Диагностические задания для развития ребенка старшего возраста

Диагностические задания для развития ребенка старшего возраста thumbnail

марина опалева
Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста

3-4 года

Методика «Разрезные картинки»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Собери пирамидку»

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается собрать пирамидку в определенной последовательности.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

Методика «Подбери заплатку».

Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать заплатку к коврику.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 4-5 лет

Методика «Времена года»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание, при этом производит сравнение картинок по основным признакам и не отклоняется от цели.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок понимает ситуацию и способен определить изображенное на картинках время года, но нуждается в наводящих вопросах.

1 балл: ребенок просто перечислил, что он видит на картинке, нуждается в стимуляции, самостоятельно вывод сделать не может.

Методика «Кто что ест?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки на которых изображены животные и употребляемая ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.

Методика «Назови одним словом».

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: ребенку предлагается ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет по отдельности, группу предметов назвать обобщающим словом.

Оценка результатов:

3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 5-6 лет

Методика «Кому чего не достает?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.

Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками. Попросить ребенка сказать: «Что делает ребенок на картинке? Чего ему не хватает?

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Подбери пару»

Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Процедура проведения: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

Методика «Раздели на группы».

Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления.

Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «Разложи эти картинки по группам». Назови каждый предмет в отдельности и группу одним словом»

Оценка результатов:

3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.

1 балл: раскладывает картинки наугад.

Интерпретация данных

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Для детей 6-7 лет

Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.

Методика «Понимание картин со скрытым смыслом»

Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть изображение на картинке и дать необходимую смысловую оценку происходящему событию. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок смог понять смысл изображенного и составил связный рассказ.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.

1 балл: ребенок не смог понять смысл изображенного на картинке просто перечислил, что изображено на картинке.

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления

Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему?»

Оценка результатов.

3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.

2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.

1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.

7-9 баллов: высокий уровень

4-6 баллов: средний уровень

0-3 баллов: низкий уровень

Источник

( По тесту Л.А. Венгера  для детей  4,5 — 7 лет )

Цель: изучение уровня развития мышления детей,  восприятия.

 Материал:

8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький), фигурки черные и незакрашенные.

Инструкция:

Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (педагог  берет одну из фигурок и выкладываетперед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером (для детей 5-5,5 лет). Посмотри на эти фигурки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).

Проведение теста:

В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отличий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: «Обрати внимание на размер (или цвет) фигурок». Если дети находят неправильную фигурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрослым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выбрал большой синий крут, ребенку можно сказать:

 «Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя — маленькая, это круг, а у меня — квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохожую». Таким образом, вы не только указываете на ошибку, допущенную ребёнком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учитывать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.

Анализ результатов:

При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.

Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие — красные, одни большие, а другие — маленькие, одни круглые, а другие — квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).

Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить «про себя», без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям.

Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей.

 Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цель:  выявление уровня развития внимания у детей 4-6 лет.

карточки с изображением «ковриков», набор фигурок – «заплатки».

Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка,   затем педагог ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка (см. приложение).

выявление уровня развития воображения у детей.

Упражнение 1.

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упражнение 2.

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упражнение 3.

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

За каждое правильно выполненное задание ( рисунок отдельно взятого предмета) ребёнок получает 1 балл

Источник

Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы

Раздел «Количество и счёт»

Задание 1.

Цель. Выявить умение создавать множество из разных по качеству элементов.

Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), изображения предметов, разные по назначению (например, инструменты для людей разной профессии).

Инструкция. Какие группы можно создать из этих предметов? Назови эти группы.

Задание 2.

Цель. Выявить умение разбивать множество на части и воссоединять их.

Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).

Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Как называется каждая часть? Объедини их снова в одну группу. Как теперь называется группа?

Задание 3.

Цель. Выявить умение устанавливать отношение между целым множеством и отдельной его частью.

Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).

Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Что больше (меньше): целая группа или часть?

Задание 4.

Цель. Выявить умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов один к одному.

Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), разделённые на 3 части: по цвету, форме, величине.

Инструкция. Сравни количество фигур в каждой части. Чего больше (меньше)? Как ты это сделаешь? Как ещё можно сравнить?

Задание 5.

Цель. Выявить умение определять количество предметов в группе, считать в пределах 10, пользуясь количественными числительными.

Материал. 10 разных игрушек.

Инструкция. Сколько игрушек перед тобой? Сосчитай.

Задание 6.

Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)

Материал. 2 группы предметов (например, 6 кругов и 7 треугольников)

Инструкция. Какое число больше (меньше): 6 или 7? На сколько?

Задание 7.

Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).

Материал. 6 кругов и 7 треугольников.

Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? А ещё как?

Задание 8.

Цель. Выявить умение отсчитывать в пределах 10.

Материал. 20 геометрических фигур.

Инструкция. Отсчитай 7 фигур.

Задание 9.

Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.

Материал. Нет.

Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.

Задание 10.

Цель. Выявить умение считать предметы на ощупь (в пределах 10).

Материал. Мешочек такого размера, чтобы помещались обе руки ребёнка, 10 мелких предметов.

Инструкция. Сосчитай предметы на ощупь.

Задание 11.

Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество звуков (в пределах 10).

Материал. Молоточек, ширма.

Инструкция. Сосчитай количество ударов и хлопни столько же раз. Сколько раз ты хлопнул? Почему?

Задание 12.

Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество движений (в пределах 10).

Материал. Нет.

Инструкция. Сосчитай количество прыжков и присядь столько же раз. Сколько раз ты присел? Почему?

Задание 13.

