Детство как самоценный период в развитии ребенка

Детство как самоценный период в развитии ребенка thumbnail

Яна Васильева
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

Что такое детство, какое оно?У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Но осмелюсь сказать, почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это счастливая, беззаботная пора, когда можно было лазить по деревьям, лепить куличики в песочнице, играть в «Дочки-матери», классики, прятки, казаки-разбойники. А этот незабываемый вкус леденцов «Монпасье» и конфет «Петушок»? Казалось, нет ничего вкуснее!

Наступила «взрослая жизнь», завертевшись в ней с многочисленными проблемами, мы становимся серьезными и забываем о том, что было мило нашему сердцу в далеком детстве.

Изучая детство, исследователи всёчаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Самоценность детства – период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас.

Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги,такие как: Ж. Ж Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и другие.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

На сегодняшний день гарантом такого развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детствапрослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Работая в детском саду, я заметила, что многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему успеть его научить, что, безусловно, сужает и обедняет психическое и личностное развитие ребенка. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать, и хотят помощи от воспитателя, возят к педагогам на подготовку к школе. На мой взгляд, они не понимают, что лишают своих детей «настоящего» детства, т. е. всего того, что происходит «здесь и сейчас». Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог А. В. Запорожец также выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», – говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Но здесь существует проблема — противоречие стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Наш итог — целевые ориентиры. В начальной школе итог стандарта — универсальные учебные действия. Полагается, что целевые ориентиры — это основа, «подушка» для формирования УУД. Но как это в реальном измерении сделать — непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования — сохранение уникальности и самоценности детства, развитие ребенка как субъекта деятельности в игре, в которой обучение не лидирует. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными универсальными учебными действиями и безупречным поведением (программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры,прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.

Читайте также:  Психо развитие ребенка 5 лет

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:

1. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

2. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

3. Личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

4. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака,с которым трудно не согласиться:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.

Источник

Детство как самоценный и уникальный этап развития человека

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Эта мысль прослеживается и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Об этом говорили многие ученые психологи и педагоги, такие как: Ж. Руссо, К. Вентцель, Я.Корчак, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, П.П. Блонский.

Зачем нам, педагогам, понимать смысл феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, установок на воспитание ребенка, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии. Из выше сказанного можно сделать вывод: вопрос цены человеческого развития – это вопрос воспитательной позиции.

Хотелось бы подробнее остановится на ценностных основаниях педагогического взаимодействия с ребенком. Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной. Для личностного подхода главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности, приобретение индивидуальности, развитие самоценных форм его активности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы этот развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. В этом случае ребенок будет автор своей деятельности – субъект. В.А. Петровский говорил, что ценностные проявления активности и самостоятельности при устойчивой субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Вот тогда мы можем получить качества ребенка, те целевые ориентиры, прописанные как социальный заказ общества в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических процессов, его разностороннему гармоничному развитию. И вместе с тем подготавливает на переход на новую возрастную ступень. Ученые психологи создали не мало возрастных периодизаций. Наиболее известные из них периодизации Л.Кольберга, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, П.Я. Эльконина. Каждый из них хотел донести мысль, что в каждом возрастном периоде существует оптимальная возможность для формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Речь идет о возрастной сензитивности, которая хорошо раскрыта в трудах М. Монтессори, М.И. Лисиной, А.Л. Люблинской. Например, Мария Монтессори говорила об особой восприимчивости ребенка дошкольного возраста к сенсорному развитию. Лев Семёнович Выготский о всех психических процессах, быстро развивающихся именно в дошкольном возрасте, в том числе и о воображении.

На основании возрастных особенностей детей можно сделать вывод, что не надо форсировать темпы детского развития. «Больше» или «раньше» не означает лучше. Прибегать к искусственному ускорению развития детей не только не целесообразно, но и опасно.

Альтернативой акселерации А.В. Запорожец предлагал амплификацию. Педагогам и родителям необходимо «дать дорогу» тем резервам, которые содержит каждый возрастной этап. Эти резервы спрятаны в таких видах детской деятельности как: игровой, коммуникативной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой, познавательно-исследовательской, прослушивание художественной литературы.

