Детско родительские отношения и психическое развитие ребенка
Детско-родительские отношения — «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада „ребенок — родители“) и сверху-вниз (диада „родители — ребенок“), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы»[1]
Общие сведения[править | править код]
Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребенка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка.[2]
Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические.[2]
В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребенка.
Структура детско-родительских отношений[править | править код]
Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребенком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребенка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребенка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя.
Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним».[3]
Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребенка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребенка.[3]
Так, например, в детстве необходимо контролировать ребенка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребенок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребенком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребенка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьезное влияние и на физическом уровне.
Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методовв, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи.[4]
Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А..[3] можно выделить различные типы отношения к ребенку:
- Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребенку при любых обстоятельствах)
- Условное эмоциональное принятие (любовь к ребенку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определенные условия, чтобы заслужить родительскую любовь)
- Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание любви и отвержения);
- Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);
- Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребенка, игнорирование).
- Открытое эмоциональное отвержение.
Стили воспитания[править | править код]
Воспитание ребенка в семье может определяться такими факторами, как традиционность родительских взглядов, семейное положение родителей, социально-экономическое положение семьи, возраст и опыт родителей. Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей. Свои классификации стилей воспитания предлагали многие психологи. Так, например, Г. Крайг в своей работе[5] привел следующие стили воспитания, которые основывались на уровне контроля со стороны родителей и уровне теплоты по отношению к детям:
- Авторитарный — такой стиль воспитания содержит в себе жесткий контроль и холодное отношение со стороны родителей. Авторитарный стиль не предполагает установления контакта с ребенком, все правила должны четко исполняться, просьбы родителей имеют черты приказа.
- Авторитетный — данный стиль характеризуется умеренным контролем и теплым отношением к детям. Родителями поощряется развитие самостоятельности, выстраиваются конструктивные отношения с детьми. Основное свойство авторитетного стиля — установление диалога с ребенком. Все принятые решения, наказания и правила непременно обсуждаются с детьми.
- Либеральный — для данного стиля характерны отсутствие контроля и повышенное теплое отношение к ребенку. Родители всегда открыты для общения, детям предоставляется полная свобода и проявляется безусловная любовь.
- Индифферентный — данный стиль является некой противоположностью авторитетного стиля воспитания и имеет негативное влияние на развитие личности ребенка. Выделяются отсутствие контроля и холодное отношение к ребенку. Родители не проявляют никакого интереса к своему ребенку и закрыты для общения.
Данные стили воспитания не являются исключительными, зачастую родители применяют и комбинируют их в зависимости от обстоятельств. Также у родителей могут различаться стили воспитания, в связи этим стили взаимодополняют друг друга, либо противоречат друг другу, что в свою очередь препятствует воспитательной работе.
Структура родительства[править | править код]
Стиль воспитания ребенка напрямую зависит от структуры мотивации родительства. Данная структура определяется уровнем ценности ребенка в семье. В зависимости от этого выделяется три типа семей по различности уровня ценности ребенка:
- Первый тип — высокая ценность ребенка. Целенаправленное деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один.
- Второй тип — низкая ценность ребенка. Рождение ребенка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много.
- Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребенка. Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребенка в семье.
Особенности детско-родительских отношений на разных возрастных этапах[править | править код]
Детско-родительские отношения являются необходимой подсистемой отношений семьи как целостной системы. Детско-родительские отношения можно рассматривать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.[6]
В детско-родительских отношениях важно уделять должное внимание как физиологическим, так и психологическим потребностям ребенка в каждом периоде.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте(М. И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве.[6]
Ребенку необходимо чувствовать безопасность окружающего мира и роль родителя на данном периоде чрезвычайно велика, так как свои потребности ребенок не может удовлетворять в силу своей беспомощности. Ребенку необходимо активное взаимодействие со значимым взрослым, должна быть сформирована привязанность к взрослому, так как в данном случае родитель является единственным источником удовлетворения потребностей. Если же привязанность не будет сформирована до 12 месяцев, то психическое развитие ребенка нарушается.[3]
Формирование предметно-орудийной компетентности является особенностью детско-родительских отношений в раннем возрасте.[6] На данном возрастном этапе предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок изучает истинное назначение предметов, способы овладения и роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
В дошкольном возрасте родители развивают социальную компетентность ребенка. Родитель выступает в качестве проводника в социальный мир, играет с ребенком, учит правилам совместной игры. Также на данном возрастом этапе родитель занимается подготовкой ребенка к школе, общение может иметь ситуативно-деловой характер. Все это готовит ребенка к вступлению в новую для него социальную среду.
Сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности является особенностью детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
В подростковом и юношеском возрасте детско-родительские отношения определяются созданием родителями условий для развития автономии и самосознания ребенка.[6]
Методики[править | править код]
Существует множество методик для диагностики детско-родительских отношений:
- «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис [1]
- «Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин [2]
- «Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е. С. Шефер и Р. К. Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.) [3]
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская)[4]
- «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях)[5]
- Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан.
- «Стратегии семейного воспитания»[6]
- «Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова
Примечания[править | править код]
- ↑ Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с
- ↑ 1 2 Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- ↑ 1 2 3 4 Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
- ↑ Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
- ↑ Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
- ↑ 1 2 3 4 Карабанова О. А.. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.. 2005
Литература[править | править код]
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: АСТ, 2014. — 238с.
- Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном — Череповец: ЧГУ, 2002. — 150с.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2005. — 320 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.
См. также[править | править код]
- Воспитание
- Психология развития
- Патологизирующие роли
- Трансакционный анализ
Ссылки[править | править код]
- Методики диагностики детско-родительских отношений
- Карабанова О. А. — «Возрастная психология. Конспект лекций»
Источник
Библиографическое описание:
Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т. Г. Авдеева. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3435/ (дата обращения: 10.04.2020).
Дошкольное
детство — период интенсивного психического развития,
появления психических новообразований, становления важных черт
личности ребенка. Согласно современным представлениям о движущих
силах, источниках и условиях развития психики и личности
человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением
и взаимодействием со взрослым, в первую очередь,
с родителем [2]. Родители, передавая ребёнку определённые
знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его
психику, формируют его способности. Глубокие изменения психики
ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под
определённым влиянием воспитания и обучения. Родители
и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему
новые знания и умения, организуя и направляя его
деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его
психику, формируют его личность, развивают определённые
психологические черты. Исследование проводилось на базе дошкольного
образовательного учреждения № 246 г. Красноярска.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Для исследования
детско-родительских отношений был использован тест —
опросник родительского отношения (А. Я. Варга,
В. В. Столина). По итогам проведения данной методики мы
получили следующие результаты (см рис.1).
Рис. 1. Показатели (в %)
родительского отношения к ребенку-дошкольнику.
Большинство
родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.
Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во
всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово
наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка,
требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная
гиперсоциализация) — 25 % родителей. К симбиотическим
отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым
целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от
трудностей и неприятностей жизни) стремятся 15 % родителей.
Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 20 %
родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами
ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 30 %
родителей. Тип взаимоотношения как «принятие-отвержение»
выбирают 10 %.
Для получения представления
об особенностях эмоционального благополучия или неблагополучия
дошкольника в семье использовалась проективная методика
«Кинетический рисунок семьи». Используя ее, мы
предполагали, что, рисуя, дети невольно выражают свое отношение
к нарисованному, проявляя даже те чувства, которые сознательно
не признают или не могут выразить другими средствами. По итогам
проведения данной методики мы получили следующие результаты (см.
рис.2).
Рис. 2. Показатели (%)
отношения старших дошкольников к семейной ситуации.
