Диагностическая карта ребенка с задержкой психического развития
В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.
Психологическое сопровождение детей с ЗПР
Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.
Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:
- развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
- помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
- формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.
Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР
КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Сформированность у личности компетенций позволяет:
- решать самые разнообразные жизненные проблемы;
- получать и критически анализировать информацию;
- принимать и находить новые решения;
- оценивать социальные последствия действий;
- работать в группе, включаться в совместную деятельность;
- использовать новые информационные технологии;
- проявлять стойкость перед трудностями.
Задачи психологической службы и их решения
Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении — сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.
Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:
- психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
- развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
- развитие психологической компетентности родителей и педагогов.
Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.
С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:
- 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
- по 15% (по 10:00 в неделю) — для работы с педагогами и родителями.
Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*
Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________
Группа ______________________ Детский сад № ______________________________
Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________
Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.
№ п/п | Дата проведения | Вид работы | Название методики / программы | Общий результат | № протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы |
* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:
- В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
- Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
- В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
- В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
- В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
- В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.
Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»
Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:
- адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
- характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
- состояние эмоционально-волевой сферы;
- состояние развития психических процессов;
- способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.
Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.
Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:
- когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
- микроклимат в семье;
- отношения со сверстниками;
- особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
- уровень интеллектуального развития;
- мотивация к обучению;
- проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
- сильные, положительные стороны ребенка;
- когда начата коррекционная работа с ребенком;
- какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
- кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
- какие изменения произошли;
- что дало хотя бы малейший положительный результат.
Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.
Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы
Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: https://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.
Положительные | Отрицательные |
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина) | Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория) |
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога. | Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина) |
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша) | Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна) |
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения) | Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина) |
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчивостью будем справляться с помощью игр. Так и получилось, мы дома постепенно выполняли рекомендации психолога, и никакого ЗПР у нас нет. Для полного анализа просто необходима карта диагностики! (Зина) | Сын и так замкнут в себе, не хочет контактировать с окружающими, а тут еще без всякой адаптации начинают его дергать, так как просто на слово мне не верят… Вызывает эта процедура только негатив. (Дарья) |
Вывод
При подозрении наличия ЗПР специалисты обязаны заполнять карту обследования, для того, чтобы как пазл сложить всю картину состояния, навыков и умений маленького пациента. Только так можно подобрать максимально эффективную коррекционную терапию, направленную на развитие недостающих навыков.
Видео — Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение.
Источник
Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)
Фамилия, Имя ребенка________________________________
Дата рождения____________________
Домашний адрес____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу__________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________
Диагноз медико-педагогической комиссии
Дата заполнения карты______________________________________
Дефектолог________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________
Решением РМПК от__________________Выпускается с_____________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)_____________________________________
Сведения о родителях_______________________________________________________
Наследственные заболевания___________________________________________________
Анамнез
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ______________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)
Роды___________________ (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) Стимуляция ___________ (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок _________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) __________.________
Вес и рост при рождении___________________________________
Вскармливание________________________ (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание)________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________________
Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы) ____________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года) ______
_______________________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова_______________________________ Первые фразы с ___________________________
Отношение к своей речи_______________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________________
Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании ___________________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) _____________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схе¬матическом, пересекающемся изображении) __________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей ______________________________________
3. Умение дорисовывать предмет _________________________________________________________
4. Восприятие величины _________________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет __________________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов ______________________________________________________
6. Восприятие формы
— знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________________
— узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) _________________________________________________________________________________
7. Восприятие пространства
— различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке __________________________
— сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______________
— ориентируется в пространстве ___________________________________________________________
— понимание предлогов (простых, сложных) ________________________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) ___________________________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики.
________________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ________________________________________________________________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _____________________________________
Норма – 3-4 слова через час __________________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения. ___________________________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
— понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) __________________________________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) _____________________________________________
б) название обобщающего слова __________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок ________________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ___________________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________
9. Умение абстрагировать ______________________________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) ___________________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) ____________________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) ___________________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________________________
6) по серии картинок __________________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев _________________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________________
5. Счетные операции:
— на конкретном материале — открытый результат __________________________________________
— на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________________
— отвлеченно (без конкретного материала) __________________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат ___________________________________________________________________
— закрытый результат ___________________________________________________________________
— отвлеченный результат __________________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу _____________________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ________________________________________________________
3. Строит самостоятельно ________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку __________________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _______________________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности ____________________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ______ _______________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ______________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения _________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
—
Источник
ВИКТОРИЯ ДАВЛЕТШИНА
Диагностическая карта детей с ЗПР
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«» 20 г.
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Телефон___
Дата поступления ребёнка в группу___
Решение ПМПК от № протокола___
Диагноз ПМПК___
Раннее развитие:
Когда стал держать голову___(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.)
Перенесённые заболевания:
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ___
___
После года:
До 3-х лет ___
___
После 3-х лет___
___
Раннее речевое развитие:
Гуление (в норме 4-8 мес.)
Лепет (в норме 8-10 мес.)