В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, как было раньше, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

Педагогам необходимо убедить родителей воспитанников, чтобы не делали сильного упора на специальную подготовку к школе, ориентированную на знания, умения и навыки для изучения учебных предметов в школе. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Читайте также:  Влияет ли на развитие ребенка

В детстве происходит усвоение нравственных и общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности набора нравственных качеств таких как: доброжелательность, уважение, чувство собственного достоинства и т.д. Именно в дошкольном возрасте идет становление личности.

Не будем забывать и о таком психологическом новообразовании в дошкольном возрасте как самооценка. Очень важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение собственной важности, что его любят, что он нужен, что у него все получится.

В.И. Слободчикова говорила: «Детство – это период сотворения своего «Я». Развитие личностного «Я» (образ «Я») одно из центральных звеньев становления личности на протяжение дошкольного возраста.

Большинство проблем уходят корнями в детство. Самые распространённые комплексы неуверенность в себе, неумение принимать решения, страх ответственности являются средством влияния на неокрепшую психику. Поэтому необходимо стараться оценивать именно поступок ребенка и не допускать отрицательной оценки его самого. Ведь он очень уязвим, так как у него недостаточно знаний о себе.

Очень важно также, чтобы в детстве не было нарушение самости ребенка. Речь идет о нарушении ценностно-смысловой сферы, некоторый перекос, дисбаланс приоритетов. Для ребенка необходимо защищать то, что для него важно. Он учится правилу «Если я чему-то отказываю, то делаю это ради чего-то более ценного для меня».

Таким образом, главной задачей педагога является направить свои усилия на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и научить ориентироваться в нашем не простом мире.

Источник

Автор: воспитатель Казьмина Елена Викторовна.

МБДОУ «Солнышко» детский сад № 134 г. Нижний Тагил.

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО — САМОЦЕННЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Файл: статья

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО — САМОЦЕННЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Идея самоценности детства рассматривалась еще задолго до настоящего времени. Эта идея находит отражение в работах многих великих людей. Считается, что первым, кто подверг серьезному осмыслению вопрос о самоценности детства, был Ж. Ж. Руссо, затем она развивалась в «теориях свободного воспитания» (К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др.).

Эта идея стала ценностным ориентиром и в XXI в. Чтобы обозначить современную трактовку понятия, необходимо изучить это понятие в историческом ракурсе.

Ж. Ж. Руссо утверждал, что воспитание, основанное на принуждении, насилии, противоречит естественному состоянию. Он выступал в защиту природы и прав ребенка и требовал тщательного его изучения, хорошего знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ж. Ж. Руссо считает, что главным методом обучения является собственное желание ребенка обучаться. Рассуждая о ценности детства, он считает, что природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Потому что если нарушить этот порядок, то произрастут скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и быстро испортятся. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать ее заменить [8].

Л. Н. Толстой стремился к «ненасильственному» методу обучения и воспитания в школе, бережному отношению к детям, простоте и доброте в общении. По поводу свободного воспитания мнение автора сводится к тому, что полная свобода, то есть отсутствие принуждения, избавила бы людей от большой доли зла, которое производит принудительное образование. Его принцип свободного воспитания — гуманное отношение к ребенку [9].

По мнению К. Н. Вентцеля, воспитанник должен быть поставлен учителем в активную творческую позицию, должен вырабатывать собственное отношение к жизни и сознательно выбирать то или иное религиозное мировоззрение. В ребенке должна быть сформировала творческая индивидуальность личности [1].

М. Монтессори видела свободу в свободе выбора, организации среды, наиболее соответствующей потребностям ребенка, в создании условий, наиболее благоприятных для развития его личности. Педагог должен был только руководить самостоятельной деятельностью детей, стимулировать к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, помочь организовать им свою деятельность [6].

Д. Б. Эльконин определяет детство как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Детство имеет большое значение для овладения ребенком человеческой культуры. В овладении культурой осуществляется развитие человека, в этом заключается ценность детства [3].

