Диагностическая карта развития ребенка с рас

Диагностическая карта развития ребенка с рас thumbnail

У большинства родителей детей с аутизмом возникает вопрос о причинах происхождения данного расстройства. Многие «сломя голову» бегут на поиски корня проблемы. Однако сразу поясним — на сегодняшний день еще ни одному ученому не удалось выяснить истинную этиологию аутизма. Также, это невозможно определить ни на каком сроке беременности, даже путем скрининга и генетических тестов.

Однако проводятся исследования, выдвигаются гипотезы, но вопрос остается открытым. Поэтому основой аутистических расстройств является поведенческий анализ, а не причинный фактор заболевания, если мы говорим именно об аутизме, а не об аутизации, в следствии органических поражений головного мозга, других генетических заболеваний схожих по проявлению с аутизмом и др.

Тем не менее диагностику ребенку с РАС необходимо проводить в обязательном порядке, так как аутизм в 85% случаев сопровождается другими сопутствующими расстройствами или заболеваниями, которые можно выявить с помощью аппаратных, инструментальных и т.п. методик обследований.

Перечислим самые главные и распространенные способы диагностики аутизма и коморбидных расстройств.

Начнем с аппаратных методик:

  1. ЭЭГ (электроэнцефалогрфия) — исследует биоэлектрическую активность мозга и состояние его функциональных систем. Основная задача ЭЭГ-мониторинга — исключение эпилептиформной активности, которая может наблюдаться при приступах эпилепсии, а может и не содержать ее паттернов. Коэффициент встречаемости эпилепсии при РАС составляет более 40%, поэтому данный метод обследования носит обязательный характер. При чем рекомендован именно ночной ЭЭГ-мониторинг, как самый полный и достоверный метод. И важно помнить, отсутствие эпилептических припадков не говорит об отсутствии эпилептиформной активности. Особенно это важно перед употреблением любых ноотропных препаратов и стимулирующих процедур.
  2. МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга. Данный вид диагностики не является обязательным по мировым стандартам, однако в 50% случаев среди детей с РАС выявляются органические поражения головного мозга, которые могут осложнять течение данного расстройства, а также косвенно указывать на генетические мутации. В связи с особенностями аутистического расстройства, детям с аутизмом МРТ проводят под наркозом.
  3. Транскраниальное дуплексное сканирование (ТКДС) сосудов головного мозга. Позволяет провести углубленный анализ состояния сосудов в виде двумерного цветного изображения.
  4. Аудиограмма (аудиометрия). Проводится с целью исключения слуховых агнозий, как врожденных, так и приобретенных. Метод применяется, если ребенок не реагирует на звуки речь, или реагирует частично. Направление на исследование берется у ЛОР врача из районной поликлиники в сурдологию. Детям до трех лет обследование проводят во сне, используя метод КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы), который является более точным способом диагностики слуха.

В связи со сложностью развития речи и коммуникации у детей с РАС, не стоит исключать и дополнительные аппаратные методы обследования, которые могут выявить нарушения работы внутренних органов ребенка, что отрицательно сказывается на его самочувствии.

  1. УЗИ брюшной полости, щитовидной железы, почек и мочевыводящих путей.
  2. ЭКГ или УЗИ сердца.

Наряду с аппаратной диагностикой обязательным в обследовании являются консультации с узкими специалистами, которые используют инструментальные (не инструментальные) методики:

1. Детский психиатр – пожалуй, самый основной и главный врач при диагностике аутизма и других психических отклонениях. Психиатры не только назначают препараты из разряда нейролептиков, но и проводят тестирование, как самих детей, так и их родителей, что поможет установить: находится ли ребенок в спектре, уровень интеллектуального развития и т. п. рекомендовать занятия, маршрут образования. С врачом необходимо установить доверительные отношения.

2. Детский невролог. Данный врач работает в паре и сообща с детским психиатром. В большинстве случаев психические расстройства сопровождаются органическими поражениями разнообразного генеза. Стоит запомнить: нарушения развития высших психических функций, неврозы, страхи и т.п. относятся к психиатрии. Неврологи лечат видимые нарушения в организме только неврологического характера.

3. Эпилептолог. Как уже отмечалось выше, зачастую дети с РАС имеют эпи активность или эпилепсию. К данному специалисту необходимо обращаться только после проведения ЭЭГ-мониторинга.

