьми.

Например, наличие в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста описанных ниже симптомов позволяет с высокой долей вероятности предположить, что по отношению к ним было совершено сексуальное насилие.

1. Необычные сексуальные познания, нехарактерные для данного возраста.

2. Повторяющиеся, неадекватные для возраста и уровня развития сексуальные игры, включая игры игрушками.

3. Сексуализированные выражения привязанности.

4. Чрезмерная самостимуляция гениталий (ребенка невозможно отвлечь от этого занятия).

5. Имитация полового акта с другими детьми или же сексуальное внимание к животным.

6. Сексуализированные поцелуи во взаимоотношениях с друзьями.

7. Компульсивное сексуальное поведение (хватание за грудь, гениталии, раздевание и т.п.).

8. Внезапные изменения чувств по отношению к человеку или месту.

9. Частая бессонница и легко возникающая реакция внезапного испуга.

10. Необычная боязнь какого-нибудь конкретного человека или группы людей, боязнь возвращаться домой, боязнь идти в группу или, наоборот, оставаться в одиночестве, страх перед реальными или воображаемыми объектами, продолжающийся гораздо дольше, чем обычно.

11. Наличие между ребенком и более старшим человеком особых, необычных, секретных взаимоотношений, особенно если в них присутствуют уговоры, заманивания и подарки.

12. Кошмары, ночные страхи и другие нарушения сна.

13. Саморазрушающее поведение (злоупотребление алкоголем, токсическими препаратами, проституция, самоповреждение, суицидальная угроза, попытки суицида, подверженность всяческим несчастным случаям), побеги из дома.

14. Выраженные изменения в поведении: протестное, чрезмерно агрессивное поведение, вызывающее трудности в общении с другими детьми в школе, или, наоборот, пассивное, подчиняемое, чрезмерно уступчивое, угодливое, а также правонарушающее поведение.

15. Спонтанное вранье, спутанный образ собственной реальности.

16. Общее недоверие к взрослым или специфическое недоверие к взрослым одного пола (тольно к мужчинам или только к женщинам).

17. Проблемы утраты навыков гигиены, приводящие к тому, что ребенка вновь приходится приучать ходить в туалет.

18. Возможное снижение обучаемости, которое может некоторое время не проявляться и выявиться только на поздних стадиях развития.

19. Возврат к инфантильному детскому поведению: энурез, сосание пальца, сильный немотивированный плач, вспышки раздражения, или наоборот, слишком взрослое псевдовзрослое поведение.

20. Чрезмерная привязанность или чрезмерная потребность в выражении привязанности.

21. Хроническая депрессия, уход в себя, фобии.

22. Плохие взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка, плохой уход за собой.

В случае работы с ребенком, находящимся в кризисе после совершения над ним сексуального насилия, необходимо прояснить следующее:

§ характер взаимоотношений между ребенком и правонарушителем;

§ частоту и длительность сексуальных злоупотреблений;

§ способы, которыми ребенка склоняли к сексуальному акту;

§ наличие или отсутствие сексуального проникновения;

§ влияние других возможных видов жестокого обращения на реакцию ребенка на сексуальное насилие;

§ особенности раскрытия факта сексуального злоупотребления;

§ особенности семейного взаимодействия и поддержки, оказываемой ребенку;

§ национальные и культурные особенности ребенка.

Источник

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка.

(Определение показателя отклонения от аутонормы)

Методика является производной от цветового  теста М. Люшера. Показателем степени эмоционального дискомфорта является: суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО), то есть от состояния абсолютного покоя. СО располагается в диапазоне от 0 до 32, где 32 соответствует максимальному напряжению.

Для определения этого показателя детям предлагается в соответствии с инструкцией ранжировать карточки восьмицветного теста М. Люшера от самого приятного до самого неприятного. Детям раздаются карточки восьмицветного теста М. Люшера, с нумерацией каждого цвета: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – черный, 0 – серый.

Инструкция.

Выберите, пожалуйста, ту карточку, цвет которой вам сейчас нравится больше всего. Номер карточки запишите под номером выбора – 1. Теперь из оставшихся выберите еще одну понравившуюся вам карточку. Запиши номер цвета под номером выбора – 2.