Таким
образом, эмоциональное благополучие в семьях ощущают 30 %
обследуемых детей, а эмоциональное неблагополучие —
70 % детей. Анализируя рисунки детей старшего дошкольного
возраста, мы выявили следующее: большинство детей (70 %)
использовали в основном более холодные тона, иногда в рисунках
преобладали темные цвета (коричневый, серый, черный), хотя им
предлагался весь набор цветных карандашей. Традиционно использование
таких цветов интерпретируется как признак присутствия чувства
отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта
ребенка. В некоторых рисунках отсутствовал кто-либо из членов
семьи, что указывает на наличие у ребенка негативных чувств по
отношению к этому члену семьи. Линии рисунка резкие, угловатые,
что говорит об эмоциональном перенапряжении, внутреннем возбуждении,
чувстве тревоги. В других рисунках детей (30 %) мы выявили
следующие отличия: дети изображают полный состав семьи, используют
более теплые тона, в одежде людей много ярких цветов, много
индивидуальных деталей (у пап — очки, галстуки; у мам —
красивые прически, украшения). В целом можно сказать: когда
ребенок воспринимает семейные отношения как благоприятные, он
отражает это в виде веселых лиц держащихся за руки членов семьи.
Для исследования уровня
психического развития ребенка применялась методика Р.Сирса. По итогам
проведения данной методики мы получили следующие результаты (см.
рис.3).
Рис. 3. Показатели (в %)
уровня психического развития дошкольников по методике Р.Сирса
Результаты
показали, что 30 % детей
обладают устойчивой адаптацией к среде, активным и творческим
отношением к действительности (креативный уровень психического
развития), 25 %
детей адаптированы
к социуму, но проявляют признаки тревожности (адаптивный уровень
психического развития) и у
45 %
детей повышенная тревожность, стремление полностью соответствовать
желаниям окружающим, или, наоборот, подчинить окружающее своим
желаниям (дезадаптивный уровень психического развития). Анализ
полученных результатов по трем методикам позволил сделать вывод
о том, что характер детско-родительских отношений влияет на
уровень психического развития: в 30 % эффективный тип отношений
в семье — креативный уровень психического развития
ребенка; в 70 % нарушения в детско-родительских
отношениях — 45 % детей имеют дезадаптивный уровень
психического развития и 25 % детей имеют адаптивный уровень
психического развития.
По итогам констатирующего
эксперимента была сформирована экспериментальная группа детей
старшего дошкольного возраста, которую составили дети с адаптивным
и дезадаптивным уровнем развития психики, а также
с неэффективным типом родительского отношения к ребенку.
Состав экспериментальной группы составил 14 детей и их родители.
Целью формирующего эксперимента послужила реализация коррекционной
программы, направленная на коррекцию детско-родительских отношений.
Чтобы выяснить, какие изменения произошли в родительско-детских
отношениях в семье ребенка старшего дошкольного возраста после
реализации цикла занятий, был проведен контрольный эксперимент.
В качестве контрольных результатов, используемых для оценки
эффективности проведенного формирующего эксперимента, использовались
данные об эмоциональном неблагополучии ребенка в семье
и неэффективном (нарушенном) родительском отношении на
констатирующем эксперименте. Исходя из полученных данных, мы можем
утверждать, что программа, направленная на устранение нарушений
в детско-родительских отношений, возникающих в семьях,
воспитывающих старших дошкольников позволяет повысить уровень
психического развития дошкольников.
Безусловно, дошкольный
возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков
как важный и ответственный период в жизни человека, как
момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное
развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек
активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На
этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется
самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их
соподчинение. И именно в этот период наиболее важным
является влияние семьи на психическое развитие ребенка, влияние
существующей в ней системы внутрисемейных, а также
детско-родительских отношений [1].
Литература:
Бернс, Р. Развитие
Я-концепции и воспитание [Текст]: учебник / Р. Бернс. —
М.: Прогресс — 1998. — 422с.Особенности психического
развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред.
Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.:
Педагогика — 2006. — 470 с.
Источник