4. Генетик. На сегодняшний день генетика одно из самых приоритетных направлений. Но и одно из самых мало изученных. Анализы назначит врач после очной консультации. К сожалению, по ОМС предоставляется не очень большой спектр анализов. А цены на платные услуги могут достигать кругленьких сумм. Что даст генетическое обследование? По факту ни чего того, что могло бы помочь самому ребенку. Не редки случаи, когда не удается выявить поломок после тщательного исследования генома. И не всегда найденная мутация является причиной того или иного заболевания. Вопрос о продолжении рода остается на ответственности самих родителей. Но порой генетика дает хорошую информацию о других заболеваниях, не относящихся к психиатрии, что неплохо поддается медикаментозной коррекции.

Перечислим самые распространенные генетические анализы:

1) Синдром Мартина Белла

2) Кариотип

3) Панель на умственную отсталость

4) Аминокислоты

5) Органические кислоты

6) Синдром Ретта (у девочек)

7) Туберозный склероз

8) Микроматречный анализ

9) Полное геномное секвенирование (самый дорогой и полный анализ на сегодняшний день)

10) Генетический анализ микробиоты (кишечный микробиом (или микробиота кишечника) — это микроорганизмы, которые живут в желудочно-кишечном тракте в симбиозе с человеком)

11) Генетические заболевания, связанные с различными нарушениями метаболизма и др.

5. Окулист и оториноларинголог. Для исключения проблем со зрением и со слухом.

Посещение других специалистов можно проводить в рамках диспансеризации по месту проживания в районной поликлинике или по мере необходимости. Однако врача стоматолога особым детям посещать нужно не менее одного раза каждые шесть месяцев. Так как сложные проблемы с зубами приходится лечить под наркозом.

Параллельно с ранее перечисленными методами диагностики необходимо также сдать ряд некоторых анализов. Опишем самые востребованные:

  1. Общий анализ крови развернутый. Самый первый и важный анализ для каждого ребенка. Интерпретацию результатов нужно узнавать у лечащего педиатра. Только этот врач сможет правильно истолковать полученные данные и направить на дальнейшую диагностику. Особо важно по этому анализу исключить анемию, в т. ч. латентную. Ведь у детей с аутизмом часто бывает избирательность в питании и продукты, содержащие железо могут не входить в их рацион.
  2. Оценка уровня тяжелых металлов в крови. Данный анализ оправдан, если ребенок часто употребляет в пищу речную рыбу или место проживания находится вблизи промышленных предприятий. Такие металлы как ртуть и свинец способны нанести непоправимый вред нервной системе малыша.
  3. Биохимический анализ крови. Как и говорилось выше, дети с РАС очень избирательны в еде, поэтому они получают недостаточное количество витаминов и минеральных веществ, а данный анализ поможет выявить, каких именно не хватает или наоборот, переизбыток.
  4. Анализы на гормональный фон. Особенно это касается проверка состояния щитовидной железы.
  5. Состояние здоровья желудочно-кишечного тракта. Это может быть общий анализ кала, копрограмма, на дисбактериоз и др. При любых изменениях стоит обратиться к врачу гастроэнтерологу.
  6. Состояние здоровья мочевыводящей системы. Благодаря изучению плотности, консистенции и химического состава мочи врачам удается многое рассказать о функционировании человеческого организма и мочевыделительной системы в частности.
  7. Липидный обмен. Низкий или высокий уровень холестерина может оказывать негативное влияние на работу организма ребенка.
  8. Анализ на аллергены и непереносимость пищевых продуктов. Как всем известно, даже скрытая аллергия снижает иммунитет человека. У организма не остается запасов и сил для борьбы с вирусами, вследствие чего ребенок постоянно болеет с осложнениями, что в свою очередь вредит нервной системе. А непереносимость некоторых продуктов может нарушить работу ЖКТ. Все это приводит к сильной интоксикации, которая вредит центральной нервной системе малыша.
Читайте также:  Ребенок с рождения до года развитие видео

Всем родителям, воспитывающих детей с РАС, важно помнить — дети с аутизмом такие же дети как и все, состоящие из плоти и крови, которые подвержены различным соматическим заболеваниям и это не объясняется аутизмом.

