Детство как период развития ребенка

Детство как период развития ребенка thumbnail

УДК 001.201

Таренко Анастасия Андреевна – студент Инженерно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается первый период жизни человека. Описывается ключевые моменты этого возраста и их отражение на характер индивида.

Ключевые слова: Жизнь, детство, возраст, переодизация.

Детство

Первым этапом жизненного цикла человека является детство. В этот период, начинающегося с момента рождения и заканчивающегося с вступлением в зрелую жизнь, происходит физический рост и развитие человека, оттачиваются жизненно важные навыки, закладываются основы понимания окружающего мира, усваивается культура общества, в котором находится ребёнок. Необходимо иметь представление, что детство является и частью индивидуального развития, но и понятие, которое в различных исторических эпохах и у разных народов могло иметь неодинаковый культурный и социальный смысл. Процесс развития и социализации ребёнка протекает в окружающей его культурной среде, которая связана с остальными сторонами общественной жизни. Значение, вкладываемое в слово «детство», видоизменяется с течением времени и по-разному определяется в культурах.

В детстве идёт невероятно быстрое развитие ребёнка, как физически, так и психически.

Особое значение имеет время раннего детства, нарушения которого, например, изолирование от контакта с людьми или насилие, приводят к тяжёлым психическим травмам. Этот этап составляет около одной десятой человеческой жизни. По тому, что будет заложено в ребёнка в данные годы, возможно определить то, каким будет его характер, когда он повзрослеет.

Впечатления, полученные в детстве, не всегда совпадают с действительностью, они могут казаться ярче, основаны или на пересказе взрослыми и фотографиях, или на собственных неполных воспоминаниях. Они могут быть как счастливыми, так и негативными. Как только ребёнок начинает активно познавать мир, ему открывается много новых и неизвестных вещей. Получая первые болевые впечатления, дети пугаются и начинают плакать, что является естественной реакцией, но неприятные ощущения быстро проходят. Счастье не является моментальным впечатлением. Оно основано на постоянной атмосфере, формируемой окружением ребёнка. Игры с родителя, их забота и проявления любви, доверие всё это является ключевым в счастье ребёнка.

Этнография (антропология) детства

Античный период истории может характеризоваться массовыми детоубийствами, те же, кто выживал, впоследствии являлись жертвами насилия.

В средневековой культуре Европы практически не существовало понятия о детстве, как особом этапе жизни индивида. Но это не значит, что дети не воспринимались как то, чем можно пренебречь или не заботится. В этом историческом периоде специфического понимания природы детства и осознания отличий между ребёнком и взрослым не было. Ребёнок становился взрослым сразу после того, как мог обходиться без помощи матери, нянек или кормилиц. В крестьянских семьях дети начинали трудиться с довольно раннего возраста, выполняя то же, что и взрослые. Так же детей отдавали в город как учеников и подмастерья. Внутренний мир ребёнка отходил на второй план по причине того, что он, по мнению взрослых, не являлся отдельным от их собственного.

В Новом времени дети ещё не владеют самостоятельным духовным существованием, но родители начинают проявлять к ним эмоции.

В Новейшем времени происходит сближение детей с родителями. Ребёнок для взрослых больше не является простым предметом, за которым нужен физический уход. Однако идёт полное контролирование его поведения, внутреннего мира, мыслей и воли. В эпоху классицизма начинает закладываться понятие о детстве как особенном периоде человеческой жизни. Развитие значение данного слова идёт и в наши дни.

Возрастные характеристики

Дети от рождения могут иметь широкий спектр естественных форм поведения, например, проявления хватательного, мигательного, защитного рефлексов, которые являются безусловными, и сосания – сложного инстинкта. Большую часть времени младенец проводит во сне, которые просыпаются, когда чувствуют голод или от неприятных ощущений. Для ребёнка до года характерно: познание мира через ощущение, сосредоточенность на самом себе, восприятие звуков и зрительных образов, полная зависимость от взрослых, появление некоторых моторных навыков.

В этом возрасте у детей начинают появляться зубы, которые прорежутся полностью до трёх лет, также происходит быстрый рост ребёнка и увеличение его веса. Появляется навык ориентирования в пространстве и начинается активное познание окружающего мира. Ключевое значение в развитии имеет игра. Следующее, чем овладевает ребёнок, это навыки ходьбы. Для данного возраста характерно: любопытность, решительность, подражание взрослым, непослушность, способность концентрации на одном объекте, слабая координация движений.