Характер лепета (однообразный, интонационно выразительный, отсутствует, бедность лепета)
Первые слова (в норме — около года)
Первые фразы (в норме — от 1,5 до 2 лет)
Не прерывалось ли речевое развитие ребёнка___
Обращались ли раньше к логопеду (длительность занятий и результативность)___
___
АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕБЁНКА
Фамилия, имя ребенка___
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать___
(Ф. И. О., возраст при рождении ребёнка)
Образование___
Место работы, должность, телефон___
___
Отец___
(Ф. И. О., возраст при рождении ребёнка)
Образование___
Место работы, должность, телефон___
___
Наследственные заболевания___
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка___
АНАМНЕЗ
(нужное подчеркнуть)
От которой по счёту беременности ребёнок___
Протекание беременности токсикоз — 1-я половина, 2-я половина беременности;
Заболевания во время беременности: краснуха, грипп, ангина, токсоплазмоз, сахарный
диабет, заболевания печени, почек, анемия или др. заболевания___
Травмы во время беременности (психические, физические): падения, ушибы, психозы,
хронические соматические заболевания, инфекции___
Другие неблагоприятные факторы внутреннего развития: угроза выкидыша,
кровотечение, лекарственная терапия, облучения___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)___
Когда закричал ребёнок___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)___
Резус-фактор (резус-конфликт, совместимый)___
Вес и рост ребенка при рождении___
Вскармливание:
* Когда принесли кормить___
*Как взял грудь___
*Как сосал___
* Наблюдались ли срыгивания, поперхивания___
Грудное вскармливание до___
Когда выписались из роддома___
если задержались, то почему___
___
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников___
___
Двуязычие в семье___
Двигательная сфера.
1. Анализ элементарных компонентов движений, их скорость, точность, быстрота и координированность:
Ведущая рука ___
Осанка, походка, устойчивость ___
Кто быстрей схватит мяч (мишку, грибок)___
Подбрось (поймай) мяч___
2. Кинестетическая организация действий:
вытяни вперед 2-й и 5-й пальцы, 2-й и 3-й ___
сделай кольцо из 1-го и каждого следующего пальца___
3. Динамическая организация действий:
Кулак — ребро – ладонь___
4. Пространственная и сомато — пространственная организация движений:
«Делай как я» (кисть руки к подбородку, пальцами коснуться подбородка,
приложить кисти рук друг к другу тыльной стороной, к вертикальной стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки) ___
___
5. Пространственный гнозис:
(копирование фигур, сделанных из палочек педагогом)
«квадрат»___ «кровать» ___
«стул»___ «дом» ___
6. Оральный праксис:
Надуть щеки ___ оскалить зубы ___
Вытянуть язык ___ вытянуть губы ___
Восприятие.
1. Узнавание неречевых звуков, шумов___
2. Ритмы:
• Скажи по — сколько раз я стучала?___
• Послушай внимательно и стучи так, как я (//,//,//; ///,//,///; //,///,//; //,///,//,///,//)___
• Стучи так, как я скажу (по 2 раза, по 3 раза, 2 раза сильно и 3 раза слабо и т. д.) ___
Зрительный гнозис.
1. Узнавание контурных изображений___
2. Узнавание перечеркнутых изображений___
Сомато – пространственный гнозис.
1. Показ частей своего тела___
2. Показ частей тела другого человека___
3. Показ правой (левой) рукой указанных педагогом предметов ___
Цветовой гнозис.
1. Назови цвет___
2. Раскладывание предметов по цвету___
Память.
1. Слуховая
Заучивание10 (5-6) слов при 4-кратном предъявлении
1 2 3 через 30 минут
ДОМ___
ХЛЕБ___
ЛЕС___
ПАЛКА___
ИГЛА___
ПЧЕЛА___
КАРТОН___
ОКНО___
БРАТ___
МЕД___
2. Зрительная
___
Внимание. Игра «Чего не стало?».
Интеллектуальная деятельность.
1. Складывание разрезной картинки (наличие «глухой» или открытой инструкции)
Из 2-х___ 3-х___
4-х___ 5-ти___
2. Выделение 4 -го лишнего.
___
3. Математические представления.
Пересчет предметов до 5 – 10___
Сравнение множеств (больше, меньше, равно)___
Счетные операции:
на конкретном материале — счет вслух___
на конкретном материале — счет «про себя»___
отвлеченно___
Решение простых задач (6 лет)
на конкретном материале___
отвлеченно___
Придумывание простых задач (6 лет)
на конкретном материале___
отвлеченно___
4. Восприятие времени.
части суток___
времена года___
Обследование речи.
1. Беседа с ребенком.
Как тебя зовут?___
Сколько тебе лет?___
Как зовут маму?___
папу?___
Кем работает мама?___
Кем работает папа?___
У тебя есть друзья?___
2. Предметный словарь.
1.
мама
дом
мяч
пальто
кубики
2.
лук
корова
автобус
волк
кастрюля
3.