Спасибо за внимание! Будьте здоровы и берегите своих детей!

Все обследования имеют противопоказания. Необходимо обратиться за консультацией к своему лечащему врачу.

О психолого-педагогической диагностике поговорим в другой статье.

Источник

03 Февраля 2020

Основы диагностики и коррекции детей с РАС и ТМНР

В статье раскрываются показатели обследования детей РАС и ТМНР. Рекомендуемый материал и задания для обследования (цель обследования, ход, показатели оценки действий ребенка. Требование к используемому материалу.

Первичную диагностику при расстройстве аутичного спектра (РАС) и тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) проводят с помощью предметных, дидактического пособия, игрового материала. Реакция ребенка на предмет, игрушку, предложенное задание. Стойкость интереса к нему, возможность самостоятельно организовать процесс игры, — важные показатели умственного развития.

Дети с ТМНР и РАС предметными, игровыми действиями своевременно не овладевают, они часто лишь манипулируют с предметом. То есть совершают хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Эти манипуляции не соответствуют назначению предмета, с которым ребенок совершает действия.

С трудом подражают действиям взрослого. Их деятельность нуждается в постоянном стимулировании и контроле за ее ходом, так как они часто отвлекаются, не проявляют волевых усилий. Они не умеют использовать предлагаемую помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу.

Для того, чтобы обследование было всесторонним, необходимо иметь такое оборудование, которое бы позволило исследовать разные стороны психической деятельности ребенка. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным. Задания должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так ка дети не способны к длительному напряжению.

При обследовании следует учитывать следующие показатели:

  1. Эмоциональную реакцию ребенка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную веселость, неадекватность).
  2. Принятие заданий: понимание инструкции и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понята – устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).
  3. Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.
  4. Уровень самостоятельности: совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, самостоятельно.
  5. Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудачи, безразличие, неадекватные реакции).

В обследование важно включить:

  1. Элементы обучения (задания на выявления способности к обучению).
  2. Варианты помощи.
  3. Задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности.

С этой целью рекомендуется использовать следующий материал и задания:

«Лови шарик».

Задание направленно на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словестной инструкции и умения прослеживать взглядом движущий предмет.

Проведение обследования: Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатит шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, результату.

«Спрячь шарики».

Задание направленно на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий.

Проведение обследования: Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький шарик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать шарик, т.е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку нужно брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.

«Разбор и складывание матрешки».

Задание направленно на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление у него соотносящих действий, сформированности понятий большой – маленький, один – много, обучаемость.

Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит закрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.

«Разбор и складывание пирамидки».

Задание направленно на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, различение цветов.

Проведение обследования. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, складывает ли ребенок пирамидку самостоятельно с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.

«Цветные кубики».

Задание направленно на сформированности зрительного восприятия цвета, умение работать по показу, действовать целенаправленно. Уровень развития зрительного анализатора и воспроизведение заданных конструкций.

Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят пред ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать6 «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит по очереди назвать цвета каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т.д.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета – сличает ли ребенок цвета, отношение к результату, результат.

«Парные картинки».

Задание направленно на выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста, умения соотносить слово с изображением, сравнивать, понимать название предметов.

Проведение обследования. Перед ребенком кладут две картинки (затем четыре). Точно такие же картинки находятся в руках педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат.

«Разрезные картинки».

Задание направленно на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Проведение обследования. Педагог показывает ребенку две части картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату и результат.

«Конструирование из палочек».

Задание направленно на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.

Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» и просят его сделать такую же.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, действие по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.

«Порисуй».

Задание выявляет умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, какая рука является ведущей и наличие согласованности действий рук.

Проведение обследования. Ребенку дают листок бумаги и карандаши, просят нарисовать, например, «дорожку».

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, соответствие рисунка инструкции.

Рекомендованный игровой материал и варианты его использования являются лишь примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным.

Читайте также:  Развитие речи тема игрушки в гостях у ребят

Полученные параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. На основе их составляется психолого – педагогическая характеристика. Количественная оценка выражается в бальной оценке познавательного развития ребенка и заносится в индивидуальный маршрут сопровождения. Такой подход к оценки действий ребенка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, то есть зону ближайшего развития, что дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.