В концепции Д. И. Фельдштейна детство представляет собой не просто «невзрослое» состояние людей и не только определенную совокупность множества детей, объект воздействия мира взрослых. Детство, по убеждению Д. И. Фельдштейна, — это особое целостное социальное явление, имеющее определенное временное протяжение. Это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства и рефлексии на все отношения в этом пространстве [3; 10].

По В. Т. Кудрявцеву, детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида [3; 5].

А.Б. Орлов утверждает: «Мир детства — это часть мира взрослых, часть неравноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства — несамостоятельный придаток мира взрослых, его «обоз», его «склад заготовок», его «материал»» [7, с. 2]. Мир детства и мир взрослости — равноправные части мира человека. Мир детства обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости. Между мирами детства и взрослости не должно быть границы [3; 7].

Читайте также:  Диагностика васильевой карта развития ребенка

В.И. Слободчикова и Е. И. Исаева определяют самоценность детства, заключающуюся в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных органов, развитии эмоций, воли и способностей. Детство заключается в оформлении личностью способов бытия, ответственного отношения к себе и другим людям. Детство — период сотворения ребенком своего «я», свой образ «я» в этом мире соотносится со всем, что его окружает [3].

Согласно Я. Корчаку, ребенок — это самостоятельная «отдельность» и независимая от другой воли личность. Он утверждает тезис о полноценности ребенка как человека и о самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Корчак говорит, что

дети — такие же, как и взрослые люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта [4].

По концепции В. В. Зеньковского, функция игры в детстве заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя вполне от действительности. Игра и является той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности [3].

Анализируя все подходы к трактовке понятия детства, мы можем сделать вывод о том, что детство — это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, качественно своеобразный этап жизненного пути, ничем не заменимый период человеческой жизни. Дошкольное детство — это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки фундамента для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей. Внутренний мир ребенка формируется под воздействием усвоенных ценностей. Они выступают основанием для познания мира. Поэтому важно, чтобы в этом уникальном, самом нежном, самом чувственном периоде жизни, когда мир наполнен яркими красками, были заложены эстетические ценности. Неоценимое значение в освоении ценностных смыслов принад-лежит искусству. Оно играет большую роль в становлении личности ребенка, в развитии его духовного мира и формировании нравственных ориентации. Искусство увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждений. В эстетическом переживании проживается система нравственных ценностей, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром в соответствии с законом гармонии. Важнейшим условием гармоничного развития личности является единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека, Для того чтобы ребенок воспринимал мир целостно и духовно, необходимо развивать одновременно и правое и левое полушарие. Если развивать его правое полушарие, то у него будут развиваться интуиция, фантазия, активно формироваться подсознание. Всего этого будет’ не хватать, если развивать только левое полушарие. Регулирующая функция поведения в детстве остается за эмоциями. Искусство можно считать универсальным средством формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, так как общение с художественными произведениями, в том числе и музыкальными, вызывает в ребенке целый мир переживаний и чувств, помогает ему регулировать свои эмоциональные состояния, устраняет дисгармонию с окружающим миром. Включение в педагогический процесс эстетического переживания для формирования ценностных ориентаций личности необходимо. Так как искусство совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту, нравственным ценностям. Художественно-практическая деятельность детей обусловливает возможность для активного проявления и выражения эмоциональных состояний, способствует формированию эмоциональной основы ценностной ориентации через эстетическое переживание образов искусства. Эмоциональное насыщение детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством, где происходит процесс восприятия музыкальных образов в различных видах музыкальной деятельности ребенка. В процессе восприятия музыкального искусства у детей развивается интерес к окружающему миру, эстетический вкус, происходит расширение кругозора, складываются нравственные понятия, стимулируется мыслительная деятельность, появляется стремление к самостоятельным действиям. Это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребенка охватывает ощущение душевного подъема, восхищения.

Итак, дошкольное детство — это очень важный и ценный период первоначального становления личности, так как именно в нем происходит усвоение нравственных общечеловеческих ценностей, формируется отношение к миру. Огромную роль в духовном становлении дошкольника играет искусство в целом и музыкальное в частности, которое формирует его нравственную культуру и ценностные смыслы.

Источник