Особенности развития речи

Словарный запас ребёнка довольно обширен, но произнести он может лишь малую его часть. Это значит, что активная речь опережается пассивной. Дети могут неправильно воспринимать слова, которые плохо услышали, что замедляет развитие речи. Также развивается значение детских слов путём уменьшения смыслов, вкладываемых в них, и первых функциональных обобщений. Ребёнок начинает открывать то, что у каждого объекта есть своё наименование. Он учится делать из слов предложения, в которых отсутствуют предлоги, так как ребёнок знает ещё не так много речевых конструкций. Грамматический строй речи усваивается только в районе трёхлетнего возраста. К моменту дошкольного возраста он владеет большинством синтаксических конструкций, имеющимся в языке.

Характер

В формирование характера у детей огромную роль играет домашняя атмосфера. Ребёнок познает злобу и научится осуждать, если будет замечать вражду. Для того, чтобы научить малыша терпению и прощению, надо постоянно показывать ему их. При постоянных насмешках он станет застенчив и скован. Чувство вины появляется, когда его ругают. Благородными и самоуверенными вырастают дети, которые часто слышали похвалу. Если относится к нему справедливо, то у ребёнка сформируется чувство правосудия. Ребёнок может познать любовь, если к нему её будут проявлять.

Дошкольный возраст

Происходят качественные изменения в характере ребёнка: становится разговорчив, появляется желание помогать, крайне доверчивый, воображение достигло наивысшей степени развития, заметно улучшилась координация, способен подружится со взрослым, более самоуверен, развитие творческого инстинкта, может испытать истинное религиозное чувство, снижается зависимость от взрослых. Также большинство детей стараются подражать взрослым. Примером является детская игра, в которой дети имитируют семейные отношения. Между детьми появляются чувства, которые напоминают любовь и являются порой очень крепкими, основаны на возвышенном. Партнёр проявляет знаки внимания и совершает действия, схожие со взрослыми ухаживания.

Школьный возраст

Для ребёнка этот этап может начаться в возрасте 6 или 7 лет и закончится он к 16 годам. В этот период происходит вторая социализация, в которой ребёнком познаётся культура и социальная жизнь общества. Посещая школу, дети познают жизнь, учатся нести ответственность за свою успеваемость, пропуски занятий, форму. Происходит формирование вкусов и развитие личности ребёнка. Налаживаются связи с окружающими, образуются множественные дружеские отношения. В этом возрасте любовь основывается не только на возвышенном и чистом чувстве, но и на увеличение тяги к общению с объектом воздыхания, и большом интересе к нему.

Отсутствие любви может вызывать желание обрести её. Наблюдая за взаимоотношениями сверстников, человек хочет почувствовать те же чувства. Образование с кем-то, кто не является объектом любви, пары может оставить после себя негативные воспоминания и эмоции. В более позднем возрасте влюблённость основана на тяге к личной интимности и стремление познать личность объекта любви.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные ценности ребёнком воспринимаются в семье, в которой также идёт формирование его идеалов, привычек, отношения к жизни. Ребёнок сформируется в развитую и самодостаточную личность, если его будут правильно воспитывать как духовно, так и психологически. Важно создавать благоприятную атмосферу, участвовать в играх с ребёнком, показывать и открывать ему новое. К появлению у детей чувств к противоположному полу родители должны отнестись с полной серьёзностью. Всё то, что услышит ребёнок, он перенесёт на себя. Любая неправильная реакция на его слова или неверный комментарий оставит неприятный след в сознание чада.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство — 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. — Науковедение. С. 216 Доступ: https://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Источник