Источник

Надя Гальерс
Особенности организации проведения диагностики дошкольников с РАС

В настоящее время актуальным становится инклюзивная практика, которая дает возможность обучать ребенка с РАС в условиях учреждения общего типа и тем самым расширяет его социальные контакты, способствует его социальной адаптации. А также удовлетворяет особые образовательные потребности такого ребенка и способствует полноценному его развитию.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Правильно организованная инклюзия создает необходимые предпосылки для успешности всех без исключения детей, а также способствует удовлетворению особых образовательных потребностей детей с РАС.

Современные отечественные исследователи Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко, разработавшие концепцию интегрированного обучения,предлагают несколько моделей: постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная и эпизодическая. Модель постоянной полной интеграции, по мнению авторов, является моделью инклюзивного образования. Следовательно, по мнению Т. Ю. Четвериковой, инклюзия становится частным случаем интегрированного обучения.

Особенностью психолого-педагогического сопровождения является комплексная поддержка в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с РАС. Целью такого сопровождения в инклюзивном образовании становится непрерывная поддержка дошкольников с РАС силами всех специалистов через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории развития таких детей. Данный подход позволяет реализовать идеи междисциплинарной команды, а также своевременно оказать необходимую психолого-медико-педагогическую помощь в дошкольном возрасте, обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.

Для правильной организации сопровождения детей с аутизмом, необходимо чётко понимать особенности его проявления. Ранний детский аутизм — одно из самых асинхронных нарушений развития. В основе данного отклонения лежит нарушение общения с окружающим миром, которое характеризуется отрывом от реальности и отгороженностью. Своеобразие эмоционального развития ребёнка, страдающего аутизмом, проявляется в повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что выражается в избегании взгляда в глаза, ребёнок смотрит как бы «сквозь», «мимо», а так же трудностях произвольной организации деятельности и своеобразных страхах.

Исходя из сказанного выше ребёнок с аутизмом живёт в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение.

В работе с детьми с РАС, можно выделить основные нарушения, которые характерны для всех детей с данным нарушением. Первое на что каждый специалист обращает внимание в работе с данной категорией детей, это нарушение коммуникации. Чаще всего она проявляется в том, что ребенок в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом аутизма в детском саду осуществляется комплексно, в тесной взаимосвязи между всеми специалистами в трёх направлениях:

1) психолого-педагогическая диагностика;

2) коррекционная работа с ребёнком;

3) поддержка семьи аутичного ребёнка.

Психолого-педагогическая диагностика осуществляется всеми специалистами детского сада. Комплексная диагностика раскрывает всю структуру аномалии психического развития аутичного ребенка, степень и структуру дефекта. Опираясь на эти данные, каждый педагог ведет собственное обследование, определяет конкретные задачи обучения, вырабатывает методику работы. Общий анализ позволяет получить информацию об особенностях усвоения знаний ребенком, о его поведении.

На каждом этапе совместной работы специалисты, обследуя ребенка, оценивают динамику его развития в процессе коррекции. Диагностика развития, таким образом, не является одномоментным срезом, а проходит через всю коррекционную работу. По полученным данным на базе нашего учреждения создаем индивидуальную программу развития (СИПР, в этой программе ведущую роль играет расписание, а так же технология тьютерского сопровождения,что включает: традицию приветствия, традицию следования расписанию, традицию тактильных ощущений (обнимание, прижимания, поглаживания).

Целью специальной индивидуальной программы развития состоит в преодолении негативизма при общении и установлении контакта с ребенком и развитии познавательных процессов в соответствии с индивидуальными возможностями. В соответствии с поставленной целью,решались следующие задачи:

развитие произвольного внимания;

развитие умение группировать предметы по: размеру, цвету, названию, форме;

развитие мелкой моторики;

смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребенка;

повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Важным в работе с аутичным ребенком становится специфика построения коррекционной работы. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.

На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.Важна совместная деятельность: педагог и ребенок.

В нашем детском саду коррекция нарушений при РАС, осуществляется в три этапа. На первом этапе работы основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. С этой целью важно создать особую развивающую среду. Занятие многократно повторялись с использованием одних и тех же учебных пособий (числовая лесенка, карточки «кит-петух-слова»). Каждый специалист на одном учебном материале отрабатывал свои задачи, инструктор по лечебной физкультуре, отрабатывал движение, логопед – речь и т. д.