черепаха
бутылка
подоконник
брови
подсолнух
3. Уровень обобщений
Куртка, рубашка, шорты, футболка, носки___
Сапоги, туфли, тапочки, валенки___
Нож, вилка, чайник, чашки, тарелки___
Хлеб, молоко, сыр, колбаса, суп___
Помидор, капуста, морковь, лук___
Яблоко, слива, груша, персик___
Кошка, собака, лошадь, корова___
Волк, лиса, белка, медведь___
Петух, гусь, индюк, ворона, ласточка, сова___
Автобус, трамвай, поезд, мотоцикл___
Шкаф, стол, диван, стул___
Роза, фиалка, ландыш, гвоздика ___
Опята, подосиновик, лисички, мухомор ___
Берёза, ёлка, дуб, клён ___
Мяч, юла, мишка, пирамидка ___
4. Словарь признаков:
Подбор прилагательных к существительным:
Лимон (какой) ___
Лиса (какая) ___ Шуба (какая) ___
5. Значение слов:
«холодильник» ___ «утюг» ___
«пылесос» ___ «плита» ___
6. Части предметов:
Стул: сиденье ___ чайник: донышко ___
спинка ___ носик ___
ножка ___ крышка ___
ручка ___
Образование прилагательных от существительных:
Кастрюля из металла ___
Матрёшка из дерева ___
Тетрадь из бумаги ___
Бутылка из стекла ___
Сумка из кожи ___
Шарик из резины ___
Шапка из меха ___
Ручка из пластмассы ___
Тарелка из фарфора ___
Подбор антонимов:
Большой ___ Высокий ___ Длинный- ___
Широкий — ___ Полный — ___ Толстая — ___
Тупой — ___ Близко- ___Сладкая — ___Много- ___
Образование притяжательных прилагательных:
Чья это лапа? (медвежья)___ Чьё это дупло? (беличье)___
Чьё это яйцо (куриное)___ Чьи это рога (лосиные)___
Чьи это уши (заячьи)___ Чьё это гнездо (воронье)___
7. Глагольный словарь.
«Что делает?»
Повар ___ учитель ___ врач ___
Почтальон ___ строитель ___ пожарный ___
Название действий по картинкам:
Играет ___ читает___ пьёт ___
Лежит ___ строит ___ ест ___
Бежит ___ пишет ___ катается ___
«Кто как голос подаёт?»
— кот___ — собака___ — корова___ — мышь ___
— баран ___ — утка___ — петух___ — свинья ___
8. Грамматический строй речи.
Понимание предлогов:
Простые: в___ на___ под___ за ___ с ___ из ___
Сложные: из-за___ под ___ из ___ с ___ со___ из-под ___
Согласование числительных с существительными:
1 2 5
Стул___
Ручка___
Кукла___
Кубик___
Ухо___
Согласование прилагательных с существительными:
Синий шар___ красный зонт ___
Синяя ваза ___ красная лампочка ___
Синее перо___ красное яблоко ___
Синие брюки ___ красные туфли ___
Образование множественного числа существительных:
Огурец ___ воробей ___
Платье ___ яйцо ___
Утёнок ___ ухо ___
Образование уменьшительно – ласкательной формы:
Кукла ___ лист ___
Дом ___ шар ___
Гриб ___ мяч ___
9. Обследование связной речи.
Рассказ по картинке: ___
___
___
Рассказ по серии картинок: ___
___
___
___
Рассказ-описание или рассказ по представлению: ___
___
___
___
Пересказ (Книга. Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. Я люблю читать книги.): ___
___
___
10. Обследование звукопроизношения.
Артикуляционный аппарат:
Прикус ___ зубы ___
Губы ___ язык ___
Нёбо ___ уздечка ___
Гласные: А___ О___ У___ Ы___ И___
Согласные: С___; СЬ___; З___; ЗЬ___;
Ц___; Ш___; Ж___; Ч___;
Р___; РЬ___; Л___; ЛЬ___;
Й___; Д___; Т___; Б___;
П___; В___; Ф___; Г___;
К___; Х___; М___; Н.
Фонематический слух.
Дифференциация звуков:
С-З___ С-Ш ___ Ш-Ж ___
Ж-З___ Ш-Щ ___ Щ-С’ ___
Ц-С ___ Ц-Т’ ___ Ч-С ___
Ч-Т’ ___ Ч-Ц ___ Ч-Щ ___
Л-Р ___ П-Б ___ Т-Д ___
К-Х ___ К-Г ___ Ы-И ___
Повторение слогов:
Та-да-та ___ да-та-та ___
Би-ба-бо ___ на-ма-на ___
Ка-га-ка ___ па-ба-па ___
Кот-год-кот___ том-дом-ком___
Анализ звукового состава слова.
— выделение первого звука в слове:
Аист ___ Душ ___ Индюк ___
Утка ___ Эхо ___ Окна ___
Город ___ Волк ___ Банка ___
— выделение последнего звука в слове:
Окно___ Кот ___ Пух ___ Мак ___
Луна ___ Шары ___ Руки ___ Нос ___
Произношение слов сложного слогового состава:
Строительство___ аквариум ___
Мясорубка ___ милиционер ___
Велосипедист ___ электровоз___
Сковорода ___ автомобиль ___
Повторение предложений:
Экскурсовод проводит экскурсию ___
Чистильщик чистит обувь ___
Дрессировщик дрессирует зверей ___
Заключение: ___
___
___
Источник