Диагностическая карта развития ребенка в школе

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных  результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).  

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается  выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

Читайте также:  Развитие ребенка от двух до трех лет колесникова скачать

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты  «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает  участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Читайте также:  Развитие игры в процессе развития ребенка

    Источник

    Виктория Черкашина
    Диагностическая карта ребенка

    Педагогическая диагностика

    Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

    • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

    • игровой деятельности;

    • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

    • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

    • художественной деятельности;

    • физического развития.

    Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

    1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

    2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

    Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.

    К формализованным методам диагностики относятся:

    • тесты;

    • опросники;

    • методы проективной техники;

    • психофизиологические методы.

    К малоформализованным методам диагностики относятся:

    • беседа;

    • наблюдение;

    • анализ продуктов деятельности.

    Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:

    1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

    2. Веракса Н. Е.Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

    3. Земцова О. Н.Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.

    4. Комарова Н. Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.

    5. Короткова Н. А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. — №6. – с. 37-42.

    6. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. — №3. – с. 23-33.

    7. Логинова О. В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.

    8. Микляева Н. В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

    9. Шрага В. А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.

    Индивидуальная карта развития ребёнка

    1. Общие сведения

    Фамилия, имя

    Дата рождения

    Дата поступления в детский сад

    Откуда прибыл

    Степень адаптации ___

    Мед. сведения (заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)

    Диагностируемые параметры 201— 201__ 201__ — 201__ 201__ — 201__ 201__ — 201__ 201__ — 201__

    осень весна осень весна осень весна осень весна осень весна

    Рост

    Вес

    Группа здоровья

    Нарушения осанки

    Нарушения зрения

    Плоскостопие

    Другое

    2. Семейный портрет

    Состав семьи Фамилия, имя, отчество дата рождения Образование Место работы

    Мать

    Отец

    Другие члены семьи (дети)

    Жилищные условия___

    Материальное положение: обеспечен/не обеспечен

    (нужное подчеркнуть)

    Карта развития ребёнка

    Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

    1. Физическое развитие

    1.1. Прыжки в длину с места (см.)

    1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м)

    1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.)

    1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м)

    1.5. Гибкость

    1.6. Ловкость (Полоса препятствий)

    1.7. Отбивание мяча об пол

    1.8. Равновесие, координация движений

    1.9.Здоровье и безопасность:

    — Моет руки при необходимости

    — Ухаживает за волосами, зубами

    — Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни

    — Находит выход из сложных ситуаций

    — Знает части тела и их функции

    — Может оказать первую помощь при необходимости

    Читайте также:  Сенситивные периоды для развития ребенка

    2. Социально-коммуникативное развитие

    Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

    2.1. Способность вступать в общение с кем бы то ни было

    2.2. Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу

    2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание

    2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера

    2.5.Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга

    2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта

    2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь

    2.8. Умение видеть, слышать,

    чувствовать другого человека

    2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка:

    — отсутствует напряжённость,

    — открыт для контакта,

    — любознателен,

    — активен,

    — выразительная мимика,

    — готов к компромиссам,

    — нормальное течение речи

    2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию

    2.11. Умеет попросить о помощи и оказать ее

    2.12. Наличие адекватной самооценки

    2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе

    2.14.Социальная компетентность:

    -Знает своё имя, фамилию, отчество.

    -Знает имя, отч. родит, место работы

    — Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица)

    — Знает сигнал тревоги

    3. Речевое развитие

    Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

    3.1. Умение правильно произносить все звуки родного языка

    3.2. Грамматически правильно построение сложных предложений

    3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок

    3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения

    3.5. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями

    3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности

    3.7.Собственно школьные навыки:

    — умеет выделять звуки в слове;

    — знает буквы русского алфавита;

    — начальные навыки чтения

    3.8. Может пересказать короткий рассказ

    4. Познавательное развитие

    Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

    4.1 .Знает дни недели, названия месяцев года

    4.2. Имеет представления о живой природе и неживой

    4.3. Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире

    4.4. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.)

    4.5.Успешное овладение мыслительными операциями:

    — сравнение (находить сходства и различия предметов);

    — составление разрезных картинок;

    — исключение лишнего

    4.6. Понимание смысла сюжетной картинки

    — определение последовательности серии сюжетных картинок

    4.7. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий

    4.8. Осуществляет деятельность по образцам и правилам

    4.9. Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять

    4.10. Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений

    4.11 .Задаёт вопросы, экспериментирует

    4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20

    4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками

    4.14. .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат)

    4.15. Знает линии (прямая, кривая, ломаная)

    4.16. Знает шар, куб, цилиндр, конус

    4.17. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой)

    4.18. Умеет сравнивать по длине, ширине, высоте

    4.19. Знает дни недели, месяцы, времена года

    4.20. Ориентируется на листе бумаги

    5. Художественно-эстетическое развитие

    Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

    5.1. Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов)

    5.2. Может рассказать выбранную им самим сказку

    5.3. Проявляет интерес к игре с рифмой и словом

    5.4. В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ

    5.5. Наличие умений для публичного выступления (владение голосом,

    выразительность, отсутствие страха и напряженности)

    6. Игровая деятельность

    Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

    7.1. Наличие игровых умений и навыков, и применение их в различных видах игровой деятельности

    7.2. Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала

    7.3. Умеет сотрудничать в игре со сверстниками

    7.4. Обогащение событийной стороны содержания игры

    0 — Не сформировано

    1 — Частично

    2 — Сформировано

    Уровень готовности к школьному обучению

    Общий вывод:

    Источник