Процедура повторяется, пока дети, таким образом, не проранжируют все восемь цветов.

Внесение данных в протокол.

Полученные данные заносятся в протокол по результатам диагностики. Автоматически подсчитывается суммарное отклонение от аутонормы (СО).

Чем меньше показатель СО, тем состояние человека ближе к эталону нервно-психического благополучия, что свидетельствует  об активности, энергичности, уверенности в себе и позитивной установке к деятельности. Соответственно, чем больше этот показатель, тем выраженнее напряженность, зажатость, нестабильность, утомляемость и преобладание негативных и астеничных переживаний.

В индивидуальной карте выводится уровень показателя отклонения от аутонормы.

Автоматический подсчет баллов и перевод их в показатель группы аутонормы.

Тест можно проводить ежегодно. При необходимости можно чаще.

1 уровень (0 – 5,5)

Отсутствие непродуктивной (не связанной с какой-либо полезной деятельностью) напряженности, высокая нервно-психическая устойчивость.

Действия обследуемого целесообразны, экономичны, имеют высокий коэффициент полезного действия. Общий эмоциональный настрой – оптимистичный. Обследуемый верит в свои силы и в целом готов преодолевать препятствия и трудности. Высок уровень волевого самоконтроля, предопределяющего поступки и способствующего развитию личности.

При наличии соответствующей мотивации обследуемый способен интенсивно работать длительное время. В экстремальных ситуациях эффективно мобилизуется, сосредотачивается на выполнении задачи.

2 уровень (5,6 – 11)

Незначительный уровень непродуктивной напряженности, нервно-психическая устойчивость хорошая.

Преобладает установка на активность и действие. Энергоресурсов достаточно для более или менее регулярных «подвигов» в работе, вспышек активности и напряжения, недоступных большинству других людей. Способен свободно управлять своим вниманием. В условиях мотивированной (интересной) деятельности не испытывает трудностей с оперативным и долговременным запоминанием и последующим воспроизведением. К острым ощущениям, в общем, не стремится. Из стрессовых ситуаций, как правило, выходит с достоинством.

3 уровень (11,1 – 17)

Средний уровень непродуктивной напряженности.

Обследуемый справляется со своими обязанностями в пределах сложившихся в обществе требований. В привычной для него обстановке, имея достаточно времени для переключения, переходит от работы к отдыху и обратно, от одного вида деятельности к другому без существенных затруднений. В случае необходимости способен преодолевать усталость волевым усилием, однако после этого работоспособность надолго снижается. Необходимо относительно четко субъективно разделять время работы и время отдыха.  

4 уровень (17,1 – 23)

Повышенный уровень непродуктивной напряженности, сниженная нервно-психическая устойчивость.

Потенциал целесообразной активности снижен, что побуждает насильно заставлять себя делать те или иные необходимые дела. Постоянно действующий волевой самоконтроль, с одной стороны, и сам регулярно истощается. А с другой – не будучи связанным с непосредственным удовлетворением от процесса и результатов деятельности. Дополнительно усиливает психическое переутомление. Интенсивная длительная работа, скорее всего, потребует слишком большого напряжения от нервной системы и психики. При этом производительность работы и качество ее выполнения будут неравноценными в разные периоды времени. Общий эмоциональный тонус: повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность. В стрессовой ситуации вероятно нарушение деятельности.

5 уровень (23,1 – 32)

Выраженная непродуктивная напряженность, низкая нервно-психическая устойчивость.

Высокая утомляемость. Внимание легко отвлекается посторонними вещами, надолго может «застрять» на эмоциональном переживании. В связи с этим поведение непрогнозируемо и субъективно. Отсутствие устойчивой иерархии мотивов делает деятельность испытуемого реактивной и нецеленаправленной. Коммуникативность снижена, ограничена рамками формального общения. Эмоциональный фон может быстро колебаться между восторженно-возбужденным состоянием и подавленностью, раздражительностью и бессилием. Часто испытывает тревогу, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать. В экстремальных ситуациях очень низкая надежность.  

Использованная литература:

1. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО. 2005.

2. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007.

Источник