На первых этапах работы с ребенком важно соблюдать правила речевого развития с учетом специфики нарушения. Одним из важных условий является то, чтобы ребенок заметил вас прежде, чем вы с ним заговорите. Заинтересуйте его, пробудите его любопытство, убедитесь, что он осознал факт вашего присутствия, прежде чем попытаетесь инициировать диалог. Не нужно притворяйться ребенком. Дети чувствуют фальшь за километр. Даже если они аутисты. Им не нужно, чтобы их собеседник разговаривал, как маленький ребенок. Важно говорить, только если вам есть, что сказать. «Мальчик, как тебя зовут?» — в общем-то ненужный вопрос. Как и «какого цвета твоя рубашка?». В то же время «Здравствуй, меня зовут Коля» — полностью уместно. Очень часто мы начинаем разговор с вопроса, в данном случае этого делать ненужно. Скажите что-нибудь утвердительное, расскажите что- нибудь, сообщите о чем-нибудь. Дайте время осознать ваши слова. Если вам не ответили, не делайте из этого вывод, что вас не поняли. Бывает так, что ребенок вас понял, но ответ требует от него слишком больших усилий. Не задавайте открытых вопросов. «Как было в детском саду?» — это вопрос открытый и бесполезный. В лучшем случае вам ответят «хорошо». А вот на вопрос «Во что ты играл во дворе?» шанс получить ответ выше. Дети говорят то, что думают, чувствуют, видят. У детей-аутистов зачастую отсутствует понимание, что, кому и когда следует говорить. Даже эта тенденция в последующем сохраняется в школьном возрасте. Способность к манипуляции и безобидной лжи — это наши, взрослые навыки. Не говорите, глядя поверх головы ребенка. Вы разговариваете с ним, сделайте движение по направлению к нему, наклонитесь. Сядьте на стул, присядьте. Проявите к ребенку причитающееся ему уважение. Хотя он еще ребенок, к тому же аутист, у него есть свои чувства, мысли. Отнеситесь к нему так, как вы бы хотели, чтобы он отнесся к вам. Не делайте предположений, скорее всего они окажутся ошибочными. Попробуйте понять, кто перед вами. Не меряйте ребенка по себе. Постарайтесь увидеть мир его глазами. Не пугайтесь движений и звуков, которые производит ребенок. Зачастую не имеющие отношения к происходящему звуки, странные или повторяющиеся движения с вами не связаны. Они появляются, когда возбуждение, вызванное окружающей средой, становится слишком сильным для ребенка, или в силу необходимости стимуляции, обусловленной его физиологическим состоянием. Не заставляйте его смотреть вам в глаза. Зрительный контакт может потребовать от ребенка сосредоточенности и усилий. Если вам важен сам факт коммуникации, откажитесь от зрительного контакта на всем протяжении беседы. Удовлетворитесь периодическими непродолжительными контактами. Не будьте однообразны. Меняйте интонацию, громкость голоса, выражение лица. Играйте, как одаренный актер в знаменитом театре. Никогда не обсуждайте ребенка в его присутствии. Исходите из предположения, что он все понимает. Даже если на самом деле он не понимает.

Читайте также:  Мониторинг качества развития ребенка дошкольного возраста

На второй этапе работы идет формирование устойчивого пространственно — временного стереотипа занятия. Такой стереотип дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игрового взаимодействия, что позволяет их постепенно все более дифференцировать и осмыслять. Условием формирования такого стереотипа является построение специалистом определенного пространственно временного порядка занятия. В то же время, этот порядок никогда не формируется слишком жестко, поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения, формирования новых эпизодов взаимодействия.

Третий этап работы предполагает развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение активной избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного эмоционального осмысления детьми происходящего. В созданной учебной ситуации ребенок на занятие повторяет у доски, правильно показывает предметы.