Детство – это  период жизни и развития человека, во  время которого закладываются основы будущего здоровья и происходит всестороннее развитие, что является   необратимым и уникальным процессом. Развитие  ребенка, которое происходит в умственном, физическом, эстетическом, нравственном направлении  должно осуществляться в гармонии.  Важно на этапе развития ребенка в дошкольном возрасте обратить пристальное внимание на  его физическое развитие и  здоровье, так как это составит в будущем основу для сознательного  отношения к своему здоровью. Но это не означает, что ребенок должен только подчиняться  командам взрослого, важно, чтобы физическое воспитание проходило на основе желания и активности самого ребенка. Необходимо прививать с детства представления о своем здоровье, выстроить систему осознанного отношения к своим действиям в отношении здоровья и вызвать желание самого ребенка стать активным участником становления и гармоничного развития. Отсутствие  своевременной помощи со стороны взрослого могут привести к необратимым последствиям, таким как отсутствие желания и активности   ребенка,  проявление безволия, нежелание узнавать новое,  отсутствие полезных привычек и элементарных знаний о нравственности, здоровье, отсутствие необходимых умений и навыков в физическом развитии и стеснении проявить себя, сделать  пусть неверный, но шаг. По словам И.И. Брехмана, «обучение здоровью необходимо начинать с самого раннего возраста»,  потому как   понятие и установка на  здоровый образ жизни, на физическое развитие не  появится само по себе, его необходимо формировать  путем  особого педагогического воздействия в условиях ДОУ и при  активном привлечении родителей. Совместные усилия направленные на достижение развития  физически развитого, здорового, владеющего  представлениями о культуре здоровья ребенка не окажутся напрасными. Актуальным на сегодняшний день остается  взаимодействие с семьей, ведь именно семья является для него примером для подражания и источником общественного опыта. На первый план при взаимодействии с родительской общественностью будет выступать  установление доброжелательных отношений и взаимного контакта с родителями в условиях проявления искренней заинтересованности  обоих партнеров, что удачнее будет поводить в индивидуальной работе. На сегодняшний день это на проблема стоит наиболее остро, так как зачастую педагоги  сталкиваются с родителями, которые  не прислушиваются к советам педагога, а просто пренебрегают ими, так как считают что воспитанием ребенка должны заниматься только педагоги и только в детском саду, а родительская задача состоит только в том, чтобы удовлетворить  чисто физиологические нужды ребенка: питание, одежда, сон. Единственное чем может заниматься ребенок в такой  семье – это прогулка в лучшем случае, либо  он просто предоставлен сам себе все свое свободное время. Поэтому, опираясь на многолетний педагогический опыт важно уяснить некоторые принципы работы с родителями: не начинать  беседу о ребенке с отрицательных моментов в его поведении, важно и необходимо отметить его достоинства, в противном случае, вы будете выглядеть жалко, показывая свою некомпетентность и невозможность взять ситуацию под контроль. Все обращенные к вам жалобы и замечания необходимо терпеливо  и с вниманием выслушать (они могут быть справедливыми), учесть их в дальнейшей работе. Хорошо если родители могут поделиться собственным «педагогическим» опытом, высказать свою точку зрения, если они ошибаются нет необходимости вступать в конфронтацию, достаточно просто и тактично указать на ошибки и дать конкретные, касающиеся ситуации обоснованные ответы (советы). Далее   можно приступить к более детальному изучению социального статуса родителей группы, важно составить   систему  работы так, чтобы она учитывала и охватывала все  категории семей, имела последовательность и индивидуальный подход к каждому ребенку и   его семье. И  какие формы работы  «старые» или передовые новые  вы будете использовать – неважно, важен результат, который будет на  50% зависеть от вас, педагоги.      

Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 40 Калининского района Двукраева М.А.

Источник

Среди многих
отличий от родственных ему млекопитающих
есть и такое, как наличие у человека
самого длительного периода развития –
детства. Оно составляет у человека не
менее 20% физиологической длительности
жизни.

Педиатры широко
используют в своей деятельности
представление о хронологическом возрасте
своих пациентов. Возраст «детский»
рассматривается с рождения до 18 лет
(Международная конвенция защиты прав
ребёнка). Важен момент рождения ребёнка
– момент пережатия пуповины и начало
постнатальной жизни. Согласно правилам
ВОЗ, ребёнком считают каждый продукт
зачатия, родившийся с массой тела 500 г
и выше (примерно 22 неделя беременности).
Если рассматривать возраст человека
как возраст его биологической жизни,
начавшейся во внутриутробном периоде,
то и отсчёт срока этой жизни можно
проводить как отсчёт родительской
яйцеклетки. Такой отсчёт возраста
чрезвычайно важен в акушерстве и в
педиатрии, особенно при выхаживании
детей с экстремально низкой массой тела
и недоношенных. В этом случае говорят
о гестационном, или чаще постконцепционном
возрасте (гестационный возраст плюс
недели жизни).

Поскольку ребенок
постоянно растет и развивается, и на
каждом возрастном этапе своей жизни
предстает в особом морфологическом,
физиологическом и психологическом
качествах, возникает определенная
потребность выделить ряд периодов, или
этапов, развития. Значимые
анатомо-физиологические особенности
каждого периода имеют большое значение
для научно обоснованной разработки
медицинских, социальных и других мер
охраны здоровья и развития ребенка.
Поэтому периоды детства важны как для
врачебной деятельности (диагностики и
лечения), так и для рекомендации адекватных
режимов жизни, питания, воспитания,
профилактики заболеваний и многого
другого. Самыми наиболее отличающимися
этапами развития являются: подготовительный,
внутриутробного и постнатального (или
собственно детство) развития.

