Детский сад как первая ступень в развитии ребенка

дошкольное образование — первая ступень общего образования

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.

 — Что такое ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО — это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

 — Зачем нужен стандарт?

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС — являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

 — Каковы эти требования?

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

— Каким быть дошкольному детству по новым требованиям? В чём это заключается?

Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия, что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация) .

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образования) : «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».

Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.

Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.

Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.

В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Проживание детства в дошкольном возрасте возможно только в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка.

 — Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?

Читайте также:  Игра и психическое развитие ребенка дошкольника

Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ! »

Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса) .

 — Каковы же связи с вышесказанным требования к результатам освоения программы?

Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

 — Что такое целевые ориентиры?

Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.

Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

— Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).

-Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество

-Развитые творческие способности, развитая устная речь

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

 — Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?

«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни», — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. «При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания обществе».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. » В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма», — сказал руководитель группы разработчиков.

 — Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям?

Мы предполагаем, социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом)

ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ!

Литература:

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

3. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Источник

Комогорцева Ольга
Дошкольное образование, как первая ступень в системе непрерывного образования

Комогорцева О. В.

МАДОУ детский сад «Жемчужинка», воспитатель

Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования.

Прежде чем поговорить о дошкольном образовании как первой ступени обучения. Давайте рассмотрим, что же такое система непрерывного образования.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

Читайте также:  Какие социальные факторы оказывают влияние на развитие ребенка

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования«

Что же такое ФГОС?

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. На основе стандарта разрабатывается и сама программа. Приоритетом ее разработки является дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

.Дошкольное образование — целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта. «

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего малыша- период дошкольное детства.

Мы все знаем что, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития всех детей в том числе и одаренных с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области.

Особое внимание в стандарте уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается переход на инклюзивное образование. Все дети равны, никто не должен чувствовать себя «не нужным» или «не таким как все». На данный момент Доу принимают все меры для создания доступной принять таких детей.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не накопленная за это время суммы знаний.

Что это значит?

По ФГОС дошкольного образования не существует требований о том, что ребёнок должен знать в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще обязано исчезнуть из оборота педагогов детских садов. Ребёнок теперь никому ничего не должен. Он может только хотеть или не хотеть.

И как мы уже говорили вся его деятельность основана на игре.

В нашем саду в каждой группе педагоги совместно с детьми создают проекты, книги, такие как «Книга геометрических фигур», «Космическая гостья- Звездочка», «Моя любимая игрушка». Играя, делая поделки, рассказывая про свою игрушки, сочиняя сказку дети легко запомнили геометрические фигуры, получили много знаний о солнечной системе.

На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).

В моей группе создан «Центр науки экспериментирования и исследовательской деятельности. В нем дети с огромным удовольствием проводят опыты, выращивают минеральные кристаллы, рассматривают и наблюдают за жизнью водных черепашек, на прогулки исследуют и ведут наблюдения за насекомыми, «Где живет кузнечик и чем он питается».

Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

ФГОС ДО ориентирует учреждения на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

И для это нами было предложено родителям как можно чаще участвовать в жизни детского сада. В саду был создан «Университет отцов», где папы сами решают какие бы мероприятия они хотели провести совместно с детьми: Были проведены спортивные развлечения «Зимние забавы на реке», «Будь здоров», «Мини — футбол», а также стали традицией «Дни открытых дверей», где родители могут поучаствовать в образовательной и совместной деятельности в месте со своим ребенком, и ежегодные круглые столы на разные темы: «Книги своими руками», «Семейные традиции», «Семейные проекты» и т. д.

Для развития одаренных детей и общего развития в нашем саду педагогами проводятся различные кружки: «Занимательная сенсорика» — формирования сенсорных эталонов, «Цветные переживания» — кружок по моделированию из бумаги», «Волшебные пальчики» — пластилинография,

Читайте также:  Что нужно для развития ребенка 4 лет

«Кукляндия» — театрализованная студия, «Юные художники» — нетрадиционные техники рисования, «Тропинка в экономику», «Родной край» — кружок по краеведению, «Колокольчик» — вокально – инструментальный кружок.

Для развития ребенка играют важную роль социальные институты. Одним из основных институтов социализации детей является дополнительное образование. Обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования — это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги — это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки.

Единая система непрерывного образования — это сочетание го-сударственных, общественных форм образования, а также самооб-разования, призванных обеспечить поступательность всестороннего развития личности на основе интеграции учебной и общественно-практической деятельности.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы.

Таким образом, с принятием нового федерального государственного стандарта дошкольного образования, возрастает значимость дошкольного образования, оно становится неотъемлемой частью, первой ступенью российской образовательной системы. В основе ФГОС дошкольного образования заложены идеи обучения и воспитания, осмысление своей социальной значимости, раскрытие собственных возможностей и потенциала ребенка. Родитель главный участник дошкольного воспитания. Дошкольный период прекрасный период – ребенок «губка для знаний».

Источник

Юлия Абрамова
Дошкольное образование — уникальная ступень непрерывного образования

Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования.

На современном этапе необходимы новые решения и подходы в воспитании подрастающего поколения.

Работа по программе развивающего образования детей дошкольного возраста — дело своеобразное, кропотливое, требующее от педагога профессиональной компетентности, умения разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом его склонностей, интересов, потребностей.

Для развития и повышения качества дошкольного образования необходимо создать пространство для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации.

От компетентности педагога, от идейной убежденности зависит то, в каком режиме будет развиваться дошкольное учреждение.

Отрадно, что именно сейчас как никогда, дошкольному воспитанию уделено огромное внимание. Высшей ценностью нашего общества является Человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг важнейших проблем современного развитого общества.

Наше государство ставит задачу воспитания человека как гармонически развитой личности с творческим мышлением, сильной волей, со стремлением ко всему прекрасному, с благородной направленностью отношений с людьми.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и развития, начиная с дошкольного возраста. Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов.

Это первоначальный уровень в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании базовых знаний у детей. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором самостоятельной, познавательной деятельности. Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

С позиции своего еще небольшого опыта, могу с уверенностью сказать, что наше дошкольное образовательное учреждение шагает в ногу со временем. Я, как молодой специалист, изучаю все вопросы по организации жизнедеятельности дошкольников. Понимаю, что действительно, детский сад – это целая научная лаборатория по поддержке и развитию воспитанников, первая ступень непрерывного образования. Дети поражают, удивляют меня своеобразием интересов, способностей, склонностей. Как подойти к детям, чтобы познать их. Как направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые средства педагогического воздействия? На такие важные вопросы я нахожу ответы из практики работы детского сада.

Источник