Полноценное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с аутизмом не может осуществляться без тесного взаимодействия с его близким семейным окружением. Работа с родителями проводится в рамках консультативного пункта. Основными задачами,которого является:

оказание всесторонней помощи родителям;

формирование адекватных детско-родительских отношений;

создание условий для решения конфликтных ситуаций между родителями детей, посещающие учреждение. При индивидуальной работе с родителями в рамках индивидуальной консультации происходит сбор информации, выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей ребенка, осуществляется поддержка семьи аутичного ребёнка, которая предусматривает, снижение эмоционального дискомфорта в связи с диагнозом ребёнка, поддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка.

Формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребёнка.

Мероприятия, проводимые в рамках работы консультативного пункта, помогают повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей, а также снизить количество конфликтных ситуаций возникающих в семье.

Одной из ведущих особенностей коррекционной работы является, то, что наша командная форма работы помогает подбирать для ребенка такие занятия, которые не требуют больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия и в то же время быстро дающие эмоционально яркий эффект. А также незаметно для ребенка облегчает осуществление даже простых заданий. Мы опираемся на удовольствие, которое ребенок получает от результата своей работы, мы стараемся подвести ребенка перед необходимостью совершать все новые необходимые для достижения результата подготовительные действия. Усвоение в ходе совместной игры новых навыков предметного действия позволяет нам все более усложнять взаимодействие.

В решении задач речевого развития мы так же выбрали технологию коррекционной работы исходя из следствия нарушения общения, в основе нашей работы лежит преодоление затруднения контакта с окружающими. Из нашего опыта мы видим, что работа по развитию речи независимо от вариантов речевых расстройств необходимо выполнять исходя из определенных условий. В первую очередь нужно много разговаривать с ребенком, объяснять происходящее вокруг, говорить новые слова, не требуя немедленного их повторения, при этом обязательно это нужно закреплять родителям в домашней обстановке. Ребенка имеющего РАС обязательно нужно активно включать в разные деятельности, его нужно вовлекать в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривать их в процессе исполнения, затем оценивать прошедший день. С течением времени ребенок начинает вникать в знакомые ситуации, что говорит о подключении следующего этапа, это постепенный переход к составлению планов на более длительные сроки. Обязательно нужно давать возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.

Следующий этап азвития ребенка является обучение бытовым навыкам. Эмоциональное освоение происходящего вокруг, формирование активного отношения, заинтересованности в окружающем необходимы для адекватного приспособления аутичного ребенка к жизни семьи, преодоления его негативизма, капризов, обучения самым простым навыкам бытового поведения, самообслуживания, следования распорядку дня. Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с близкими и требует от них большого терпения.

После того как научили элементарным бытовым навыкам, переходим на обретение окружающего мира аутичного ребенка. Обязательно здесь важным моментом является смягчение тревоги, страхов аутичных детей, формирование эмоционально положительного отношения к окружающему, возможности взаимодействия со взрослыми позволяют обогатить знания ребенка об окружающем мире, умение активно ориентироваться в нем. Необходимо организовать совместное активное обследование привычных предметов обихода, любимых игрушек. При этом задачей является не столько обогащение сенсорного опыта, сколько соединение внутренних впечатлений с функциями реального предмета исследования, его значением в жизни ребенка, закрепление этих связей в речи. Необходима постоянная работа, обеспечивающая развитие у ребенка навыка ориентировки в окружающем. Игры, занятия с ребенком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, животных, растений, ухаживая за ними, ребенок подходит к осознанию и выделению «живого», сопереживанию живому, ответственности за него. Необходимо, хотя это, вероятно, труднее всего, знакомить аутичного ребенка с жизнью других детей. Для того чтобы обогатить эмоциональный опыт аутичного ребенка, целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма. Все эти мероприятия, помогают аутичному ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, эмоционально тонизируют его, формируют разнообразные связи, социальные интересы, помогают постепенно преодолевать его аутистическую изоляцию, позволяют включить его в процесс дальнейшего школьного обучения.

В целом эффективность психолого-педагогического сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования устанавливалась посредством разработанных критериев. В соответствии с рекомендациями ученых (М. М. Семаго, Н. Д. Шматко, С. Н. Сорокоумова, Л. М. Шипицына) были получены положительные результаты, реализации индивдуального коррекционного маршрута. Мы наблюдали положительный эмоциональный настрой всех детей к детскому саду, у некоторых дошкольников с РАС появились предпосылки к речевому развитии. Зафиксированы положительные изменения в межличностном взаимодействии всех детей, появил?