Цель. Выявить умение различать и называть цифры, понимать, какое число обозначает цифра.

Материал. Карточки с цифрами, расположенные в беспорядке.

Инструкция. Покажи цифру 7. Что она обозначает? Назови остальные цифры.

Задание 14.

Цель. Выявить умения детей определять порядковое место предмета среди других в пределах 10, используя порядковый счет.

Материал. Любые 10 разных игрушек или их изображения, расположенные в ряд (например, юла, кубик, флажок, мяч, скакалка, дудка, матрешка, кукла, мишка, кегля).

Инструкция. Какой по счету стоит матрешка? Как ты определил?

Задание 15.

Цель. Выявить умение определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов, обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп.

Материал. 5 петушков, 5 матрёшек, 5 машин.

Инструкция. Сколько петушков? Сколько матрёшек? Сколько машин? Что можно сказать о количестве разных игрушек?

Задание 16.

Цель. Выявить понимание независимости числа от величины предметов.

Материал. 5 больших кругов, 5 кругов среднего размера, 5 маленьких кругов.

Инструкция. Сколько больших кругов? Сколько кругов среднего размера? Сколько маленьких кругов?

Что можно сказать о количестве разных по размеру кругов?

Задание 17.

Цель. Выявить понимание независимости числа от расстояния между предметами.

Материал. 15 кругов, в каждом ряду расположенных по 5 на разном расстоянии друг от друга.

Инструкция. Сколько кругов в первом ряду? Сколько кругов во втором ряду? Сколько кругов в третьем ряду?

Что можно сказать о количестве кругов в каждом ряду?

Задание 18.

Цель. Выявить понимание независимости числа от формы предметов.

Материал. 5 предметов круглой формы, 5 предметов квадратной формы, 5 предметов треугольной формы.

Инструкция. Сколько предметов круглой формы? Сколько предметов квадратной формы? Сколько предметов треугольной формы?

Что можно сказать о количестве разных по форме предметов?

Задание 19.

Цель. Выявить понимание независимости числа от формы расположения предметов.

Материал. 10 кругов: 5 из них расположены в ряд (справа), 5 – в беспорядке (слева).

Инструкция. Сколько кругов справа? Сколько кругов слева? Что можно сказать о количестве кругов слева и справа?

Задание 20.

Цель. Выявить понимание независимости числа от направления счёта.

Материал. 10 кругов.

Инструкция. Сколько кругов перед тобой? В каком направлении ты считал? Если сосчитать справа налево, количество кругов изменится? Проверь.

Задание 21.

Цель. Выявить понимание количественного состава числа из единиц (в пределах 5).

Материал. 5 кругов разного цвета.

Инструкция. Сколько кругов перед тобой? Как составлено это число? (Из кругов какого цвета составлено это число?)

Раздел «Величина»

Задание 22.

Цель. Выявить умение сравнивать 10 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее…, самая длинная»)

Материал. 10 полосок разного цвета, разной длины (разница 1 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.

Задание 23.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 предмета по длине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Материал. На листе бумаги размером А4 в верхнем левом углу нарисована полоска красного цвета размером 8 см., в правом нижнем углу – синяя полоска, размером 7,6 см., отдельная вырезанная полоска бумаги размером 10 см., простой карандаш, ножницы.

Инструкция. Какая из этих полосок длиннее (короче)? Докажи. (Как можно сравнить длину этих полосок и не ошибиться).

Задание 24.

Цель. Выявить умение делить предмет на 2 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.

Материал. Круг.

Инструкция. Раздели круг на 2 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине.

Задание 25.

Цель. Выявить умение делить предмет на 4 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.

Материал. Круг.

Инструкция. Раздели круг на 4 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше): одна четвёртая часть или половина? Две четвёртых или половина? Четыре четвёртых или целый круг?

Раздел «Форма»

Задание 26.

Цель. Выявить умение различать и называть овал, сравнивать его с прямоугольником.

Материал. Геометрические фигуры (обязательно овал и прямоугольник).

Инструкция. Назови все геометрические фигуры. Чем похожи овал и прямоугольник? Чем они отличаются друг от друга?

Задание 27.

Цель. Выявить представления о четырёхугольнике.

Материал. Геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники).

Инструкция. Назови одним словом эти геометрические фигуры. Почему ты так решил? Докажи.

Задание 28.

Цель. Выявить умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Материал. Предметы разной формы (или их изображения) – квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные, круглые: книги, картина, одеяла, крышки столов, поднос, блюдо, тарелки, платок и др.

Инструкция. Назови, какой формы все эти предметы.

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Задание 29.

Цель. Выявить умение определять своё пространственное местоположение относительно других предметов.

Материал.5 игрушек: кукла в центре, заяц, лошадка, медвежонок, мышонок (расположены лицом к ребёнку)

Инструкция. Кто сидит справа (слева) от куклы? Кто сзади куклы? Кто впереди?

Задание 30.

Цель. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги.

Материал. На листе бумаги размером А4 нарисованы (приклеены) разные предметы или геометрические фигуры (справа, слева, вверху, внизу, в середине по углам)

Инструкция. Назови, что где нарисовано.

Раздел «Ориентировка во времени»

Задание 31.

Цель. Выявить представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

Материал. Можно использовать картинки, изображающие части суток (природные явления, деятельность детей).

Инструкция. Назови одним словом всё то время, когда пройдёт утро, день, вечер, ночь.

Задание 32.

Цель. Выявить умения определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материал. Можно использовать модели дней недели.

Инструкция. Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?

Источник