I.
В понятие подготовительного
этапа
входят:

1) самый отдалённый
от зачатия генеалогический
период

период накопления наследственного
набора генов у предков родителей, на
этой стадии происходит формирование
истоков
наследственной патологии;

2)
период
формирования родительских гамет
,
которые отражают фенотип развития
родителей, а также состояние репродуктивного
и соматического здоровья биологических
родителей ребёнка;

3)
преконцепционный
период
, самый
близкий к возникновению беременности;
составляет
2-4 месяца перед зачатием, и очень
важен в плане первичной профилактики
и активного управления здоровьем
будущего ребёнка.

II.
Внутриутробный этап развития –
антенатальный
(280 дней).Продолжается
от момента зачатия до рождения. Принято
выделять несколько периодов внутриутробного
развития:

А.
Герминальный,
или собственно зародышевый, период. Он
начинается от момента оплодотворения
яйцеклетки до имплантации образовавшегося
бластоцита в слизистую оболочку матки
(1 неделя).

Б.
Период
имплантации
.
Продолжается 40 часов. Пороки развития,
возникшие на этом сроке гестации,
называют бластопатиями.

В.
Эмбриональный
период
.
Длится по 75 день внутриутробного
развития. Питание зародыша происходит
из зародышевого листка (амниотрофный
тип). Осуществляется и органогенез.
Поражения этого этапа именуются
эмбриопатиями.

Г.
Фетальный
период
продолжается
с 76 дня внутриутробного развития и до
рождения. Делится в свою очередь на
ранний (с 76 дня до 28 недели) и поздний
фетальный период (с 28 недели и до
рождения). Болезни этого периода
называются фетопатиями.

Поздний фетальный
период переходит в интранатальный
илиродовый
период.

III.
Постнатальный этап
:

1)Период
новорожденности
,
который делится на ранний неонатальный
и поздний неонатальный периоды.

Ранний неонатальный
период

это период от момента перевязки пуповины
до окончания 7 суток жизни (168 ч). Этот
период самый ответственный для адаптации
ребенка к внеутробному существованию.

Наиболее существенными
физиологическими изменениями в этот
период являются начало легочного дыхания
и функционирование малого круга
кровообращения с перекрытием путей
внутриутробной гемодинамики (артериального
протока и овального отверстия), а также
изменение энергетического обмена и
терморегуляции. С этого момента начинается
энтеральное питание ребенка. В периоде
новорожденности все функции организма
находятся в состоянии неустойчивого
равновесия, адаптационные механизмы
легко нарушаются, что существенно
отражается на общем состоянии
новорожденного и даже его выживании.

Поздний неонатальный
период

охватывает 21 день (с 8 по 28-й день жизни
ребенка). Важнейшей характеристикой
этого этапа являются интенсивное
развитие анализаторов (прежде всего
зрительного), начало развития координации
движений, образование условных рефлексов,
возникновение эмоционального, зрительного
и тактильного контактов с матерью. Около
трехнедельного возраста многие дети
начинают отвечать на общение улыбкой
и мимикой радости. Этот первый эмоциональный
радостный контакт многие считают началом
психической жизни ребенка.

2) Период
грудного возраста
.
Он длится от 29-го дня жизни до года. В
этот период основные этапы адаптации
к внеутробной жизни уже завершены,
механизм грудного вскармливания
достаточно сформирован, происходит
очень интенсивное физическое,
нервно-психическое, моторное и
интеллектуальное развитие ребенка.

3)Преддошкольный,
или ясельный, период – от года до 3 лет.
Он характеризуется некоторым снижением
темпов физического развития детей и
большей степенью зрелости основных
физиологических систем.

Интенсивно
увеличивается мышечная масса, заканчивается
прорезывание молочных зубов, стремительно
расширяются двигательные возможности,
интенсивно развиваются все анализаторы,
совершенствуется речь, четко определяются
индивидуальные черты характера и
поведения.

4) Дошкольный
период
– от 3 до
7 лет. В этот период идет дифференцировка
строения различных внутренних органов,
интенсивно развивается интеллект,
улучшается память, совершенствуются
координированные движения, формируются
индивидуальные интересы и увлечения,
увеличивается длина конечностей,
постепенно выпадают молочные зубы,
начинается рост постоянных зубов.

5) Период
младший школьный возраста
– от 7 до
11 лет. В этом возрасте у детей происходит
замена молочных зубов постоянными,
улучшается память, повышается интеллект,
формируются самостоятельность и волевые
качества, расширяется круг интересов.

6) Старший
школьный

возраст – с 12 до 17–18 лет. Это самый
трудный период психологического
развития, формирования воли, сознательности,
гражданственности, нравственности.
Этот период характеризуется резким
изменением функции эндокринных желез.
Это период полового развития и пубертатного
скачка роста.

Соседние файлы в предмете Детские болезни

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник